В мире русского символизма
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Червоткина Надежда Аркадьевна

Урок-мастерская в 11 классе в технологии критического мышления "В мире русского символизма"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

11 класс

Урок-мастерская  в технологии КМ                   

 В мире русского символизма

1. Концепция урока

Помочь учащимся войти в мир символизма, постигнуть неповторимость звучания поэтического слова и  его символический характер.

Создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся через урок-мастерскую в технологии критического мышления.

2. Образовательные задачи урока

  • Приобщить старшеклассников к сложным духовным поискам литературы Серебряного века через постижение мира русских символистов
  • Выяснить художественные  особенности поэзии символизма, поэтику и мировоззрение поэтов-символистов через анализ поэтических деклараций и произведений символистов.
  • Показать значение творчества поэтов-символистов для русской поэзии

3. Воспитательные задачи урока 
а) задачи нравственного воспитания.

  • Создать атмосферу открытости и доброжелательности в общении.

б) задачи эстетического воспитания.

  • Вызвать эстетическое удовлетворение от соприкосновения с миром поэзии символизма

4. Развивающие задачи 

  • Организовать развивающее пространство, позволяющее ученикам в коллективном поиске приходить к построению ("открытию") знания.
  • Развивать умение учащихся читать, воспринимать, интерпретировать поэтические произведения, способствовать развитию художественного вкуса.
  • Развить способности обучаемых к рефлексии своей деятельности, поведения, личности.
  • Способствовать развитию устной речи, творческих возможностей через использование разных видов творческих заданий.

5. Внутрипредметные и межпредметные связи, необходимые для изучения материала.   

   живопись символизма

   историческая эпоха Серебряного века

   .


Этапы урока

№ п/п

Технологический этап

Методы и приемы

1

Индукция

 Ассоциативный ряд к слову символизм.

Выразительное чтение учителем стихотворения К.Д.Бальмонта «Безглагольность». Мультимедийное  сопровождение.

2

 Разрыв

 Проблемный вопрос о розе

3

 Деконструкция

 Работа с материалами, выбор понравившегося определения символа

 

4

Социоконструкция

Построение знания

5

Реконструкция  

 Работа с материалом. Создание коллективного манифеста символистов

6

 Разрыв

Проблемный вопрос: Какие из предложенных стихов относятся к символизму?

7

Социализация

Работа в парах. Доказательство своего выбора

8

Разрыв

В чём различие индивидуальных манер  Бальмонта и Брюсова?

 9

 Реконструкция

 Работа в группах. Создание афиши  

10

 Дедукция (афиширование)

 

 Выступление  от каждой группы

 

11

Самоконструкция

Сравнение, сопоставление  творчества поэтов

12

  Рефлексия

  Словарная статья или синквейн.  Заключительное слово учителя


 Ход урока

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий –

Только отклик искажённый

Торжествующих созвучий?

Я приглашаю вас в мастерскую  «В мире русского символизма»

Я – бог таинственного мира;

Весь мир – в одних моих мечтах.

Сологуб

Я мечтою ловил уходящие тени

Бальмонт

Сегодня мы с вами попробуем постигнуть сложный и таинственный мир поэзии русских символистов, разобраться в особенностях их поэтики.

1. Какие ассоциации вызывает у вас слово «Символизм?

 Попробуем выстроить ассоциативный ряд путём игры со словом, поиском созвучных и смысловых ассоциаций вокруг этого литературно-художественного направления.

ассоциативный ряд: грёзы, ассоциация, непознанное, серебряный век, символ, Врубель, таинство, тайнопись, рубеж веков, модернизм.

Так давайте прикоснёмся к этому миру грёз, тайнописи, символов.

2. Моя встреча с символизмом.  Чтение стихотворения на музыкальном фоне, мультимедийное сопровождение.

К. БАЛЬМОНТ            БЕЗГЛАГОЛЬНОСТЬ

Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаенной печали,

Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали.

Приди на рассвете на склон косогора, —

Над зябкой рекою, дымится прохлада,

Чернеет громада застывшего бора,

И сердцу так больно, и сердце не радо.

Недвижный камыш. Не трепещет осока.

Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

Луга убегают далеко-далеко.

Во всем утомленье, глухое, немое.

Войди на закате, как в свежие волны,

В прохладную глушь деревенского сада, —

Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,

И сердцу так грустно, и сердце не радо.

Как будто душа о желанном просила,

И сделали ей незаслуженно-больно.

И сердце простило, но сердце застыло,

И плачет, и плачет, и плачет невольно.

Это стихотворение метра символизма Константина Дмитриевича Бальмонта.  Восхищает? Завораживает? Чем?  Хочется ли постигнуть его тайну, загадочность? А может быть, просто хочется слушать, слушать, слушать….

3. Итак, символизм - символ

Вот например роза

Что она обозначает?

Красивый цветок, а с кем из античных божеств связан этот цветок?

С Афродитой, богиней любви и красоты, значит роза – символ любви и красоты. В христианстве роза цветок рая, благодаря своей красоте совершенству и благоуханию. В похоронных обрядах она символизирует вечную жизнь, вечную весну, Воскрешение.  Роза – это знак молчания и тайны. У символистов роза – один из любимых образов, самый сложный и самый популярный. Это символ небесной лазури,

4.  Так что же такое символ? Перед вами определения этого понятия.  Выберите такое высказывание,  которое вам показалось неожиданным? Ярким и точным? 

Зачитайте, что вы выписали.                                                                         Приложение1

5. Что нам поможет  глубже постигнуть мир символизма?     (Построение знания)

История  возникновения, взгляды символистов, поэзия

  1. Из истории символизма            
  2. Философия символизма                                    
  3. Анализ  творчества

Постигнуть философию русских символистов нам помогут их поэтические манифесты, лекции, статьи.  Давайте создадим коллективный манифест символистов.

Каждая группа получает материал, в котором можно найти ответ на информационный запрос. Статья Бальмонта К.Д.  «Элементарные слова о символической поэзии»,  отрывок из лекции МережковскогоД.С. «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» и, конечно, программные стихи символистов. Попробуйте, опираясь на этот материал, составить манифест символистов. Приложение 2

Реконструкция – Создание коллективного манифеста символистов

Дедукция – Выступление от каждой группы.

6. Проблемный выбор?

Какие из предложенных стихотворений поэтов рубежа веков вы отнесёте к символизму?

(Учитель предлагает стихи поэтов серебряного века)                                Приложение 3.

Почему?

(отвлечённая лексика, интенсивная метафоричность, своеобразный поэтический монолог, внешняя музыкальность, певучесть, нет образной системы, впечатлительность  лирического героя, интуитивное восприятие, недоговорённость, ассоциативная связь между образами…)

7.  Анализ творчества.

Обратимся к творчеству  двух поэтов одного поколения, получивших сходное по характеру образование и начавших путь в литературе серебряного века в рамках символизма. Это Константин Бальмонт и Валерий Брюсов. Они сыграли видную роль в обновлении русского стиха,  оба почитались к концу 900-х годов как авторитетные мастера поэтического слова. Мы попробуем в их художественных свершениях увидеть не только сходство, но и различия индивидуальных манер.

У каждой группы образец лирики и факты биографии. Оформите афишу, представляющую творчество поэта.                                                             Приложение 4

Группы представляют поэта и читают стихотворение, в биографиях выделяя яркие эпизоды или наиболее интересные характеристики, которые помогут лучше понять стихотворение поэта. Ученики читают, обмениваются информацией, обсуждают и оформляют свою страницу-афишу, используя литературу, готовят выступление-защиту афиши на 3 минуты.


8. Выступление групп

9. Проблема:

Соотнесите приведённые характеристики с лирическими героями каждого из поэтов.

  • Непостоянство, переменчивость настроений
  • Стабильность мироощущения поэтизация твёрдых качеств характера
  • Нелюбовь к правилам и ограничениям
  • Стремление к систематизации, строгая логика
  • Жажда слияния с мировыми стихиями, любование своей многогранностью
  • Возвышение над мирской суетой, тяга к чёткому осознанию границ своего «Я»

 Какие ассоциации со смежными искусствами возникли у вас при чтении стихов этих   поэтов?

Музыка, живопись– Бальмонт (особенно музыкален и живописен)

Скульптура – Брюсов (больше скульптурности, пластичности)

9. Попробуйте дать своё определение символизма

1.  Словарная статья  Символизм– литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.

2. Составьте синквейн   соедините  и обобщите свои впечатления, знание, воображение. 

 Интеллектуальным, индивидуальным открытием каждого, моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным -  является самостоятельное заключение, обобщение, итог, вывод, написанный в форме синквейна:

первая строка – название темы;

вторая – описание темы в двух словах-признаках, прилагательных;

третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами-глаголами;

четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме;

последняя – синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый участник мастерской соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение. Все зачитывают свои обобщения-итоги.

 Символизм

Таинственный, загадочный,                                  

Волнует, увлекает, очаровывает

            Уводит в мир грёз

Волшебство

Символизм

Отвлечённый, красивый

Чарует, тревожит, завораживает                                            

Открывает неведомый мир

Окно в бесконечность    

Символизм

 Музыкальный,   певучий

Устремляет, вдохновляет, будит

       Загадочно тревожит                                    

       Небывалая высота

  Наша мастерская завершена

Что вам было интереснее всего делать на уроке?

Что вызвало затруднение?

Д\З  Сочинение-эссе «Символизм, по выражению О. Мандельштама,  то широкое лоно, которому обязана жизнью вся русская поэзия 20-го века».


 

Приложение 1.

Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своём значении.

Вячеслав Иванов

Символ – окно в бесконечность.

                                                                                                      Фёдор Сологуб

Всякое стихотворение – это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звёзды. Из-за них существует стихотворение.

                                                                                                             А. Блок

Символ соединяет вечное с его пространственными и временными проявлениями, это окно в Вечность.                        

                                                                                                                                          А.Белый

Символы выражают безграничную сторону мысли.

                                                                                                Д.С. Мережковский

Никогда не следует объяснять символы. Никогда не следует вникать в них. Имейте доверие. О, не сомневайтесь! Тот, кто придумал символ, скрыл в нём истину, но и не нужно, чтобы он её демонстрировал. Зачем тогда облекать её в символ?

                                                                                                                    Пьер Луи

Символ – это слияние нашей души с предметами, пробудившими наши чувства, вымысел, который упраздняет для нас время и пространство.

                                                                                                                                                Шарль Морис

В поэзии то, что не сказано, мерцает сквозь красоту символа.

                                                                                                   Д.С.Мережковский

Символ есть образ, соединяющий в себе переживания художника и черты, взятые из природы.

                                                                                                                   В.Власов.

Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире.

                                                                                                                  Н. Бердяев

Символ есть образ, видоизменённый переживанием.

                                                                                                        А. Белый


Приложение 2

Бальмонт К.Д.

«Элементарные слова о символической поэзии»

Реалисты всегда являются простыми наблюдателями, символисты –  всегда мечтатели.

Реалисты схвачены, как прибоем, конкретной жизнью, за которой они не видят ничего, - символисты, отрешенные от реальной действительности, видят в ней только свою мечту, они смотрят на жизнь из окна. Это потому, что каждый символист, хотя бы самый маленький, старше каждого реалиста, хотя бы самого большого. Один еще в рабстве у материи, другой ушел в сферу идеальности.

Как определить точнее символическую поэзию? Это поэзия, в которой органически, не насильственно, сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота, - сливаются так же легко и естественно, как в летнее утро воды реки гармонически слиты с солнечным светом. Однако, несмотря на скрытый смысл того или другого символического произведения, непосредственное конкретное его содержание всегда закончено само по себе, оно имеет в символической поэзии самостоятельное существование, богатое оттенками.

В то время как поэты реалисты рассматривают мир наивно, как простые наблюдатели, подчиняясь вещественной его основе, поэты символисты, пересоздавая вещественность сложной своей впечатлительностью, властвуют над миром и проникают в его мистерии.

Реалисты охвачены как прибоем, конкретной жизнью, они не видят ничего, - символисты, отрешённые от действительности, видят в ней только свою мечту. Поэты-символисты дают нам в своих созданиях магическое кольцо, которое радует нас, как драгоценность, и в то же время зовёт нас к чему-то ещё, мы чувствуем близость неизвестного нам…

Высшая форма творчества – музыка. Мир есть всегласная музыка.

Символика говорит исполненным намёков и недомолвок, нежным голосом сирены или глухим голосом сибиллы, вызывающим предчувствие.

Д.С. Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»

Символы должны естественно и невольно выливаться из глубины действительности. Если же автор искусственно их придумывает, чтобы выразить какую-нибудь идею, они превращаются в мертвые аллегории, которые ничего, кроме отвращения, как все мертвое, не могут возбудить.

"Мысль изреченная есть ложь". В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами. Символизм делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии, одухотворенным, прозрачным, насквозь просвечивающим, как тонкие стенки алебастровой амфоры, в которой зажжено пламя.

Жадность к неиспытанному, погоня за неуловимыми оттенками, за темным и бессознательным в нашей чувствительности - характерная черта грядущей идеальной поэзии. Еще Бодлер и Эдгар По говорили, что прекрасное должно несколько удивлять, казаться неожиданным и редким.  .

Таковы три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности.

1892


Материал их энциклопедии

Родина символизма – Франция. Официальной датой его рождения считают 18 сентября 1886 года, когда в литературном приложении к «Фигаро» появился «Манифест символизма».

Начало русскому символизму было положено Д.С.Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Уже в марте 1894 года в Москве вышел в свет небольшой сборник «Русские символисты», а вскоре появились ещё два выпуска с тем же названием. Позднее выяснилось, что автором большинства стихотворений в этих трёх сборниках был начинающий поэт В.Я.Брюсов, прибегнувший к нескольким разным псевдонимам, чтобы создать впечатление существования целого поэтического течения. Мистификация удалась: сборники «Русские символисты» стали эстетическими маяками, свет которых привлёк новых поэтов.

Различают два поколения символистов. Старшие символисты – это В. Брюсов, Ф.Сологуб, З. Гиппиус, Д. Мережковский и «Младшие символисты» - А. Блок, А. Белый, К. Бальмонт. Старшие резко отрицали действительность, изображали её как безобразную, злую, скучную и бессмысленную. Младшие всё внимание сосредоточили не на отрицании, а на ожидании грядущих перемен. Они ждали сошествия на землю Божественной Красоты, Вечной женственности.

Неоднородность течения проявлялась и географически. Сосуществовали два географических полюса – петербургские и московские символисты, которые на разных этапах не только сотрудничали, но и конфликтовали.

Центром символистского движения стал журнал «Весы», который начал выходить с января 1904 года. Создание журнала означало, что на литературной арене действуют не одиночки, а целостная группа, готовая к боям и рассчитывающая на победы.  Через два года был основан журнал «Золотое руно».

Однако творческие поиски крупнейших символистов всё больше расходились, и  весне 1910 года  стал очевиден кризис символизма.

 


                                                                                                                Приложение3

***

Подушка уже горяча
С обеих сторон.
Вот и вторая свеча
Гаснет, и крик ворон
Становится еще слышней.
В эту ночь не спала,
Поздно думать о сне...
Как нестерпимо бела
Штора на белом окне.
Здравствуй!

***

Серебро, огни и блестки, -
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вечера.

Это - область чьей-то грезы,
Это призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

***

На руке моей перчатка,
И ее я не сниму,
Под перчаткою загадка,
О которой вспомнить сладко
И которая уводит мысль во тьму.

На руке прикосновенье
Тонких пальцев милых рук,
И как слух мой помнит пенье,
Так хранит их впечатленье
Эластичная перчатка, верный друг.

***

Я жить не могу настоящим,

Я люблю беспокойные сны,

Под солнечным блеском палящим

И под влажным мерцаньем луны.

Я жить не хочу настоящим,

Я внимаю намекам струны,

Цветам и деревьям шумящим

И легендам приморской волны.

***

Видишь, мчатся обезьяны

С диким криком на лианы,

Что свисают низко, низко,

Слышишь шорох многих ног?

Это значит - близко, близко

От твоей лесной поляны

Разъяренный носорог.

Приложение 4

КИНЖАЛ

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок...

                                                                                              М. Лермонтов

Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,

Как и в былые дни, отточенный и острый.

Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,

И песня с бурей вечно сестры.

Когда не видел я ни дерзости, ни сил,

Когда все под ярмом клонили молча выи,

Я уходил в страну молчанья и могил,

В века загадочно былые.

Как ненавидел я всей этой жизни строй,

Позорно-мелочный, неправый, некрасивый,

Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,

Не веря в робкие призывы.

Но чуть заслышал я заветный зов трубы,

Едва раскинулись огнистые знамена,

Я — отзыв вам кричу, я — песенник борьбы,

Я вторю грому с небосклона.

Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,

Как прежде, пробежал по этой верной стали,

И снова я с людьми,— затем, что я поэт,

Затем, что молнии сверкали.           1903

                                     ФАНТАЗИЯ 

                        Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,

Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;

Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет

И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.

Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,

В мягкой бархатной постели им отрадно почивать,

Ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная,

Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать

Чьи-то вздохи, чье-то пенье, чье-то скорбное моленье,

И тоска, и упоенье,- точно искрится звезда,

Точно светлый дождь струится,- и деревьям что-то мнится

То, что людям не приснится, никому и никогда.

Это мчатся духи ночи, это искрятся их очи,

В час глубокой полуночи мчатся духи через лес.

Что их мучит, что тревожит? Что, как червь, их тайно гложет?

Отчего их рой не может петь отрадный гимн небес?

Всё сильней звучит их пенье, всё слышнее в нем томленье,

Неустанного стремленья неизменная печаль,-

Точно их томит тревога, жажда веры, жажда бога,

Точно мук у них так много, точно им чего-то жаль.

А луна всё льет сиянье, и без муки, без страданья

Чуть трепещут очертанья вещих сказочных стволов;

Все они так сладко дремлют, безучастно стонам внемлют

И с спокойствием приемлют чары ясных, светлых снов.         [1893]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История Русского символизма

История Русского символизма...

Программа интегрированного факультативного курса "Русский символизм" по предметам МХК и литература

Программа интегрированного факультативного курса «Русский символизм» (на примере творчества М.Врубеля и А.Блока) по учебным предметам мировая художественная культура и литература. Изучение данного кур...

Русский символизм в контексте Серебряного века (поэтические индивидуальности: Константин Бальмонт)

Основные модернистиские течения в литературе Серебряного века, символизм, особенности поэтики Константина бальмонта как яркого представителя символизма в русской литературе ХХ века....

Презентация к уроку "В. Я Брюсов - основоположник русского символизма"

Презентацию "В. Я. Брюсов- основоположник русского символизма" можно использовать на уроках литературы.Содержание презентации включает в себя наличие материала для повторения, изучение нового, самосто...

Русский символизм и его истоки.

Презентация содержит материал к уроку литературы в 11 классе "Русский символизм и его истоки"....

Рабочая программа элективного курса «Поэзия русского символизма».

Программа элективного курса «Поэзия русского символизма», 11 класс...