Конспект урока Сочинение по картине М.В. Васнецова "Богатыри"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Сергеева Галина Алексеевна

В конспекте представлены этапы работы по сбору рабочего материала к сочинению

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ В.М. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ!» (6кл)

Цель : Данная работа проводится после изучения по литературе темы Русские былины.

  1. Развитие творческих способностей учащихся, их умение читать картину, умение связать  со знаниями по УНТ.
  2. Обогатить учащихся новыми сведениями о Васнецове.

      ХОД   УРОКА.

  1. Что вы знаете о Васнецове? Какие картины художника известны вам?
  2. Подготовленный ученик рассказывает о художнике, показывая презентацию и демонстрируя иллюстрации картин художника.

(Виктор Михайлович Васнецов (1876 – 1  ) родился в семье священника в Вятской губернии, с малых лет он пристрастился к рисованию. Родители считали это блажью и чтобы искоренить её стали готовить сына к поступлению в духовную семинарию, чтобы обеспечить себе спокойную жизнь. Но Васнецов, поступив в семинарию, вскоре бросает её и едет в Петербург – учиться  живописи. Его влечет не Бог, а искусство. Жил, испытывая нужду, рисовал по заказам заставки и концовки для книг, учит детей чиновников рисованию. Он был охвачен одной страстью – владеть искусством живописи. Его хвалили, говорили о нем , но подлинную известность ему принесла картина «С квартиры на квартиру»

  В 1876 году Васнецов по приглашению Репина едет в Париж. Здесь он встречается с Репиным, Крамским, Боголюбовым. Один раз в присутствии художника Поленова Васнецов написал эскиз. Могучий былинный богатырь верхом на коне едет в дозор. Эскиз был восхитителен. Спустя 27 лет появились «Богатыри» (1903год) в собрании картин Третьякова.

Истоками творчества Васнецова были сказки старой стряпухи, услышанные в детстве, рассказы стариков, приходивших в дом священника, бродячих людей, попавших в северные края. Стряпуха рассказывала нараспев с хрипотцой увлекательные предания про Илью Муромца, Соловья Разбойника, Бову-королевича.

Картину «Богатыри2 Васнецов рисует в Абрамцеве. Образы богатырей в течение многих лет изменялись, становились сложнее и глубже, вспыхнули неудержимо. В приподнятом настроении писал Васнецов свою картину. Посещал вечера у Третьякова, слушал музыку Баха, Бетховена. У Мамонтовых – рассказы о народном творчестве, старинные повествования, сказки, былины. Все это вдохновляло художника. Картины художника: «Аленушка», «Царь Иван Грозный», «Ковер-самолет».

«Богатыри» - это живописно-былинное сказание о том, что лелеял в своих грезах народ. Живопись Васнецова зовет к прекрасному, доброму, светлому.

  1. Работа над картиной.

Композиция. В картине все продумано, все подчинено главной мысли: показать благородство, огромную силу, неустрашимость и красоту русского народа. Полностью картина называлась- «Богатыри русские на заставе богатырской смотрят, нет ли где ворога, не обижает ли кто народ православный» или «На Киевской заставе»

  1. Беседа по картине. Сбор рабочего материала..

- Какой период из жизни русского государства отражен на картине?

- Что вы знаете о нем?

-кого изобразил художник на полотне?

-каков фон картины? (фон картины – типичный русский пейзаж: степь, поросшая ковылем, темный лес, курганы)

5. Выясняем главную мысль картины, которая выражена в фигурах богатырей.

-Кто из богатырей больше всего привлекает наше внимание? Почему?

-Что мы знаем об Илье Муромце из былин?

-Как народ рассказывает о его подвигах, силе богатырской?

Во имя чего он совершает подвиги? Что общего в изображении Ильи Муромца в былине и на картине?

-Какие детали портрета раскрывают облик героя?

-Какими красками написан Илья и почему?( художник использует холодные тона, которые подчеркивают суровую простоту в облике крестьянского сына)

-Таким ли вы представляли себе богатыря, читая былину?

-Как нарисовал Васнецов другого богатыря – Добрыню Никитича? Что вы знаете о нем из былин? (Добрыня – побратим Ильи, тоже богатырь, герой, сын богатого купца рязанского. Он прославился своей борьбой за землю русскую с ханом Батыем. Былины описывают его как рассудительного богатыря, дипломата. Благодаря своему уму, он добивается успеха. Добрыня нарисован по правую руку от Ильи. Чертами лица Добрыня напоминает самого художника. У него умный взгляд, он пытливо смотрит вдаль. Добрыня храбр, силен. Он одет в богатый кафтан, меч у него в золотых ножнах. Белый конь Добрыни в нарядной сбруе – символ победы богатыря над  злым татарином являются полумесяцы на сбруе. Фигура написана в ярких любимых народом цветах – красных, золотых, зеленых.

- Как нарисован третий богатырь? Алеша Попович? Что вы знаете о нем?

( это тоже побратим Ильи, сын попа ростовского, он молод, но победил злого ТУгарина  Змеевича, много раз отважно дрался с кочевниками. Он также защитник земли русской, действует против врага хитростью и находчивостью.Рядом с Ильёй он кажется особенно стройным, вооружен щегольски, у седла висят гусли. Конь Алеши легкий на бегу, выносливый, как и хозяин.

- Что объединяет богатырей в грозную силу? (обращаем внимание на детали: мечи, копье, палица, лук)

- Какие детали на полотне указывают на приближение опасности?(конь Добрыни смотрит вправо)

Что усиливает впечатление силы и мощи богатырей? (размер полотна, его монументальность, детали пейзажа- маленькие ёлочки у ног  лошадей)

-Какие детали пейзажа помогают увидеть тревожность времени? (небо облачное, весеннее, гонит ветер тучи, пожелтевшую траву в степи, разметал гривы и хвосты богатырских коней0

- Что роднит полотно Васнецова с былинами? (полотно Васнецова молодо. Оно проникнуто горячей верой в силу и величие России. Картина близка нам своей глубокой идейностью, патриотическим чувством и поэтической правдой. Нам особенно дороги образы защитников русской земли, справедливых стражей народного счастья. Не пройдет враг на русскую землю, если у неё есть такие защитники

 СОСТАВЛЕНИЕ И ЗАПИСЬ ПЛАНА СОЧИНЕНИЯ.

ПЛАН

  1. Великий русский художник Васнецов
  2. История создания картины «Богатыри»
  3. Эпоха, отраженная в картине.
  4. Герои васнецовского полотна:

Внешний вид, выражение лица, поза, характер богатырей.

  1. Главная мысль картины

Коллективное устное сочинение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой "Первые зрители"

Данной разработкой можно восползоваться при подготовке к уроку русского языка в 6 классе...

Конспект урока "Сочинение – описание по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер»".

Цель урока:познакомить шестиклассников с особенностями описания природы, изображенной на картинах пейзажного характера;активизировать лексику на тему «Зима»;обогатить речь учащихся оценочными пр...

Конспект урока "Сочинение – описание картины А. А. Пластова «Летом»

Цель урока:учить обучающихся как можно более полно описыватьизображённое на картине; активизировать лексику по теме «Лето»;обогатить речь учащихся оценочными прилагательными; ...

Конспект урока: сочинение по картине Т.Н. Яблонской “Утро”

В данном уроке учитель знакомит учеников с произведением художника Т.Н. Яблонской. На основе ее картины ученики пишут сочинение. В начале урока учитель вместе с учениками обсуждает картину....

Конспект урока "Сочинение по картине А.М. Герасимова "После дождя"

Материалы конспекта урока позволят учителю подготовиться к уроку развития речи...

Конспект урока.Сочинение-описание по картине А.М.Герасимова "После дождя"

Конспект урока.Сочинение-описание по картине А.М.Герасимова "После дождя", 6 класс....