Приемы работы по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС. Обмен опытом в рамках круглого стола.
статья по литературе (5 класс) на тему

Черепанова Елена Николаевна

В данном материале представлен опыт работы учителя по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx870.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Приемы работы по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС

Слайд 1,2  Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования: высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, умение адаптироваться в любом обществе, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации

Слайд 3

Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается, и требуется умение отбирать главное.

Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.!

 Передо каждым учителем встают вопросы: «Зачем учить?», «Чему учить?», «Как учить?»

Слайд 4

Как  известно, основная задача традиционной школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ

Задача же современной школы - вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности

учащегося на основе освоения способов деятельности»

Слайд 5

 Таким образом, проблемно-деятельностное обучение – это обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний учащимися, специально организованное учителем. Сначала он в форме диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию.

    Затем учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, т.к. нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Слайд 6

Одной из главных идей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку и литературе является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях.  

    Особую актуальность эта проблема приобретает в 5 классе. Она обусловлена необходимостью развития речи школьников, переходящих от ступени начального образования к среднему, формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся 5 класса в процессе работы по обогащению грамматического строя речи, развитию коммуникативных умений и навыков в области построения и языкового оформления текстов.

Слайд 7

Формирование речевой и языковой компетентностей - одна из ключевых задач в 5 классе

Слайд 8

                 Кейс-технологии

   Кейсовая технология  – это обучение действием. Овладение ключевыми компетенциями образования становится результатом активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий в предложенных ситуациях.

     Кейс – описание конкретной реальной ситуации, которая предназначена  для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями

Слайд 9

К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс,  относятся:

  • метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения);
  • метод инцидента, когда учащийся должен сам отыскать недостающую информацию
  • метод ситуационно-ролевых игр;
  • метод разбора деловой корреспонденции;
  • игровое проектирование;
  • метод дискуссии.

Слайд 10

Подведение к теме урока.

Разрешение проблемной ситуации через занимательный вопрос

Тема «Виды глагола»

    Детям предлагаются две записки, которые своим мамам оставили дети. Вопрос: «Чья мама не будет волноваться за своего ребёнка? Докажите  почему?»  

1 записка: «Мама, я решал задачу и учил стихотворение. Вася».

2 записка: «Мама, я решил задачу и выучил стихотворение. Петя».

  После вывода о том, что один мальчик довёл действие до конца, совершил его, а второй нет, записываем тему урока «Виды глагола: совершенный и несовершенный».

Слайд 11

 Тема урока: Виды глагола.

Прочитайте. Помогите героям рассказа найти дорогу домой. Что мешало им это сделать быстрее? Аргументируйте свой ответ.

          Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет»,- сказывал Пёс. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

Слайд 12

Ситуационно-ролевые игры. Примеры кейс-заданий.

При изучении творчества В. Г. Короленко в 5 классе.(«Дети подземелья»)

- Вспомните и расскажите, как Вася познакомился с Валеком и Марусей.

- Почему встреча, грозившая закончиться дракой, переросла в дружбу? (диалог Валека и Васи, глава 4)

- Почему Валек не бросился в драку? А почему Вася не начинает драки?

- Что было бы, если б драка все же состоялась? К каким бы последствиям это бы привело? Не забывайте еще и о третьем участнике ситуации  – Марусе!

     Класс предварительно делится на группы. Каждая группа детей разыгрывает свои вариант развития событий. Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.

Слайд 13

Тема интервью: «Глагол»

Правила:

Тема: Интервью с лингвистом. Каждый ученик выступает и в роли лингвиста, и в рои журналиста. Первый учащийся (журналист) называет того, кому адресует вопрос, и задает его. Ученик, кому адресован вопрос (лингвист), отвечает на него и задает свой вопрос другому однокласснику.

Примерные вопросы:

– К какой группе частей речи относится глагол?

– Назовите общее грамматическое значение данной части речи?

– На какие вопросы отвечают глаголы?

– Перечислите морфологические признаки глагола?

– Каким членом предложения является глагол? и т.д.

Слайд 14

«Мусорная корзина»

При реализации этого метода участникам игры предлагается к рассмотрению набор отдельных строк из документов, частично имитирующих результат работы бумагорезательной машины по уничтожению документов. Необходимо составить из разрезанных частей правила, тематические тексты.

    При изучении пословиц можно предложить раздаточный материал в виде разрозненных частей, из которых необходимо составить законченное по смыслу высказывание.

Слайд 15

Метод  разбора деловой корреспонденции  предполагает получение  кейса  с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение.

    Перед изучением трудных тем, например, «Множественное число имен существительных» настроить пятиклассников, что на следующем уроке будет проводиться  кастинг, чтобы работать на телевидении. Как правило, дети внимательнее слушают учителя на уроке и активнее работают. На стадии осмысления каждому ученику предлагается несколько статей журналистов, содержащих имена существительные во множественном числе. Необходимо отредактировать тексты, записав правильно. Например, «…над проектом работала группа  инженер (?)…», «…директор (А, Ы) нескольких школ заключили договор (А,Ы)…» и т.д.

Слайд 16

 Составление кластера. Составление кластера на уроках русского языка и литературы помогает включить детей в проблемную ситуацию.

  • Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.
  • Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.
  • По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.
  • Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.

Слайд 17

Работа с текстом

Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:

«!» – Я это знал.

«+» – Новое для меня.

«-» – Вызывает сомнение.

«?» – Вопрос.

Проблем много, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя.

Слайд 18

Своё выступление хочу закончить словами Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Слайд 19 Спасибо за внимание!  Слайд 20. С наступающим Днем 8 Марта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевых и лингвистических компетенций на уроках русского языка и литературы

В данной статье я на примере работы учителей- словесников нашей школы хотела показать систему работы по формированию речевых и лингвистических компетенций как на уроках, так и во внеурочной деятельнос...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-х КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация:  В данной статье рассматривается одна из инновационных технологий обучения – игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка, воспитанию любв...

Проект "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы по предмету в условиях реализации ФГОС ООО"

Скрипко Е.В. разработан масштабный проект по внедрению элементов проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности, как на уроках литературы, так и на уроках русского языка. Выделена пролема,...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в 5-х классах в условиях реализации ФГОС

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта является оценка образовательных достижений обучающихся. Как достичь высоких результатов в образовательно...