Сценарий проекта "Серебряный век русской поэзии и живописи"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Муреева Евгения Николаевна

Предлагаемый проект рассчитан на учащихся 11 класса. В результате самостоятельных исследований, направленных на выявление особенностей поэзии и живописи Серебряного века, учащиеся узнают о разнообразии литературных течений; познакомятся с особенностями творчества поэтов и художников Серебряного века, анализируя, сопоставляя и интерпретируя конкретные произведения, выявляя в них приметы творческой оригинальности, определяя основные черты индивидуального стиля; ответят на вопрос, каково значение творчества поэтов и художников Серебряного века для культуры России. В ходе работы у учащихся сформируется личное отношение к творчеству того или иного поэта. В проекте учащиеся попробуют себя в роли критиков, литературоведов, мастеров художественного слова. Проект ориентирован на действующие образовательные программы по литературе и МХК.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий проекта

Автор: Муреева Евгения Николаевна

Образовательное учреждение: МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 85»

Предмет: литература, МХК

Программа: Программа по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной

Класс: 11

Раздел программы: Серебряный век русской поэзии

Тема проекта: Серебряный век русской поэзии и живописи

Тип проекта: культурологический монопроект

Авторский медиапродукт: стартовая презентация проекта, созданная в редакторе PowerPoint

Оборудование: компьютеры с доступом к сети Интернет, проектор, экран/электронная доска

Время реализации: 3 недели

Цель изучения раздела программы «Серебряный век русской поэзии»: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской литературы Серебряного века.

Задачи:

Познавательные: 

  • выявлять в произведениях общечеловеческое содержание;
    понимать авторскую позицию;
  • формировать начальные представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
  • овладевать умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий.

Развивающие: 

  • развивать ребенка как компетентную личность путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности (развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры);
  • развивать и совершенствовать устную и письменную речь учащихся, формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы.

Воспитательные: 

  • формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, обогащать духовный     мир учащихся путем       приобщения                их к нравственным ценностям и художественному многообразию                   русской литературы Серебряного века.

Характеристика проекта

  1. По количеству участников – групповой
  2.  По предметно-содержательной деятельности – культурологический монопроект
  3. По продолжительности подготовки – среднесрочный (три недели)
  4. По характеру координации проекта – с закрытой координацией (гибкий)
  5. По доминирующей деятельности учащихся – информационно-исследовательский

Этапы работы над проектом:

1.Планирование работы над проектом, включающее

  • формулирование темы проекта для класса или группы учащихся;
  • обмен имеющимися знаниями по теме, интересами;
  • высказывание пожеланий, идей и возможных путей разрешения спорных вопросов;

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

  • уточнение намеченной цели и задач;
  • поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
  • обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);
  • интерпретация данных;
  • сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

  • систематизация полученных данных;
  • построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников).

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

1. В группах нет лидеров, все равны.

2. Группы не соревнуются, так как у каждой своя сфера деятельности.

3. Все должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

4. Каждый имеет право быть услышанным и должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

План реализации проекта

  1. Подготовка к проекту 
  • Формулирование темы проекта, его целей, задач.
  • Составление учителем визитки проекта, методических и дидактических материалов к проекту и размещение их в сети.
  • Проведение встречи с родителями, чтобы заручиться их поддержкой.
  1. Реализация проекта 
  • Знакомство с проектом (вводная презентация), формулирование проблем, которые будут решаться в проекте.
  • Формирование групп для проведения исследований.
  • Выдвижение гипотез решения проблем, обсуждение плана работы учащихся.
  • Обсуждение возможных источников информации.
  • Самостоятельная работа групп по выполнению заданий.
  1. Оформление результатов проектной деятельности 
  • Оформление результатов исследования в виде презентации, вики-статьи.
  • Размещение результатов работ учащихся в сети.
  1. Защита проекта 
  • Защита проектов. Проведение урока-конференции.
  • Оценивание работ по проекту учащимися, учителем.
  • Подведение итогов. Рефлексия.

Деятельность учащихся

В результате самостоятельных исследований, направленных на выявление особенностей поэзии и живописи Серебряного века, учащиеся

  • узнают о разнообразии литературных течений;
  • познакомятся с особенностями творчества поэтов и художников Серебряного века, анализируя, сопоставляя и интерпретируя конкретные произведения, выявляя в них приметы творческой оригинальности, определяя основные черты индивидуального стиля;
  •  ответят на вопрос, каково значение творчества поэтов и художников Серебряного века для культуры России.

 В ходе работы у учащихся сформируется личное отношение к творчеству того или иного поэта. В проекте учащиеся попробуют себя в роли критиков, литературоведов, мастеров художественного слова. Проект ориентирован на действующие образовательные программы по литературе и МХК.

Ожидаемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

Личностные:

  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
  •  навыки толерантного поведения, сотрудничества;
  •  навыки анализа собственной деятельности.

Метапредметные:

  • навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  •  умение продуктивно общаться и взаимодействовать   в процессе совместной деятельности;
  •  умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

 Предметные:

  • навыки литературоведческого исследования;
  •  навыки комплексного филологического анализа художественного
    текста.

Формирование ценностно-смыслового пространства

осуществляется через проблемные и учебные вопросы: 

Проблемные вопросы: 

Серебряный век: декаданс или русский ренессанс?

Чем творчество поэтов Серебряного века интересно современному читателю?

Какую роль произведение живописи играет в раскрытии поэтического образа?

Какую роль сыграл Серебряный век в развитии современного искусства? 

 Учебные вопросы: 

О каком периоде в русском искусстве идёт речь?

Каковы его хронологические рамки?

Какие художественные направления возникли в это время?

Что лежит в основе русского символизма?

К чему стремились поэты-акмеисты?

Какое искусство хотели создать футуристы?

Какова тематика и проблематика художественных произведений данного периода?

К каким жанрам обращались чаще всего поэты и живописцы? 

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают    над проектами и выполняют задания  

После завершения     работы над проектом

  • Стартовая  презентация        учителя  для выявления первоначального   опыта и интересов учащихся
  • «Мозговой штурм»
  • Карты знаний
  • Критерии      оценивания     работы групп
  • План работы по проекту

  • Листы планирования работы в группах
  • Листы самооценки и взаимооценки
  • Журнал участников проекта
  • Журналы наблюдений
  • Рефлексия в блоге проекта

  • Итоговая самооценка и взаимооценка
  • Представление результатов исследования в виде презентаций, вики-статей, карт знаний и др.
  • Итоговое оценивание продуктов проектной деятельности
  • Отбор лучших работ для участия в НОУ
  • Итоговая рефлексия учеников и учителя

Описание методов оценивания

В начале проектной деятельности проводится оценка первоначального опыта и интересов учащихся. Во время стартовой презентации педагога учащиеся обсуждают план проведения проекта, критерии оценивания работы групп.
            Для организации работы внутри группы, учащиеся создают дневники, журналы, где отражается ход работы, организация исследования. Учащиеся заполняют листы планирования работы в группе, выполняют самооценивание своей работы. При этом они руководствуются листами самооценки и листами оценки взаимодействия в группе.
             Выполняется рефлексия в блоге проекта. Преподаватель проводит встречи в ходе проекта, ведется обсуждение предварительных результатов исследований в каждой группе. Для того чтобы направить размышления учащихся на процессы своего мышления, преподаватель                         готовит структурированные интервью.
              Работа над темой исследования заканчивается представлением результатов в виде карт знаний, презентаций, вики-статей, и др. После завершения работы над проектом проводится конференция, на которой учащиеся демонстрируют результаты своих исследований в группе, а также обсуждают работы других групп. Здесь оценивается глубина проведенного исследования, логичность представления материала, творческий подход, умение аргументировано выступать перед аудиторией, защищать свою точку зрения, участвовать в обсуждении, задавать вопросы.
               В конце проекта проводится внутригрупповая и индивидуальная рефлексия, выполняется итоговое самооценивание работы в группах. Лучшие исследования рекомендуются для продолжения в рамках научно-исследовательской деятельности учащихся. Учащиеся заполняют проверочный лист, который им предлагался в начале проекта, выявляют свои приращения.

Необходимые начальные знания, умения, навыки

  • Знание базового курса литературы и МХК.
  •  Умение работать с различными источниками информации.
  •  Пользовательские навыки работы на ПК (текстовый, графический редактор, табличный процессор, создание презентаций, публикаций, умение работать в вики - среде, в блоге).

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

В работе над проектом ученики выполняют доступные для себя, четко определенные задачи на основе продуманного алгоритма действий. Они имеют возможность воспользоваться помощью других участников группы, проконсультироваться с учителем. Такие ученики должны почувствовать свою значимость в общем деле, почувствовать, что они могут быть успешными.

 Одаренный ученик

Темы работ в каждой группе позволяют учащимся провести исследование достаточно глубоко, проявив навыки критического и системного мышления. Выполненные работы могут быть представлены на школьной и городской научной конференции.

Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Технологии, цифровые устройства:

  • Компьютеры
  • Интернет
  • Лазерные диски (флеш-накопители)
  • Проектор
  • Экран/электронная доска

Печатные материалы:

  1. Поэзия Серебряного века. Стихотворения. – М.: Эксмо, 2004.
  2. Поэзия Серебряного века: сборник. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
  3. Мандельштам О. Стихотворения. – СПб.: Амфора, 2011.
  4. Гумилев Н.С. Твои серебряные крылья: Стихотворения. – М.: Эксмо, 2011.
  5. Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. – М.: Просвещение, 1996.  
  6. Великие художники. – М.: Директ-Медиа, 2010.

Интернет-ресурсы:

  1. Серебряный век русской поэзии http://ru....D%E7%E8%E8 
  2. Поэты Серебряного века  http://slova.org.ru/ 
  3. Русская культура рубежа XIX-XX веков. Серебряный век русской культуры http://kul...serebr_vek 

Русское искусство серебряного века http://www...paint2.php

Планирование проекта

  • Вводное занятие (1 неделя, 1 час)

Проект начинается с обсуждения с учащимися вопросов по теме проекта (для этого используется презентация учителя). Для учеников и их родителей учитель предлагает буклет, объясняющий использование проектной методики при изучении данной темы и содержащий проблемные вопросы, на которые ученики будут искать ответы.
Учащиеся делятся на 4 группы по 5-7 человек. Учитель знакомит учащихся с темами исследований. Ученики обдумывают план проведения исследований, выбирают исследовательские методы, формы представления результатов. Ученики знакомятся с критериями оценивания их работ.
Перед началом проведения исследований необходимо обсудить с учениками, как найти источники достоверной информации по теме исследования и использовать их, соблюдая
авторские права.

  • 1 неделя (2 часа)

Обсуждение с каждой группой учащихся целей и планов проведения исследований. Выполнение заданий по теме проекта. 

  • 2 неделя (3 часа уроков и 5-6 часов самостоятельной работы над исследовательскими заданиями в группах)                                            

 Учащиеся проводят исследования, уточняются критерии оценивания ученических работ, проводится их корректировка. Учитель консультирует группы, оказывает помощь в анализе полученных результатов. Выполнение творческих заданий по теме проекта. 

  • 3 неделя (2-3 часа уроков и 4-5 часов самостоятельной работы                над исследовательскими заданиями в группах)

 Учащиеся оформляют результаты исследований, готовятся к итоговой конференции. На конференцию приглашаются учителя и родители. Учащиеся защищают свои работы, пытаются ответить на основополагающий вопрос.

Рефлексия работы над проектом осуществляется через размышление о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить или раскрыть в будущих работах. Ученикам и их родителям предлагается высказать свое мнение в блоге.

 Стартовая презентация (Вводный урок)

До начала работы – знакомство с проектной деятельностью через буклет, рассказывающий о преимуществах этого метода (для детей и родителей).

Создание блога для рефлексии.

Презентация направлена на выявление уровня предварительных представлений и опыта учащихся по теме учебного проекта до начала её изучения.

Презентация также является эффективным средством выявления интересов ребят, проверкой понимания, обменом мнениями с учениками по поводу прогресса и выяснения ожиданий от проекта.

«Мозговой штурм», заполнение карт знаний (знаю-умею-интересуюсь)

Работая над проектом, ребята приходят к выводам о том, что искусство Серебряного века продолжает волновать умы и сердца. Оно интересно современному читателю, так как поэты и живописцы, избегая одномерных суждений, призывали к совместному поиску истины, к сотворчеству.

Искусство Серебряного века поражает многообразием форм и необычностью содержания. 

Полотна живописцев не только помогают в раскрытии поэтических образов, но и порой являются своеобразным отражением поэтических произведений.  

Современные художники находят вдохновение в творчестве поэтов Серебряного века. (Илья Глазунов и творчество Блока)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Серебряный век русской поэзии и живописи» Стартовая презентация

Слайд 2

На всех явлениях лежит печать. Одно с другим как будто слито. Приняв одно – стараюсь угадать За ним другое, – то, что скрыто. А.Белый

Слайд 3

Что вы знаете о современном искусстве? Актуально ли искусство прошлых времён? Какой период в русской культуре, на ваш взгляд, является одним из самых ярких? Что вы знаете о искусстве Серебряного века?

Слайд 4

Проект Серебряный век русской поэзии и живописи

Слайд 5

На Галерной чернела арка, В Летнем тонко пела флюгарка И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл… А.Ахматова

Слайд 6

Что же такое Серебряный век русской поэзии и живописи? Свежесть форм и содержания? Революция стиха? Чем творчество поэтов Серебряного века интересно современному читателю? Какую роль сыграл Серебряный век в развитии современного искусства?

Слайд 8

Врубель М.А. «Царевна-Лебедь»

Слайд 9

Петров-Водкин К.С.«Скрипка»

Слайд 10

Малевич К.С. «Точильщик»

Слайд 11

О каком периоде в русском искусстве идёт речь? Каковы его хронологические рамки? Какие художественные направления возникли в это время? Что лежит в основе русского символизма? К чему стремились поэты-акмеисты? Какое искусство хотели создать футуристы? Какова тематика и проблематика художественных произведений данного периода? К каким жанрам чаще всего обращались поэты и живописцы? Учебные вопросы

Слайд 13

Серебряный век: декаданс или русский ренессанс? Дать определение понятию «Серебряный век». Назвать хронологические рамки. Выявить основные черты и значение данного периода для культуры России. Оформить результаты исследования. Группа «Теоретики»

Слайд 14

Чем творчество поэтов Серебряного века интересно современному читателю? Изучить творчество поэтов Серебряного века (представителей разных направлений). Отобрать иллюстративный (поэтический) материал, проанализировав выбранные произведения. Оформить результаты исследования. Группа «Лирики»

Слайд 15

Какую роль произведение живописи играет в раскрытии поэтического образа? Изучить творчество художников Серебряного века (представителей разных направлений). Отобрать иллюстративный материал, проанализировав выбранные произведения. Оформить результаты исследования. Группа «Искусствоведы»

Слайд 16

Какую роль сыграл Серебряный век в развитии современного искусства? Сопоставить творчество поэтов и художников Серебряного века, проанализировав материалы, собранные участниками других групп. Систематизировать полученную информацию. Оформить результаты исследования. Группа «Аналитики»

Слайд 17

Формы представления информации: буклет; листовка; презентация; вики-статья ; документы Google . Продолжительность проекта: 3 недели (8 - 9 часов)

Слайд 18

Этапы работы над проектом: деление на группы, обсуждение плана работы (1 неделя); сбор и обработка информации (1-2 неделя); оформление результатов работы (2 неделя); защита работы, рефлексия (3 неделя).