подготовка к школьному этапу олимпиады по литературе
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Предложенный  материал  систематизирует подготовку учеников к олимпиаде по литературе на школьном этапе .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_olimpiade_liter.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                                РЕКОМЕНДАЦИИ   ПО   ПОДГОТОВКЕ  

                        К  ШКОЛЬНОЙ  ОЛИМПИАДЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

1.Знать значение изученных терминов (см. словарики в учебнике), жанры и тд.

2.Знать даты жизни русских классиков (примерно, соотнося с эпохой)  и основные периоды их творчества.

3.Уметь составить словарную статью: термин, его определение (значение), пример.

4.Уметь определить стихотворный размер (чередование ударных и безударных слогов):

     Двусложные – хорей  

                               ямб  

     Трехсложные – дактиль  

                                 амфибрахий  

                                 анапест  

(для 9-11 классов – дополнительно,  см. А. Блок, В. Маяковский)

Например:  Мчатся тучи, вьются тучи... ( А. Пушкин )

                     / v   - / v - / v  -/  v -/  - четырехстопный хорей  (в строке четыре двусложных стопы).

5. Знать изобразительно – выразительные средства и уметь объяснить их роль в конкретном тексте.

6.При анализе  художественного текста опираться на примерные вопросы.

     Анализ рассказа: смысл названия; история создания и место в творчестве автора (если известны сведения); система персонажей, их краткая характеристика; особенности сюжета и композиции;  роль наиболее значительных художественных особенностей  (портрет, пейзаж, интерьер, деталь,  речь персонажей, стилевые особенности,  авторская позиция и т.д.);   проблематика, идея текста  (ради чего написано, что хотел сказать автор);  место произведения в творчестве автора; восприятие и оценка.

      Анализ эпизода: место в произведении (где расположен, после чего и перед чем); как можно озаглавить и почему;  если этот фрагмент озаглавлен – смысл заглавия; персонажи, их поступки и мысли; сюжетная линия эпизода;  основные художественные особенности и их роль; авторская позиция; роль эпизода в произведении; если фрагмент из драматического произведения – учитывать особенности.

      Анализ стихотворения: место в творчестве автора, смысл названия; жанр (элегия, послание, баллада, сонет и т.д.); художественное своеобразие ( композиция , стихотворный размер, рифма, ритм и т.д.);  роль художественных средств ( два – три наиболее характерных и важных для данного текста); образ лирического героя (персонажа), его мысли, чувства; лирический адресат ( если есть); лирический герой и автор стихотворения;  настроение стихотворения ; идейное звучание; восприятие и оценка.

7.  Обращать внимание на

   - смысл названия  произведения или его части, главы;

   - посвящение и эпиграф (если они есть) ;

   - роль пролога, эпилога, авторских отступлений, вставных эпизодов.    

 8. Примечание:

         - порядок написания свободный, с учетом особенностей предложенного текста;

        -  брать для анализа не все аспекты, а наиболее значимые  для данного текста;

         - следить за логикой работы;

         - помнить: важно не перечислить максимально художественные  средства, а увидеть наиболее значимые и объяснить их роль в предложенном тексте;

          - пользоваться вопросами  к заданию, если они предложены; но писать  связным текстом, а не ответами на вопросы.

9.Отвечать на каждый вопрос наиболее полно (читать всё задание, опираться на глаголы); можно выполнить часть задания: что знаете.

10.Понимать  разницу между развернутым ответом ( 150-250 слов и более ) и  сжатым ответом ограниченного объёма ( 70-90 слов).

11.Чётко оформлять работу, прописывать номера заданий; помечать, если есть продолжение или изменение; выделять абзацы.

12.Правильно сопоставлять ( сравнивать): находить сначала общее, а потом раздельное; если только одно ( общее или раздельное) -  отметить в тезисе.

13.Любое связное высказывание строить по схеме:

     тезис – доказательство – вывод;

или

      вступление – основная часть – заключение.

14. Не пользоваться гаджетами.

                                   

                                            СЛОВАРИК  ТЕРМИНОВ

       знать, уметь дать определение, найти в тексте, объяснить роль(!) в тексте

Авторские неологизмы                                         Бессоюзие – многосоюзие

Анафора                                                                 Лексика ( особенности)

Антитеза                                                                 Части речи

Гипербола                                                               Повтор; лексический повтор

Градация                                                                 Обрамление

Гротеск                                                                    Умолчание (…)

Инверсия                                                                Особенности пунктуации (авторская)                                                              

Иносказание  ( аллегория)                                    Звукопись (аллитерация, ассонанс)                                                      

Ирония                                                                    Особенности речи героя                                                                    

Литота                                                                  Способы выражения  авторского отношения                                                                    

Метафора, развёрнутая метафора;                         Психологизм

Метонимия                                                               Лиризм прозы

Оксюморон                                                               Синонимы и антонимы ( контекстные)

Олицетворение                                                         Диалог, монолог, полилог;  реплика

Парцелляция                                                             Ремарка

Перифраз (а)                                                              Реминисценция

Персонификация (олицетворение наоборот)         Художественная деталь

Риторическое обращение, восклицание, вопрос

Сарказм                                                                       Особенности стихосложения

Сатира                                                                         Рифма                                                                      

Синекдоха                                                                  Стихотворные размеры                                                                  

Сравнение                                                                   Ритм

Фантастика, фантасмагория

Эпитет; метафорический эпитет                              Портрет

Эпифора                                                                      Пейзаж

Юмор                                                                           Интерьер

15. Просмотреть  учебный  материал  за весь учебный год  (см список для чтения):

   - содержание произведений,  история создания произведения и его место в творчестве автора и в литературном процессе;  основные сведения об авторе;

   - теория литературы: литературные направления,  роды и виды литературы, жанры  и тд.

   - повторить материал прошлых лет; обратиться  к читательскому дневнику.

16. Вспомнить или перечитать ключевые эпизоды (фрагменты) произведений.

17. Обратить внимание на написание имен героев произведений и другие имена собственные.

18. Повторить теорию литературы, основные термины.

19. Писать  разборчивым почерком, исправления делать аккуратно.

20. Вести хронометраж (уложиться в отведенное  время).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный этап олимпиады по литературе 7-8 класс

-комплексный анализ стихотворения-комплексный анализ эпического произведения-критерии оценивания лирического произведения-критерии оценивания прозаического произведения...

Школьный этап олимпиады по литературе (5 класс)

Материал пригодится для проведения олимпиады по литературе в 5 классе....

Школьный этап олимпиады по литературе 10 класс с ответами.

Школьный этап олимпиады по литературе 10 класс с ответами....

Задания школьного этапа олимпиады по литературе (5 класс).

Олимпиада по литературе в 5 классе с ответами....

Задания школьного этапа олимпиады по литературе (6 класс).

Олимпиада по литературе для 6 класса с ответами....

Задания школьного этапа олимпиады по литературе (6 класс).

Олимпиада по литературе для 6 класса с ответами....

Школьный этап олимпиады по литературе для 6-х классов

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе. 6 класс. С ответами...