Главные вкладки

    Материалы для подготовке к итоговому сочинению в 11 классе
    методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

    Заварина Надежда Владимировна

    Обзор произведений русской литературы по данным блокам.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Какое значение имеет дом в сохранении и передаче жизненного опыта

    Дом имеет особое значение для каждого из нас. В нем человек получает первые наставления. В доме у людей складывается из характер, и они получают нравственные идеалы, которым будут придерживаться всю жизнь. Именно здесь, человек ощущает и познает все начала в жизни. Какими мы будем в жизни - это зависит от семьи и атмосфере, которая царила в нашем доме.  Так же тема дома прослеживается и в русской литературе. Писатели рассказывали нам о разных семьях и  детях, что жили в родительском доме.

    Вспоминая произведение Фонвизина "Недоросль", мы обращаем внимание на ужасный дом и семью Простаковых. В ней глава семейства - госпожа Простакова, которая "держит мужа на коротком поводке". Она деспотично относится ко всем членам семьи, за исключением своего любимого сынишки - Митрофанушки. На протяжении дня, в доме слышатся крики и бранные слова. Помещица следит за всеми, хитрит, обманывает , а унять ее никто не может. У Простаковой нет человеческого достоинства. Она ругает Тришку, а также своего мужа - подкаблучника, который только потакает своей жене. "При твоих глазах мои ничего не видят" - говорит господин Простаков.

    Деспотизм разрушает и уничтожает в человеке все человечное. Мать, Митрофана ничему научить не может,  даже не пытается его принуждать учиться. А когда Простакова лишается имения, Митрофанушка отказывается от нее. Естественно, что Митрофан не получил от матери никакого полезного жизненного опыта,  так же не передаст его своим детям.

    Дом и семья бывают разные, и какие нравственные и духовные наставления получит ребенок, зависит только от родителей, воспитавших его. Роль дома и семьи в сохранении и передачи жизненного опыта очень велика, можно сказать главная. Ребенок перенимает и Равняется на своих родителей, что не всегда приводит их к успеху. Родителям надо осознавать, что какими будут они, такими будут и их дети.



    Предварительный просмотр:

    Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимной ответственностью за воспитание детей.

    Семья – это ячейка общества. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, а когда ребенок выходит в общество, в любом возрасте, эти основы влияют на окружающих. Семья может выступать как в качестве положительного, так и в качестве отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто кроме самых близких ему людей не относится к ребенку лучше, не заботится столько о нём. В семье он всегда найдет поддержку. И вместе с тем ничто не может нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

    Семья - это основа духовных и нравственных ценностей человека. Влияние семьи на личность человека велико.

    Дом – это место, где тебе ждут, где тебе всегда рады, где ты можешь поделиться своими радостями и печалями, где тебя поддержат и дадут совет. Это место, где семья обсуждает свои удачи и неудачи, строят планы на будущее. Именно дома можно отдохнуть от жизненной суеты.

     

    Тема дома и семьи – одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской в частности. Ее отголоски слышны еще в древнерусских художественных произведениях. Период древнерусской литературы составляет семьсот лет из тысячелетней истории русской литературы. Именно в ней, в древнерусской литературе, истоки, мотивы, элементы произведений всей последующей русской литературы XVIII-XX веков. Древняя русская литература является средоточением русской духовности и патриотизма. Уже в те времена образ дома и семьи становится важным и значимым.

    Тема семьи в древнерусской литературе

    О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княгиня Ефросинья Ярославовна («Слово о полку Игореве»). Через все жизненные испытания проносят любовь и верность Муромский князь Петр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»). А в конце жизни герои, принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день, и тела их, как гласит легенда, оказываются в одном гробу – это ли не доказательство преданности мужа и жены друг другу!

    Восхищения достойна и семья главы русской старообрядческой церкви – неистового протопопа Аввакума, разделившая с мужем и отцом тяготы изгнания и страдания за веру («Житие протопопа Аввакума»). Анастасия Марковна – наиболее значительный в житии образ. Безропотно идет она с мужем, делит его горести и радости, рожает и хоронит детей. В простой русской женщине скрыто столько благородства и самоотверженности, готовности нести с любимым человеком все тяготы и невзгоды. Аввакум – образцовый семьянин. Он любит своих «робяток», печалится о них. Суров и непримирим Аввакум к своим идейным противникам, но ласков и чуток по отношению к сподвижникам, семье. В житии показана неразрывная связь семейного уклада с Церковью.

    Значимость древнерусской литературы как основы развития новой русской литературы очень велика. Литература дает нам огромный опыт жизни. Она развивает в человеке чувство красоты – красоты жизни, красоты добрых поступков и добрых чувств.

    2.Семья в литературе XVIII века.

    Если говорить о литературе 18 века, а конкретнее о произведениях, где показан тот или иной образ семьи, то можно привести в пример всем известную комедию Д. И.Фонвизина «Недоросль».

    Мы видим семью Простаковых, в которой нет любви и согласия между супругами. Слабохарактерный муж подчиняется грубой, властной жене, единолично распоряжающейся и имением, и слугами, и домом. Слепое обожание госпожой Простаковой единственного сына Митрофанушки принимает уродливые формы: главное

    для нее – женить свое избалованное дитя на богатой девушке. Когда же мечты о свадьбе

    рушатся, да еще имение, по судебному решению, берут в опеку, госпожа Простакова обращается к сыну, видя в нем единственную поддержку и опору. В ответ же слышит от Митрофана: «Отвяжись, матушка, как навязалась!». Стало быть, ни о какой сердечной привязанности сына к матери и речи быть не может. И такой результат закономерен: это «злонравия достойные плоды». В доме Простаковых царит лицемерие, грубость, ложь. Все это видит их сын, и становиться таким же неблагодарным, а может быть даже хуже.

    3. Семья в литературе XIXвека.

    Значение семьи в жизни героев произведения Пушкина «Евгений Онегин».

    Роман А. С.Пушкина «Евгений Онегин» - произведение трудное, емкое по своему содержанию. Первоначально «Евгений Онегин» мыслился автором в виде сатирического противопоставления светского общества и светского героя высокому авторскому идеалу. И это прослеживается в первой главе. Вначале мы даже не можем предположить, что роман имеет глубочайший подтекст, а его главный герой не так уж прост. Духовная драма Онегина раскрывается гораздо позже, но ее истоки мы должны искать именно в первой главе, где автор знакомит нас с молодыми годами главного героя, в его воспитании, в его семье.

    Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, «наследник всех своих родных». Воспитание, полученное Евгением, было самое скверное, Он рос без матери. Отец, легкомысленный барин, не обращал на сына никакого внимания, поручив его наемным гувернерам и гувернанткам. Они почти ничему не учили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка бранили за шалости.

    В Петербурге Онегин ведет пустую, бесцельную и бессодержательную жизнь. Устав скучать в Петербурге, Онегин едет скучать в деревню. И здесь жизнь его не отличается богатством событий. Не мудрено, что из Онегина вышел настоящий эгоист, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы и страдания людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку, даже не замечая этого. Однако это не самодовольный, влюбленный в себя эгоист, а, как назвал его В. Г. Белинский, «страдающий эгоист». Он понимает, что основной источник его тоски – это отсутствие деятельности, труда. Но хорошие задатки его души из-за воспитания и жизненной обстановки так и не получили развития. У Онегина не было настоящей семьи в детстве и юности, что, возможно, не позволило ему ответить взаимностью на чувства Татьяны. Конечно, он был тронут письмом, но жениться не хотел, считая, что супружество для Татьяны будет мукой, ведь он не способен долго любить. Может быть, поэтому Онегин и оказывается в одиночестве, страдая в душе. Отсутствие семьи, близких людей помешало Онегину создать свой дом, свою семью, что лишило его смысла в жизни.

    Одно из основных мест в романе отведено семье Лариных. Это типичная семья, ничем не отличающаяся от семей провинциальных помещиков того времени, которые, в отличие от света, жили по старинке, сохраняя традиции и «привычки милой старины, отмечали вместе с крестьянами православные праздники:

    Они хранили в жизни мирной

    Привычки милой старины;

    У них на масленице жирной

    Водились русские блины.

    Именно на примере этой семьи и раскрываются женские образы Татьяны и Ольги Лариных, их матери. Татьяна Ларина – «милый идеал» Пушкина.

    3

    мировосприятие, гармонию натуры повлияла среда, в которой она воспитывалась:

    близость к народной жизни с ее нравами и обычаями, сказками и преданиями, духовная связь с природой. Татьяна обладала прекрасной душой, богатым воображением и внутренним миром. Она выше всех окружающих ее людей. Задумчивость, одиночество и мечтательность были ее спутниками с самого раннего детства. Большую роль в становлении характера Татьяны сыграла близость к народным традициям и корням, к природе. В глуши единственным занятием Татьяны было чтение французских романов. Именно они создали в её воображении идеал героя, которого она увидела в Онегине.

    Татьяну выдают замуж. Но, несмотря на любовь к Онегину, она остается верна мужу. Верна семейным традициям, семейным устоям.

    Значение семьи в жизни героев произведения Пушкина «Капитанская дочка».

    Два семейных гнезда изображены в «Капитанской дочке». Гриневы – это семья, где берегут честь рода, где решения прямого и честного отца не обсуждаются. Мироновы (фамилия ассоциируется со словом «мир») – «един дух и плоть», жизни их заканчиваются почти одновременно. Белогорская крепость – это дом Василисы Егоровны, и домашний суд ее, несмотря на улыбки многих читателей, мудр и гуманен.

    Родственные именования в «Капитанской дочке» чрезвычайно многочисленны: семья, семейство, отец, папенька, батюшка, мать, матушка, родители, супруг, брат, сын, дочка, сирота, дедушка, тетушка, племянница и другие. Всего насчитано 364 упоминания. Это много для небольшой повести.

    «Простые, теплые, «домашние отношения, связывающие жителей Белогорской крепости, кроме Швабрина, служат в «Капитанской дочке своего рода моделью того патриархального семейственного общежития, основанного на христианской этике милосердия, которое отличало Россию XVIII века от России современной», - пишет А. Долинин.

    Наблюдая за Петром Гриневым можно с уверенностью сказать, что юноше уже знакомы понятия «честь и благородство»: он одаривает заячьим тулупчиком «вожатого» и отдает, вместо того чтобы отговориться неплатежеспособностью, проигранные деньги едва знакомому офицеру. Благородство и смелость этого человека проявляется и в эпизоде с дуэлью. С приходом в Белогорскую крепость Пугачева Гринев остается самим собой: он отказывается принять присягу Пугачеву на том основании, что дал уже слово служить императрице, и, как настоящий дворянин, не может его нарушить. Узнав о том, что Маша Миронова в плену у Швабрина, Гринев, не раздумывая о последствиях, бросается ей на выручку.

    Антиподом Гринева в повести является Швабрин. В Белогорскую крепость Швабрина сослали за дуэль, на которой его противник был убит. К обитателям крепости Алексей относится с презрением и высокомерием. Однако не только высокомерием определяется характер этого героя. Автор характеризует Швабрина как циничного пустого человека, способного оболгать девушку только из-за того, что она отказала ему во взаимности. Швабрин совершает ряд подлых поступков, которые характеризуют его как низкого человека, способного на измену, трусость. Поняв, что осады плохо укрепленной крепости не выдержать, Швабрин переходит на сторону Пугачева. Для того чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин пресмыкается перед Пугачевым. По правде говоря, участь Алексея незавидна: он обречен вечно оставаться чужим среди своих, своим среди чужих. В повести нет сведений о семье Швабрина, но мы можем предположить, что он воспитывался в неполноценной семье. Скорее всего, причина его жизненной трагедии именно в этом… Швабрин не умеет ценить добрые отношения с окружающими его людьми, не ценит жизнь; ни свою, ни чужую. А все потому, что у него нет ни семьи, не друзей, а значит, нет смысла в жизни!

    4

    В этой повести идеалом человеческих отношений является семья, во главе которой – отец (Отец), мать (Мать), а все – дети и братья. «Капитанская дочка» - это последний текст, опубликованный Пушкиным, Он стал его завещанием.

    4. Семья в литературе XX века.

    Семья в произведении В. П.Астафьева «Людочка».

    Рассказ о трагической судьбе девушки потрясает до глубины души. Людочка, выросшая в простой семье колхозников, родившаяся от отца-алкоголика, мать которой «… боялась, чтоб дитя её не родилось дураком, постаралась зачать его в редкий от мужниных пьянок перерыв». Но, все же, девочка родилась нездоровой. Людочка в детстве была очень тихой и плохо училась в школе. После смерти отца мать и дочь стали жить лучше. А отчим, у которого, по-видимому, никогда не было семьи, не обращал на девочку никакого внимания, «… никак не относился к Людочке, ни хорошо, ни плохо, не ругал её, не обижал, куском не корил…». Когда Людочка окончила школу, мать отправила её в город, так как им самим нужно было обустраиваться, но при этом она пообещала ей помогать. Людочка отправилась одна в чужой и неизвестный город. В городе её приняла старая женщина, у которой были свои условия и порядки. Людочка не доставляла никаких неудобств, в отличие от прежних квартиранток, наоборот, она очень облегчила жизнь Гавриловне.

    В чужом и равнодушном городе она чувствует себя одинокой и брошенной собственной матерью. В родительском доме до нее нет никакого дела.

    Всё было бы хорошо: в городе её никто не обижал, Гавриловна, приняв её как родную дочь, пообещала выдать замуж и оставить ей дом. Но в город прибывает Стрекач, известный человек, который в раннем детстве занялся разбоем, в седьмом классе получил условный срок, но вскоре отрабатывал срок в исправительной колонии. В городе Стрекач для шпаны был паханом и вором в законе. «Тревожно жилось тогда и без того всегда в тревоге пребывающему населению поселка».

    Попавшись на глаза Стрекачу, Людочка была изнасилована. Тогда для Людочки дом Гавриловны стал родным, а Гавриловна - единственным человеком, который оказался рядом. Но, все же, по сравнению с матерью, Гавриловна была чужой, и Людочка отправилась в деревню, к матери. Приехав в родной дом, она хотела найти поддержку, понимание. Найти родную душу и пережить с ней своё горе, но ничего такого не нашла.

    Мать, поняв, что произошло, не оказала дочери поддержку, решив, что дочь сама справится со своей бедой. «Поскольку со всеми своими бедами-напастями и с жизнью своей мать Людочки привыкла справляться одна, так и думать привыкла». Но Людочка сама справиться не смогла, и поэтому её жизнь оборвалась.

    Возможно, поддержи её мать в трудной жизненной ситуации, дай ей совет, возьми её к себе домой — всё сложилось бы не так.

    Одиночество, отсутствие поддержки, понимания, семейного тепла и помощи близких людей, в данном случае матери, приводит к необратимым последствиям.

    II. Проблема семьи – проблема выживания человечества.

    Проблема семьи, дома связана с проблемой выживания человечества. Эта тема была глубоко драматичной на протяжении веков.

    С проблемой семьи связана и вечная проблема взаимоотношений «отцов» и «детей», связь поколений и конфликт поколений. У М. Салтыкова-Щедрина роман «Господа Головлевы» - тоже одна из разновидностей семейного романа, страшная книга о трех поколениях одной семьи, пришедшей к полному нравственному вырождению.

    5

    У Пушкина семья Гриневых, Мироновых сильны своим чувством ответственности друг перед другом, перед заветами своих отцов, тогда как Швабрин как личность – человек без корней. Сколько бы мы ни сочувствовали Маше Троекуровой, Татьяне Лариной, однако их поведение, с точки зрения Пушкина нравственно: «…Но я другому отдана и буду век ему верна…» Хоть Пушкин и говорил, что он этого не ожидал от Татьяны, но иначе она не была бы «милым идеалом» поэта.

    Одинокая старость – еще одна проблема семьи. Справедливо говорят, что о нравственном здоровье общества судят по его отношению к детям и старикам. Почему у нас так много одиноких, брошенных стариков? Что происходит с нами? Почему рвутся связи между поколениями? Остановимся подробнее на рассказе Е. Носова «Яблочный Спас». Евгений Иванович Носов – известный писатель, участник Великой Отечественной войны. Это один из талантливейших и самобытнейших писателей нашего времени, гуманист и романтик по складу характера и отношению к жизни. В рассказе он пишет о горькой судьбе ветерана Великой Отечественной войны, бывшего снайпера, а ныне пенсионерки Евгении Лукьяновны Кузиной. Чтобы добыть немного денег, вынуждена она продавать яблочки - падалицу, которые навряд ли кто купит, но она надеется.

    Односельчане не обращают внимания на пожилую женщину, не замечают, что ей плохо, что зимой она сидит без дров. Неуважительно её называют Бабулей Пулей. А дочь Серафима, спасаясь от тюрьмы, пошла на то, чтобы продать дом матери. Оставила её без крова. А жертва оказалась напрасной: дочь все равно осудили, и она погибла в лагере. Поступок Серафимы страшен: она оставила больную, старую мать, которой нужен уход и покой, в одном доме с цыганами. И живет теперь старушка в уцелевшей от пожара кухоньке вместе с таким же одиноким и брошенным кем-то котом, никому не нужная, никем не понимаемая. Но она не могла отказать дочери в просьбе продать дои: мать есть мать – отдаст последнее, лищь бы помочь своему ребенку. А дочь поступила эгоистично: думала лишь о себе. Не повезло Лукьяновне. Не встретились на ее пути люди, как герои рассказа Б. Васильева «Вы чье, старичье? ( Одиноких стариков приютили совершенно посторонние люди, сами живущие в тесной однокомнатной квартире.)

    В рассказе показана человеческая трагедия, трагедия одиночества, духовной изоляции, необеспеченной старости.

    Эти трагедии происходят оттого, что нарушаются связи между поколениями. Семейные традиции не передаются от поколения к поколению. Образованные молодые люди смеются над необразованностью стариков. А когда им было учиться? То воевали, то страну восстанавливали, то старались детей выучить, чтобы им легче жилось. Но ведь не каждый об этом задумывается, отсюда и недопонимание.

    Что же или кто спасет нас от душевной черствости? А спасение в нас самих.

    Кризис семейных отношений – трагедия общества.

    Каждая эпоха ставит определенные нравственные вопросы, соответствующие ее запросам. Сейчас, после длительной потери исторической памяти, разрушения национальных святынь, эпохи Иванов, не помнящих родства, обострился интерес к прошлому, к историям родов. Нигилизм по отношению к отцам, дедам, роду на Востоке, на Кавказе не был столь разрушительным, как в России. Прежде чем назвать человека по имени, говорят, чей он сын. В этом есть что-то библейское. Очень полезно обратиться к замечательному документуXVI века – «Домострою». На протяжении всех советских десятилетий к нему относились пренебрежительно, а сколько там интересного не только в чисто познавательном отношении, но и с точки зрения устойчивых понятий, без которых и современный человек не может жить!

    6

    Заключение

    Итак, в результате исследовательской работы, были сделаны выводы, что

    ·  В художественной литературе достаточно ярко создан образ семьи. Тема семьи берет свое начало еще со времен Древней Руси;

    ·  Тема семьи, её значение в жизни человека неисчерпаема. Институт семьи меняется вместе с теми процессами, которые происходят в обществе. Меняется мир, отношения между людьми, меняется и отношение к семье. Но во все времена именно в семье формировалась личность человека, его взгляды, его характер, мировоззрение. Именно в семье человек учился общаться, любить и ненавидеть, дружить. Тяжело приходится тем людям, которые остаются без поддержки и опоры родных людей. Примерами тому служат герои рассмотренных нами произведений. Швабрин, Онегин – люди одинокие, не нашедшие цели, смысла и стимула в жизни. Причиной тому во многом стало отсутствие настоящей семьи, людей, которые в самые счастливые и в самые трудные моменты находились рядом, могли поддержать, уберечь от ошибок, подсказать правильное решение в трудной ситуации. У Гринева, Татьяны Лариной жизнь сложилась, хотя этим героям пришлось пройти через очень тяжелые жизненные испытания. Выстоять им помогли те качества, которые были заложены в них семьями;

    ·  Закончился XIX век, на смену ему пришел бурный XX век. В погоне за материальными ценностями человек все больше забывал о ценностях духовных. Это приводило общество к постепенному разрушению, плоды которого пожинают люди XXI века. Проблема одинокой старости – это последствия тех разрушительных перемен, происходящих в семье на современном этапе;

    ·  Семья в той или иной мере влияет на личность человека, на его взаимоотношения с окружающими, на его поступки. Семья может спасти человека, а может погубить. В любые времена семья и дом для человека являются основой нравственных и духовных ценностей. Вряд ли есть что-то дороже семьи. Поэтому многие писатели в своих произведениях уделяют внимание, прежде всего, семье, её проблемам. Тема семьи и дома будет всегда важна, во все времена;

    ·  Семья является хранилищем нравственности только в том случае, если она будет связана с главными вопросами человеческого бытия, утверждать и продолжать свои традиции, свою родословную.



    Предварительный просмотр:

      Тема пути в русской литературе

    Тема пути, путешествия, странствия огромна и многопланова.

    Путь-это образ связи между двумя точками пространства. Неотъемлемое свойство пути — его трудности. Путник всегда должен преодолевать препятствия. Это мы видим ее в мифах, сказках. («Одиссея»). Чаще всего точкой отправления путника- дом. Это начало и конец (дом-иное царство-дом). Конец пути — это достижение цели. На пути героя — тревоги , опасности, риск, сомнения, особенно, когда появляется перекресток. Иногда путь связан с мотивом искупления (путь Христа на Голгофу).

       Особый тип пути в метафорическом смысле — путь человеческой души, путь нравственный, духовный. У всех народов в сказках, легендах, притчах есть тема прямого и кривого пути (правда и кривда). Так в «Повести о Горе и Злочастии». Н.В. Давыдова «Евангелие и древнерусская литература»:Иисус Христос начинает свое служение с того, что выходит в путь. Чаще всего в Евангелие встречаются глаголы движения... Путь Христа и тех, кто следовал за ним, связан не только с пространственным, географическим перемещением с одного места на другое, но и нравственным становлением, преображением, исцелением людей от духовного недуга. Итог пути каждого человека — это нравственное, духовное совершенство.»

    Мотив пути встречается в произведениях разных жанров: в 15 веке - «Хождение за три моря Афанасия Никитина», авантюрные романы, в эпоху Великих географических открытий активно развиваются романы-путешествия; в 18 веке-жанр сентиментального путешествия. В произведениях этого жанра важно не не столько описание увиденного, сколько переживания путешественника по поводу увиденного.  Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». («Я взглянул окрест меня-душа моя страданиями человечества уязвлена стала»). Это произведение философское, политическое, экономическое обоснование мысли о том, что все беды крестьян коренятся в крепостном праве.

    Русские писатели 19 века (Грибоедов, Пушкин, Лермонтов Гоголь и др.) сами много путешествовали, иногда не по своей воле. Их герои тоже. Чацкий в комедии «Горе от ума» только что вернулся из путешествия (Европа!). Грибоедов все связывает с темой ума. Сначала Софья говорит: «Охота странствовать напала на него. Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?» О новом поколении Чацкий говорит: ...кто путешествует, в деревне кто жиает...». Жизнь в деревне, путешествие. Отказ от службы — форма протеста нового поколения. Во время войны 1812 года и после войны многие офицеры, будущие декабристы, были за границей. Путешествие становится  храктеристикой нового поколения.

    В романе «Евгений Онегин» тема пути занимает особое место. Герой постоянно путешествует: Петербург — деревня — путешествие по России. И если поездка в деревню продиктована необходимостью (наследство), то путешествие после дуэли с Ленским — это скитания, определяющие состояние души:»Им овладело беспокойство, охота к перемене мест». К скитальцам относится и Печорин. Герой романа М.Ю. Лермонтова внутренне неразрывно связан со многоими лирическими произведениями Лермонтова («Тучи», «Выхожу один я надорогу...»). Здесь звучит не только мотив одиночества, но и неприкаянности, скитальничества. Печорин, столичный житель, переезжает с места на место, нигде не находит счастья, покоя.

    Итак, путь, путешествия у Грибоедова, Пушкина, Лермонтова — это своего рода характеристика героя, образованного, противостоящего пошлому обществу, своего рода знак личности мятущейся, скучающей. Охота к перемене мест — это состояние души человека, внутренне неблагополучного.

    Многообразен мотив дороги, пути в творчестве Н.В. Гоголя, особенно  в «Мертвых душах». Поэма начинается с описания брички (атрибут дороги). Гоголь сказал, что в России две беды: дураки да дороги. Но Чичиков намекает губернатору, что в его губернию въезжаешь как в рай — так тема дороги приобретает социальное звучание.

    Дорога — жизненный путь человека — это средство раскрытия характера во времени. Плюшкин. Показан его жизненный путь. В лирическом отступлении читаем:»Забирайте же с собою в путь...все человеческие движения, не оставляйте их на дороге..». О жизненном пути Чичикова Гоголь рассказывает подробно. Герою хотелось достичь «жизни во всех довольствах». И на этом пути так или иначе кого-то обездолишь. Значит, необходим путь обновления человека, обновления России. В дороге, в быстрой езде: Эх, тройка! Птица-тройка..... Куда несешься?...

     В «Грозе» А.Н. Островского тема пути связана с конфликтом пьесы. Быт города Калинов неподвижен, но появляются люди со стороны (Борис приезжает из Москвы) . Борис в Калинове чужой человек, из другого мира. Когда разразится гроза, Дикой отправит племянника далеко за пределы своего города.

    Тема пути приобретает социальный характер. Тихон рвется из дома, счастлив, что хоть ненадолго вырвался из гнетущей обстановки. Бегут из города Варвара и Кудряш. Противостоит жителям города и Катерина. Она готова к дороге, к пути и в прямом, и в переносном смысле. Ее душа рвется из «темного царства». Недаром она завидует птицам и сама хотела бы улететь. Катерина говорит Борису:»Я бы пошла за тобой, иди ты хоть на край света...». И последний путь Катерины:»Куда теперь? Домой идти?»  Катерина пониает, что самоубийство — грех, но она делает свой выбор: лучше не жить, чем так жить.

    А в романе Гончарова «Обломов» тема пути, передвижения в пространстве для героя превращается в проблему. Это раскрывает его характер, состояние души, суть обломовщины с ее неподвижным бытом.

    Тема путешествия за счастьем очень распространена в народном творчестве, что является основой   поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В 20 веке эту традицию продолжит А.Т. Твардовский.

     В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» есть явная связь пространства и времени. Толстой показывает судьбоносный момент в истории России. Но здесь тесно связаны судьбы людей с историей России. Толстой показал путь души лучших людей России (путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова). А по сути-»Война и мир» - это произведение о путях народов на поворотах истории. И традиция романа-эпопеи, где показан исторический путь народа, судьба народа в критический момент, продолжается в романах 20 века: «Доктор Живаго» Пастернака, «Тихий Дон» Шолохова, «Хождение по мукам» А.Толстого, «Жизнь и судьба» Гроссмана.

     Любимые герои лучших произведений не выбирают коротких путей, не выбирают, как проще, удобнее устроиться в жизни. Их выбор, их путь всегда мучителен. Им приходится бороться с обстоятельствами, их выбор связан с нравственными обязательствами перед другими людьми,перед своей совестью. Перед Родиной.

     Есть в нашей литературе (в жизни) и другие герои — вечные молчалины, которые совершают сделки со своей совестью, приспосабливаются к обстоятельствам. Это их путь, их выбор.

     Каждый пойдет своей дорогой. Литература поможет нам сделать правильный выбор.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методические рекомендации для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе по направлению "Путь"

    Мотив пути может выполнять как композиционную функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным  путём героя, народа или целого государства, это способность к творче...

    Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе

    Литература и рекомендации для  подготовки к итоговому сочинению в 11 классе....

    Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе

    В презентацию внесены основные положения об итоговом сочинении. Этот материал необходимо знать  учителям, родителям  и ученикам. Вы узнаете о времени и продолжительности проведения экзамена,...

    Материалы для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

    Вашему вниманию предлагаются 5 вариантов вступлений и подборка цитат к итоговому сочинению по литературе по тематическим направлениям: Дом, Путь, Время, Любовь, Книга....

    Систематизация литературного материала при подготовке к итоговому сочинению в 11 классе

    Методический материал для учителей 11 классов (на основе личного опыта)...

    Проектная работа "Методическая разработка урока по направлению "Дом" в рамках подготовки к итоговому сочинению в 11 классе

    Проект подготовки к итоговому сочинению содержит методическое обоснование подготовительной  работы с обучаниющимися, которые нацелены на качественное написание сочинения, учитывающее требования с...