Сценарий викторины по творчеству Д. И. Фонвизина
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Бобырь Ирина Витальевна

Сценарий викторины по творчеству Д.И. Фонвизина с презентацией и карточками для ведущего

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВИКТОРИНА «УМНИКИ И УМНИЦЫ» ПО ТВОРЧЕСТВУ Д. И. ФОНВИЗИНА

Слайд 2

КАК ПЕРВОНАЧАЛЬНО ПИСАЛАСЬ ФАМИЛИЯ ФОНВИЗИН? ОТВЕТ: ФОН ВИЗИН И ФОН ВИСИН.

Слайд 3

ОДНОВРЕМЕННО С ФОНВИЗИНЫМ В МОСКОВСКОЙ ГИМНАЗИИ УЧИЛИСЬ БУДУЩИЕ ЗНАМЕНИТОСТИ Г. ПОТЕМКИН И Н. НОВИКОВ. КТО ИЗ ТРОИХ ЗАКОНЧИЛ ЕЁ, А КТО БЫЛ ВЫГНАН ЗА НЕУСПЕВАЕМОСТЬ И ЛЕНОСТЬ? ОТВЕТ: ПОТЕМКИНА И НОВИКОВА ИСКЛЮЧИЛИ, А ФОНВИЗИН ЗАКОНЧИЛ ГИМНАЗИЮ.

Слайд 4

КАКИЕ ТРИ ЯЗЫКА ВЫУЧИЛ В ГИМНАЗИИ ФОНВИЗИН, ЧТО ПОМОГЛО ЕМУ ВПОСЛЕДСТВИИ СТАТЬ ПЕРЕВОДЧИКОМ? ОТВЕТ: ЛАТИНСКИЙ, НЕМЕЦКИЙ И ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫКИ.

Слайд 5

ПЕРЕД ЮНОШЕЙ ОТКРЫЛОСЬ ТРИ ДОРОГИ: ВОЕННАЯ СЛУЖБА (У НЕГО УЖЕ БЫЛ ЧИН СЕРЖАНТА), УЧЁБА В УНИВЕРСИТЕТЕ И СТАТСКАЯ СЛУЖБА (ЧИНОВНИКОМ). ЧТО ОН ВЫБРАЛ? ОТВЕТ: СТАЛ ЧИНОВНИКОМ В ИНОСТРАННОЙ КОЛЛЕГИИ - СНАЧАЛА ПЕРЕВОДЧИКОМ, ПОЗДНЕЕ СЕКРЕТАРЕМ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ Н. И. ПАНИНА.

Слайд 6

ЖАНР ПОСЛАНИЯ ОБЫЧНО БЫЛ АДРЕСОВАН ИЛИ ПОКРОВИТЕЛЯМ, ИЛИ ДРУЗЬЯМ. К КОМУ ОБРАЩАЛСЯ ФОНВИЗИН В СВОЕМ «ПОСЛАНИИ К ... »? ОТВЕТ: «ПОСЛАНИЕ К СЛУГАМ МОИМ ШУМИЛОВУ, ВАНЬКЕ И ПЕТРУШКЕ» (1766).

Слайд 7

В КАКОЙ ФОНВИЗИНСКОЙ БАСНЕ ЛИСА ХИТРОУМНО ВОСХВАЛЯЕТ ПОДВИГИ УМЕРШЕГО ТИРАНА - ЛЬВА (НАПЕЧАТАНА ЛИШЬ ЧЕРЕЗ 25 ЛЕТ ПОСЛЕ ЕЕ НАПИСАНИЯ)? ОТВЕТ: В БАСНЕ «ЛИСИЦА-КОЗНОДЕЙ» (СТРОЯЩАЯ КОЗНИ, ЛУКАВАЯ, КОВАРНАЯ).

Слайд 8

В КАКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ФОНВИЗИН ОСМЕИВАЕТ ДВА ТИПА РУССКИХ ДВОРЯН - СЛЕПО ПРЕДАННЫХ СТАРИНЕ И ЗАРАЖЕННЫХ МОДНОЙ ФРАНЦУЗОМАНИЕЙ? ПЕРЕЧИСЛИТЕ И ТЕХ И ДРУГИХ. ОТВЕТ: В КОМЕДИИ «БРИГАДИР»: БРИГАДИР, БРИГАДИРША, СОВЕТНИК И - ИВАН, СЫН БРИГАДИРА, СОВЕТНИЦА.

Слайд 9

ОТВЕТ: «ВЫ ОЧЕНЬ ХОРОШО НАШИ НРАВЫ ЗНАЕТЕ, ИБО БРИГАДИРША ВАША ВСЕМ РОДНЯ»?

Слайд 10

В КАКОЙ МОМЕНТ САТИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ИВАНУШКА В КОМЕДИИ «БРИГАДИР» ВДРУГ ВЫЗЫВАЕТ СОЧУВСТВИЕ И ИЗ-ЗА ЕГО ФИГУРЫ ВДРУГ ВЫГЛЯДЫВАЕТ ЛИЦО АВТОРА? ОТВЕТ: КОГДА ЕГО РАЗЛУЧАЮТ С ЛЮБИМОЙ ЖЕНЩИНОЙ, ТАК КАК ОНА ЗАМУЖЕМ. ФОНВИЗИН ТОЖЕ ЛЮБИЛ ЗАМУЖНЮЮ ЖЕНЩИНУ, И ЕМУ БЫЛА ЗНАКОМА ГОРЕЧЬ РАЗЛУКИ.

Слайд 11

КАКОЕ СОБЫТИЕ, ПО МНЕНИЮ ФОНВИЗИНА, ГРОЗИЛО ПРИВЕСТИ РОССИЙСКУЮ ИМПЕРИЮ «НА САМЫЙ КРАЙ КОНЕЧНОГО РАЗРУШЕНИЯ И ГИБЕЛИ»? ОТВЕТ: ПУГАЧЁВЩИНА

Слайд 12

ЧТО ТАК ВОЗМУТИЛО ЕКАТЕРИНУ II, ВЫЗВАВ ЯЗВИТЕЛЬНЫЙ САРКАЗМ: «ХУДО МНЕ ЖИТЬ ПРИХОДИТ; УЖ Г-Н ФОН ВИЗИН ХОЧЕТ УЧИТЬ МЕНЯ ЦАРСТВОВАТЬ»? ОТВЕТ: ФОНВИЗИН СОСТАВИЛ ПОД РУКОВОДСТВОМ Н. И. ПАНИНА ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ «РАССУЖДЕНИЕ О НЕПРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНАХ», В КОТОРОМ ГЛАВНЫМИ ПУНКТАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА БЫЛИ СВОБОДА И СОБСТВЕННОСТЬ.

Слайд 13

ПО КАКОМУ ПОВОДУ ПРОЗВУЧАЛА ЗНАМЕНИТАЯ ФРАЗА: «УМРИ, ДЕНИС, А ЛУЧШЕ НЕ НАПИШЕШЬ»? ОТВЕТ: ПО ПОВОДУ ПЕРВОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ» (1782).

Слайд 14

КАК ИЗМЕНИЛИСЬ С ФОНВИЗИНСКИХ ВРЕМЕН ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ «БРИГАДИР» И «НЕДОРОСЛЬ»? ОТВЕТ: БРИГАДИР - РАНЬШЕ ВОИНСКОЕ ЗВАНИЕ ВЫШЕ ПОЛКОВНИКА И НИЖЕ ГЕНЕРАЛА; ТЕПЕРЬ - РУКОВОДИТЕЛЬ БРИГАДЫ, ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОЛЛЕКТИВА. НЕДОРОСЛЬ - ДВОРЯНИН, НЕ ДОСТИГШИЙ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ И НЕ ПОСТУПИВШИЙ ЕЩЁ НА СЛУЖБУ; СЕЙЧАС - МОЛОДОЙ НЕДОУЧКА, НЕВЕЖДА, НАПОМИНАЮЩИЙ ФОНВИЗИНСКОГО МИТРОФАНУШКУ.

Слайд 15

ОТВЕТ: «ПОХОЖИЙ НА МАТЬ» (С ГРЕЧ.); КУТЕЙКИН - КУТЬЯ (ПОМИНАЛЬНАЯ И РОЖДЕСТВЕНСКАЯ КАША), ЦЫФИРКИН - ЦИФРА, ВРАЛЬМАН (РУССК. «ВРАЛЬ» И НЕМ. «МАН» - ЧЕЛОВЕК).

Слайд 16

15. ПОЧЕМУ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ, БЛИЗКИЙ АВТОРУ, НОСИТ ИМЯ СТАРОДУМ? ОТВЕТ: ДУМАЮЩИЙ ПО-СТАРОМУ, КАК В ПЕТРОВСКУЮ ЭПОХУ.

Слайд 17

ПРОСТАКОВЫ И СКОТИНИН - ЗНАЧИМЫЕ ФАМИЛИИ, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ В НАЦИОНАЛЬНОМ ОБИХОДЕ. А КАК ЗОВУТ ИДЕАЛЬНЫХ ГЕРОЕВ? У НИХ ИМЕНА ИЛИ ФАМИЛИИ? Правдин - это, скорее всего, фамилия, Милон - вероятно, имя (от милый) на иностранный манер, Стародум - сложное слово, не характерное для русских имен и фамилий (по типу украинских).

Слайд 18

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ДЕВИЧЬЮ ФАМИЛИЮ ПРОСТАКОВОЙ? Скотинина. Тарас Скотинин - её родной брат.

Слайд 19

18.КАКОЙ ПЕРСОНАЖ В КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ» НЕ ИМЕЕТ НИ ИМЕНИ, НИ ФАМИЛИИ? Кормилица Еремеевна - это её отчество (Еремей - по-древнеевр. «Бог возвысит»).

Слайд 20

19. КАКАЯ «ДРЯНЬ» ЛЕЗЛА В ГЛАЗА МИТРОФАНУШКЕ ВО СНЕ? «ТЫ, МАТУШКА, ИЗВОЛИЛА БИТЬ БАТЮШКУ... ТЫ ТАК УСТАЛА, КОЛОТЯ БАТЮШКУ».

Слайд 21

20.КТО ИЗ ГЕРОЕВ ПЬЕСЫ УБОЯЛСЯ «БЕЗДНЫ ПРЕМУДРОСТИ» И ПОПРОСИЛ ОТ НЕЁ УВОЛЬНЕНИЯ? КУТЕЙКИН.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

21. КАКУЮ ИЗДЕВАТЕЛЬСКУЮ ФРАЗУ ДИКТУЕТ СВОЕМУ УЧЕНИКУ КУТЕЙКИН, А ТОТ СТАРАТЕЛЬНО ЗАПИСЫВАЕТ, НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЯ? «АЗ ЖЕ ЕСМЬ ЧЕРВЬ, АЗ ЕСМЬ СКОТ, А НЕ ЧЕЛОВЕК, ПОНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОВ».

Слайд 2

22. КАКИЕ НАУКИ ПРЕПОДАЕТ ВРАЛЬМАН И В КАЧЕСТВЕ КОГО ОН СЛУЖИЛ ПРЕЖДЕ? ИСТОРИЮ И ГЕОГРАФИЮ; КУЧЕРОМ У СТАРОДУМА.

Слайд 3

23. СКОЛЬКО ЛЕТ МИТРОФАНУ И МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ ЕГО МАТЬ СТАРУХОЙ? 16 ЛЕТ, А ЕГО МАТЕРИ НЕ БОЛЬШЕ 40.

Слайд 4

24. БЫЛ ЛИ ОН НАБИТЫМ ДУРАКОМ И ЛЕНИВЫМ УВАЛЬНЕМ? НЕТ, ОН ХИТЁР, НАХОДЧИВ, ИЗВОРОТЛИВ И НЕПОСЕДЛИВ.

Слайд 5

25. ЧЕМ, ПО МНЕНИЮ МИТРОФАНА, ОТЛИЧАЕТСЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ОТ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО И ЕСТЬ ЛИ В ЕГО ОТВЕТЕ ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ? СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВУЕТ САМО ПО СЕБЕ, А ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНО К ЧЕМУ-ТО, К КАКОМУ-НИБУДЬ МЕСТУ (ПРИВОДИТ ПРИМЕР С ДВЕРЬЮ).

Слайд 6

26. ОТВЕТ ПРОСТАКОВОЙ НА ВОПРОС, ЗАЧЕМ НУЖНА ГЕОГРАФИЯ, СТАЛ КРЫЛАТЫМ ВЫРАЖЕНИЕМ, КАК И ЗАЯВЛЕНИЕ ЕЁ СЫНА ОБ УЧЁБЕ. ПРОЦИТИРУЙТЕ ИХ. «ДА ИЗВОЗЧИКИ-ТО НА ЧТО Ж?», «НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ, А ХОЧУ ЖЕНИТЬСЯ».

Слайд 7

27. КОГО УКОРЯЕТ ПРАВДИН - «НЕГОДНИЦА»? В ЖЕНСКОМ ИЛИ МУЖСКОМ РОДЕ УПОТРЕБЛЕНО ЭТО СЛОВО? МИТРОФАНА. ТОГДА ТАК НАЗЫВАЛИ И МУЖЧИН, КАК «НЕДОТЕПА», «ПРОСТОФИЛЯ», «НЕПОСЕДА». ВПОСЛЕДСТВИИ ОБРАЗОВАЛОСЬ СЛОВО «НЕГОДНИК».

Слайд 8

28.СТАРОДУМ, РАССКАЗЫВАЯ О МОЛОДОМ ГРАФЕ, БЫВШЕМ СВОЕМ ПРИЯТЕЛЕ, НАЗЫВАЕТ ЕГО «СЫНОМ СЛУЧАЙНОГО ОТЦА». ЗНАЧИТ ЛИ ЭТО, ЧТО ОН НЕЗАКОННОРОЖДЕННЫЙ? НЕТ. СЫН ОТЦА, ПОПАВШЕГО «В СЛУЧАЙ», КОТОРОМУ ПОВЕЗЛО ВЫРВАТЬСЯ НАВЕРХ.

Слайд 9

29. ПРОДОЛЖИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ СТАРОДУМА: «ИМЕЙ СЕРДЦЕ, ИМЕЙ ДУШУ...». «...И БУДЕШЬ ЧЕЛОВЕК ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ».

Слайд 10

30. КАК ОПРАВДЫВАЕТ СВОЮ ФАМИЛИЮ СКОТИНИН? БОЛЬШЕ ВСЕГО ЛЮБИТ СВИНЕЙ.

Слайд 11

31. О Простаковой иронически сказано: «Мастерица толковать указы». О каком указе идет речь?

Слайд 12

УКАЗ ПЕТРА III О «ВОЛЬНОСТИ ДВОРЯНСКОЙ», ОСВОБОЖДАЮЩИЙ ДВОРЯН ОТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ, УСТАНОВЛЕННОЙ ПЕТРОМ I. ПРОСТАКОВА ПОНИМАЕТ ЕГО КАК ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ВСЕХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ И ПО ОТНОШЕНИЮ К КРЕПОСТНЫМ КРЕСТЬЯНАМ.

Слайд 13

32. ПОЧЕМУ П. А. ВЯЗЕМСКИЙ СЧИТАЛ, ЧТО ПРОСТАКОВА СТОИТ «НА МЕЖЕ ТРАГЕДИИ И КОМЕДИИ»? УРОДЛИВАЯ, ЖИВОТНАЯ ЛЮБОВЬ К СЫНУ, ГУБЯЩАЯ ЕГО, ПРИНОСИТ И ЕЙ НАКАЗАНИЕ И ГОРЕ: ОНА СТАЛКИВАЕТСЯ С ЕГО ЧЁРСТВОСТЬЮ И НЕБЛАГОДАРНОСТЬЮ.

Слайд 14

33. КАКОЙ ФИНАЛЬНОЙ ФРАЗОЙ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ КОМЕДИЯ И КТО ЕЁ ПРОИЗНОСИТ? «ВОТ ЗЛОНРАВИЯ ДОСТОЙНЫЕ ПЛОДЫ»; СТАРОДУМ.

Слайд 15

34.НА КАКОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК СРАЗУ ЖЕ БЫЛ ПЕРЕВЕДЕН «НЕДОРОСЛЬ»? НА НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК.

Слайд 16

35. КАКУЮ РОЛЬ В «НЕДОРОСЛЕ» СЫГРАЛ САМ АВТОР В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ СПЕКТАКЛЕ? СКОТИНИНА.

Слайд 17

36.ЧЕРЕЗ 40 ЛЕТ ПОСЛЕ СОЗДАНИЯ «НЕДОРОСЛЯ» ДЕКАБРИСТ К. РЫЛЕЕВ ПИСАЛ: «И ЗМЕЙКИНА, СЕБЯ УЗНАВШИ В ПРОСТАКОВОЙ, СУЛИЛА АВТОРУ ЖИЗНЬ СКУЧНУЮ В УДЕЛ В СТРАНЕ ДАЛЁКОЙ И СУРОВОЙ». КОГО ИМЕЛ В ВИДУ РЫЛЕЕВ И ЧТО ОЖИДАЛО ДРАМАТУРГА? Екатерину II; увольнение в отставку и опала. Обошлось без ссылки в Сибирь .

Слайд 18

37. КАКОЙ ЖУРНАЛ (ПО ИМЕНИ ОДНОГО СВОЕГО ГЕРОЯ) ХОТЕЛ ИЗДАВАТЬ ФОНВИЗИН, НО НЕ ПОЛУЧИЛ РАЗРЕШЕНИЯ? ПОЧЕМУ? «ДРУГ ЧЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ, ИЛИ СТАРОДУМ» (1788); ПРИЧИНОЙ ЗАПРЕЩЕНИЯ ЖУРНАЛА БЫЛИ ОСТРЫЕ, ЯЗВИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ЗАДАННЫЕ ИЗДАТЕЛЮ «СОБЕСЕДНИКА ЛЮБИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОГО СЛОВА» (НЕГЛАСНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ - ЕКАТЕРИНА II) И ВЫЗВАВШИЕ ГНЕВ ИМПЕРАТРИЦЫ, КОТОРАЯ ОБВИНИЛА АВТОРА В «СВОБОДОЯЗЫЧИИ».

Слайд 19

38. В ЭТОМ ЖУРНАЛЕ ОЖИВАЛИ ПРЕЖНИЕ ПЕРСОНАЖИ. КТО-ТО ЖАЛОВАЛСЯ НА СВОЮ СЕМЕЙНУЮ ЖИЗНЬ И ИЗМЕНУ МУЖА, А КТО-ТО ОПЛАКИВАЛ КОНЧИНУ СВОЕЙ ЛЮБИМОЙ АКСИНЬИ. МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ УГАДАТЬ, КТО ЭТИ ГЕРОИ И КТО ТАКАЯ АКСИНЬЯ? СОФЬЯ ЖАЛОВАЛАСЬ НА МИЛОНА, СКОТИНИН ГОРЕВАЛ О СМЕРТИ СВОЕЙ СВИНЬИ АКСИНЬИ.

Слайд 20

39. О ЧЕМ ПИСАЛ ФОНВИЗИН В «ОПЫТЕ РОССИЙСКОГО СОСЛОВНИКА»? О СОСЛОВИЯХ? НЕТ. «СОСЛОВО» - ФОНВИЗИНСКИЙ ПЕРЕВОД ЛАТИНСКОГО ТЕРМИНА «СИНОНИМ», Т. Е. ЭТО СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ (МИР, ПОКОЙ, ТИШИНА).

Слайд 21

40. К КОМУ ОБРАЩАЛСЯ ОН В СВОЕЙ «ЧЕЛОБИТНОЙ РОССИЙСКОЙ ... ОТ РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ»? К Минерве, т. е. к Екатерине II.

Слайд 22

41. КАКУЮ НЕОБЫЧНУЮ «ГРАММАТИКУ» СОЧИНИЛ ФОНВИЗИН, ДАВ В НЕЙ САТИРИЧЕСКОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ РОДОВ И ЧИСЕЛ, СКЛОНЕНИЙ И ПАДЕЖЕЙ: «ПАДЕЖ ЕСТЬ НАКЛОНЕНИЕ СИЛЬНЫХ К ... , БЕССИЛЬНЫХ К ... »? К ЧЕМУ? «ВСЕОБЩУЮ ПРИДВОРНУЮ ГРАММАТИКУ»; «...НАГЛОСТИ», «...ПОДЛОСТИ».

Слайд 23

42. МЕНЕЕ ЧЕМ ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА ПОСЛЕ СМЕРТИ ФОНВИЗИНА РОДИЛСЯ ЕГО ПРЕЕМНИК В КОМЕДИЙНОМ ЖАНРЕ, И В НОВОЙ КОМЕДИИ БУДУТ ПЕРСОНАЖИ ТОЖЕ СО ЗНАЧАЩИМИ ИМЕНАМИ, ГЕРОИНЯ НОСИТ ИМЯ ФОНВИЗИНСКОЙ, НО ДЕЙСТВИЕ ПЕРЕНЕСЕНО ИЗ ПРОВИНЦИИ В ... . НАЗОВИТЕ ДРАМАТУРГА, ЕГО ПЬЕСУ, ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ И МЕСТО ДЕЙСТВИЯ. А. С. Грибоедов; «Горе от ума»; Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Софья; Москва.

Слайд 24

43. К КАКОМУ СВОЕМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ ПУШКИН ПРЕДПОСЛАЛ ЭПИГРАФ ИЗ «НЕДОРОСЛЯ», ДАЖЕ НЕ УКАЗАВ ФАМИЛИИ АВТОРА? К «Повестям Белкина» - диалог Простаковой и Скотинина: «То, мой батюшка, он ещё сызмала к историям охотник». - «Митрофан по мне».

Слайд 25

44. КОГО ИЗ ФОНВИЗИНСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ ПУШКИН ПОКАЗАЛ ЖЕНАТЫМ, ПОСТАРЕВШИМ, С КУЧЕЙ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ, А КОГО СДЕЛАЛ ПОХОЖИМ НА МИТРОФАНА И ДАЛ ЕМУ В УЧИТЕЛЯ ВТОРОГО ВРАЛЬМАНА? НАЗОВИТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ГЕРОЕВ. В «Евгении Онегине» в гости к Лариным приехали «Скотининых чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов». В «Капитанской дочке» Петруша Гринёв и француз мосье Бопре, бывший парикмахер, а потом солдат.

Слайд 26

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!



Предварительный просмотр:

Викторина по творчеству Д. И. Фонвизина (1744-1792)
1. Как первоначально писалась фамилия Фонвизин?
2. Одновременно с Фонвизиным в Московской гимназии учились будущие знаменитости Г. Потемкин и Н. Новиков. Кто из троих закончил её, а кто был выгнан за неуспеваемость и леность?
3. Какие три языка выучил в гимназии Фонвизин, что помогло ему впоследствии стать переводчиком?
4. Перед юношей открылось три дороги: военная служба (у него уже был чин сержанта), учёба в университете и статская служба (чиновником). Что он выбрал?
5. Жанр послания обычно был адресован или покровителям, или друзьям. К кому обращался Фонвизин в своем «Послании к ... »?
6. В какой фонвизинской басне Лиса хитроумно восхваляет подвиги умершего тирана - Льва (напечатана лишь через 25 лет после ее написания)?
7. В каком произведении Фонвизин осмеивает два типа русских дворян - слепо преданных старине и зараженных модной французоманией? Перечислите и тех и других.
8. О какой героине Фонвизина современники говорили: «Вы очень хорошо наши нравы знаете, ибо ... ваша всем родня»?
9. В какой момент сатирический герой Иванушка в комедии «Бригадир» вдруг вызывает сочувствие и из-за его фигуры вдруг выглядывает лицо автора?
10. Какое событие, по мнению Фонвизина, грозило привести Российскую империю «на самый край конечного разрушения и гибели»?
11. Что так возмутило Екатерину II, вызвав язвительный сарказм: «Худо мне жить приходит; уж г-н Фон Визин хочет учить меня царствовать»?
12. По какому поводу прозвучала знаменитая фраза: «Умри, Денис, а лучше не напишешь»?
13. Как изменились с фонвизинских времен значения слов «бригадир» и «недоросль»?
14. Что значит имя Митрофан и в чем комизм фамилий-прозвищ его учителей?
15. Почему положительный герой, близкий автору, носит имя Стародум?
16. Простаковы и Скотинин - значимые фамилии, но в то же время естественные для русского языка и общеупотребительные в национальном обиходе. А как зовут идеальных героев? У них имена или фамилии?
17. Знаете ли вы девичью фамилию Простаковой?
18. Какой персонаж в комедии «Недоросль» не имеет ни имени, ни фамилии?
19. Какая «дрянь» лезла в глаза Митрофанушке во сне?
20. Кто из героев пьесы убоялся «бездны премудрости» и попросил от неё увольнения?
21. Какую издевательскую фразу диктует своему ученику Кутейкин, а тот старательно записывает, ничего не понимая?
22. Какие науки преподает Вральман и в качестве кого он служил прежде?
23. Сколько лет Митрофану и можно ли назвать его мать старухой?
24. Был ли он набитым дураком и ленивым увальнем?
25. Чем, по мнению Митрофана, отличается существительное от прилагательного и есть ли в его ответе здравый смысл?
26. Ответ Простаковой на вопрос, зачем нужна география, стал крылатым выражением, как и заявление её сына об учёбе. Процитируйте их.
27. Кого укоряет Правдин - «негодница»? В женском или мужском роде употреблено это слово?
28. Стародум, рассказывая о молодом графе, бывшем своем приятеле, называет его «сыном случайного отца». Значит ли это, что он незаконнорожденный?
29. Продолжите высказывание Стародума: «Имей сердце, имей душу...».
30. Как оправдывает свою фамилию Скотинин?
31. О Простаковой иронически сказано: «Мастерица толковать указы». О каком указе идет речь?
32. Почему П. А. Вяземский считал, что Простакова стоит «на меже трагедии и комедии»?
33. Какой финальной фразой заканчивается комедия и кто её произносит?
34. На какой иностранный язык сразу же был переведен «Недоросль»?
35. Какую роль в «Недоросле» сыграл сам автор в любительском спектакле?
36. Через 40 лет после создания «Недоросля» декабрист К. Рылеев писал: «И Змейкина, себя узнавши в Простаковой, Сулила автору жизнь скучную в удел В стране далёкой и суровой». Кого имел в виду Рылеев и что ожидало драматурга?
37. Какой журнал (по имени одного своего героя) хотел издавать Фонвизин, но не получил разрешения? Почему?
38. В этом журнале оживали прежние персонажи. Кто-то жаловался на свою семейную жизнь и измену мужа, а кто-то оплакивал кончину своей любимой Аксиньи. Можете ли вы угадать, кто эти герои и кто такая Аксинья?
39. О чем писал Фонвизин в «Опыте российского сословника»? О сословиях?
40. К кому обращался он в своей «Челобитной российской ... от российских писателей»?
41. Какую необычную «Грамматику» сочинил Фонвизин, дав в ней сатирическое истолкование родов и чисел, склонений и падежей: «Падеж есть наклонение сильных к ... , бессильных к ... »? К чему?
42. Менее чем через три года после смерти Фонвизина родился его преемник в комедийном жанре, и в новой комедии будут персонажи тоже со значащими именами, героиня носит имя фонвизинской, но действие перенесено из провинции в ... . Назовите драматурга, его пьесу, главных героев и место действия.
43. К какому своему произведению Пушкин предпослал эпиграф из «Недоросля», даже не указав фамилии автора?
44. Кого из фонвизинских персонажей Пушкин показал женатым, постаревшим, с кучей детей разных возрастов, а кого сделал похожим на Митрофана и дал ему в учителя второго Вральмана? Назовите произведения и героев.


Ответы

1. Фон Визин и Фон Висин.
2. Потемкина и Новикова исключили, а Фонвизин закончил гимназию.
3. Латинский, немецкий и французский языки.
4. Стал чиновником в иностранной коллегии - сначала переводчиком, позднее секретарем министра иностранных дел Н. И. Панина.
5. «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (1766).
6. В басне «Лисица-кознодей» (строящая козни, лукавая, коварная).
7. В комедии «Бригадир»: Бригадир, Бригадирша, Советник и - Иван, сын Бригадира, Советница.
8. «...Бригадирша».
9. Когда его разлучают с любимой женщиной, так как она замужем. Фонвизин тоже любил замужнюю женщину, и ему была знакома горечь разлуки.
10. Пугачёвщина.
11. Фонвизин составил под руководством Н. И. Панина проект конституции «Рассуждение о непременных государственных законах», в котором главными пунктами законодательства были свобода и собственность.
12. По поводу первого представления комедии «Недоросль» (1782).
13. Бригадир - раньше воинское звание выше полковника и ниже генерала; теперь - руководитель бригады, производственного коллектива. Недоросль - дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на службу; сейчас - молодой недоучка, невежда, напоминающий фонвизинского Митрофанушку.
14. «Похожий на мать» (с греч.); Кутейкин - кутья (поминальная и рождественская каша), Цыфиркин - цифра, Вральман (русск. «враль» и нем. «ман» - человек).
15. Думающий по-старому, как в Петровскую эпоху.
16. Правдин - это, скорее всего, фамилия, Милон - вероятно, имя (от милый) на иностранный манер, Стародум - сложное слово, не характерное для русских имен и фамилий (по типу украинских).
17. Скотинина. Тарас Скотинин - её родной брат.
18. Кормилица Еремеевна - это её отчество (Еремей - по-древнеевр. «Бог возвысит»).
19. «Ты, матушка, изволила бить батюшку... ты так устала, колотя батюшку».
20. Кутейкин.
21. «Аз же есмь червь, аз есмь скот, а не человек, поношение человеков».
22. Историю и географию; кучером у Стародума.
23. 16 лет, а его матери не больше 40.
24. Нет, он хитёр, находчив, изворотлив и непоседлив.
25. Существительное существует само по себе, а прилагательное приложено к чему-то, к какому-нибудь месту (приводит пример с дверью).
26. «Да извозчики-то на что ж?», «Не хочу учиться, а хочу жениться».
27. Митрофана. Тогда так называли и мужчин, как «недотепа», «простофиля», «непоседа». Впоследствии образовалось слово «негодник».
28. Нет. Сын отца, попавшего «в случай», которому повезло вырваться наверх.
29. «...и будешь человек во всякое время».
30. Больше всего любит свиней.
31. Указ Петра III о «вольности дворянской», освобождающий дворян от обязательной государственной службы, установленной Петром I. Простакова понимает его как освобождение от всех обязанностей перед обществом и по отношению к крепостным крестьянам.
32. Уродливая, животная любовь к сыну, губящая его, приносит и ей наказание и горе: она сталкивается с его чёрствостью и неблагодарностью.
33. «Вот злонравия достойные плоды»; Стародум.
34. На немецкий язык.
35. Скотинина.
36. Екатерину II; увольнение в отставку и опала. Обошлось без ссылки в Сибирь.
37. «Друг честных людей, или Стародум» (1788); причиной запрещения журнала были острые, язвительные вопросы, заданные издателю «Собеседника любителей российского слова» (негласный руководитель - Екатерина II) и вызвавшие гнев императрицы, которая обвинила автора в «свободоязычии».
38. Софья жаловалась на Милона, Скотинин горевал о смерти своей свиньи Аксиньи.
39. Нет. «Сослово» - фонвизинский перевод латинского термина «синоним», т. е. это словарь синонимов (мир, покой, тишина).
40. К Минерве, т. е. к Екатерине II.
41. «Всеобщую придворную грамматику»; «...наглости», «...подлости».
42. А. С. Грибоедов; «Горе от ума»; Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Софья; Москва.
43. К «Повестям Белкина» - диалог Простаковой и Скотинина: «То, мой батюшка, он ещё сызмала к историям охотник». - «Митрофан по мне».
44. В «Евгении Онегине» в гости к Лариным приехали «Скотининых чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов». В «Капитанской дочке» Петруша Гринёв и француз мосье Бопре, бывший парикмахер, а потом солдат.



Предварительный просмотр:

1
Как первоначально писалась фамилия Фонвизин?
_____________________________________________________________________________________
Фон Визин и Фон Висин.
2
Одновременно с Фонвизиным в Московской гимназии учились будущие знаменитости Г. Потемкин и Н. Новиков. Кто из троих закончил её, а кто был выгнан за неуспеваемость и леность?
_____________________________________________________________________________________
Потемкина и Новикова исключили, а Фонвизин закончил гимназию.
3
Какие три языка выучил в гимназии Фонвизин, что помогло ему впоследствии стать переводчиком?
_____________________________________________________________________________________
Латинский, немецкий и французский языки.
4

Перед юношей открылось три дороги: военная служба (у него уже был чин сержанта), учёба в университете и статская служба (чиновником). Что он выбрал?
_____________________________________________________________________________________
Стал чиновником в иностранной коллегии - сначала переводчиком, позднее секретарем министра иностранных дел Н. И. Панина.




5

Жанр послания обычно был адресован или покровителям, или друзьям. К кому обращался Фонвизин в своем «Послании к ... »?

_____________________________________________________________________________________
«Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (1766).
6
В какой фонвизинской басне Лиса хитроумно восхваляет подвиги умершего тирана - Льва (напечатана лишь через 25 лет после ее написания)?
_____________________________________________________________________________________
В басне «Лисица-кознодей» (строящая козни, лукавая, коварная).
7
В каком произведении Фонвизин осмеивает два типа русских дворян - слепо преданных старине и зараженных модной французоманией? Перечислите и тех и других.
_____________________________________________________________________________________
В комедии «Бригадир»: Бригадир, Бригадирша, Советник и - Иван, сын Бригадира, Советница.
8
О какой героине Фонвизина современники говорили: «Вы очень хорошо наши нравы знаете, ибо ... ваша всем родня»?
_____________________________________________________________________________________
«...Бригадирша».


9
В какой момент сатирический герой Иванушка в комедии «Бригадир» вдруг вызывает сочувствие и из-за его фигуры вдруг выглядывает лицо автора?
_____________________________________________________________________________________
Когда его разлучают с любимой женщиной, так как она замужем. Фонвизин тоже любил замужнюю женщину, и ему была знакома горечь разлуки.
10
Какое событие, по мнению Фонвизина, грозило привести Российскую империю «на самый край конечного разрушения и гибели»?
_____________________________________________________________________________________
Пугачёвщина.
11
Что так возмутило Екатерину II, вызвав язвительный сарказм: «Худо мне жить приходит; уж г-н Фон Визин хочет учить меня царствовать»?
_____________________________________________________________________________________
Фонвизин составил под руководством Н. И. Панина проект конституции «Рассуждение о непременных государственных законах», в котором главными пунктами законодательства были свобода и собственность.
12
По какому поводу прозвучала знаменитая фраза: «Умри, Денис, а лучше не напишешь»?
_____________________________________________________________________________________
По поводу первого представления комедии «Недоросль» (1782).

13
Как изменились с фонвизинских времен значения слов «бригадир» и «недоросль»?
_____________________________________________________________________________________
Бригадир - раньше воинское звание выше полковника и ниже генерала; теперь - руководитель бригады, производственного коллектива. Недоросль - дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на службу; сейчас - молодой недоучка, невежда, напоминающий фонвизинского Митрофанушку.
14
Что значит имя Митрофан и в чем комизм фамилий-прозвищ его учителей?
_____________________________________________________________________________________
«Похожий на мать» (с греч.); Кутейкин - кутья (поминальная и рождественская каша), Цыфиркин - цифра, Вральман (русск. «враль» и нем. «ман» - человек).
15
Почему положительный герой, близкий автору, носит имя Стародум?
_____________________________________________________________________________________
Думающий по-старому, как в Петровскую эпоху.
16
Простаковы и Скотинин - значимые фамилии, но в то же время естественные для русского языка и общеупотребительные в национальном обиходе. А как зовут идеальных героев? У них имена или фамилии?
_____________________________________________________________________________________
Правдин - это, скорее всего, фамилия, Милон - вероятно, имя (от милый) на иностранный манер, Стародум - сложное слово, не характерное для русских имен и фамилий (по типу украинских).

17

Знаете ли вы девичью фамилию Простаковой?

_____________________________________________________________________________________

Скотинина. Тарас Скотинин - её родной брат.
18

Какой персонаж в комедии «Недоросль» не имеет ни имени, ни фамилии?

_____________________________________________________________________________________

Кормилица Еремеевна - это её отчество (Еремей - по-древнеевр. «Бог возвысит»).
19

Какая «дрянь» лезла в глаза Митрофанушке во сне?

_____________________________________________________________________________________

«Ты, матушка, изволила бить батюшку... ты так устала, колотя батюшку».
20

Кто из героев пьесы убоялся «бездны премудрости» и попросил от неё увольнения?

_____________________________________________________________________________________

Кутейкин.

21

Какую издевательскую фразу диктует своему ученику Кутейкин, а тот старательно записывает, ничего не понимая?

«Аз же есмь червь, аз есмь скот, а не человек, поношение человеков».
22

Какие науки преподает Вральман и в качестве кого он служил прежде?

Историю и географию; кучером у Стародума.

23

Сколько лет Митрофану и можно ли назвать его мать старухой?

16 лет, а его матери не больше 40.

24

Был ли он набитым дураком и ленивым увальнем?

Нет, он хитёр, находчив, изворотлив и непоседлив.

25

Чем, по мнению Митрофана, отличается существительное от прилагательного и есть ли в его ответе здравый смысл?

Существительное существует само по себе, а прилагательное приложено к чему-то, к какому-нибудь месту (приводит пример с дверью).

26

Ответ Простаковой на вопрос, зачем нужна география, стал крылатым выражением, как и заявление её сына об учёбе. Процитируйте их.

«Да извозчики-то на что ж?», «Не хочу учиться, а хочу жениться».

27

Кого укоряет Правдин - «негодница»? В женском или мужском роде употреблено это слово?

Митрофана. Тогда так называли и мужчин, как «недотепа», «простофиля», «непоседа». Впоследствии образовалось слово «негодник».

28

Стародум, рассказывая о молодом графе, бывшем своем приятеле, называет его «сыном случайного отца». Значит ли это, что он незаконнорожденный?

Нет. Сын отца, попавшего «в случай», которому повезло вырваться наверх.

29

Продолжите высказывание Стародума: «Имей сердце, имей душу...».

«...и будешь человек во всякое время».
30

Как оправдывает свою фамилию Скотинин?

Больше всего любит свиней.

31

О Простаковой иронически сказано: «Мастерица толковать указы». О каком указе идет речь?

Указ Петра III о «вольности дворянской», освобождающий дворян от обязательной государственной службы, установленной Петром I. Простакова понимает его как освобождение от всех обязанностей перед обществом и по отношению к крепостным крестьянам.
32

Почему П. А. Вяземский считал, что Простакова стоит «на меже трагедии и комедии»?

Уродливая, животная любовь к сыну, губящая его, приносит и ей наказание и горе: она сталкивается с его чёрствостью и неблагодарностью.

33

Какой финальной фразой заканчивается комедия и кто её произносит?

«Вот злонравия достойные плоды»; Стародум.

34

На какой иностранный язык сразу же был переведен «Недоросль»?

На немецкий язык.
35

Какую роль в «Недоросле» сыграл сам автор в любительском спектакле?

Скотинина.
36

Через 40 лет после создания «Недоросля» декабрист К. Рылеев писал: «И Змейкина, себя узнавши в Простаковой, Сулила автору жизнь скучную в удел В стране далёкой и суровой». Кого имел в виду Рылеев и что ожидало драматурга?

Екатерину II; увольнение в отставку и опала. Обошлось без ссылки в Сибирь.

37

Какой журнал (по имени одного своего героя) хотел издавать Фонвизин, но не получил разрешения? Почему?

«Друг честных людей, или Стародум» (1788); причиной запрещения журнала были острые, язвительные вопросы, заданные издателю «Собеседника любителей российского слова» (негласный руководитель - Екатерина II) и вызвавшие гнев императрицы, которая обвинила автора в «свободоязычии».

38

В этом журнале оживали прежние персонажи. Кто-то жаловался на свою семейную жизнь и измену мужа, а кто-то оплакивал кончину своей любимой Аксиньи. Можете ли вы угадать, кто эти герои и кто такая Аксинья?

Софья жаловалась на Милона, Скотинин горевал о смерти своей свиньи Аксиньи.

39

О чем писал Фонвизин в «Опыте российского сословника»? О сословиях?

Нет. «Сослово» - фонвизинский перевод латинского термина «синоним», т. е. это словарь синонимов (мир, покой, тишина).

40

К кому обращался он в своей «Челобитной российской ... от российских писателей»?

К Минерве, т. е. к Екатерине II.

41

Какую необычную «Грамматику» сочинил Фонвизин, дав в ней сатирическое истолкование родов и чисел, склонений и падежей: «Падеж есть наклонение сильных к ... , бессильных к ... »? К чему?

«Всеобщую придворную грамматику»; «...наглости», «...подлости».

42

Менее чем через три года после смерти Фонвизина родился его преемник в комедийном жанре, и в новой комедии будут персонажи тоже со значащими именами, героиня носит имя фонвизинской, но действие перенесено из провинции в ... . Назовите драматурга, его пьесу, главных героев и место действия.

А. С. Грибоедов; «Горе от ума»; Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Софья; Москва.


43

К какому своему произведению Пушкин предпослал эпиграф из «Недоросля», даже не указав фамилии автора?

К «Повестям Белкина» - диалог Простаковой и Скотинина: «То, мой батюшка, он ещё сызмала к историям охотник». - «Митрофан по мне».

44

Кого из фонвизинских персонажей Пушкин показал женатым, постаревшим, с кучей детей разных возрастов, а кого сделал похожим на Митрофана и дал ему в учителя второго Вральмана? Назовите произведения и героев.

В «Евгении Онегине» в гости к Лариным приехали «Скотининых чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов». В «Капитанской дочке» Петруша Гринёв и француз мосье Бопре, бывший парикмахер, а потом солдат.



Предварительный просмотр:

Сценарий проведения внеклассного мероприятия для учащихся 9 –х классов по творчеству

Д.И.Фонвизина

«Умники и умницы»

Цели мероприятия:

 образовательная: 

создать условия для формирования у детей интереса к литературе 18 века; помочь выявлению чувства, которое возникает после прочтения произведений; показать личностное восприятие произведений; развивать творческие способности учащихся; использовать теоретико-литературные понятия; формировать умения мыслить, делать самостоятельно выводы.

создать условия для повторения и закрепления  основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;

развивающая: содействовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся; способствовать развитию навыков чёткого изложения своих мыслей, умению моделировать ситуацию, способствовать развитию логического мышления;

 воспитательная: способствовать воспитанию уважения к сопернику, умения достойно вести спор; помочь учащимся проявить стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде

Подготовка к мероприятию участников и зрителей. Предварительно выбираются 3 команды (по результатам отборочного тура) из учащихся 9 классов.

Оборудование: ПК, проектор, экран. Три игровых дорожки для участников. Карточки с вопросами, ордена для отборочного тура, плакаты для оформления, парты для команд, стол для  жюри, стулья; карточки с заданиями, бланки для оценивания конкурсов (для жюри)

Ход игры

Правила игры:

Всем хорошо знакома игра «Умники и умницы». Правила игры простые. В игре  играют три команды (по 3 человека) «умники и умницы»– участники  и зрители. Во время игры зрители отвечают на вопросы. Зрители, набравшие более четырех орденов, получают отличную оценку. Участникам для определения дорожки предлагается изложить свое мнение о творчестве Д.И.Фонвизина в течение  30 секунд.

Команда, которая по мнению жюри, была лучшей, получает право на выбор дорожки. Затем участники отвечают  на вопросы игры. На красной дорожке не допускаются неправильные ответы (участник неправильно ответивший на вопрос прекращает игру). На желтой дорожке допускаются один неправильный ответ  (команда, два раза неправильно ответившая на вопрос, прекращает игру) На зеленой дорожке допускаются два неправильных ответа (команда, два раза неправильно ответившая на вопрос, прекращает игру). Победителем считается команда, прошедшая по своей дорожке. Между участниками этой команды разыгрывается финал. В результате финальной игры выявляется победитель.

Ведущий приветствует присутствующих и объявляет о начале игры:

Ведущий:   
Уважаемые гости! Вы пришли сегодня на интеллектуальную встречу умников и умниц по
 творчеству Д.И.Фонвизина 

          Принимать участие в нашей игре может каждый сидящий в зале девятиклассник. Для этого  необходимо правильно отвечать на вопросы, которые будут сегодня заданы. Каждый, кто правильно ответит на вопрос, получит орден. Команда участников, ставшая победителем, разыгрывает финал.

      И прежде чем начать соревнования, я хочу сказать словами А. Дюма: «Счастливая случайность выпадает на долю подготовленных умов!»

      Так пусть же в нашей игре победит сильнейший!

Итак, 1 тур – отборочный:

Ведущий: За каждый правильный ответ вы получите орден умника или умницы!

Вопросы отборочного тура

Ведущий:  Итак, перед нами три команды.

   Сейчас между ними будут разыграны дорожки. Итак, конкурс «Оратор».

 Каждая команда в течение 30 секунд должна ответить на первый вопрос: Какое место занимает Д.И.Фонвизин в русской литературе?

Жюри, выберет команду- победителя. Этой команде предоставляется право первой выбрать свою дорожку.

А сейчас я предоставляю слово командам.

2 тур.

Ведущий: Перед вами три категории вопросов. Напоминаю, что

  1. На красной дорожке нельзя ошибаться ни разу.
  2. На желтой дорожке можно ошибаться один раз.
  3. На зеленой дорожке можно ошибаться два раза  

3 тур.   Финальный. Для команды победителя.

По результатам конкурса выявляется победитель игры «Умники и умницы».

Награждение победителя и участников финала.

Ведущий:

Всем спасибо за вниманье,

За задор и громкий смех,

За огонь соревнования,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь –

Говорим мы «До свиданья,

                                 До счастливых новых встреч!».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 8 классе по творчеству Д.И.Фонвизина

Презентация дает представление о основных этапах в жизни Д.И.Фонвизина и обзорная лекция по комедии "Недоросль". Ее значение в литературе, основные проблемы....

ВИКТОРИНА по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

ВИКТОРИНА по комедии  Д.И. Фонвизина «Недоросль». Содержит ответы на вопросы....

ВИКТОРИНА по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

ВИКТОРИНА по комедии  Д.И. Фонвизина «Недоросль». Содержит ответы на вопросы....

Тест по литературе.8 класс. Творчество Д.И. Фонвизина

Данный материал - тесты (2 варианта) к урокам по творчеству Д.И. Фонвизина....

Викторина по комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"

Презентация создана по комедии "Недоросль" Д. И. Фонвизина...

Презентация по теме: "Жизнь и творчество Д.И.Фонвизина"

Презентация для изучения раздела "Русская литература XVIII века" в 8 классе к учебнику под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина....