Главные вкладки

    Рабочая программа по литературе 10 класс 2016-2017
    рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

    Попова Оксана Владимировна

    новое положение

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tematich_10_lit_2016.docx90.51 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                    Ростовская область город Каменск-Шахтинский

                                                 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5

                                                             «Утверждаю» директор МБОУ лицея №5

                                                              Гайдукова С.П.  _____________________

                                                              Приказ  №              от        .08.2016г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    По литературе

    Уровень среднее полное  (общее ) образование

                                   10 класс

    ____________________________________________________________________

    Количество часов: 105

    Учитель :Попова Оксана Владимировна___

    Программа разработана на основе программы по литературе под редакцией И.Н.Сухих, допущенной Департаментом образовательных стандартов общего образования Российской Федерации Министерства образования Российской Федерации по литературе для 10-11 классов (базовый уровень) общеобразовательных учреждений

                                                                 

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная рабочая программа рассчитана изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования. Примерной программы по литературе и программы по литературе для 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией И.Н.Сухих. Предлагаемый авторский материал программы опирается на «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе. Базовый уровень» и «Примерную программу среднего (полного) общего образования по литературе. Базовый уровень», сохраняя преемственность с «Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного (общего) образования по литературе» и с «Примерной программой  основного (общего) образования по литературе»

    Материал курса рассчитан на учащихся 10 класса общеобразовательной школы (базовый уровень) – 3 час в неделю, 105 часов за 1 год.

    Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа:

    1.  Закон Российской Федерации  «Об  образовании».

    2. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;

    3.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;

    4.Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;М. «Просвещение» 2011.

    5.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

    6.Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

    7.Областной  закон «Об  образовании  в Ростовской  области».

    8..Программа для  общеобразовательных учреждений по литературе(10-11классы) : среднее(полное) общее образование (базовый уровень) /Сухих И.Н. – М. : Издательский центр «Академия», 2013 год

     9.Программа  по литературе. Региональный  компонент. Авторы: В.Б.Небратенко, Г.Ф.Саенко, В.Д.Яцык. МУ «Управление образования администрации г.Ростов-на-Дону», МОУ Методический  центр образования г.Ростов-на-Дону. 2000.

    6.Обязательный  минимум содержания  основного общего   образования   по предмету  «  Литература» (Приказ МО РФ от 14.05.1998г. №1236).

    8.Проект стандарта  регионального  компонента основного   общего  образования по литературе. МО Ростовской области.

    Цели и задачи образования с учетом специфики учебного предмета.

     

    Компетенции

    Общеучебные

    • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

    • сравнение, сопоставление, классификация;

    • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

    • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

    • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

    • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

    • составление плана, тезисов, конспекта;

    • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

    • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

    • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

    Предметно-ориентированные

    воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

    развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

     освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

    совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

    Региональный  компонент

    знать

    -литературу донских писателей с позиций духовно-нравственного воспитания, развития мировоззренческих позиций, нравственных и этических норм, формирования культуры чувств, с учетом культуры родного края;

    -своеобразие выразительного и меткого  языка донской литературы, народно -поэтического наследия Дона.

    уметь

    -читать осмысленно и выразительно поэтические и прозаические произведения писателей Дона;

    -находить и самостоятельно читать книги по истории Донского края,

    о культурных традициях населения Дона – донских казаков;

    составлять отзыв о прочитанном произведении;

    -находить в словарях Донских говоров значения диалектных слов и выражений;

    -воспринимать и чувствовать настроение автора и понимать поэтическое слово как средство выражения чувств автора;

    -осмысливать общечеловеческие ценности.

    Предполагаемые результаты обучения

    Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

    В связи с особенностями преподавания литературы в старших классах и подготовкой к ЕГЭ основными формами обучения выбраны лекция, беседа, практикум, семинар. Основным видом контроля является работа в формате ЕГЭ, сочинение, задание с развернутым ответом на вопрос.

    Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных, практических работ, тестовых заданий, сочинений, развернутых ответов на вопрос, рефератов, докладов, устных ответов учащихся.

    Планируемые результаты.

    Изучение литературы в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

    в личностном направлении:

    - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

    - представление о литературе как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

    - креативность мышления, инициатива, находчивость, активность;

    - умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

    - способность к эмоциональному восприятию;

     

    в метапредметном направлении:

    - умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

    - умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

    - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

    - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

    - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

    -умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

      3) в предметном направлении:

    - умение работать с художественным текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять литературоведческую терминологию;

    - понимание ключевых проблем изученных произведений литературы;

    - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

    - умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

    .

    В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

    знать/понимать

    • образную природу словесного искусства;
    • содержание изученных литературных произведений;
    • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
    • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
    • основные теоретико-литературные понятия;

    уметь

    • воспроизводить содержание литературного произведения;
    • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
    • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
    • определять род и жанр произведения;
    • сопоставлять литературные произведения;
    • выявлять авторскую позицию;
    • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
    • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
    • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

    Использовать приобретенные умения и навыки:

    • в аналитической работе с разными типами текстов, в том числе представленными в ЕГЭ;
    • устных речевых жанрах (докладах, дискуссиях)
    • письменных жанрах (сочинение, конспект, реферат, рецензия,эссе)
    • восприятии, понимании, оценке произведений, выбранных для индивидуального, самостоятельного чтения, формирование читательской,   гуманитарной культуры.

    Содержания учебного предмета.

    Наименование разделов.

    № п./п.

    Раздел

    Кол-во часов

    1.

    Введение.

    2

    2.

    Общая характеристика литературы XIX века.

    1

    3.

    Первый период русского реализма (1820-1830)

    14

    4.

    Второй период русского реализма (1840-1880)

    75

    5.

    Третий период русского реализма (1880-1890)

    13

    итого

    105

    Характеристика основного содержания курса.

    Введение

    Литература как искусство слова.

    Функции словесного образа: познавательная (память человечества и нации, современная картина мира), выразительная (портрет художника), воспитательная (образец, поведенческая модель).

    Структура литературного образа: художественный текст и художественный мир, уровни и элементы мира (пространство и время, действие, персонажи; композиция, мотивы, форма повествования).

    Идея и художественный смысл литературного произведения.

    Общая характеристика литературы XIX века

    Девятнадцатый век как культурное единство. Календарные и культурные границы века. Рубежные даты русской истории XIX века: 1801 — 1812 — 1825 —1855 — 1861 — 1881 — 1894.

    Художественный метод и литературное направление. Типология литературных направлений. Судьба классицизма и сентиментализма в начале XIX века. Романтизм в русской литературе.

    Реализм как культурная эпоха (1820 — 1890-е годы).

    Два поколения русских писателей-реалистов как единая «семья». Три периода развития реализма: 1820 — 1830-е, 1840 — 1880-е, 1880— 18S0-e годы.

    ПЕРВЫЙ ПЕРИОД РУССКОГО РЕАЛИЗМА (1820 —1830-е годы)

    Общая характеристика

    Повторение пройденного в основной школе и обобщение: становление русского реализма в творчестве Грибоедова, Пушкина, Гоголя и Лермонтова; «поэзия действительности» (Белинский), социально-историческая обусловленность характеров, социальное разноречие и новая стилистическая норма; рождение новых жанров (роман в стихах, психологический роман в новеллах, прозаическая поэма); конкретно-исторический и обобщенный, универсальный характер русского реализма.

    А.С.Пушкин

    Лирика:«Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «...Вновь я посетил...», «Подражания Корану» (IX. — «И путник усталый на Бога роптал...»), «Вакхическая песня», «Поэт» («Пока не требует поэта...»), «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Осень», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемонти», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

    Основные этапы творчества Пушкина (повторение и обобщение).

    Жанровые разновидности, разные типы циклизации и тематический диапазон лирики. Ода, элегия, сатира, эпиграмма в лирике Пушкина. Романтическая и реалистическая лирика. Развитие лирического героя. Пейзажная, любовная и философская лирика. Личность и общество. Образ поэта-пророка и его эволюция. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный... » как итог и завещание пушкинской лирики: литературная традиция и художественная программа.

    «Медный всадник»

    Жанр: поэма-синтез и поэма-формула. Сюжет и конфликт: конкретно-исторический и философский смысл. «Бедный Евгений» как «маленький человек». Петр: властелин и медный истукан. Образ Петербурга: город пышный — город бедный. Сюжет и стиль.

    Пушкин — «наше всё» (А. Григорьев). Жанровый, художественный и философский синтез в творчестве Пушкина. «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни» и как роман романов, исток жанровой традиции русского романа. Творчество Пушкина как образец и норма новой русской литературы.

    М.Ю.Лермонтов Лирика:«Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Благодарность», «Валерик» («Я к вам пишу случайно; право...»), «Завещание» («Наедине с тобою, брат...»), «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...».

    Основные этапы творчества Лермонтова (повторение и обобщение).

    Лирика Лермонтова: диалог с пушкинской традицией. Элегия и баллада у Лермонтова. Лирический герой: мотивы одиночества, любви, сна, смерти, земли и неба. Тема «простого человека» в лирике Лермонтова. Образ Родины.

    Лермонтов в истории русской литературы: романтическая лирика и психологический роман («Герой нашего времени»).

    Н. В. Гоголь   Эволюция творчества Гоголя от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» к «Миргороду» (повторение и обобщение).

    «Невский проспект»«Петербургские повести» как цикл и третий этап гоголевской прозы. Петербургская тема у Пушкина и Гоголя.

    Конфликт и сюжет повести. Пискарев и Пирогов: высокая мечта и пошлая действительность. Стиль повести: юмор и ирония, метонимия, стилистический гротеск.

    Гоголь в истории русской литературы. Путь писателя: от поэтической прозы — к «поэзии действительности», от юмора — к пророчеству.

    Разные образы Гоголя в русской критике: Гоголь — бытописатель, сатирик и Гоголь — фантаст, мистик.

    Роль Белинского в оценке творчества Гоголя. Спор о «пушкинском» и «гоголевском» направлении в русской литературе.

    ВТОРОЙ ПЕРИОД РУССКОГО РЕАЛИЗМА (1840—1880-'е годы)

    Общая характеристика

    Натуральная школа в истории русской литературы: границы эпохи и формирование новых ценностей.

    Смена авторского образа: от поэта — к писателю, от пророчества — к учительству.

    Смена жанровой доминанты: от лирики — к роману.

    Смена социальной среды: люди сороковых и шестидесятых годов, дворяне и разночинцы в общественной и литературной борьбе.

    Литература и история: прямое и опосредованное отражение в литературе «эпохи Великих реформ». Шестидесятые годы как тема и как атмосфера.

    Н.Г.Чернышевский: критик и беллетрист. Роль романа «Что делать?» в русской литературе и общественной жизни.

    Н.С.Лесков в литературе шестидесятых годов: своеобразие общественной позиции. Поиски народного характера: «рассказы о праведниках». «Очарованный странник»: герой-скиталец в поисках смысла жизни. Сказовая манера Лескова.

    Место А.К.Толстого в литературе шестидесятых годов: «двух станов не боец...». Лирика и баллады Толстого («Средь шумного бала, случайно... », «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Илья Муромец»). Фольклорные и сатирические мотивы. А.К.Толстой как «отец» Козьмы Пруткова.

    Ф.И.Тютчев   Своеобразие поэтической судьбы Тютчева: поэт для себя, поэт вне литературного процесса.

    Лирика: «Весенняя гроза», «Silentium!», «Фонтан», «Не то, что мните вы, природа...», «Святая ночь на небосклон взошла...», «Два голоса», «О, как убийственно мы любим...», «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»).

    Тютчев и Пушкин: литературные связи и эстетический диалог.

    Лирика Тютчева и традиция XVIII века: жанр «стихотворного фрагмента» (Тынянов), ораторская интонация, высокий стиль.

    Поэтическая система Тютчева: картина мира и лирический субъект. Эпиграмма и пейзажное стихотворение — полюса тютчевского мира.

    Тютчев как поэт-философ. Философская лирика: композиция, основные темы и мотивы (человек и природа, жизнь и смерть, день и ночь).

    Любовная лирика, своеобразие «денисьевского цикла».

    Образ России в поэзии Тютчева.

    А.А.Фет   Судьба поэта: Шеншин против Фета.

    Лирика: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «На стоге сена ночью южной...», «Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Это утро, радость эта...», «Жду я, тревогой объят...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях», «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг...».

    Фет — «поэт без истории» (Цветаева); единство его художественного мира.

    Фет и романтическая теория искусства: поэт как жрец Прекрасного.

    Мир как красота, мир как усадьба, мир как идиллия. Природа и любовь — основные ценности фетовского мира.

    Философские тенденции в лирике Фета. Сходство и различие философской лирики Фета и Тютчева.

    Композиция лирики Фета: статика и динамика. Импрессионизм Фета. Сиюминутное и вечное в лирике Фета. Тютчев и Фет: классик против романтика.

    И.А.Гончаров

    Судьба Гончарова: между Обломовым и Штольцем. «Обломов»

    Гончаров как «писатель-фламандец» (Дружинин), художник «зрительных впечатлений».

    «Обломов» как социально-психологический роман. Фабула и сюжет: простота и сложность.

    Портрет и характер Обломова: конфликт с Захаром и роман с халатом.

    Ольга Ильинская и ее роль в романе. Обломов на rendez-vous: надежды и катастрофа.

    Обломов и Штольц: смысл сопоставления.

    «Сон Обломова» — ключ к характеру героя.

    Обломов как русский национальный тип. Обломов и обломовщина. Социально-историческое и вечное в характере героя.Спор об Обломове (Добролюбов, Дружинин, Овсяников-Куликовский, Лосский, Пришвин).

    А.Н.Островский

    Судьба драматурга: «Колумб Замоскворечья», художник и простой человек.

    «Гроза»

    Пьесы Островского — «тысячелетний памятник России» (И. Гончаров).

    Жанровая природа «Грозы»: «пьеса жизни» (Н. Добролюбов). Фабула и бытовая «обстановка» драмы: роль «случайных» эпизодов и внефабульных персонажей. Островский как «реалист-слуховик» (И. Анненский).

    Калинов как «сборный город», обобщенный образ патриархальной жизни. Точность хронологии и условность календаря пьесы.

    «Свои» и «чужие» в городе Калинове. Феклуша и Кулигин — полюса калиновского мира.

    Кабаниха и Дикой. «Домострой» как идеал калиновского мира.

    Тихон и Борис: сходство и различия образов.

    Катерина: истоки характера, конфликт с «темным царством» и внутренние противоречия.

    Лейтотивы драмы: «воля-неволя», «грех», «гроза».

    Проблема финала. Драма «Гроза» и классическая трагедия.

    Спор о «Грозе» (Н. Добролюбов, Д. Писарев, А. Григорьев, П. Мельников-Печерский).

    Актуальное и вечное в драме Островского.

    И.С.Тургенев Судьба писателя: учитель жизни и рыцарь Прекрасной Дамы. «Отцы и дети»

    Тургенев и жанр «культурно-героического романа» (Пумпянский). Эволюция героя: от Рудина к Базарову.

    Базаров: философия и поведение, теория и практика. Нигилизм, его истоки и природа.

    Сюжет: противопоставления и конфликты. Базаров и родители, Базаров и Аркадий, Базаров и Кирсановы, нигилист и псевдонигилисты.

    Отцы и дети: социальный и универсальный аспекты конфликта.

    Базаров на rendez-vous: сила и слабость нигилизма. Испытание смертью.

    Смысл эпилога: мир без героя.

    Базаров и Россия: было ли в России время Базаровых?

    Полемика о романе (Антонович, Писарев, Страхов)

    Тургенев как создатель литературной формы и культурной нормы.

    Ф.М.Достоевский  Судьба писателя: между «есть Бог» и «нет Бога».

    «Преступление и наказание»

    Достоевский — создатель новой жанровой разновидности идеологического (философского, полифонического) романа.

    «Преступление и наказание» — первый идеологический роман Достоевского: специфика сюжета, системы персонажей, пространства и времени.

    Экспериментальная поэтика Достоевского: роль криминального сюжета, персонажи-двойники, сны и галлюцинации героев, парадоксальный психологизм, выходящий за пределы бытовой логики («обратное общее место» — И. С. Тургенев).

    Форма повествования. Герой и автор в романе.

    Образ Петербурга: роман как продолжение петербургской темы. Петербург Пушкина, Гоголя и Достоевского.

    «Униженные и оскорбленные» в романе. Судьба семейства Мармеладовых. Социально-психологические предпосылки преступления героя.

    Теория Раскольникова: арифметика и алгебра. Теория Раскольникова и жизнь.

    Идеологические поединки. Раскольников и Соня Мармеладова. Раскольников и Свидригайлов. Раскольников и Порфирий Петрович.

    Признание и преображение героя. Смысл эпилога и открытого финала: «Неисповедимы пути, которыми находит Бог человека».

    Роль Евангелия и евангельских мотивов в «Преступлении и наказании» и творчестве Достоевского.

    Достоевский как создатель новой жанровой формы. Достоевский как писатель XX века.

    Л.Н.Толстой Судьба Толстого: вечный странник. «Весь мир погибнет, если я остановлюсь...».

    «Война и мир»

    Толстой о специфике « русской формы » (« Несколько слов о книге "Война и мир"»). «Война и мир» как «книга». Жанровая природа романа-эпопеи. «Гомеровское» у Толстого (широта охвата жизни, развернутые сравнения, постоянные определения и т. д.).

    Поэтика заглавия. Великие «и» 1860-х годов: «Отцы и дети», «Преступление и наказание», «Война и мир».

    «Война и мир» как «Война и семья». Семейный генотип в романе: Ростовы, Болконские, Друбецкие.

    Эволюция главных героев: Андрей Болконский (живая мысль), Пьер Безухов (живая душа), Наташа Ростова (живая жизнь).

    Главные и второстепенные герои: «диалектика души» и «диалектика поведения». Способы характеристики персонажей: роль пейзажа, портрета, художественной детали, внутреннего монолога. Сны героев и их художественная функция. Сны у Толстого и Достоевского.

    Роль войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. «Мысль народная» в эпопее. Тушин и Тимохин, Тихон Щербатый, Платон Каратаев.

    Отношение Толстого к историческим источникам: факт и личное свидетельство; принципы изображения реальных и вымышленных персонажей, перекличка исторических эпох.

    «Сцены» и «размышления» в «Войне и мире». Толстовская философия истории.

    Смысл эпилога и открытого финала.

    «Война и мир» как «русская "Илиада"». Роман-эпопея как начало новой жанровой традиции.

    М.Е.Салтыков-Щедрин Судьба писателя: чиновник Салтыков и писатель Щедрин.

    «История одного города»

    Проблема жанра: от очерка — к сатирическому роману. Глупов как «город-гротеск» (Д.Николаев) и истоки этого образа («сборный город» в «Ревизоре» Гоголя).

    Основной конфликт: власть и народ, образы градоначальников и глуповские «людишки».

    История в «Истории одного города»: реальное и фантастическое.

    Проблема финала: оно и его интерпретации.

    Авторская позиция: сатира историческая или сатира на современность.

    Салтыков-Щедрин и последующая литературная традиция.

    Н.А.Некрасов (6 часов)Судьба поэта: «кающийся дворянин» во стане русских разночинцев.

    Лирика: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Надрывается сердце от муки...», «Утро», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Пророк», «О Myза! я у двери гроба...».

    Образ поэта: связь с традицией и преодоление ее. Поэт у Пушкина, Лермонтова, Некрасова.

    Народная тема в лирике Некрасова. Балладно-ролевая лирика нового типа: крестьянские типы, судьба русской женщины, сатирические персонажи. Страдание и сострадание в лирике Некрасова.

    Лирический стиль: традиционные поэтические образы и прозаизмы, связь с фольклорной поэтикой, реформа стиха.

    Лирика Некрасова как «многоэлементная лирическая система» (Корман).

    Полемика о лирике Некрасова (Тургенев, Чернышевский и др.).

     «Кому на Руси жить хорошо» — книга жизни Некрасова: незавершенность текста и проблема композиции.  Жанр: поэма-эпопея. Фольклорные и исторические истоки основной коллизии и сюжета. Образ большой дороги и роль массовых сцен. Пореформенная Русь в изображении Некрасова: социальные конфликты и общая судьба.

    Центральные персонажи: Ермил Гирин, Матрена Тимофеевна, Савелий — «богатырь святорусский», Гриша Добросклонов. Варианты финала поэмы.

    Толстовский и некрасовский эпос: сходства и различия.

    ТРЕТИЙ ПЕРИОД РУССКОГО РЕАЛИЗМА (1880 —1890-е годы)

    Общая характеристика

    1880-е годы как переходное время: кризис общественный и кризис литературный. Зарождение нового типа реализма (Гаршин, Короленко, Чехов).

    Смена литературных поколений: социальная и культурная роль Чехова — разночинец без родословной, литератор без поколения.

    Смена жанровой доминанты: от романа — к рассказу.

    Смена авторского образа: от писателя — к литератору.

    Массовая литература и журналистика как источник новых художественных форм.

    Чеховская эпоха как преддверие модернизма.

    А.П.Чехов Жизнь Чехова: сосредоточенное усилие. «Что дворяне получали от природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости» .

    Повести и рассказы: «Палата № 6», «Студент», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой».

    Чеховская повествовательная проза: тема, жанр, тип героя. Рассказ как русская, чеховская форма: бесфабульность, психологизм, деталь.

    Чеховский человек в сюжете падения («Ионыч», «Человек в футляре») и в сюжете прозрения («Дама с собачкой»).

    Спор о чеховском пессимизме. «Студент» как «любимый рассказ» Чехова, формула чеховского мира.

    Проза и драматургия Чехова: эволюция и взаимосвязи.

    «Вишневый сад»Жанровая природа чеховской драмы: новый тип конфликта, сюжета, диалога.

    «Вишневый сад» как итог чеховского творчества: старое и новое в драме.

    Смысл подзаголовка: индивидуально-авторское понимание «комедии».

    Конфликт: социальное и общечеловеческое. Два сюжета комедии. Внешний сюжет: история о смене владельцев вишневого сада. Внутренний сюжет: человек в потоке времени.

    Основные персонажи: социальные роли и общая драма; смех и слезы; принцип двойников — деловые люди и недотепы, слуги и господа.

    Пространственно-временные образы: роль природы в развитии действия.

    Главные символы: сад, лопнувшая струна.

    Образ «сада» в XX веке. Гибель прекрасного как особенность новой эпохи.

    Чехов как драматург, определивший новые пути литературы и театра: конфликт человека и мира, бесфабульное строение сюжета, подтекст и подводное течение.

    Чехов и Московский художественный театр. «Новая драма» Чехова как основа нового режиссерского театра.

    Итоги развития русской литературы XIX века. Золотой век: пушкинская эпоха или девятнадцатое столетие? Формирование русского литературного канона. Результаты изучения литературы

    Формы организации учебных занятий.

    Основной формой организации образовательного процесса остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др.

    В процессе изучения курса литературы обучающиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

    При изучении художественных произведений по данной Рабочей программе предполагается использовать текущий и итоговый виды контроля в устной и письменной форме как фронтально, так и индивидуально.

    Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.

    Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей

    Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям

    Уроки внеклассного чтения.

    Основные виды учебной деятельности

    Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

    Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров:

    -выразительное чтение;

    -различные виды пересказа;

    -заучивание наизусть стихотворных текстов;

    -определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

    -анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

    -выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

    -участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

    -подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

    Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений. Основные теоретико - литературные понятия:

    -художественная литература как искусство слова;

    -художественный образ;

    -содержание и форма;

    -художественный вымысел. Фантастика;

    -историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

    -литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

    -авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

    -деталь. Символ. Психологизм. Народность. Историзм;

    -трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

    Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. Стиль;

    -проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа;

    -литературная критика.

    Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

    поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

    сравнение, сопоставление, классификация;

    самостоятельное выполнение различных творческих работ;

    способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

    осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

    владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

    составление плана, тезисов, конспекта;

    подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

    использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

    самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

    Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы.

    Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, развитие культуры устной и письменной речи. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, универсальные способы деятельности и ключевых компетенций:

    - способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;

    - осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

    -владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

    - составление плана, тезисов, конспекта;

    - самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

    - сравнение сопоставление, классификация;

    - подбор аргументов, формирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

            

    Перечень контрольных  работ.

    № урока

    Раздел

    Тема урока

    Вид контроля

    2

    Введение

    Выявление уровня литературного развития учащихся. Стартовая диагностика

    тест

    9

    Первый период русского реализма

    К.р. по повести А.С.Пушкина « Медный всадник»

    сочинение

    13

    К.р.  по творчеству М.Ю.Лермонтова.

    сочинение

    23

    Второй период русского реализма

    К.р.по роману Лескова «Очарованный странник»

    сочинение

    37

    К.р. по роману И.А.Гончарова «Обломов»

    сочинение

    43

    К.р. по драме Н.Островского «Гроза»

    сочинение

    53

    К.р. по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

    сочинение

    64

    К.р. по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

    сочинение

    81

    К.р. по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

    сочинение

    91

    К.Р. по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

    сочинение

    102

    Третий период русского реализма

    К.р. по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»

    сочинение

    103

    Итоговая контрольная работа

    тест

                    Итого: 12

    Перечень проверочных  работ

    № урока

    Тема

    Вид контроля

    1

    Литература: зачем и почему?

    Читательский дневник

    6

    Лирика Пушкина: темы и жанры

    Анализ стих.

    11

    Лирика Лермонтова: диалог с пушкинской традицией.

    Анализ стих.

    20

    Н.С.Лесков. «Очарованный странник»: жанр, сюжет.

    Тест

    30

    «Свои особенные ноты…» (И.С.Тургенев): художественный мир Фета

    Выр чтение + анализ

    32

    Роман «Обломов». Типы и архетипы

    Тест

    39

    Пьеса «Гроза». Жанрово-композиционные особенности

    Тест

    45

    Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов писателя. Эволюция героя: от Рудина к Базарову.

    Тест

    55

    «Преступление и наказание» как идеологический роман.

    Тест

    67

    Роман «Война и мир». История создания и жанровое своеобразие

    Тест

    90

    «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ…».

    Выр.чтен.+анализ

    99

    «…В моей пьесе, как она не скучна, есть что-то новое…» (А.П.Чехов «Вишневый сад»)

    Тест

    Тематическое планирование                                 Литература 10 класс 3 ч (105 ч)

    № урока

    Раздел.

    Темы урока.

    Основные виды деятельности ученика на уроке, характеристика основных видов деятельности на уровне УУД

    Кол-во

    часов

    Дата проведения урока

    1.ВВЕДЕНИЕ

    2 часа

    1

    1.Литература: зачем и для кого?

    Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

    Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

    2

    2.Писатель и эпоха: литературные направления первой половины 19 века.

    Стартовая диагностика.

    Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру..Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

    Называют литературные направления конца 18- первой половины 19 века

    2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ 19 в

    1 час

    3

    1. «Девятнадцатый век» как культурное единство.

    Определяют принадлежность отдельных произведений к литературным направлениям. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

    Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

    3. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД РУССКОГО РЕАЛИЗМА

    14 часов

    4

    1.Общая характеристика: эпоха, писатель, герой.

    Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

    Создают устные сообщения, находят информацию по заданной теме в различных источниках

    5

    2.А.С.Пушкин. «Поэт с историей» или «поэт без истории»?

    Называют важнейшие биографические сведения о поэте, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; развивают навыки ораторского искусства.

    6

    3.Лирика Пушкина: темы и жанры.

    Анализируют тексты произведений; характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов.Развивают навыки выразительного чтения, память, навыки анализа лирического произведения. Учатся  работать с разными источниками информации, находят ее, анализируют, используют в самостоятельной деятельности

    7

    4.Философская лирика Пушкина: эволюция жанра элегии.

     «Медный всадник».

    Развернуто обосновывают суждения, приводят доказательства. Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

       

    8

    5.«Медный всадник»: поэма или повесть?

                                                                                                                                                                                                                                                                                           

     Анализируют статьи учебника; выборочное чтение эпизодов поэмы, анализ эпизодов, их истолкование. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

    Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

    9

    6.Трагический конфликт, человека и истории: «бедный Евгений» против «властелина судьбы». Сочинение

    Устанавливают  связи литературных произведений с эпохой их написания; уметь анализировать тексты произведений. Учатся  характеризовать  лирических героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; понимать актуальность проблем

    10

    7.М.Ю.Лермонтов. «Поэт с историей» или «поэт без истории»?

    Работают с важнейшими биографическими  сведениями о поэте, знать периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества. Учатся  работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

    11

    8.Лирика Лермонтова: диалог с пушкинской традицией.

    Составляют простой и сложный план ответа, конспект, готовят сообщение; решают тестовые задания. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

    Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

    12

    9.Баллады Лермонтова: экзотика и обыденность.

    Анализируют тексты произведений; характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов. Учатся выразительно читать наизусть  поэтические произведения

    13

    10.Образ Родины в лермонтовской лирике. Романтическая лирика и психологический роман.

    Сочинение

    Составляют простой и сложный план ответа, конспект, готовить сообщение; решать тестовые задания.

    Анализируют литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;  формулируют тему, идею

    14

    11.Н.В.Гоголь. Судьба писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами». «Невский проспект».

    Комментируют  важнейшие биографические сведения о писателе, периоды его творчества;  объясняют наличие в творчестве писателя определённых тем.

    15

    12.«О, не верьте этому Невскому проспекту».

    Выявляют характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку;  составляют описание города; развивают свою речь . Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

    16

    13.«О, не верьте этому Невскому проспекту».

    Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента. Выявляют характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку;  составляют описание города; развивают свою речь

    17

    14.Роль Гоголя в становлении русского  реализма. Наследие и наследники.

    Самостоятельно организовывают собственную деятельность, оценивают ее. Определяют проблему, выдвигают гипотезу, структурируют материал, подбирают аргументы для подтверждения собственной позиции.

    4.ВТОРОЙ ПЕРИОД РУССКОГО РЕАЛИЗМА (1840-1880-е г.г.)

    75 часов

    18

    1.«Натуральная школа»: второе поколение писателей и поиски новых путей.

    Самостоятельно организовывают собственную деятельность, оценивают ее. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

    1

    19

    2. Н.С.Лесков и  Н.Г.Чернышевский: два взгляда на путь России.

    Анализируют литературное произведение: определяют его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;  определяют и формулируют тему, идею, проблему, структурируют материал, подбирают аргументы для подтверждения собственной позиции

    .

    1

    20

    3.Н.С.Лесков. «Очарованный странник»: жанр, сюжет.

    Определяют проблему, выдвигают гипотезу, структурируют материал, подбирают аргументы для подтверждения собственной позиции.

    21

    4.Н.С.Лесков. «Очарованный странник»: жанр, сюжет.

    Определяют проблему, выдвигают гипотезу, структурируют материал, подбирают аргументы для подтверждения собственной позиции

    22

    5.Изображение русского национального характера в повести.

    Определяют проблему, выдвигают гипотезу, структурируют материал, подбирают аргументы для подтверждения собственной позиции.

    23

    6.Изображение русского национального характера в повести. Сочинение

    Анализируют литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;  формулируют тему, идею

    24

    7.«Двух станов не боец…» (творчество А.К.Толстого).

    Анализируют литературное произведение . Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

    25

    8.Поэтическая судьба Ф.М.Тютчева: поэт для себя.

    Производят анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историей

    26

    9.Художественный мир Тютчева и тютчевский «мирообраз».

    Выразительно и наизусть читают поэтические тексты; анализируют их; определяют изобразительно-выразительные средства языка.

    27

    10.Художественный мир Тютчева и тютчевский «мирообраз».

    Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

    Выразительно и наизусть читают поэтические тексты; анализируют их; определяют изобразительно-выразительные средства языка

    28

    11.Судьба поэта: Шеншин против Фета.

    Знакомство с важнейшими биографическими сведениями о поэте, основными темами его творческими текстами произведений. Работают с разными источниками информации, находят ее, анализируют

    1

    29

    12.«Свои особенные ноты…» (И.С.Тургенев): художественный мир Фета.

    Знакомство с важнейшими биографическими сведениями о поэте, основными темами его творчества; текстами произведений. Работают с разными источниками информации, находят ее, анализируют

    30

    13.«Свои особенные ноты…» (И.С.Тургенев): художественный мир Фета.

    Знакомство с важнейшими биографическими сведениями о поэте, основными темами его творчества; текстами произведений. Работают с разными источниками информации, находят ее, анализируют

    31

    14.Странствователь или домосед: личность и судьба И.А.Гончарова.

     Отбирают важнейшие биографические сведения о писателе, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; тексты произведений; выделяют характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; составляют характеристику героя.

    32

    15.Роман «Обломов». Типы и архетипы (роль экспозиции в романе).

            Определяют основную проблематику произведения, идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявляют характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую позицию.Характеризуют героев, сопоставляют героев одного или нескольких произведений;

    33

    16.Обломов и Штольц: двойники-антиподы

    Определяют проблему, выдвигают гипотезу, структурируют  материал, подбирают аргументы для подтверждения собственной позиции.

    34

    17.Испытание любовью: Обломов на rendez-vous (почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова?).

    Определяют  проблему, выдвигают гипотезу, структурируют материал, подбирают аргументы для подтверждения собственной позиции.

    35

    18.Идеал и идиллия (Обломовка и Выборгская сторона. Сон Обломова как ключ к характеру героя).

    Определяют основную проблематику произведения;  идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявляют характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку. Характеризуют  героев, сопоставляют героев одного или нескольких произведений;

    36

    19.Социально-историческое и вечное в характере героя.Спор об Обломове (Добролюбов, Дружинин, Овсяников-Куликовский, Лосский, Пришвин).

    Работают с критическими статьями. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

    Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

    37

    20.Сочинение. «Обломов как русский национальный тип. Обломов и обломовщина.»

    Определяют  проблему, выдвигают гипотезу, структурируют материал, подбирают аргументы для подтверждения собственной позиции.

    38

    21.«Островский начал необыкновенно» (И.С.Тургенев).

     Работают с текстом, отбирают важнейшие биографические сведения о писателе; сравнивают тексты произведений; разбираются в  характерных особенностях эпохи, отраженной в произведении;

    39

    22.Пьеса «Гроза». Жанрово-композиционные особенности

       Определяют основную проблематику произведения,  роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывают свою точку зрения; составляют конспект статьи; пишут эссе

    40

    23.«Жестокие нравы» города Калинова: кто виноват?

    Производят анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

    41

    24.Конфликт Катерины с «темным царством»

     Определяют проблему, выдвигают гипотезу, структурируют материал, подбирают аргументы для подтверждения собственной позиции.

    42

    25.Оценка драмы «Гроза» в русской критике

    Определяют проблему, выдвигают гипотезу, структурируют материал, подбирают аргументы для подтверждения собственной позиции.

    43

    26.Спор о «Грозе»: временное и вечное.

    Сочинение.

    Определяют основную проблематику произведения, роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывают свою точку зрения. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

    44

    27.Судьба И.С.Тургенева: в согласии с эпохой и культурой.

    Знакомятся с важнейшими биографическими сведениями о писателе; работают с разными источниками информации. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

    Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

    45

    28.Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов писателя. Эволюция героя: от Рудина к Базарову.

     Производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историей.

    46

    29.«Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты». Герой времени: нигилист как философ.

    Знакомятся с текстом  произведения; сюжет,  особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.  Характеризуют его героев, сопоставляют героев одного или нескольких произведений

    47

    30.Сравнительная характеристика Базарова и Павла Петровича. Роль детали

    Знакомятся с текстом  произведения; сюжет,  особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.  Характеризуют его героев, сопоставляют героев одного или нескольких произведений

    48

    31.«Долой авторитеты!»

     

    Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

    49

    32.Образ Базарова в «кривом зеркале»

    Выявляют основную проблематику произведения; отстаивают свою точку зрения; составляют конспект статьи; пишут эссе

    50      

    33.Базаров на rendez-vous: испытание любовью.

     Работают с разными источниками информации, находят ее, анализируют, используют в самостоятельной деятельности.

    51

    34.Испытание смертью. Смысл эпилога.

    Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

    52

    35.Базаров и Россия: было ли в России время Базаровых? Автор и его герой.

    Работают с разными источниками информации, находят ее, анализируют, используют в самостоятельной деятельности.

    53

    36.Полемика о главном герое романа «Отцы и дети»: оригинал или пародия?

    Сочинение.

    Выявляют основную проблематику произведения; определяют роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывают свою точку зрения; составляют конспект статьи; пишут эссе

    54

    37.Судьба и мировоззрение Ф.М.Достоевского: « я перерожусь к лучшему».

    Знакомятся с  важнейшими биографическими сведениями о писателе; текстами произведений; характерными особенностями эпохи, отраженной в произведении; сюжет,  особенности композиции, система образов; характерные особенности стиля писателя.

    55

    38.«Преступление и наказание» как идеологический роман.

    Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

     Анализируют  художественное произведение в единстве содержания и формы; выявляют основную проблематику произведения; определяют роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывают свою точку зрения; составляют конспект статьи; пишут отзыв.

    56

    39.«Петербургский миф» Достоевского: город и герои.

     Анализируют  художественное произведение в единстве содержания и формы; выявляют основную проблематику произведения; определяют роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывают свою точку зрения; составляют конспект статьи; пишут отзыв.

    57

    40.«Униженные и оскорбленные» в романе. История семьи Мармеладовых.

    Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. Анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи..

    58

    41.«Униженные и оскорблённые» в романе. Роль второстепенных персонажей

            Анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи..

    59

    42.Теория Раскольникова: арифметика и алгебра

    Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

    Анализируют  художественное произведение в единстве содержания и формы; выявляют основную проблематику произведения; определяют роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывают свою точку зрения; составляют конспект статьи; пишут отзыв.

    60

    43.Раскольников, его двойники и антиподы.

    -Лужин,Свидригайлов

    -Порфирий Петрович

      Характеризуют  героев, сопоставляют героев одного или нескольких произведений;

    Определяют  проблему, выдвигают гипотезу, структурируют материал, подбирают аргументы для подтверждения собственной позиции.

             

    61

    44..Раскольников, его двойники и антиподы.

    -Лужин,Свидригайлов

    -Порфирий Петрович

      Характеризуют  героев, сопоставляют героев одного или нескольких произведений;

    Определяют  проблему, выдвигают гипотезу, структурируют материал, подбирают аргументы для подтверждения собственной позиции.

    62

    45.«Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора

    Характеризуют  героев, сопоставляют героев одного или нескольких произведений. Определяют  проблему, выдвигают гипотезу, структурируют материал, подбирают аргументы для подтверждения собственной позиции

    63

    46.«Испытание идеи»: фабульный финал и эпилог романа. Достоевский как писатель 20 века.

    Понимают  связи литературных произведений с эпохой их написания тексты произведений; анализируют художественное произведение в единстве содержания и формы; выявляют основную проблематику произведения; определяют роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывают свою точку зрения;

    64

    47.Роль детали и символика в романе./

    «Мир гения, тем более такого, как Достоевский,- это действительно целый мир…» (Ю.И.Селезнев).

    Сочинение.

    Пишут сочинение, применяя полученные умения и навыки. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

    65

    48.Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь великого художника-мыслителя.

    Знакомятся с  важнейшими биографическими сведениями о писателе;

      работая с разными источниками информации, находят их, анализируют, используют в дальнейшей работе

    66

    49.Путь духовных исканий писателя

    Знакомятся с  важнейшими биографическими сведениями о писателе;

      работая с разными источниками информации, находят их, анализируют, используют в дальнейшей работе

    67

    50.Роман «Война и мир». История создания и жанровое своеобразие

    Анализируют  художественное произведение в единстве содержания и формы; выявляют основную проблематику произведения; определяют роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывают свою точку зрения; составляют конспект статьи..

    68

    51.«Война и мир» как «Война и семья»: «породы» людей у Толстого.

     Объяснять мотивы написания произведений;Знать тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет,  особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

    69

    52.«1805 год»: Николай Ростов, Андрей Болконский, Долохов и « незаметные герои».

     Характеризовать, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; обосновывать свою точку зрения, работать в группе.

    70

    53.«1805 год»: Николай Ростов, Андрей Болконский, Долохов и « незаметные герои».

    Характеризовать, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; обосновывать свою точку зрения, работать в группе.

    71

    54.«Диалектика души» и «диалектика поведения» толстовских героев.

    Уметь  анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; систематизировать материал о герое;

    Воспитывать чувство ответственности и справедливости.Понимать  связи литературных произведений с эпохой их написаниятексты произведений;Уметь  характеризовать его героев,

    72

    55.Философия истории. «Мысль народная» в романе

    Уметь  анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; систематизировать материал о герое;

    Воспитывать чувство ответственности и справедливости.Понимать  связи литературных произведений с эпохой их написаниятексты произведений;Уметь  характеризовать его героев,

    73

    56.А.Болконский: «живая мысль».

    Уметь  понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

    Уметь  характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

    74

    57.А.Болконский: «живая мысль».

    Уметь  понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

    Уметь  характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

    75

    58.П.Безухов: «живая душа».

    Уметь  понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

    Уметь  характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.

    76

    59.П.Безухов: «живая душа».

    Уметь  понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

    Уметь  характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.

    77

    60.Н.Ростова: «живая жизнь».

    Анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи..

    78

    61.Н.Ростова: «живая жизнь».

    Анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи..

    79

    62.Война 1812 года: Наполеон и Кутузов. Философия истории.

     Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

    Уметь  характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

    80

    63.Война 1812 года: Наполеон и Кутузов. Философия истории

    Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

    Уметь  характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений

    81

    64.«Все хорошо, что хорошо кончается»: эпилог романа.

    Сочинение.

    Уметь структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

    82

    65.Вн/чт. Роман Г.Н.Владимирова «Генерал и его армия».

    Уметь структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

    83

    66.«Писатель, которого сердце…переболело всеми болями… общества…». М.Е.Салтыков-Щедрин.

    Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет,  особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

    84

    67.«История одного города». Глупов перед судом истории.

    Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;Уметь  характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

    85

    68.Проблема финала: оно и его интерпретации. «История одного города» в 20 веке.

    Уметь производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; создавать свой текст, основываясь на исходный;Понимать  связи литературных произведений с эпохой их написания тексты произведений;

    86

    69.Вн\чт.     По произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина.

     

    Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее. Уметь  характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

    87

    70.«Я не дал себе слово не умереть на чердаке»: судьба Н.А.Некрасова.

    Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет,  особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

    88

    71.Лирический герой Н.А.Некрасова: нервы, слезы, любовь.

    Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

    89

    72.Муза Н.А.Некрасова.

      Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

    90

    73.«Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляя

    ющий народ…».

    Развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

    91

    74.«В поэму войдет вся Русь»: жанр, композиция и герои поэмы Некрасова « Кому на Руси жить хорошо».

    Сочинение

    Производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

    92

    75.Автор и герои.

    Понимать  связи литературных произведений с эпохой их написания тексты произведений; развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, цитировать

    5. ТРЕТИЙ ПЕРИОД РУССКОГО РЕАЛИЗМА (1880-1890-е)

    13 часов

    93

    1.Смена литературных поколений. Литературная ситуация 1880-ых годов.

    Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

    94

    2.Жизнь А.П.Чехова: сосредоточенное усилие

    Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

    Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

    95

    3.Чеховская повествовательная проза

    Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи.

    Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта

    96

    4.«Сюжет падения» и «сюжет преображения»

     (рассказы «Ионыч», «Дама с собачкой»).

    Понимать  связи литературных произведений с эпохой их написания тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведениях; характерные особенности стиля писателя.

    97

    5.Идеологическая повесть Чехова: конкретно-исторический и общечеловеческий смысл («Палата№6», «Дом с мезонином»).

     Анализ художественного произведения в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи.

    98

    6.«Дар проникновения» (рассказ А.П.Чехова «Студент»).

    Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

    Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

    Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения

    99

    7.«…В моей пьесе, как она не скучна, есть что-то новое…» (А.П.Чехов «Вишневый сад»)

    Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

    Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

    Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

    100

    8.«Удвоенное бытие»: принцип двойников. Герои   «Вишневого

    сада».

     Анализ  художественного произведения в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц.

    101

    9.«Удвоенное бытие»: принцип двойников. Герои   «Вишневого

    сада».

    Характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев

    102

    10«Пьесу назову комедией»: проблема жанра. Сочинение.

      Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

    103

    11.«Пьесу назову комедией»: проблема жанра.

    Итоговая к.р.(тест)

    Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

    104

    12.«Век девятнадцатый…»: итоги века.

    Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

    105

    13.Летнее чтение

    Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

     

    СОГЛАСОВАНО:                                                                             СОГЛАСОВАНО:

    Протокол заседания МО                                                                  Заместитель директора по НМР

    учителей_________________                                                          Грошева А.А.______________

    _________________________                                                              .08.2016г.

    МБОУ лицея №5

    от_______________________

    руководитель МО -_________

    ФИО_____________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г.

    Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г....

    Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г.

    Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г....

    Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г.

    Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г....

    Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г.

    Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г....

    Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г.

    Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г....

    Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г.

    Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г....

    Рабочая программа химия 9 класс 2016-2017 уч.г.

    Рабочая программа химия 9 класс 2016-2017 уч.г....