УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.Образ Петербурга в поэзии Серебряного века
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Голякова Светлана Алексеевна

закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного  произведения, совершить заочную экскурсию по Петербургу, показать учащимся своеобразие изображения  этого города Блоком, Ахматовой и Мандельштамом и их литературными предшественниками, понять причины подобного изображения; развивать абстрактное и логическое мышление, умение сопоставлять и обобщать знания; формировать умения осуществлять взаимосотрудничество, развивать коммуникативные  навыки; воспитывать любовь к городу на Неве, развивать чувство прекрасного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obraz_peterb_v_poezii_ser_veka_golyakova.docx60.98 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

                    урока литературы

Тема урока. Образ Петербурга в поэзии Серебряного века

Урок литературы в 11 классе.

Учебно-методический комплект (УМК) "Литература. 11 класс. Чалмаев В.А., Зинин С.А."

Тип урока: освоение нового материала с элементами  повторительно – обобщающей деятельности.

Цели урока: закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного  произведения, совершить заочную экскурсию по Петербургу, показать учащимся своеобразие изображения  этого города Блоком, Ахматовой и Мандельштамом и их литературными предшественниками, понять причины подобного изображения; развивать абстрактное и логическое мышление, умение сопоставлять и обобщать знания; формировать умения осуществлять взаимосотрудничество, развивать коммуникативные  навыки; воспитывать любовь к городу на Неве, развивать чувство прекрасного.

Виды деятельности обучающихся: фронтальная, групповая работа, индивидуальная, мультимедийная.

Оборудование урока: ПК учителя, м/м проектор, экран, учебная доска, карточки для учащихся, фоторяд г. Петербурга, презентация к уроку

Ход урока:

I. Присоединение ученика к уроку. Актуализация знаний

(Через компьютер на экран проецируются репродукции с картин Алексеева Ф.Я. «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной», «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской набережной», Патерсена Б. «Вид Дворцовой площади и Зимнего дворца», «Вид Казанского собора со стороны Невского»)
 - В начале урока, чтобы обобщить наши знания, проведём
викторину. 

Слайд 1-2

- Назовите автора произведения и его название?

1.В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Тёмно-зелёными садами

Её покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова. (А.С.Пушкин «Медный всадник»)

2. А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробуждён.

Встаёт купец, идёт разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит… (А.С.Пушкин "Евгений Онегин")

- Ребята, давайте вспомним, каким изображает Петербург А.С.Пушкин? Это было вашим домашним заданием. Слайд 3 (Пушкинский Петербург – любимый город поэта, он связан с петровскими преобразованиями. Вспомним великолепный город вступления к поэме «Медный всадник», это и город тиранической власти, и интеллектуальной светской интеллигенции, олицетворение русской государственности, и город, разорённый взбунтовавшейся Невой, город, где нестерпимо плохо маленькому человеку. Это  жестокий город «Станционного смотрителя», оскорбивший Самсона Вырина, лишивший его последней надежды, это и город пышных особняков и сумрачных белых ночей «Евгения Онегина») .Слайд 4

3. Серебром отливают колонны,

Орнаменты ворот и мостов,

В серебре лошадиные гривы,

Шапки, бороды, брови людей,

И, как бабочек крылья, красивы

Ореолы вокруг фонарей.

4.Все больны, торжествует аптека

И варит свои зелья гуртом;

В целом городе нет человека,

В ком бы желчь не кипела ключом… (Н.А.Некрасов «До сумерек»)

- В чём образ некрасовского Петербурга полемичен по отношению к пушкинскому?  Слайд 5 (В противовес высокому, величественному образу Петербурга Пушкина Некрасов создаёт трагическую хронику жизни большого города. Для Некрасова Петербург – социальное пространство, наполненное самыми прозаическими реалиями.    Пушкинская поэтизация Петербурга уступает место подчёркнуто прозаическому его изображению у Некрасова.    Петербург Некрасова – грязные улицы, сырость, гниль, стон, смрад. Поэт внимательно всматривается в очертания северной столицы. Но постепенно со страниц произведений исчезает удивительная красота города. Пейзаж становится не только унылым, он провоцирует человека на безнравственные поступки). Слайд 6

5. «Пустынные улицы даже и днём не так веселы, а тем более вечером. Теперь они сделались ещё глуше и уединённее: фонари стали мелькать реже; пошли деревянные домы, заборы, нигде нет ни души; сверкал только один снег по улицам да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки». (Н.В.Гоголь «Шинель»)

6. «Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущённою массою наляжет на него… Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект. …сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде».  (Н.В.Гоголь  «Невский проспект»)

- Каким показан Петербург в произведениях Н.В.Гоголя? Слайд 7 (У Гоголя Петербург выглядит фантастическим, обманным, часто изображается гротескно – сатирически.

Петербург у Н.В. – оборотень с двойным лицом: за парадной красотой столицы  скрыта бедная и убогая жизнь.

Призрачный свет фонарей обманывает нас и скрывает жуткую суть «фантасмагории». Именно у Гоголя блестяще показана оппозиция внешнего блеска и внутреннего разложения, в его Петербурге всё дышит обманом – это дьявольский мираж. Город трактуется как призрак.

В произведениях Гоголя образ Петербурга как бы раздваивается: его великолепие отходит на второй план, отступая перед проблемами обезличивания человека. Холодный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает странные зловещие фантазии)  Слайд 8

7. Потому что вот уже восемь лет, как я живу в Петербурге и почти ни одного знакомства не умел завести. Но к чему мне знакомства? Мне и без того знаком весь Петербург; вот почему мне и показалось, что меня все покидают, когда весь Петербург поднялся и вдруг уехал на дачу. Мне страшно стало оставаться одному, и целых три дня я бродил по городу в глубокой тоске, решительно не понимая, что со мной делается… (Ф.М.Достоевский «Белые ночи»).

8. « Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников»

- Петербург Достоевского. Какой он? Слайд 9   (Петербург у Достоевского город «умышленный», страшный, давящий, толкающий к преступлению, не оставляющий надежд.

Cо страниц «Преступления и наказания» исходят запахи: духота, пыль, извёстка, вонь дешёвой краски, гниющей рыбы, прокисших винных остатков.  Поневоле задохнёшься и захочется на воздух. Сам Петербург провоцирует героев на идею и поступок.

Тесно стоящие доходные дома с дворами-колодцами, с тёмными комнатами, с мрачными чёрными лестницами. В таких домах и поселил своих героев Ф.М. Достоевский).

Учитель: Петербург в нашей литературе существовал в двух традициях. Первая - Пушкинский город, "полночных стран краса и диво", гордый и прекрасный, город - судьба России, "окно в Европу", символ новой русской истории. Вторая - Гоголевский Петербург, Петербург Достоевского, "фантастический город", город страдания, город проклятый. Слайд 10

II. Создание проблемной ситуации.

-  Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?  (О Петербурге). Слайд11

- Эпиграфом нашего урока стали слова Ю.М.Лотмана: «За этот исторически ничтожный срок своего существования Петербург накопил такое количество текстов, кодов, связей, ассоциаций, такой объем культурной памяти, что по праву может считаться уникальным явлением в мировой цивилизации». Вдумайтесь в эти слова и сформулируйте проблемный вопрос нашего урока. (В чём состоит уникальность Петербурга) Слайд12

- А теперь сформулируем тему сегодняшнего урока, учитывая период в развитии русской литературы, который мы сейчас изучаем.

(«Образ Петербурга в поэзии Серебряного века»)

Запишите тему урока. Слайд13

Учитель: Мы познакомимся с еще одной страницей «петербургского текста». Напомню, что в современной критике существует такое понятие, как «петербургский текст», обозначающее весь корпус произведений русской литературы. И наши знания о культурном языке Петербурга будут неполными, если мы  не познакомимся с творчеством  крупных поэтов Серебряного века, разрабатывавших эту тему

- Исходя из озвученной вами проблемы, какие цели вы поставите перед собой?

(Познакомиться с еще одной страницей «Петербургского текста»;

увидеть своеобразие изображения  Петербурга  Блоком, Ахматовой, Мандельштамом и их литературными предшественниками (выявить общие и отличительные черты) Слайд14

Учитель: ...Улицы Петербурга - это музей под открытым небом. Музей истории, музей архитектуры, литературный музей. Нет города, который бы играл в истории и культуре страны такую роль, как Петербург - для России.

        Его образ менялся с течением времени. Если для человека 19 века было характерно стремление к гармонии, вере, то для представителя рубежа веков ситуация жизни была абсолютно не ясна. Рубеж XIX-XX веков отмечен другими тенденциями. 

Слайд15. Демонстрируются виды Петербурга.

- Давайте вспомним историко-социальную обстановку этого времени?

(Политические и социальные катаклизмы…)

- Как эта ситуация повлияла на человека? (Изменилось его сознание).

Учитель: Не случайно Ф. Ницше (немецкий философ-идеалист, чьи работы,бесспорно,  повлияли на общественное мировоззрение) писал: «Бог умер». Классическая литература уже не соответствовала требованиям человека рубежа веков. Его волнуют другие проблемы, идеи, а соответственно требуются новые формы выражения, т.к. традиционные несколько устарели.

- Появление какого направления в искусстве решило эту проблему. (Модернизм)

Каким предстает перед читателем этот город на страницах произведений поэтов –представителей модернизма мы и постараемся сегодня увидеть. Именно Петербург стал родиной русского модернизма. Вы разделились на группы, чтобы исследовать, чем отличается видение этого города в  у таких разных поэтов как  Блок, Мандельштам и Ахматова.

III. Работа в группах.

(Для удобства материал по каждому писателю представлен на листах определённого цвета).

1.Петербург Блока. Слайд 16

Учитель: Блок - это наиболее “петербургский” из всех русских поэтов. Все его творчество проникнуто духом Петербурга, насыщено его атмосферой. Давайте познакомимся с Петербургом Блока.

Сообщение учащегося.  Слайд17-19

Жизнь Блока была тесно связана с Петербургом. Он был петербуржцем в полном и точном смысле этого слова. В этом городе он родился, прожил всю свою жизнь и умер. Здесь протекала вся его литературная деятельность.

Для Блока Петербург был поистине “действенным” городом, сильно и глубоко действовавшим на его художественное сознание.

В период увлечения Блока символизмом Петербург  предстает в фантастических и заимствованных из Апокалипсиса образах, как некая фантасмагория, призрачное и обманчивое видение. Это город “странных и ужасных” явлений, населенный “черными человечками”, “пьяными красными карликами”, “невидимками”. Это метафизический Петербург, имеющий таинственный, магический смысл, недоступный пониманию человека. Таким мы видим его в стихотворении «Сумрак дня несет печаль» 1901 г.

Метафизический Петербург создается такой Петербург с помощью изобразительно-выразительных средств. Здесь работает прием антитезы. В метафизике города присутствуют две силы: тёмная и светлая.

Положительное начало в лице ангелов, приближающихся к тусклому, печальному и безнадежному городу, объятому мраком, безусловно, сильнее мертвого и безликого мрака.

И в “Снежной маске”, и в “Страшном мире”, и в других лирических стихах Блока перед нами возникает цельный и сложный образ не безличного большого города, но именно Петербурга. И о чем бы ни писал Блок - “фешенебельном ресторане” или “о крышах дальних кабаков”, о “колодцах дворов” или о “ледяной ряби канала”, о “снежной вьюге” или о “желтой заре”, - это всегда петербургские рестораны и кабаки, петербургские дворы и каналы, петербургская вьюга и петербургская заря».

Мы  проанализировали стихотворение А.А.Блока «Сытые», рассмотрели образный ряд этого произведения.

Ученик читает наизусть стихотворение А.А. Блока «Сытые»

Сытые

Они давно меня томили:

В   разгаре девственной мечты

Они скучали, и не жили,

И мяли белые цветы.

И вот - в столовых и гостиных,

Над грудой рюмок, дам, старух,

Над скукой их обедов чинных -

Свет электрический потух.

К чему-то вносят, ставят свечи,

На лицах - желтые круги,

Шипят пергаментные речи,

С трудом шевелятся мозги.

Так - негодует всё, что сыто,

Тоскует сытость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев!

Теперь им выпал скудный жребий:

Их дом стоит неосвещен,

И жгут им слух мольбы о хлебе

И красный смех чужих знамен!

Пусть доживут свой век привычно -

Нам жаль их сытость разрушать.

Лишь чистым детям - неприлично

Их старой скуке подражать.    10 ноября 1905

Вопросы для первой группы

- Определите тему стихотворения?

- Какие образы создает поэт?

- Как живется людям в городе?

- Как Блок рисует город, в котором живут эти люди?

- Кто виноват в том, что люди «увлечены во мглу», по мнению Блока?

- Присутствует ли в стихотворениях образ автора? Слышим ли мы его голос? Какова его позиция?

Примерные ответы учеников.

Главная тема произведения – социальная. Блок выражает искреннюю ненависть к миру “сытых”, которые “скучали и не жили”.

Перед нами встают образы. Это сытые, дамы, старухи, чистые дети. Эти люди находятся во власти порока и алкоголя. В «столовых и в гостиных» они чинно обедают и прожигают  в чревоугодии (один из грехов!) жизнь («скучает, и не живет») Поэт рисует их мертвыми красками: “желтые” круги на лицах, “пергаментные речи”. Автор показывает антидуховность, мещанство, внутреннее убожество мира “сытых”.

Им противопоставлены те, кто бастует («свет электрический потух»), потому что не могут заработать своим каторжным трудом  даже кусок хлеба.

Блок рисует город, в котором живут эти люди. Его картину дополняют столовые и гостиные, неосвещенный дом.

По мнению Блока, виноваты в том, что люди «увлечены во мглу» негодующие дамы, старухи с «сытыми важными чревами», живущие в «прогнившем хлеву», люди, похожие на свиней, мозги этих вечно обедающих « с трудом шевелятся». Бездуховное существование давно превратило их в ходячих мертвецов. Их основной характеристикой стала скука.

Голос автора присутствует в произведении. Он четко определяет свою позицию. Говоря «нам», Блок тем самым объединяет себя с теми, кто поднял красный флаг.

Вывод. В стихах Блока проходит целая галерея образов людей, униженных и оскорбленных в этом сверкающем и сытом мире. Миром завладел порок, одни люди ослабли духом, другие выбирают революцию. Город не может примирить их с той тяжелой жизнью, которая выпала на их долю. Петербург Блока - это “страшный мир”, полный острейших противоречий социального быта; это капиталистический город с реально-историческими чертами своего облика.

- Обратитесь к цитатнику.

Прочитайте отрывки из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»:

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенно летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - всё это разом  неприятно потрясло  и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города было особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».

«Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна для него эта пышная картина…    Дивился он каждый своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывал разгадку его…»

- Прочитайте отрывок из критической статьи С.В. Белова:

«Раскольников так же двойственен, как и породивший его Петербург (с одной стороны Сенная площадь – «отвратительный и грустный колорит картины»; с другой – Нева – «великолепная панорама»), и весь роман посвящён разгадке этой двойственности Раскольникова – Петербурга».

- Как вы считаете, продолжает ли Блок в социальной теме Петербурга традиции Достоевского (город порождает грех в человеке) или поэт находит своё решение?  (Петербург Блока – город, не являющийся источником зла. Грех находится в душах людей. Злое начало подвластно вавилонской блуднице, сытые объяты грехом чревоугодия и сребролюбия. Им противостоит революционное начало угнетённых и чистота детей. Город вместилище и того, и другого. Он - данность.) Слайд 20

2. Петербург Осипа Мандельштама.

Учитель: Мы увидели, каким видел Петербург поэт-символист. А теперь обратимся к творчеству Ахматовой и Мандельштама. Они жили в одно и то же время, ходили по одним и тем же улицам, принадлежали к одному литературному течению – акмеизму. И всё же Петербург в их творчестве разный. Слайд 21

Сообщение учащегося.    Слайд 22-23

Детство и молодость Мандельштама связаны с Санкт-Петербургом и его историческими окрестностями. Без бессмертной архитектуры этих городов невозможны были бы многие мотивы его лирики, классицизм его поэзии.

Выросший в Петербурге и очень его любивший, в последние годы жизни Мандельштам был вынужден скитаться по России, метался между Ленинградом и Москвой, нигде не находя ни работы, ни жилья. Невозможно без боли читать его знаменитое: «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

В ряду близких ему тем архитектурный (ампирный) Петербург и пушкинский Петербург. В сборниках «Камень» и «Tristia» возникает Санкт-Петербург как город Петра Великого и одновременно – Священного Камня.

Посвящённые Н. Гумилёву «Петербургские строфы» (1913) поражают и произвольностью отобранных деталей, и ощущением неотвратимости, словно бы вечности происходящего.

В стихотворении намечается диалог культур. Так пушкинскую эпоху поэт «сопрягает» с современностью, и потому в его «Петербургских строфах» «чудак Евгений» - это одновременно и пушкинский герой и человек XX в., которому приходится «бензин вдыхать». Петербург возникает

Все петербургские стихи Мандельштама производят впечатление единого цикла, сложившегося на протяжении двух десятилетий. Все они созданы по закону, открытому поэтом в замысле Адмиралтейства.

Поэтому мы взяли стихотворение Мандельштама «Адмиралтейство» и выполнили его структурный анализ

Ученик читает стихотворение О.Э. Мандельштама наизусть.

Адмиралтейство

В столице северной томится пыльный тополь,

Запутался в листве прозрачный циферблат,

И в тёмной зелени фрегат или акрополь

Сияет издали, воде и небу брат.

Ладья воздушная и мачта-недотрога,

Служа линейкою преемникам Петра,

Он учит: красота не прихоть полубога,

А хищный глазомер простого столяра.

Нам четырёх стихий приязненно господство,

Но создал пятую свободный человек.

Не отрицает ли пространства превосходство

Сей целомудренно построенный ковчег?

Сердито лепятся капризные Медузы,

Как плуги брошены, ржавеют якоря –

И вот разорваны трёх измерений узы

И открываются всемирные моря.   1913

Вопросы для второй группы:

-К какому литературному течению вы отнесете стихотворение?

- Как это доказать?

-Найдите точные детали, изображающие Адмиралтейство. Как они обобщены?

- Какие пласты доминируют в образной системе?

- Охарактеризуйте образ Петра?

-Как основная идея стихотворения воплощается в его композиции?

-О какой пятой стихии идет речь? Найдите ключевые слова, доказывающие это.

Примерные ответы учеников.  Слайд 24-27

Стихотворение «Адмиралтейство» входит в цикл « Камень», созданный в 1913 году в период увлечения Мандельштама акмеизмом. Здесь прослеживается внимание к деталям, вещному миру. В нем много узнаваемых деталей: и само здание Адмиралтейства, и летние пыльные тополя, циферблат, запутавшийся в листве, медузы, якоря. Они вызывают ассоциации с общностью мировой культуры, с вечностью, символизируют прорыв сквозь время.

В образной системе стихотворения доминируют морской и античный пласты. Ключевые слова стихотворения связаны с образом моря. Адмиралтейство – это «фрегат или акрополь», брат воде и небу. Он будто плывет в темной зелени, которая также ассоциируется с морем. Море в этом стихотворении – особая стихия, пространство и время. Образ моря также создается при помощи слов ладья и мачта. Море (вода) является одной из четырех стихий, господствующих в мире. Его наполняют медузы, около моря брошены якоря. Образ всемирных морей – это преодоление реального пространства и времени, то есть сама вечность.

Образ Петра I – «простого столяра» напоминает пушкинского Петра из стихотворения «Стансы». «То мореплаватель, то плотник…»

Композиция стихотворения определена движением поэтической мысли. Стихотворение состоит из четырех строф, последовательно воплощающих основную идею.

– изображение конкретного здания Адмиралтейства, которое сравнивается с фрегатом или акрополем,

– возникновение образа Петра (основателя города) и его преемников, создающих рукотворную красоту Петербурга,

– четыре стихии и их преодоление в творчестве, которое является пятой стихией, созданной человеком,

– перед фрегатом Адмиралтейством раскрываются всемирные моря вечности.

Кроме того, ключевые слова стихотворения связаны с его идеей – идеей творчества: красота, хищный глазомер (орудие создания данной красоты), пятая стихия, созданная свободным человеком, – это стихия творчества, которая позволяет преодолеть «пространства превосходство».

Вывод. «Адмиралтейство» человек преодолевает господство четырёх стихий – вода, земля, огонь и воздух – при помощи пятой стихии (метафора творчества). Адмиралтейство сравнивается с ковчегом, который плывёт в вечность: творчество его созидателей будет сохранено в веках, недаром перед ним раскрыты всемирные моря.

- Обратитесь к цитатнику. Прочитайте отрывок из статьи О.Э. Мандельштама «Шум времени»: «Весь стройный мираж Петербурга был только сон, блистательный покров, накинутый над бездной, а кругом простирался хаос иудейства, не родина, не дом, не очаг, а именно хаос, незнакомый, утробный мир, откуда я вышел, которого я боялся, о котором смутно догадывался – и бежал, всегда бежал»

- Что может противостоять этому утробному, иудейскому хаосу мира, по мнению Мандельштама? (Стройная архитектура Петербурга в восприятии Мандельштама противостоит хаосу, который он всегда смутно ощущает  и которого страшится). Слайд 28

3. Петербург Анны Ахматовой.

Учитель: Петербург занимает особое место в творчестве Анны Андреевны Ахматовой. Себя она всегда называла петербурженкой, и есть какое-то таинственное соответствие между ее поэзией и духом Петербурга. Слайд 29

Сообщение учащегося.

Детство и юность ее прошли в Царском Селе, где витает дух Пушкина, где природа и архитектура сказочно прекрасны и загадочны, это город, о котором она писала: «О, пленительный город загадок, я печальна, тебя полюбив». Позднее он - город страшных несчастий и потрясений, суровый, блокадный, мужественный. Слайд 30-31

Пушкин  единственный в ее судьбе, свидетель тайны любовного романа, это город прекрасных людей, ее друзей. Вспомним: «Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов…»

Петербург Ахматовой предстает перед нами во всей своей величественной красоте: галереи и арки, каналы и мосты, соборы и памятник Петру, чугунные ограды, черная вода Невы – все нашло свое отражение в чеканных строках Ахматовой, продолжившей традицию Пушкина, ставшей его преемницей.

Незабываемый образ столицы в творчестве Ахматовой ярко отражают два стихотворения, объединенные под заголовком «Стихи о Петербурге»:первая часть создаёт пейзаж, родственный мандельштамовскому.  Петербург обозначен как имперский центр – Исаакиевский собор, Медный всадник, холод и величественность. Во второй части декорация становится более прозрачной, человечной: ледяную монолитность заменяет нежная хрупкость инея, в которую оказывается вплетено биение живого сердца.

Петербург Ахматовой тоже наполнен противоречиями, как и Петербург Пушкина: он прекрасен, но холоден, трагичен, в таком городе возможна лишь неразделенная любовь.  О городе она пишет как о колыбели высокой любви и сокровищнице любовной памяти.

Мы взяли для анализа стихотворение “Как люблю, как любила глядеть я...” и обратили внимание не его лингвистические особенности.

Ученик читает стихотворение А.А.Ахматовой наизусть.

***

Как люблю, как любила глядеть я

На закованные берега,

На балконы, куда столетья

Не ступала ничья нога.

И воистину ты – столица

Для безумных и светлых нас;

Но когда над Невою длится

Тот особенный, чистый час

И проносится ветер майский

Мимо всех надводных колонн,

Ты – как грешник, видящий райский

Перед смертью сладчайший сон...1916

Вопросы для третьей группы:

1.Определите синтаксические особенности стихотворения?

2.Что обозначает финальный знак препинания в стихотворении?

3.Какое впечатление вызывает звуковой строй начала стихотворения?

4.Кто является героем (героями) стихотворения? Какую роль в этом играют местоимения?

5.Какой предстаёт северная столица в изображении поэта?

6. Как вы понимают слова Лидии Гинзбург о том, что одной из сцен, на которой разыгрывается действие лирических произведений Ахматовой, является “город с конкретными чертами быта, со спецификой Петербурга”. Назовите “конкретные черты быта Петербурга” в стихотворении “Как люблю...”. Согласны ли вы с этими словами Гинзбург? Аргументируйте свою точку зрения.

Примерные ответы учеников. Слайд 32-34

В этом стихотворении всего два предложения. Первое из них – признание в любви (которая была и есть: люблю сейчас, любила в прошлом). Возможно, хотя весьма спорно, начало – отголосок пушкинского “Люблю тебя, Петра творенье, // Люблю твой строгий, стройный вид...” Второе предложение – обращение к городу.

Петербург Ахматовой – антично-пушкинский, соединяющий античную красоту (прекрасные надводные колонны) и могущество победы над стихией (закованная Нева). Стихотворение написано анапестом. Согласные звуки “л–бл–л–бл–гл” в первой строке создают ощущение плеска волн, движения воды.

Очевидно, что в стихотворении Ахматовой три героя: я – мы – столица (ты), предстают они перед читателем в следующей очерёдности: сначала я (лирический герой, от имени которого звучит признание), затем город (закованные берега, балконы, куда столетья не ступала ничья нога, столица – этот образ развивается) и, наконец, мы – безумные и светлые.

Город-сон, город-мираж, встающий над водой, мимо которого течёт время и который может исчезнуть в одно мгновение, – таков Петербург в стихотворении Ахматовой. Пророчески звучит строка перед смертью сладчайший сон – уходит город прошлых столетий, могучий, стоящий на закованных берегах Невы. Это город, который пронизан ощущением одиночества, – столетья не ступала ничья нога. Время, в которое Петербург особенно красив, – белые ночи (длится // Тот особенный, чистый час // И проносится ветер майский). Стихотворение передаёт движение времени, его длительность и одновременно мимолётность, скоротечность. Красота Петербурга – это красота запечатлённого мгновения, которое тянется столетия, но может исчезнуть в любое мгновение. Это же ощущение хрупкости и силы наполняет заключительные строки, которые завершены многоточием.

Лирический герой ведёт разговор с городом на равных. И в то же время возникает неуловимое ощущение неравенства. Кто для кого создан? Петербург – сладчайший райский сон и грешник, видящий этот сон перед смертью, и мы – безумные и светлые. Петербург для “нас” или “мы” для Петербурга? Ахматова отвечает: “И воистину ты – столица // Для безумных и светлых нас”. Очевидна “избранность” лирического героя, для которого и создан прекрасный город.

В стихотворении присутствуют “конкретные черты быта Петербурга”. Как  и в других лирических стихах может мелькнуть только указание на дом, на улицу:  « …как любила глядеть я  На закованные берега, //На балконы…»  или «И проносится ветер майский// Мимо всех надводных колонн…». Это придаёт стихам возвышенный, классически-стройный, хотя и несколько отстранённый облик.

Вывод. Петербург в стихах Ахматовой – город любви. Она не посвящает стихов отдельным зданиям, как Мандельштам. Ахматова пишет не о городе и его архитектурном облике, а о себе и о любви. Петербург Ахматовой всегда смягчён, всегда немного изящнее, легче, чем имперский град Петра, возникающий за строками Мандельштама.

- Обратитесь к цитатнику. Прочитайте отрывок из книги Лидии Гинзбург «О лирике», которая пишет об Ахматовой: «Психологические драмы героини разыгрываются одновременно на двух сценах. Одна из них — город, с конкретными чертами быта, со спецификой Петербурга…»

- Согласны ли вы с этими словами Гинзбург? Аргументируйте свою точку зрения. (Петербург Ахматовой – это город любви, который с его только названными архитектурными деталями является фоном, декорацией. Но декорация эта почти диктует поэту его чувства: именно так можно (нужно) любить в этом городе). Слайд 35

IV. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: Мы рассмотрели произведения о Петербурге трёх представителей модернизма. Подведём итоги. Петербург Блока, Ахматовой и Мандельштама очень разный, потому что каждый из них по-своему представлял мир.

- Чем различается?

- Но при всём различии есть в отношении трёх поэтов к городу и нечто общее. Что же это?

- Что общего в изображении Петербурга Блоком, Мандельштамом и Ахматовой?  Схема- кластер на слайде 36

- Вернёмся к началу нашего урока. Какие цели мы ставили перед собой?

Достигли мы этих целей?

-Вспомним проблемный вопрос нашего урока.

Ответить на этот вопрос я предлагаю, создав свои поэтические шедевры в виде синквейна. А в это время Аня под гитару исполнит для вас песню Игоря Корнелюка «Город, которого нет».

V.  Домашнее задание.

Прозвучала песня И. Корнелюка. Это уже современная страница «петербургского текста». Знакомство с ней ждёт нас в будущем. Поэтому на дом вы получаете следующее задание:  Слайд 37

  1. Прочитать повесть Татьяны Толстой « Река Оккервиль» (на перспективу).
  2. Составить банк данных для написания части С на ЕГЭ по теме «Образ Петербурга в русской литературе» (к следующему уроку)

(Чтение синквейнов). Оценивание.

VI. Заключительное слово учителя. Поэты Серебряного века воспели этот город. Александр Блок в 1913 г. пишет: “Петербург был прекрасен, когда никто не замечал его красоты и все плевали на него; но вот мы воспели красоту Петербурга. Теперь все знают, как он красив, любуются на него, восхищаются». Я надеюсь, что наш сегодняшний урок убедил вас в этом. Вы обязательно побываете в этом прекрасном городе и полюбите его так же, как и я.

Приложение

Цитатник

Прочитайте отрывки из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»:

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенно летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - всё это разом  неприятно потрясло  и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города было особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».

«Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна для него эта пышная картина…Дивился он каждый своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывал разгадку его…»

Прочитайте отрывок из критической статьи С.В. Белова:

«Раскольников так же двойственен, как и породивший его Петербург (с одной стороны Сенная площадь – «отвратительный и грустный колорит картины»; с другой – Нева – «великолепная панорама»), и весь роман посвящён разгадке этой двойственности Раскольникова – Петербурга».

- Как вы считаете, продолжает ли Блок в социальной теме Петербурга традиции Достоевского (город порождает грех в человеке) или поэт находит своё решение?

О.Э.Мандельштам «Шум времени» (1932 г)

Скажу теперь не обинуясь, что семи или восьми лет весь массив Петербурга, гранитные и торцовые кварталы,  всё это нежное сердце города, с разливом площадей, с кудрявыми садами, островами памятников, кариатидами Эрмитажа, таинственной Миллионной, где не было никогда прохожих и среди мраморов затесалась всего одна мелочная лавочка, особенно же арку Главного штаба, Сенатскую площадь и голландский Петербург я  считал  чем-то священным  и праздничным.
      Не знаю, чем населяло воображение маленьких римлян их Капитолий, я же населял эти твердыни и стогны каким-то немыслимым и идеальным военным парадом.
      Весь этот город военщины и даже какой-то полицейской эстетики пристал какому-нибудь сынку корпусного командира с соответствующими семейными традициями и очень плохо вязался с кухонным чадом среднемещанской квартиры, с отцовским кабинетом, пропахшим кожами, лайками и опойками, с еврейскими деловыми разговорами.
      
Весь стройный мираж Петербурга был только сон, блистательный покров, накинутый над бездной, а кругом простирался хаос иудейства, не родина, не дом, не очаг, а именно хаос, незнакомый утробный мир, откуда я вышел, которого я боялся, о котором смутно догадывался – и бежал, всегда бежал.


*Прямая цитата из стихотворения Тютчева «День и ночь» («День сей – блистательный покров…»), в котором спасительный для человека день – лишь покров над таинственным и грозным хаосом страшащей человека своей непостижимостью ночи. Этот мотив всегда присутствует в поэзии Мандельштама.

- Что может противостоять этому утробному, иудейскому хаосу мира в стихотворениях Мандельштама»?

Цитатник

Лидия Гинзбург «О лирике» Глава «Вещный мир».

“Современная Анненскому новелла — Чехов в первую очередь — раскрывает течение чувств и мыслей между репликами персонажей. Мы узнаём этот метод в скупом чертеже кратчайшей лирической повести. <…> Эстетическое равноправие распространяется не только на будничные вещи, но и на будничные диалоги, на реплики, вкраплённые в монолог лирического поэта. Любовь и страдание способны говорить разговорным языком, так же как и лирически-романсным; даже в большей мере — потому что именно разговорно-интеллигентская речь адекватна недосказанным, обрывающимся коллизиям городского человека начала XX века. <…>

Самые радикальные выводы из уроков Анненского сделала Анна Ахматова. Притом, восприняв некоторые его поэтические принципы, Ахматова сразу же пошла дальше. <…>

Сугубая вещность поэтического мира, интеллигентски-разговорный язык в качестве основного материала лирической речи (нередко в сочетании с языком торжественным), новеллистичность сюжета, связь с традицией психологической прозы, наследие русской классической лирики, точность слова, сдержанность интонации, напряжённый лаконизм — об этих чертах раннего творчества Ахматовой, разительно новых в атмосфере ещё существующего символизма, — сказано много в посвящённых ей работах…

Писавшие о ранней Ахматовой отмечали предметность в качестве господствующего принципа её поэзии. Отсюда неметафоричность ахматовского стиля. Поэзия Ахматовой — не поэзия переносных смыслов. В основном у неё значения слов не изменены метафорически, но резко преобразованы контекстом, сложным и смелым отбором, выделением, соотнесением неожиданных признаков. <…>

Вещи у Ахматовой — представители её лирической стихии. <…>

Героиня ранних стихов Ахматовой — женщина десятых годов, современная женщина, в лирике впервые изображённая в конкретности своего бытия и своего душевного опыта. Это было поэтическим открытием ещё неисследованной страны, где вещи стали аксессуарами развёртывающейся драмы, а интеллигентски-разговорный язык с необычайной смелостью превращён был в язык любовной лирики. <…>

Психологические драмы героини разыгрываются одновременно на двух сценах. Одна из них — город, с конкретными чертами быта, со спецификой Петербурга, другая — природа, сельская жизнь”.

Прочитайте отрывок из книги Лидии Гинзбург «О лирике», которая пишет об Ахматовой: «Психологические драмы героини разыгрываются одновременно на двух сценах. Одна из них — город, с конкретными чертами быта, со спецификой Петербурга…»

- Согласны ли вы с этими словами Гинзбург? Аргументируйте свою точку зрения.

Учебно-методическая литература.

1.Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского«Преступление и наказание». Комментарий. – М.: «Просвещение», 1979г.

2.  Блок А. Избранное. – М.: АСТ Олимп, 1996

3. Гранитный город. Петербург. Петроград. Ленинград. – Ленинград:

«Детская литература», 1988

4. Конспекты уроков для учителя литературы. 10 класс.  Н.А.Некрасов. – М.: «Владос», 2000

5. Методические советы к учебнику-практикуму для 9 класса под ред. Г.И.Беленького.– М.: «Мнемозина», 1999

6. Образ «маленького человека» в литературе. – М.: «Наука», МАИК «Наука», 1995

7. Прогулки по Петербургу/П.Я. Канн. – СПб., Палитра, 1994.

8.Анна Ахматова «Узнают голос мой…». Стихотворения. Поэмы. Проза. Образ поэта. «Педагогика», 1989 г.

9. М.Г.Качурин, Д.Н.Мурин «Петербург в русской литературе». Интерпракс, 1994 г.

10.М.В.Отрадин «Петербург в русской поэзии XVIII – начало XX века». Издательство Ленинградского университета, 1988 г.

11.http://www.fcior.edu.ru/card/28411/obraz-peterburga-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-bazovoe-izuchenie.html

12.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/db088003-fb31-460e-8655-72657bdea10e/109349/?interface=themcol


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦОР презентация к уроку литературы 11 кл "ПОЭЗИЯ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ НА НИХ"

ЦОР презентация поможет более подробно рассказать об основных течениях в начале 20 века...

Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"

Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...

Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"

Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...

«Весь мир – театр» Концепция мира как театрального действия в поэзии «Серебряного века»

Статья рассматривает концепцию мира как театрального действия в поэзии "Серебряного" века...

Зачетная работа по теме "Поэзия Серебряного века". Литература. 11 класс.

Данная публикация поможет учителю в рациональной организации проверки усвоения материала по теме "Поэзия Серебряного века". Одиннадцатиклассники могут использовать зачетные вопросы для самоконтроля, з...

Презентация "Все начинается с любви". Поэзия Серебряного века.

Презентация является фрагментом урока, служит прекрасным началом темы "Поэзия Серебряного века". Каждый учитель может использовать ее на собственном уроке, используя описательные вопросы и задания....

Урок литературы по поэзии Серебряного века (поэзия А. Ахматовой и Н. Гумилева)

Урок содержит материал для выступления учащихся ( небольшая композиция из стихотворений А. Ахматовой и Н. Гумилева, выстроенная таким образом, что читающие стихи учащиеся должны обращаться друг к друг...