Гоголь Н.В. Комедия "Ревизор". Презентации и рабочие материалы к урокам литературы в 8 классе.
учебно-методический материал по литературе (8 класс) по теме

Колотухина Елена Владимировна

1. Урок- викторина на лучшего читателя   комедии  Н.В. Гоголя  "Ревизор". Рабочие материалы, иллюстрации, вопросы и ответы в форме презентации.

2. Чиновники города N. Презентация и  карточки (документ Word) для упражнений и групповых заданий.

3. Хлестаков и хлестаковщина. Рабочие материалы, иллюстрации по теме в форме презентации.

4. Финал комедии. Рабочие материалы и иллюстрации к уроку в форме презентации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». К урокам литературы. Колотухина Е.В.

Слайд 2

Повторение. Какие произведения Гоголя вам известны? Каких героев, созданных писателем, вы помните? Чем они привлекают ваше внимание?

Слайд 3

Словарная работа. Комедия- Юмор- Сатира- Сюжет- Композиция драматического произведения-

Слайд 4

Викторина. 1. Какую пословицу взял Н.В. Гоголь в качестве эпиграфа к «Ревизору»? а ) на всякого мудреца довольно простоты; б ) на зеркало неча пенять, коли рожа крива; в) не в свои сани не садись.

Слайд 5

Кто из персонажей «Ревизора» брал взятки борзыми щенками? а) Ляпкин- Тяпкин; б) Хлопов; в) Земляника.

Слайд 6

3. Что является отличительной чертой Хлестакова? а) легкомыслие; б) хитрость; в) трусость.

Слайд 7

4. Какую меру против ревизора Городничий считает наиболее надёжной? а) лесть и угождение; б) взятку.

Слайд 8

5. Кто из персонажей «Ревизора» говорит о себе, что у него «лёгкость в мыслях необыкновенная»? а) Бобчинский ; б) почтмейстер; в) Хлестаков.

Слайд 9

6. Кто это говорит? «Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я. И уж так уморишься, играя, что просто ни на что не похоже».

Слайд 10

7 . Кто и о ком это говорит? «… видишь ты, нужно в каждом городе показать себя! Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой!»

Слайд 11

8. Кто это пишет? «Спешу тебя уведомить… что состояние моё было весьма печальное, но, уповая на милосердие Божие, за два солёные огурца особенно и полпорции икры рубль двадцать пять копеек…»

Слайд 12

9. Кто кому пишет? «Спешу уведомить тебя… какие со мной чудеса… Все дают мне взаймы… Оригиналы страшные. От смеху ты бы умер…»

Слайд 13

10. Кому снится: «… какие-то две необыкновенные крысы. Право, эдаких я никогда не видывал: чёрные, неестественной величины!..»

Слайд 14

Н.В. Гоголь - великий сатирик. О каком поприще мечтал Гоголь в юности? Какое умение помогло Гоголю стать писателем? Расскажите о влиянии Пушкина на Гоголя?

Слайд 15

Какую задачу ставил перед собой Гоголь, приступая к созданию комедии «Ревизор»? Какова роль театра, по мнению Гоголя?

Слайд 16

История создания «Ревизора»

Слайд 17

Д/З Составить «словарик» комедии, разъяснив следующие слова и понятия: Водевиль, репертуар, плагиат, фабула и сюжет, пародия, эпиграмма, сноски, взяточничество, казнокрадство, самоуправство, произвол, безнаказанность, мошенничество, подобострастие, фантасмагория, хлестаковщина.

Слайд 18

Используемые материалы: Б.И. Турьянская и др. Литература в 8 кл . Урок за уроком. М.: Русское слово, 2000 И.П. Карпов. Открытый урок по литературе. Пособие для учителей.- М., 2000


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор ». Чиновники города N . К урокам литературы. Колотухина Е.В. « В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем… Сквозь смех… читатель услышал грусть …» Н.В. Гоголь.

Слайд 2

Город. Где происходит действие комедии? Почему у этого города нет названия? Что нам известно об этом городке? Какую характеристику ему даёт городничий и Хлестаков?

Слайд 3

О жизни каких заведений города N мы узнаём из комедии?

Слайд 4

Чиновники города N . Чиновник - государственный служащий, имеющий чин, служебное звание. Какова их роль в городе?

Слайд 5

Чиновники города N . Упражнение «Найди чиновника по его характеристике, деталям портрета, репликам».

Слайд 6

Работа по группам. Земляника. Шпекин . Ляпкин- Тяпкин. Хлопов. Сквозник - Дмухановский .

Слайд 7

Попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника. Как и зачем Земляника сообщает Хлестакову о непорядках в городе? Почему Земляника не доносит на городничего? Почему он представляется ревизору последним?

Слайд 8

Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин . Как обстоят дела на почте? Почему он распечатывает письма? Почему Гоголь даёт ему характеристику: «Простодушный до наивности человек?»? Докажите это.

Слайд 9

Судья Аммос Фёдорович Ляпкин- Тяпкин. Можно ли по фамилии судьи дать ему характеристику? Какую? Как обстоят дела в присутственных делах? Что мы знаем о его карьере?

Слайд 10

Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов Почему Хлопову не даётся характеристика в «Замечаниях для господ актёров»? Составьте замечания к его образу.

Слайд 11

Городничий Антон Антонович Сквозник - Дмухановский . Он говорит: «Нет человека, который бы за собой не имел каких-нибудь грехов». Какие грешки водятся за городничим? Почему городничий поверил, что Хлестаков- ревизор?

Слайд 12

Вывод. Гоголь обладал даром при помощи одной детали дать полную характеристику герою своего произведения.

Слайд 13

Подведение итогов. Вернёмся к эпиграфу и письменно даём ответ на вопрос: «О чём грустит Гоголь?»

Слайд 14

Д/З Написать сочинение-миниатюру: «Каким я хочу видеть свой душевный город?»

Слайд 15

Использованные материалы: Б.И. Турьянская и др. Литература в 8 кл . Урок за уроком. М.: Русское слово, 2000 И.П. Карпов. Открытый урок по литературе. Пособие для учителей.- М., 2000: Комедия «Ревизор» Н.В. Гоголя.8 класс- с.82-87.



Предварительный просмотр:

Задание: По художественной детали портрета, репликам, характеристикам найти «хозяина».

Городничий:   Антон Антонович Сквозник- Дмухановский.

                             

       

Из письма Чмыхова: «Ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывёт в руки...»;

Один из купцов: «такие обиды чинит, что описать нельзя… совсем заморил, хоть в петлю залезай… ему всё мало…  что ни попадёт, всё берёт…»

Ляпкин - Тяпкин: «Вот  уж кому пристало генеральство, как корове седло!»

Из письма Хлестакова: «Городничий глуп, как сивый мерин».

О себе:

«Нет другого помышления, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства»

«А кто тебе помог сплутовать?.. Я помог!»

«Да, признаюсь… очень хочу быть генералом!»

-Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало;

- «Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие: не сделайте несчастным человека»;

- в немой сцене он стоит посередине в виде столба с распростёртыми руками и закинутою назад головой;

- ему принадлежит фраза: «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!..»;

- женат, имеет взрослую дочь.

Судья:           Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин.

                         

-«Человек, прочитавший 5 или 6 книг»;

-берёт взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит;

-«говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют»;

-судья, коллежский асессор;

-с 1816 года был избран на трёхлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени;

- предлагает «подсунуть» деньги Хлестакову.

Попечитель богоугодных заведений:  

Артемий Филиппович   Земляника.

         

-У него было пять детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и  Перепетуя;

-попечитель богоугодных заведений;

-«очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут»;

-«Человек простой: если умрёт, так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет»;

-«совершенная свинья в ермолке».

Смотритель училищ: Лука Лукич Хлопов.

           

-Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты;

-смотритель училищ;

-имеет чин титулярного советника;

-«протухнул насквозь луком»;

-один из его подчинённых «никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу».

Почтмейстер: Иван Кузьмич Шпекин:

       

-«Точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьёт горькую»;

-«простодушный до наивности человек»;

-«совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживает»;

-в разговоре с Хлестаковым всё время повторяет фразу: «Так точно-с»;

-почтмейстер, надворный  советник».

Работа по группам:

 Вопросы для анализа образа одного чиновника.

  1. Земляника
  • Как и зачем Земляника сообщает Хлестакову о непорядках в городе?
  • Почему Земляника не доносит на городничего?
  • Почему он представляется ревизору последним?

  1. Шпекин
  • Как обстоят дела на почте?
  • Почему он распечатывает письма?
  • Почему Гоголь даёт ему характеристику: «Простодушный до наивности человек?»? Докажите это.

  1. Ляпкин-Тяпкин
  • Можно ли по фамилии судьи дать ему характеристику? Какую?
  • Как обстоят дела в присутственных делах?
  • Что мы знаем о его карьере?

  1. Хлопов
  • Почему Хлопову не даётся характеристика в «Замечаниях для господ актёров»?
  • Составьте замечания к его образу.

  1. Сквозняк-Дмухановский
  • Он говорит: «Нет человека, который бы за собой не имел каких-нибудь грехов». Какие грешки водятся за городничим?
  • Почему городничий поверил, что Хлестаков- ревизор?

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина. К уроку литературы. Колотухина Е.В. «Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около Солнца.» Ю. М анн

Слайд 2

Завязка комедии. Сопоставление сцен 3 и 4 явлений 1-го действия.

Слайд 3

Сообщение об исполнителях роли Хлестакова.

Слайд 4

Анализ 2-го действия. Чтение монолога Осипа (1-е явление). Почему этот монолог дан перед встречей городничего с Хлестаковым и до появления героя на сцене?

Слайд 5

1 . Словарная работа: Елистратишка - В табели о рангах- самая низшая ступень чиновника. 2. Когда впервые появляется Хлестаков? 3. Чтение по ролям.

Слайд 6

Чем занимался Хлестаков до возвращения в номер? 2-е явление: выразительные ремарки, передающие звучание его голоса. Комментарии 3-4 явления. Комментарии к 5 явлению.

Слайд 7

Встреча городничего с ревизором. Представим путь городничего, его состояние по пути в гостиницу: как городничий готовился к встрече с ревизором? О чём он думал?

Слайд 8

8-е явление 2-го действия. Какая задача должна стоять перед исполнителем роли городничего в этой сцене? В каком состоянии находится Хлестаков? Чем смешна эта сцена?

Слайд 9

Прошлое Хлестакова. Что мы узнали о прошлом Хлестакова? Какие главные черты Хлестакова вы можете назвать?

Слайд 10

Анализ 3-го действия. Представим, как принимали Хлестакова в богоугодных заведениях. Что изменилось в поведении Хлестакова с тех пор, как он попал в дом городничего?

Слайд 11

5-6 явления. Чтение по ролям. В чём заключается комизм этих сцен? Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о петербургской жизни? Каковы жизненные идеалы Хлестакова? Всё ли в рассказе Хлестакова вымысел и небылицы? Какую оценку дают чиновники Хлестакову?

Слайд 12

Сцена вранья- -высшая точка в развитии действия комедии, то есть кульминация .

Слайд 13

8 явление 5-го действия- - развязка «линии Хлестакова».

Слайд 14

Высказывания о Х лестакове. «…надо подумать, а он не умеет думать». (Белинский) «…он не знал, что врёт, и нисколько не думал обманывать…» (Белинский) «Он как все: и ум, и душа, и слова, и лицо у него как у всех» (Д.С. Мережковский) Какие характеристики Хлестакова подчёркнуты в этих высказываниях?

Слайд 15

Смысл фамилии Хлестакова. «…весь он точно «ветром подбит»…вот-вот вспорхнёт и улетит» (Д.С. Мережковский) «Сама фамилия его гениально продумана…, создавая ощущение лёгкости, бездумности, болтовни, свиста тонкой тросточки…» (В.В. Набоков) Говорящие фамилии

Слайд 16

Итоги. Кто главный герой комедии? Комплекс качеств, воплощённых в образе Хлестакова, дал основание выделить именно этот образ как жизненное обобщение и дать ему нарицательное название «хлестаковщина».

Слайд 17

Д/З. Письменный ответ на один из вопросов: Как раскрывается характер городничего по мере развития действия комедии? Как следует играть роль Хлестакова? Хлестаков в Петербурге. Чиновники перед действительным ревизором. О чём мечтают герои комедии «Ревизор»?

Слайд 18

Использованная литература. Б.И. Турьянская и др. Литература в 8 кл . Урок за уроком.- М.: Русское слово, 2000. Ю. Манн. Поэтика Гоголя. М.: Художественная литература. 2013. Докусов А.М., Маранцман В.Г. Комедия Гоголя «Ревизор» в школьном изучении. М.: Просвещение, 2014.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н.В. Гоголь. «Ревизор». Финал комедии. К уроку литературы. Колотухина Е.В.

Слайд 2

Эпиграф к уроку Разоблачение «ревизора»- это удар по всему «испуганному городу». Ю. Манн

Слайд 3

5-е действие. Поведение городничего. «Гоголь открыл определённое явление, и вот почему это явление может быть названо только тем именем, которое дал ему писатель,- хлестаковщина ». Ю. Манн

Слайд 4

1-е явление 5-е действие. Какие жизненные цели городничего? Почему городничему так хочется быть генералом, разве ему плохо жилось в городничих?

Слайд 5

7-е явление 5-е действие. Чтение по ролям и обсуждение: Как можно озаглавить эту сцену? Искренно ли звучат поздравления гостей в адрес городничего? Как относятся к гостям хозяева?

Слайд 6

8-е явление. Чтение по ролям и обсуждение: Как меняется настроение героев во время чтения письма Хлестакова? Почему городничий с такой злобой обрушивается на «писак»? Только ли своим гостям городничий адресует речь?

Слайд 7

Последнее явление. Чтение и обсуждение: Какими словами можно определить состояние чиновников в этой сцене? Почему жандарма нет среди действующих лиц комедии?

Слайд 8

Жандарм Жандарм- фантастическое лицо, посланец каких-то неземных сил. Это воплощение власти, веры Гоголя в торжество законности и справедливости. Чьё мнение вам ближе?

Слайд 9

Немая сцена Описание сцены в тексте комедии.

Слайд 10

Что потеряла бы комедия, если бы не было заключительной сцены? Почему Гоголь заставил каждого из своих персонажей застыть? Почему так важно было для выражения смысла всей пьесы передать всеобщее мгновенное «окаменение»? Что будет дальше, после приезда настоящего ревизора? В чём смысл эпиграфа к пьесе? Немая сцена

Слайд 11

Подведение итогов Вот уже более 150 лет комедия живёт на сценах театров. Что она даёт современному зрителю?

Слайд 12

Домашнее задание Подготовиться к практической работе по комедии «Ревизор».

Слайд 13

Используемые материалы: Б.И. Турьянская и др. Литература в 8 кл . Урок за уроком.- М.: Русское слово, 2000. Ю. Манн. Поэтика Гоголя. М.: Художественная литература. 2013. Докусов А.М., Маранцман В.Г. Комедия Гоголя «Ревизор» в школьном изучении. М.: Просвещение, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Материалы к урокам литературы в классах с углублённым изучением предмета

 Данные материалы апробированы на уроках в нескольких классах, поэтому есть возможность использовать варианты (с учётом возможностей детей и уровнем их интереса к предмету). Особое СПАСИБО учителям, д...

Рабочие материалы к уроку литературы в 5 классе по повести С. Алексеева «История крепостного мальчика»: тема «История глазами ребенка»

В данных материалах представлена краткая разработка к уроку литературы в 5 классе по повести С. Алексеева "История крепостного мальчика".  Разработка сопровождается презентацией. На примере данно...

Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"

В данный рабочий лист включены разноуровневые задания....

Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . А.С. Пушкин "Зимнее утро"

Данный рабочий лист содержит разноуровневые задания....

Рабочие материалы к уроку в 5 классе "Тропы"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках при изучении средств художественной выразительности. Учащиеся получают не только определение и примеры, но и могут дополнить ма...