«Этот мир очарований, этот мир из серебра…» (Особенности поэтического творчества акмеистов).
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Самодурова Галина Сергеевна

Данный урок целесообразно провести в 11 классе при изучении литературы Серебряного века.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Этот мир очарований, этот мир из серебра…» (Особенности поэтического творчества акмеистов).

Методический комментарий

Данный урок целесообразно провести  в 11 классе при изучении  литературы Серебряного века. На предыдущих занятиях учащиеся знакомились с творчеством поэтов-символистов. На последующих уроках продолжится изучение творчества поэтов XX века.

При подготовке к уроку учитель предлагает учащимся опережающие задания: прочитать стихотворения о любви А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама; выписать цитаты о любви известных людей. Двое учащихся получают индивидуальные задания: выучить наизусть стихотворение А. Ахматовой «Ты письмо мое, милый, не комкай», Н. Гумилева «Портрет». Эти задания направлены на формирование познавательных универсальных учебных действий, таких как находить (в учебниках, Интернет-ресурсах и других источниках) достоверную информацию, владеть изучающим чтением, анализировать и обобщать, доказывать и делать выводы, представлять информацию в различных видах.

Система заданий, представленных на уроке, способствует формированию у учащихся регулятивных универсальных учебных действий: выдвигать версии, находить способы достижения результата работы в парах и индивидуально, оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, а также коммуникативных, таких, как излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, понимать позицию другого, корректировать свое мнение, общаться в паре, в группе.

Планируемые результаты:

предметный результат: осмысленное чтение и адекватное восприятие стихотворений, умение анализировать поэтический текст: понимать и формулировать тему, идею, определять в стихотворении изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии  идейно-художественного содержания стихотворения; выражать собственное отношение к изображаемому в стихотворении, создавать устные монологические высказывания, вести диалог.

метапредметный результат: умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы, самостоятельно организовывать и оценивать собственную деятельность, работать с разными источниками информации, находить ее, использовать в собственной деятельности.

Виды учебной деятельности:

рецептивная: чтение и полноценное восприятие стихотворений Ахматовой, Мандельштама, Гумилева;

репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного характера;

поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;

исследовательская: анализ стихотворений.

Оборудование урока:

  1. компьютер;
  2. мультимедиапроектор;
  3.  тексты стихотворений;
  4. аудиозаписи стихотворений.

Ход урока

Учитель: Ребята, мы продолжаем наш разговор о поэзии Серебряного века. На прошлых уроках мы изучали творчество поэтов в рамках литературного направления символизм. Сегодня мы вновь обращаемся к очаровательном у творчеству, но уже поэтов-акмеистов. На уроке мы с вами должны выяснить, какие отличительные черты присущи акмеизму, определить особенности поэтического творчества А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама.

-Ребята, вспомните, что такое символизм? Что главным было в поэзии символистов?

Отвечают на вопрос.

В начале 10-х гг. XX века на сцену русской поэзии выходит новое течение, которое в 1912 году получает название акмеизм. Акмеизм – от греч. аcme – вершина, высшая точка человеческой жизни. Движение акмеизма начинается благодаря усилиям двух поэтов разновеликих – один из них великий – Николай Степанович Гумилев, расстрелянный большевиками в 1921 году, а другой – Сергей Митрофанович Городецкий, гораздо менее значительный, но в то же время сыгравший большую роль в формировании акмеизма.

Гумилев формулирует принцип, согласно которому поэт – это не гений, а ремесленник, это  мастер. Гумилев уделяет главное внимание обучению писать стихи, поэтому в 1911 году образуется первый «Цех поэтов», это та школа, в которой вырабатывается мастерство поэта. Именно против символизма Гумилев направляет острый меч своей критики в статье «Наследие символизма и акмеизм».

Осип Мандельштам в статье «Утро акмеизма» высказал важные вещи:

  1. «Мы устали от символизма, - пишет поэт, - устали от бесконечных туманов, отдалений от конкретных предметов в непонятную бесконечность. Мы должны вернуть слово в предмет, должны достигнуть однозначности художественной речи».

Учитель: Как вы понимаете эти слова Осипа Мандельштама?

Отвечают.

  1. Акмеизм несет в себе тоску по мировой культуре. Символизм развоплощал разные этапы развития культуры. Мандельштам настаивал на том, что тождество, точность предмета и слова означает и требование точности воспроизведения разных культур, разных времен, относящихся к прошлому человеческой цивилизации.

Символизм и акмеизм, которые боролись в начале 10-х годов, неравновелики. Символизм – более широкое явление, можно заметить черты символизма и в живописи, и в музыке того времени. Акмеизм – явление, связанное только с поэзией. 6 поэтов, которые провозгласили себя в 1912 году акмеистами, имели разную судьбу. Среди них Николай Гумилев, Анна Ахматова, жена Гумилева, Осип Мандельштам. Были и поэты не такие крупные: Сергей Городецкий, Владимир Нарбут, Михаил Зенкевич.

Учитель: Мы переходим к следующей части нашего урока. На сегодняшнем уроке мы обратимся к творчеству трех поэтов: Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама, и только к теме любви в их поэзии, проследим, как каждый из авторов рассматривает эту тему.

Ребята, а вообще что такое любовь? Как называют ее великие люди?

Ребята зачитывают определения любви великих людей.

         – Каждый из великих людей имеет свое представление о любви. А сейчас обратимся к творчеству поэтов-акмеистов и исследуем, как они понимают любовь.
        Прослушивание песни «Я сошла с ума, о, мальчик странный…» (на стихи А. Ахматовой).

Что есть любовь в этом стихотворении?

Отвечают.

Учитель: Обратимся к другому стихотворению А. Ахматовой «Я не любви твоей прошу». Прослушивание стихотворения.

Учитель: Ответьте на вопрос: почему Анне Ахматовой до конца жизни было стыдно за это стихотворение? (Она брошена возлюбленным, она сравнивает себя с соперницами, себя возносит над ними).

Какие «мудрые советы» дает она? Зачем? Ведь расставание уже произошло. Нужно ли возвращаться к недавнему, столь дорогому, но все же прошлому? (Да! Она отличается от беспечных «дурочек», своих соперниц, чем? Она умеет ценить «дружбы светлые беседы», «память первых нежных дней»).

Учитель: Еще одно стихотворение А. Ахматовой послушаем. Ахматовская поэзия личностная. Актриса Алиса Фрейндлих, которая прочитала это стихотворение, добавила строки в него.

Прослушивание стихотворения «Сжала руки под темной вуалью».

Учитель: Какой предстает любовь в миниатюре Анны Ахматовой? (Трагическое переживание, полное неразрешимых противоречий: «Уйдешь, я умру – я терпкой печалью напоила его допьяна »).

Любовь заполняет внутренний мир героев. О ней свидетельствуют их черты. Найдите в тексте. («Отчего ты сегодня бледна?», «искривился мучительно рот»).

Приносит любовь счастье? (Нет. Каждый из влюбленных не в силах докричаться до любимого, добиться понимания, сочувствия).

Назовите ключевую деталь, заявленную в начале стихотворения. (Вуаль). Что такое вуаль? (Тонкая прозрачная материя или сетка, прикрепляемая к женской шляпе и закрывающая лицо). Каково значение предмета в этом стихотворении? (Скрывает свои чувства).

Что передается с помощью этой детали? (Передается психологический настрой лирической героини, ее переживания).

Итак, что такое любовь в стихотворениях Ахматовой?

Запишем:

Любовь у Ахматовой – это… (трагическое переживание; через детализацию показано внутреннее состояние героини).

Учитель: А сейчас нас ждет творческое задание. Перед вами текст стихотворения Николая Гумилева «Портрет» с пропущенными эпитетами. Что такое эпитет? Ваша задача – почувствовать себя поэтами и подобрать свои эпитеты, вписать их в текст.

Портрет

Лишь  _______________        бархат, на котором

Забыт ___________ алмаз,

Сумею я сравнить со взором

Ее почти ___________глаз.

Ее _______________ тело

Томит _____________белизной,

Как лепесток сирени ___________

Под _____________ луной.

Пусть руки _________________,

Но кровь в них так же горяча,

Как перед образом Марии

________________ свеча.

И вся она легка, как птица

______________ ясною порой,

Уже готовая проститься

С ____________ северной страной.

Учитель: Работаем в парах 2-4 минуты. Что у вас получилось? Прочитайте!

Заранее подготовленный ученик читает наизусть  стихотворение Николая Гумилева «Портрет».

 – Молодцы, все справились с заданием.

Учитель: Итак, что же такое любовь  у Гумилева?  – это… прекрасное чувство, преклонение перед женщиной.

Обратимся, наконец, к поэзии Осипа Эмильевича Мандельштама.

Прослушивание стихотворения «Нежнее нежного».

Какой предстает любовь у Мандельштама?

Стихотворение «Невыразимая печаль».

Учитель: В чем особенности синтаксиса этого стихотворения?

Нет сказуемого. В символике бисквит – это есть намек на чрезвычайную тонкость жизни. И даже «тончайшие» пальцы могут сломать хрупчайшую оболочку жизни. Нет глагола – нет и большого расстояния между нами и тем, кто может с легкостью сломать «бисквит», замешанный нами с единстве с Богом. Причем, кому принадлежат пальцы? Человеку? Судьбе? Но - давайте радоваться «красному вину» и «солнечному маю»!

Итак, что такое любовь в стихотворениях Мандельштама?

Любовь у Мандельштама – это радостное чувство, показано через детализацию.

Рефлексия.

Учитель: А сейчас я вам предлагаю составить синквейн на тему «Любовь»:

  • Подобрать к слову “любовь” 2–3 прилагательных или причастия, выражающих, на ваш взгляд, сущность этого понятия.
  • 2–3 глагола.
  • Подберите фразу или выражение, которое, на ваш взгляд, ассоциируется с этим понятием, выражая сущность этого понятия.
  • Подберите слово, выражающее, на ваш взгляд, сущность этого понятия в литературе.

Домашнее задание: письменный анализ стихотворения Ахматовой, Гумилева или Мандельштама.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"...Этот мир очарований, этот мир из серебра" (эпоха "Серебряного века")

Вводный урок по теме: "Эпоха Серебряного века"                     "...Этот мир очарований, этот мир из с...

Урок в 11 классе "Этот мир очарований, Этот мир из серебра..."

Знакомство с "серебряным веком" через историю, литературу, изобразительное искусство. Материал содержит презентации, подготовленные учащимися....

"Этот мир очарования, этот мир из серебра"

Интегрированный урок по русской культуре Серебряного века (МХК+литература)...

Видеофильмы учащихся (сборник). Проект "Этот мир очарований, этот мир из серебра..."

ПроблемаПереход от суммы «предметных результатов»  к метапредметным и интегративным результатам.Полное наименование проекта «Этот мир очарований, этот мир из серебра…» (В.Я. Брюсов) в ...