Главные вкладки

    Рабочая программа по литературе 5 класс 2016-2017
    рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

    Савчук Ирина Игоревна

    По учебнику И.Сухих

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Статус документа.

    Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией И.Н. Сухих, М:Издательский дом «Академия», 2013г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

    Уровень - базовый.

    Направленность - основное общее образование.

    В год – 105 ч.

    Развитие речи -9  ч.

    Внеклассное чтение – 9 ч.

    Диагностические работы -4 ч.

    В неделю - 3 ч. из расчета не менее 34 недель.

    Преемственность: изучение литературы в 5 классе является логическим продолжением программы по литературе начальной школы.

    Организация учебного процесса: классно-урочная система

    Материально - техническое обеспечение:

    - Таблицы по основным темам курса литературы;

    - Интернет ресурсы;

    - Цифровые образовательные ресурсы;

    - Тесты.

    Структура документа.

     Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

    Общая характеристика учебного предмета. 

    Литературное развитие школьника — процесс, направленный на формирование читателя, способного понять литературное произведение в историко-культурном контексте и выразить себя в слове. Художественная литература активизирует эмоциональную сферу личности, воображение и мышление, а потому предоставляет читателю возможность освоить духовный опыт разных поколений, помогает выработать мировоззрение, а главное, раскрывая образ человека как величайшей ценности, пробуждает гуманность, вводит читателя в пространство культуры. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Осознание гуманистических ценностей культуры и развитие творческих способностей — важнейшие условия становления эмоционально богатого и интеллектуально развитого человека, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и окружающему миру.

    Изучение литературных произведений необходимо школьникам как опыт коммуникации — диалога с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками и представителями другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия и к духовному миру народа, нашедшему отражение в фольклоре и классической литературе. Знакомство с произведениями словесного искусства нашей многонациональной страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры и нравственного потенциала России.

    Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: 

    ––формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

    ––развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

    ––постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, анализ художественного текста, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

    ––поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

    ––овладение учеников алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста;

    ––развитие речи и литературно- творческих способностей школьников, способности адекватно выразить себя в слове;

    ––овладение учащихся важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

    ––использование опыта изучения произведений художественной литературы в учебной деятельности, речевом самосовершенствовании школьников.

    Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

    Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

    Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

    Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

    Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс. Логика построения курса «Литература. 5—9 классы» — от образов мира в фольклоре и литературе — к образу человека, изображенному с разных точек зрения, к представлениям о литературном герое, способах создания его характера и, наконец, к целостному образу человека, неотделимому от окружающего его мира, времени, в котором он существует. Следование данной логике предполагает систематизацию изучаемых в 5—8 классах произведений на основе проблемно-тематического принципа:

    Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. В основе курса литературы 5 класса под редакцией профессора И.Н.Сухих лежит проблемно-тематический принцип, к которому добавлен литературоведческий принцип. Последовательность изучения произведений в 5 классе отражает не этапы развития русской литературы, а специфику открытия мира ребёнком, поэтому курс называется «Открытие мира». Проблемно- тематический принцип построения Программы в 5 классе вытекает также из принципа преемственности: в процессе изучения литературы в средней школе необходимо постепенно усложнять эстетическую деятельность, конкретно определять пути формирования читательских умений ученика, развития его сознания, устной и письменной речи. В учебник включены произведения из федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

    Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

    Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

    Чтение произведение зарубежной литературы органично включено в разные темы программы, тем самым дается возможность сопоставления проблематики и решений литературами разных народов. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

    В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

    Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, итоговый. Основные формы контроля – устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение. Особенностью программы и учебника является проектная деятельность учеников. Каждая из тем учебника завершается рубрикой «Художественный проект».

    Особенности контингента учащихся 5 «А» кл.  ГБОУ гимназия №61 г. Санкт-Петербурга

    В 5»А» классе 23 учащихся. По уровню знаний, умений и навыков класс можно разделить на несколько групп. Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, высказывает свои суждения по поводу характеров и поступков героев. Следующая группа воспринимает художественное произведение довольно поверхностно, затрудняется в выражении своих мыслей, недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.  

            Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

    развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

    освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

    овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

                    Учебная программа по литературе рассчитана на 3 часа в неделю (105 часов в год).

    II. Учебно-тематический план

    Содержание

    Количество часов

    Мир человека и его изображение в фольклоре. 

    12 часов; из них 10 часов — на изучение

    произведений, 1 час — на урок внеклассного чтения, 1 час — на урок развития речи)

    Мой дом – мой мир.

    8 часов; из них 5 часов – на изучение произведений, 1 ч.- Р\р, 1ч. – внеклассное чтение, 1ч. – диагностическая работа

    Природа – мир, окружающий дом.

    33 часа: из них 26 ч. – на изучение, 3 ч. – на уроки внеклассного чтения, 3ч. – развитие речи, 1 ч. – на диагностическую работу

    Дороги к счастью

    27 ч.: из них на изучение произведений – 22 ч., на уроки внеклассного чтения – 2, на развитие речи – 2 ч., 1ч. – на диагностическую работу

    Мир – сообщество людей

    25 часов: из них – 19 ч. На изучение произведений, 2ч. – на уроки внеклассного чтения, 2 часа – на уроки развития речи, 2 часа – на диагностические работы

    Итого: 105 часов; из них

     83 часа — на изучение произведений,

     9 часов — на уроки внеклассного чтения,

    9 часов — на уроки развития речи,

    4 часа — на диагностические работы

    III. Содержание тем учебного курса.

    Т е м а 1. Мир человека и его изображение в фольклоре

    Представление о фольклоре как словесном творчестве народа. Истоки фольклора. Отличие фольклора от литературы. Собиратели фольклора и сказители. Фольклор в жизни человека. Жанры фольклора и их связь с обрядами. Современный

    фольклор.

    Р а з д е л 1. Миф как исток фольклора

    Представление о мифе и мифологии. Следы славянской мифологии в фольклоре. Духовный стих «Голубиная книга».

    Теоретико- литературные знания. Миф. Мифология. Духовный стих. Связь мифа и фольклора.

    Культурное пространство. Мифы народов мира, славянская мифология.

    Внеклассное чтение. Мифы народов мира.

    Р а з д е л 2. Обрядовая поэзия

    Обряд и его роль в жизни человека. Виды обрядов. Обряды и мир природы (новогодние праздники, проводы зимы и встреча весны). Содержание обряда и его символическое значение.

    Обрядовые песни: веснянка «Весна красна…», свадебная величальная «Как в долу- то березонька белехонька стоит…».

    Теоретико- литературные знания. Обряд. Фольклорная лирическая поэзия.

    Культурное пространство. Мифологические представления разных народов. Обряды (проводы зимы, встреча весны, лета, праздник урожая) и их роль в современной жизни. Праздники и традиции празднования.

    Р а з д е л 3. Малые жанры фольклора

    Загадка и ее место в народной культуре. Способы загадывания. Пословицы и поговорки как явление языка и фольклора. Тематические группы пословиц. Деятельность В. И. Даля. Устойчивые словосочетания.

    Теоретико- литературные знания. Отличия фольклора от литературы и их связи. Представление о жанрах. Жанры фольклора. Загадка. Пословица. Поговорка.

    Культурное пространство. Русский и иностранный фольклор. Собиратели фольклора.

    Внеклассное чтение. Сборники пословиц и поговорок. Сборники загадок.

    Р а з д е л 4. Сказка как жанр фольклора.

    Виды сказок. Нравственный смысл сказок. Сходство сказок разных народов.

    1. Сказки о животных. «Лиса и тетерев», «Швец», «Журавль и цапля» (в двух вариантах), «Курочка» (текстуально изучается одна сказка по выбору учителя).

    Особенности сказок о животных. Хитрецы и простаки и их роль в сказке. Человеческие недостатки и способы их осмеяния. Народная мечта, отраженная в финалах сказок, — победа слабого, но сообразительного над сильным, но глупым.

    2. Волшебные сказки. «Иван Быкович», «Кощей Бессмертный», «Перышко Финиста ясна сокола» (текстуально изучается одна сказка по выбору учителя).

    Художественный мир волшебной сказки и ее жанровые особенности. Представление о двоемирии. Персонажи разных миров: герой и героиня, чудесные помощники, противники, вредители. Типы героев и способы их характеристики. Образ жены- волшебницы. Композиция волшебной сказки. «Сказочные формулы». Малые фольклорные жанры в волшебной сказке и их роль. Повторы.Особенности зачина и финала. Особенности сказывания сказки.

    3. Бытовые сказки. «Мудрая дева», «Мужик и заяц», «Мена»

    (текстуально изучаются две сказки по выбору учителя).

    Жанровые особенности бытовых сказок. Группы бытовых сказок. Отражение народных представлений о жизненных ценностях; противопоставление бедности и богатства. Победа здравого смысла и осмеяние людских пороков.

    Теоретико- литературные знания. Жанр сказки. Виды фольклорной сказки. «Сказочные формулы». Устойчивые эпитеты. Метафора. Сравнение. Повторы.

    Культурное пространство. Фольклор в авторском искусстве: художники — иллюстраторы фольклорных сказок (И. Билибин, В. Васнецов, Т. Маврина и др.). Сказители.

    Внеклассное чтение. Сказки народов мира. Русские народные сказки.

    Т е м а 2. Мой дом — мой мир

    Проявление в литературном произведении авторского отношения к изображаемому. Фольклорные традиции в художественной трактовке образа дома и семьи. Родственные узы и человеческие отношения.

    1. А. С. Пушкин. «Зимний вечер», «Няне»

    Образы бури и дома в стихотворении «Зимний вечер»: контраст и взаимосвязь. Динамика эмоций героя в стихотворении: преодоление любовью тьмы, печали и горести. Образ няни — души дома. Роль фольклорных мотивов в стихотворении. Роль сравнений, эпитетов и повторяющихся синтаксических конструкций.

    Незаконченное стихотворение «Няне». Тепло авторского отношения к няне и ее тоска. Роль эпитетов в создании образа няни и атмосферы стихотворения.

    2. А. П. Чехов. «Гриша»

    Специфика повествования: мир с точки зрения ребенка. Дом и окружающий мир: загадки и открытия ребенка. Динамика эмоций героя и способы ее передачи. Различия в мировосприятии ребенка и взрослого. Смешное и грустное в рассказе. Способы выражения авторской позиции.

    3. Н. М. Рубцов. «В горнице»

    Образ дома в стихотворении. Роль художественных деталей в создании образа дома и атмосферы стихотворения. Дом и мир. Сравнение образов прошлого, настоящего и будущего, их роль в стихотворении. Образ героя стихотворения.

    Диагностическая работа. И. А. Бунин. «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…».

    Теоретико- литературные знания. Представление о литературных родах (эпос, лирика). Лирическое и эпическое изображение. Способы передачи авторского отношения к изображаемому в лирике и эпосе. Тропы: сравнение, эпитет. Лирическое стихотворение. Звукопись в лирическом стихотворении. Авторская интонация. Рассказ как эпический жанр. Первоначальное представление о фабуле, конфликте и композиции. Художественная деталь. Представление о стихах и прозе. Первоначальное представление о ритме, рифме и строфе.

    Культурное пространство. Детские годы А. С. Пушкина, Михайловское — родовое имение Ганнибалов- Пушкиных. Детские годы А. П. Чехова. Детские годы Н. М. Рубцова. Образы дома и семьи в зарубежной и русской литературе, в изобразительном искусстве и музыке.

    Внеклассное чтение. С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»; В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»; Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы»; В. В . Голявкин. «Мой добрый папа»; Л. А. Кассиль. «Великое противостояние», «Кондуит и Швамбрания»; Д. В . Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»;

    Р. П. Погодин. «Славка»; Ч. Диккенс. «Оливер Твист»; Г. Мало.«Без семьи»; М. Твен. «Принц и нищий»; Я. Корчак. «Король Матиуш Первый».

    Т е м а 3. Природа — мир, окружающий дом

    Природа как источник жизни и как мир, враждебный человеку.

    Р а з д е л 1. Мир природы в эпических произведениях .

    Связи художественной литературы с фольклором. Фольклорные традиции в авторских представлениях о природе и их изменения. Человек в мире природы. Образ природы в русской

    литературе как силы, испытывающей человека. Опасность нарушения человеком природных законов и восхищение дерзостью человека, бросающего вызов природе.

    1. И. С. Тургенев. «Бежин луг»

    Отношение И. С. Тургенева к природе как мощной стихийной силе, величественной, но равнодушной к человеку. Красота и тайна природы в рассказе «Бежин луг». Поэзия фольклорных поверий и народное отношение к природе. Особенности композиции рассказа и ее роль в выражении авторской идеи. Образы

    ребят и повествователя. Вера и неверие, суеверие. Смысл финала рассказа.

    Теоретико- литературные знания. Рассказ. Композиция и ее элементы. Описания природы и их роль в эпическом произведении. Способы создания образов персонажей. Образ повествователя. Речевая характеристика. Первоначальное представление о теме, проблематике и идее эпического произведения.

    2. М. М. Пришвин. «Кладовая солнца»

    Мир природы и мир человека в сказке- были Пришвина. Необычность авторского обозначения жанра. Метафоричность названия. Сказочное и реальное в «Кладовой солнца». Особенности композиции. Образы Насти и Митраши. Роль пейзажей и вставных эпизодов. Фольклорные мотивы в сказке. Испытание

    детей. Антипыч и Травка — помощники детей. Идея произведения.

    Теоретико- литературные знания. Объективное и авторское обозначение жанра. Композиция произведения. Способы изображения персонажей. Образ повествователя и его роль в произведении. Отношение повествователя к персонажам. Олицетворение, эпитет, сравнение в прозаическом произведении. Тематика, проблематика и идея произведения. Первоначальное представление

    о пейзаже в литературном произведении. Авторское отношение к персонажам.

    3. В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»

    Природа как источник жизни человека и опасностей для него. Образ сибирской природы. Характер Васютки, связь между поступками и характером. Причины беды. Опыт предков и личностные качества, помогающие Васютке выжить. Авторское отношение к герою. Сопоставление рассказа Астафьева со сказкой- былью Пришвина «Кладовая солнца».

    Теоретико- литературные знания. Рассказ. Способы создания образа персонажа. Тема, проблема и идея произведения. Композиция и ее элементы. Пейзаж. Первоначальное представление о портрете в литературном произведении.

    Культурное пространство. Детские годы И. С. Тургенева. Музей- заповедник «Спасское- Лутовиново» — имение И. С. Тургенева (Орловская область) и музей- усадьба М. М. Пришвина в Дунино. Природа средней полосы России и Сибирского края. Детские годы В. П. Астафьева. Мир природы в изобразительном искусстве (А. И. Куинджи, И. И. Левитан, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин,

    К. Ф. Юон).

    Внеклассное чтение. К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб»; И. С . Шмелев. «За карасями»; Д. Н . Мамин- Сибиряк. «Вольный человек Яшка».

    Р а з д е л 2. Мир природы в лирических произведениях

    Мир природы и человек в лирических произведениях. Автор в пейзажной лирике. Отличие лирического пейзажа от пейзажа в эпическом произведении. Сравнение стихотворений разных авторов.

    1. Ф. И. Тютчев. «Летний вечер» — А. А. Фет. «Летний вечер тих и ясен…»

    «Летний вечер» Ф. И. Тютчева. Поэтическая картина летнего вечера и изменения в ней. Уподобление природы человеку и роль этого приема в стихотворении. Небо и земля как два полюса в жизни природы и их соединение. Роль изобразительно- выразительных языковых средств в создании атмосферы стихотворения.

    «Летний вечер тих и ясен…» А. А. Фета. Обычное и необычное в стихотворении. Глагольная лексика и смысловая связь между глаголами. Роль метафор. Авторское отношение к миру. Сопоставление стихотворений по авторской интонации и атмосфере.

    2. С. А. Есенин. «Там, где капустные грядки…»

    Поиск олицетворений и метафор в стихотворении. Их роль в тексте.

    3. Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…» — А. А. Фет. «Какая ночь! Как воздух чист…»

    «Тихой ночью, поздним летом…» Ф. И. Тютчева. Настроение и таинственная атмосфера стихотворения, зрительная конкретизация поэтического пейзажа. Авторское отношение к изображаемому и роль слова «как» и многоточий в создании настроения. Эпитеты как словесные краски в поэзии.

    Стихотворение А. А. Фета «Какая ночь! Как воздух чист…» в сопоставлении со стихотворением Тютчева «Тихой ночью, поздним летом…». Сходство поэтических картин и их отличия друг от друга. Различия в интонации поэтов.

    Темы и идеи стихотворений.

    4. С. А. Есенин. «Прячет месяц за овинами…»

    Образ весны. Цветопись и ее роль. Роль метафор и олицетворений. Эпитеты и сравнения. Глагольная лексика, передающая подвижность мира природы. Авторское отношение к природе.

    Тема и идея стихотворения.

    Диагностическая работа. А. С . Пушкин. «Туча». Ф. И. Тютчев.«Весенняя гроза».

    Теоретико- литературные знания. Представление о лирическом стихотворении. Первоначальное представление о теме и идее (пафосе) лирического произведения. Первоначальное представление о пейзажной лирике. Представление о цветописи. Изобразительно- выразительные средства языка: сравнение, эпитет, метафора,

    олицетворение. Способы выражения авторского отношения в ли- рическом стихотворении.

    Культурное пространство. Русские писатели и поэты: И. С. Тургенев,

    М. М. Пришвин, В. П. Астафьев, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, С. А. Есенин. Природа средней полосы России и Сибирского края. Пейзаж в литературе, изобразительном искусстве и музыке.

    Внеклассное чтение. Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет.«Осень»;

    А. К. Толстой. «Острою секирой ранена береза…», «Колокольчики мои, цветики степные…»; Н. А. Заболоцкий. «Осеннее утро»; А. А. Ахматова. «Заплаканная осень, как вдова…»; Д. С . С амойлов. «Красная осень»; Н. М. Рубцов. «Листья осенние».

    Р а з д е л 3. Человек и животные в литературных произведениях

    Животные в художественной литературе. Отношение человека к животным как критерий нравственности.

    1. А. И. Куприн. «Сапсан»

    Особенности композиции рассказа А. И. Куприна: образ героя рассказчика и деление текста на маленькие главки. Роль композиции в воплощении авторской идеи. Образ Сапсана и средства его создания. Мир, данный с точки зрения собаки. Мысли и чувства животных, их отношение к человеку. Животные и люди в рас-

    сказе. Мастерство Куприна в создании образов животных.

    2. Дж. Лондон. «Бурый Волк»

    Драматизм авторского повествования. Конфликт в рассказе и его причины. Особенности композиции и их роль. Образ Бурого Волка и художественные средства его создания. Перипетии в жизни животного. Два мира в рассказе: Уолта и Медж Ирвинов — и Скифа Миллера. Психологизм образов собаки и людей.

    Мотивы выбора Бурого Волка. Авторское отношение к героям и способы его воплощения.

    Теоретико- литературные знания. Рассказ. Композиция и ее элементы. Портрет. Описание и его роль в эпическом произведении. Пейзаж. Идея произведения.

    Культурное пространство. А. И. Куприн, Дж. Лондон как писатели. Русские и зарубежные писатели- натуралисты. Научно-популярные и художественные книги о природе. Экранизации литературных произведений о природе.

    Внеклассное чтение. И. А. Куприн. «Белый пудель», «Золотой петух», «Изумруд»; А. П. Чехов. «Каштанка», «Белолобый»; Б. С . Житков. «Про волка»;

    Г. Н . Троепольский. «Белый Бим Черное ухо»; Дж. Лондон. «Белый Клык», «Сын волка», «Дети мороза», «Зов предков», «Майкл, брат Джерри»; Э. С етон- Томпсон.

    «Рассказы о животных»; Р. Киплинг. «Маугли»; Дж. Адамсон.

    «Рожденная свободной»; Д. Дарелл. «Моя семья и другие звери», «Перегруженный ковчег», «Мясной рулет» и другие книги.

    Р а з д е л 4. Дороги, связующие мир человека и мир природы

    Человек и природа: родство и противостояние. Рациональное познание и осознание природы как тайны. Природа в фольклоре и литературе.

    1. И. В. Гёте. «Лесной царь»

    Баллада Гёте в переводе В. А. Жуковского. Музыкальность баллады. Таинственный мир природы, противостоящий человеку. Образ лесного царя — фольклорная традиция и ее преломление в балладе. Искушения ребенка лесным царем. Образы ребенка и его отца — два мировосприятия. Образ- символ дороги — границы между реальным и мистическим. Образы времени и пространства в балладе. Сопоставление иллюстраций к балладе Гёте.

    Теоретико- литературные знания. Баллада. Вольный перевод. Изобразительно- выразительные средства языка. Звукопись. Ритм. Художественная идея.

    Культурное пространство. И. В. Гёте, В. А. Жуковский как деятели культуры. Фольклорные и литературные образы природы. Музыкальные интерпретации литературных произведений Ф. Шуберт — немецкий композитор.

    2. А. С. Пушкин. «Зимняя дорога», «Бесы»

    Лирический пейзаж в «Зимней дороге» и «Бесах» — сходство и отличия. Настроение героя и динамика его чувств в каждом стихотворении. Образ дороги. Изобразительно- выразительные средства языка в «Зимней дороге» и их роль в создании пейзажа и передаче настроения героя. Роль ритма.

    Настроение и средства его выражения в стихотворении «Бесы». Реальное и фантастическое в стихотворении. Роль рефрена «Мчатся тучи, вьются тучи…». Связь ритма с содержанием стихотворения. Сопоставление с балладой Гёте в переводе Жуковского «Лесной царь». Роль названия каждого стихотворения Пушкина.

    Идеи этих стихотворений.

    Теоретико- литературные знания. Лирическое стихотворение. Пейзажная лирика. Пейзаж в лирическом стихотворении. Звукопись. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение. Эмоционально- оценочная лексика. Повтор. Ритм. Тема и идея лирического стихотворения.

    Культурное пространство. А. С. Пушкин в Михайловском. Русские художники- пейзажисты. Пейзаж в музыке.

    3. М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы»

    Баллада М. Ю. Лермонтова и ее символическое значение. Поэтический мир природы и рациональный мир человека в произведении. Композиция баллады. Конфликт мечты и действительности и причины его трагического разрешения. Изобразительновыразительные средства создания образов. Способы выражения

    авторского отношения к персонажам и событиям.

    Диагностическая работа. М. Ю. Лермонтов. «Листок».

    Теоретико- литературные знания. Баллада. Образ- символ. Конфликт. Тропы. Авторская позиция.

    Культурное пространство. М. Ю. Лермонтов. Образ дороги в искусстве. Литература и живопись.

    Внеклассное чтение. Английская и шотландская народная поэзия в переводе

     С. Я. Маршака: «Три баллады о Робин Гуде» («Рождение Робин Гуда», «Робин Гуд и мясник», «Робин Гуд и шериф»), «Королева Элинор»; В. А. Жуковский. «Ивиковы

    журавли», «Людмила», «Кубок»; М. Ю. Лермонтов. Из Гёте («Горные вершины…»), «Казачья колыбельная»; Н. М. Языков «Пловец»; И. В . Гёте. «Приветствие духа» (в переводе Ф. И. Тютчева), «На озере» (в переводе А. А. Фета), «Рыбак» (в переводе В. А. Жуковского); Г. Гейне. «Лорелей» (в переводе

     С. Я. Маршака).

    Тема 4. Дороги к счастью

    Тема пути, дороги, странствий человека, открывающего мир и постигающего его. Тайны, загадки окружающего мира, индивидуальное мировосприятие и желание приобщиться к тайне. Нравственные ценности, представления о добре и зле, объединяющие разные народы. Оппозиция «дом — мир» и единство дома и мира.

    Истинная и мнимая красота, преходящее и вечное, свобода и рабство как противоположные состояния мира и человека. Путь к истине и к самому себе. Законы реального мира и их нарушение.

    Литературная сказка

    Фольклорные и литературные сказки. Использование фольклорных сюжетов в зарубежной и русской литературе. Фабула и ее авторские варианты. Отражение национальных особенностей в переложении одной фабулы.

    1. Братья Я. и В. Гримм. «Шиповничек», «Снегурочка».

    2. Ш. Перро. «Спящая красавица».

    3. В. А. Жуковский. «Спящая царевна».

    4. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

    Сюжет о спящей красавице (царевне) и его интерпретации во французской, немецкой фольклорной сказке и русской авторской сказке. Объединение французского и немецкого вариантов в стихотворном переложении В. А. Жуковского. Русская и немецкая фольклорные сказки об умершей царевне и сказка А. С. Пушкина. Сопоставление сказки «Шиповничек» из сборника братьев Я. и В. Гримм со сказками Ш. Перро и В. А. Жуковского о спящей царевне — сходство и различие сюжетов, образов персонажей, поступков и их мотивов. Художественные средства фольклорной и литературной сказки. Сопоставление сказки «Снегурочка» из сборника братьев Я. и В. Гримм со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Характеры персонажей и способы их создания. Причины гибели царевны в сказках. Фольклорные мотивы в литературной сказке и способы выражения авторского отношения к героям и событиям. Сравнение образов

    мачехи и царевны в сказке Пушкина. Образ зеркальца и его роль в развитии действия. Причины победы над злом в фольклорной и литературной сказках. Идея каждого произведения.

    Теоретико- литературные знания. Фольклорная волшебная сказка и литературная волшебная сказка. Композиция. Литературный герой и художественные средства создания его образа. Стилистическая и композиционная деталь. Способы выражения

    авторского отношения к изображаемому. Идея произведения.

    Культурное пространство. Русская и зарубежная сказочная литература. Собиратели фольклора братья Я. и В. Гримм. Литературная деятельность Ш. Перро. Сказка в жизни А. С. Пушкина. Экранизации фольклорных и литературных сказок, анимационные фильмы. Художники — иллюстраторы фольклорных и литературных сказок. Литературная сказка на сцене театра.

    5. Х. К. Андерсен. «Снежная королева»

    Образы зла, зимы, холода, смерти и противостоящие им образы добра, весны, света, любви и жизни. Холодность рассудка и тепло человеческого сердца. Любовь как основа жизни. Образы Снежной королевы, тролля и волшебного зеркала. Зеркала

    в сказках братьев Гримм, Пушкина, Андерсена. Кай, его характер и причины его похищения. Образ Герды в композиции сказки. Роль вступления и каждой главы в развитии действия. Эпизод «Герда у женщины, умевшей колдовать» и его роль. Маленькая разбойница и Герда. Причины изменений в героях. Образы времени и пространства. Причины победы Герды. Смысл финала. Авторское отношение к персонажам и событиям и способы его выражения. Художественная идея сказки.

    Теоретико- литературные знания. Литературная сказка. Композиция. Образ персонажа и способы его создания. Конфликт. Композиционная деталь. Первоначальное представление о пространстве и времени в литературном произведении. Пейзаж. Интерьер.

    Культурное пространство. Х. К. Андерсен — писатель- сказочник. Дания — родина Андерсена. Представления разных народов о добре и зле, о прекрасном. Иллюстрации В. Ерко к сказке «Снежная королева». Театральные постановки, музыкальные спектакли и экранизации литературных сказок. Режиссеры и ак-

    теры. Анимационные фильмы и иллюстрации как интерпретации литературного произведения. Сказки Андерсена в музыкальном искусстве.

    6. Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес»

    Современное в сказке. Дороги, которые мы выбираем. Образы Алисы и Страны Чудес. Открытия Алисы. Нарушение норм и правил в сказке. Абсурд и реальность. Комические ситуации.  Превращения и их секреты. Литературная пародия. Языковая игра как важнейшее средство создания сказочного мира в сказке

    Кэрролла.  Проблема перевода сказки.

    Теоретико- литературные знания. Литературная сказка. Представление о комическом. Представление о литературной пародии. Языковые игры.

    Культурное пространство. Л. Кэрролл — английский писатель. Англия эпохи королевы Виктории. Английская сказочная и юмористическая литература. Способы создания комического в литературе. Язык оригинала и проблемы перевода. Экрани-

    зации «Алисы в Стране Чудес» (телевизионный фильм Н. Уиллинга; полнометражный анимационный фильм К. Джероними, У. Джексон, Г. Ласки; художественные фильмы Е. Пружанского и Т. Бертона; анимационный фильм Е. Пружанского, В. Фомина, Ю. Бутырина; и др.).

    7. Ю. К. Олеша. «Три Толстяка»

    Тема свободы и человеческого достоинства в сказке Ю. К. Олеши. Реальное, социальное и романтическое, волшебное в сказке. Фольклорные мотивы, их развитие и обогащение: образы Трех Толстяков, Тутти — мальчика с «железным сердцем», богатыря Просперо, ученого- волшебника доктора Гаспара Арнери. Обра-

    зы времени и пространства. Пейзажи и портреты персонажей. Антитеза как средство композиции. Цирк как особый, свободный мир. Дети как надежда на будущее. Образы Суок и Тутти — разлученных брата и сестры и их роль в композиции произведения. Причины победы добра над злом. Комические ситуации и коми-

    ческие образы и их роль, художественные средства их создания. Трагическое в сказке и его роль. Образы- символы в сказке. Язык сказки, роль метафоры в создании сказочного мира. Авторское отношение к персонажам и событиям. Идея сказки и способы ее выражения.

    Диагностическая работа. А. И. Куприн. «Чудесный доктор».

    Теоретико- литературные знания. Композиция. Конфликт. Время и пространство в литературном произведении и фольклоре. Пейзаж. Портрет. Антитеза. Изменение точки зрения на событие. Тематика, проблематика и идея произведения.

    Культурное пространство. Художественный фильм «Три Толстяка» (режиссеры А. Баталов, И. Ольшевский). Художники- иллюстраторы «Трех Толстяков». Цирк в современной культуре.

    Внеклассное чтение. Е. Л. Шварц. «Золушка», «Два клена», «Снежная королева»; Т. Г. Габбе. «Город мастеров»; В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне», «Лето в Старогорске», «Мальчик и ящерка» (трилогия), «Гуси- гуси, га- га- га»; К. Булычев. «Девочка с Земли», «Сто лет тому вперед», «Миллион приключений»; Э. Лир. Лимерики, «Прогулка верхом» (в переводе С. Я. Маршака); Л. Кэрролл. «Алиса в Зазеркалье», «Баллада о старом Вильяме»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; Д. Биссет. «Забытый день рожденья»; П. Треверс. «Мери Поппинс»; Д. Р. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно».

    Тема 5. Мир — сообщество людей

    Исторический и художественный мир: люди и их социальные роли. Авторское отношение к событиям и героям.

    Р а з д е л 1. Тема защиты Родины в литературе

    Представления о Родине в фольклоре и литературе. Отношение к войне. Образы защитников Отечества и образ врага. Патриотические чувства и общечеловеческие ценности.

    1. М. Ю. Лермонтов. «Бородино»

    Бородинское сражение в изображении М. Ю. Лермонтова. Особенности композиции стихотворения. Точка зрения — рассказ солдата. Своеобразие образа сражения. Чувства героев и автора стихотворения. Народная речь в стихотворном тексте.

    Причины победы русских войск на Бородинском поле в понимании М. Ю. Лермонтова. Тема и художественная идея произведения.

    Теоретико- литературные знания. Ритм. Строфа. Речь героя. Диалог и монолог. Разговорная интонация. Авторская позиция.  Тема и идея произведения.

    Культурное пространство. М. Ю. Лермонтов — офицер и поэт. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Галерея героев войны 1812 года в Зимнем дворце Санкт- Петербурга (http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html).

    2. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»

    Кавказская война в изображении Л. Н. Толстого. Установка на достоверность, подчеркнутая авторским определением жанра произведения, — быль. Общечеловеческое и национальное в повести. Образы дома и мира. Мужество — и трусость; любовь, милосердие — и ненависть. Два типа человеческого поведения.

    Образ Жилина как идеал солдата и человека. Костылин как антипод Жилина. Образ Дины и его роль в повести. Способы создания образов персонажей. Отношение Л. Н. Толстого к героям и событиям и способы его выражения. Лаконизм как особенность стиля.

    Тематика, проблематика и идея рассказа.

    Диагностическая работа. В. П. Катаев. «Сын полка».

    Теоретико- литературные знания. Рассказ. Субъективное обозначение жанра (быль). Антитеза. Портрет и пейзаж в литературном произведении. Повествование в художественном произведении. Авторское отношение к изображаемому. Тема и идея произведения.

    Культурное пространство. Кавказ, народы Кавказа, быт и обычаи горцев. Война России с кавказскими народами в XIX веке. Л. Н. Толстой — офицер и писатель.

    Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Поле Бородина»; К. Ф. Рылеев. «Смерть Ермака»; Р. Л. С тивенсон. «Вересковый мед» (в переводе С. Я. Маршака); Д. Б. Кедрин. «Зодчие»; К. М. С имонов. «Сын артиллериста».

    Р а з д е л 2. Отношения людей

    Проблема социальных отношений и ее отражение в литературе. Внешние и внутренние причины конфликтов и возможности их преодоления.

    1. И. А. Крылов. «Волк и Ягненок», «Квартет»

    Конфликт в басне «Волк и Ягненок». Диалог как средство характеристики персонажей. Аллегорические образы Волка и Ягненка и расшифровка аллегорий. Вариативность трактовки басни. Авторская позиция и мораль. Причины неудачи персонажей в басне «Квартет». Композиция басни. Способы создания образов персонажей. Иносказание и мораль. Авторское отношение и художественная идея.

    Особенности басенного языка И. А. Крылова. Роль пословиц и поговорок, устойчивых словосочетаний в баснях Крылова.

    Теоретико- литературные знания. Жанр басни. Персонажи басни. Диалог. Аллегория. Эзопов язык. Мораль. Авторская позиция. Художественная идея басни. Крылатые выражения. Устойчивые словосочетания.

    Культурное пространство. Художники — иллюстраторы басен. Баснописцы. Аллегории в изобразительном искусстве. Памятник И. А. Крылову в Летнем саду в Санкт- Петербурге.

    Внеклассное чтение. И. А. Крылов. Басни.

    2. Ф. Шиллер. «Перчатка» (в переводах М. Ю. Лермонтова и В. А. Жуковского).

    Композиция и конфликт баллады Ф. Шиллера. Роль образов зверинца и придворных. Человеческое достоинство и любовь. Перевод как интерпретация произведения. Сопоставление переводов В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова: ритмический рисунок, система образов, характеры героев и художественная идея.

    Неоднозначность художественной идеи баллады.

    Теоретико- литературные знания. Баллада. Композиция. Конфликт. Антитеза. Ритм. Строфа. Композиционная деталь. Тема и художественная идея.

    Культурное пространство. Эпоха французского короля Франциска I, рыцарские турниры, рыцарский кодекс чести.

    Внеклассное чтение. Ф. Шиллер. Баллады; Р. Киплинг. «Баллада о царице Бунди»; А. Мицкевич. «Будрыс и его сыновья»; А. Дюма. «Три мушкетера»; М. Рид. «Всадник без головы».

    3. А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»

    Конфликт в рассказе Чехова. Художественные средства создания комического. Антитеза и ее роль. Речевая характеристика персонажей как средство создания образа. Роль второстепенных персонажей. Стилистические и композиционные детали и их роль в выражении авторского отношения к персонажам и событию. Смешное и грустное в произведении. Тема, проблема и идея рассказа.

    Теоретико- литературные знания. Юмористический рассказ. Комическое. Фабула. Конфликт, образ персонажа, речь персонажа. Авторская позиция. Антитеза. Тема, проблема и идея произведения.

    Культурное пространство. Чиновник в Российской империи  XIX века. Быт чиновника. А. П. Чехов — писатель- юморист.

    Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Пересолил», «Лошадиная фамилия»;

    М. М. Зощенко. «Леля и Минька»; А. Г. Алексин.«Необычайные похождения Севы Котлова»; В. П. Крапивин. «Та сторона, где ветер».

    Р а з д е л 3. Идеалы и ценности

    Творчество в жизни человека. Преодоление жизненных невзгод и обретение подлинной свободы и счастья в творчестве. Безграничные возможности человеческого духа.

    1. В. Г. Короленко. «Мгновение»

    История человеческой души. Особенности композиции рассказа. Причины погружения героя в духовное оцепенение и причины его пробуждения. Роль пейзажей и интерьеров в создании образа героя. Символическое значение образа моря. Идея рассказа.

    Теоретико- литературные знания. Рассказ. Композиция. Внутренний

    конфликт. Образ персонажа и способы его создания. Пей- заж. Интерьер. Описание и повествование. Способы выражения авторского отношения к событиям и персонажам. Образ- символ.

    Культурное пространство. В. Г. Короленко — русский писатель. Образы моря в мировом искусстве (картины А. И. Куинджи, И. К. Айвазовского).

    Внеклассное чтение. В. Г. Короленко. «Слепой музыкант», «В дурном обществе»; А. А. Лиханов. «Музыка».

    2. К. Г. Паустовский. «Парусный мастер»

    Творчество как источник жизни человека. Композиция рассказа и конфликт. Композиционные детали и их роль в раскрытии авторской идеи. Образ корабля, паруса и моря в рассказе, художественные средства создания этих образов. Речь героя как средство его характеристики. Влюбленность в свое дело Федора

    Марченко. Мечта парусного мастера и стремление к ее осуществлению. Отношение к Марченко персонажей рассказа, читателя и автора.

     Идея произведения.

    Диагностическая работа. А. П. Платонов. «Цветок на земле».

    Теоретико- литературные знания. Композиция эпического произведения. Конфликт в эпическом произведении. Средства создания образов. Речь персонажа и речь автора. Авторское отношение к персонажам и способы его выражения. Художественная идея произведения.

    Культурное пространство. Русский парусный флот, русские флотоводцы. Художники- маринисты.

    Внеклассное чтение. П. П. Бажов. Сказы; К. Г. Паустовский.«Золотая роза»; В. П. Крапивин. «Мальчик со шпагой».

    Библиографическая деятельность учеников 5 класса. Подбор литературы по теме. Поиск книг и необходимых сведений в Интернете. Знакомство с детскими литературными сайтами в Интернете.

    Тематическое планирование

    № п/п

    Тема, изучаемые произведения

    Контроль знаний.

    Творческие работы, аналитическая деятельность

    Теоретико-литературные знания.

    Культурология

    Часы

    Сроки проведения

    Фактически

    Коррек ция

    1.

    Вн. чт. Приглашение к чтению и размышлению

    1

    Тема 1: Мир человека и его изображение в фольклоре.  (12 часов; из них 10 часов — на изучение

    произведений, 1 час — на урок внеклассного чтения, 1 час — на урок развития речи)

    2.

    Представление о мифе. Представление о славянской мифологии («Голубиная книга»).

    Чтение, аргументированные ответы на вопросы

    Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Сопоставление космогонических мифов разных

    народов

    Миф

    Мифология

    Духовный стих

    1

    3.

    Обрядовая поэзия.

    Обрядовые песни: веснянки, свадебные.

    Расшифровка обрядовых символов

    Обряд

    Праздники и традиции празднования

    1

    4.

    Малые жанры фольклора.

    Загадки. Особенности построения загадок.

    Сочинение загадок (уроки словесности «Русская речь»)

    Загадка

    Метафора

    Собиратели фольклора и сказители

    Составление иллюстрированных сборника «Загадки»

                     

    1

    5-6

    Пословицы и поговорки. Иносказательность пословиц и поговорок.

    Сочинения по пословицам и поговоркам, составление диалогов на определённую тему с использованием поговорок.

    Пословица

    Поговорка

    Устойчивое словосочетание

    Составление иллюстрированных сборников «Пословицы и поговорки народов мира».

    2

    7.

    Сказка как жанр фольклора.

    Сказки о животных, волшебные, бытовые.

    Сказки о животных:

    «Лиса и тетерев», «Швец», «Журавль и цапля», «Курочка»

    Сказывание сказок,

    Инсценирование сказок Иллюстрирование сказок.

    Жанр сказки

    Сказочные формулы

    Устойчивые эпитеты

    Метафора

    Сравнение

    Повторы

    1

    8-10

    Тайны волшебной сказки.

    «Иван Быкович», «Кощей Бессмертный», «Перышко Финиста ясна сокола».

    Сравнение сказок разных народов с похожей фабулой. Устный отзыв о мультфильме, кинофильме по народной сказке. Устный отзыв об иллюстрациях к сказке.

    Элементы сюжета: присказка, зачин, концовка. Сказочные формулы.

    3

    11.

    Бытовые сказки:

    «Мудрая дева», «Мена», «Мужик и заяц».

    Особенности бытовых сказок.

    1

    12.

    Вн. чт. Мир сказок

    Сказывание сказок,

    инсценирование сказок Иллюстрирование сказок.

    Диагностическая работа по одной из сказок, которая не анализировалась в классе(Дом. раб.)

    1

    13.

    Р/р Сочинение сказки

    Проект: книга сказок учащихся 5а класса

    1

    Тема 2: Мой дом – мой мир.( 8 часов; из них 5 часов – на изучение произведений, 1 ч.- Р\р, 1ч. – внеклассное чтение, 1ч. – диагностическая работа)

    14-15

    А.С.Пушкин «Зимний вечер», «Няне». Образы дома и бури в стихотворении «Зимний вечер».

    Литературные роды: эпос, лирика.

    Конкретизация представлений о собственном доме:

    Тропы: сравнение, эпитет

    Лирическое стихотворение.

    Ритм, рифма. Строфа, строка

    2

    16-17

    А.П.Чехов «Гриша». Мир Гриши и мир взрослых.

    Сочинение рассказов о доме

    Рассказ как эпический жанр

    Фабула

    Конфликт

    Композиция

    Способы передачи авторского отношения в эпосе.

    2

    18.

    Н.М. Рубцов «В горнице». Образ дома в стихотворении.

    Подбор сравнений, эпитетов, ассоциаций, передающих личное отношение ребёнка к своему дому.

    Фольклорные образы в литературе

    Художественная деталь

    Образы дома в русской и зарубежной литературе, в изобразительном искусстве.

    1

    19.

    Р\Р:Ритм, рифма

    Строфа и строка

    1

    20.

    Вн. чт. Мир своего дома в русской литературе.

    Проект: Видеоальбом «Мой дом – мой мир»

    1

    21.

    Диагностическая работа: И.А. Бунин «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора »

    Контрольная работа

    1

    Природа – мир, окружающий дом. (33 часа: из них 26 ч. – на изучение, 3 ч. – на уроки внеклассного чтения, 3ч. – развитие речи, 1 ч. – на диагностическую работу

    Мир природы в эпическом произведении.(9 часов)

    22-24

    И.С.Тургенев «Бежин луг». Таинственная жизнь природы. Образы мальчиков в рассказе.

    Сопоставление научного и художественного описаний («Русская речь»). Сопоставление произведения и иллюстраций к нему. Сочинение пейзажных миниатюр – описаний местности в определённое время суток.

    Рассказ

    Композиция и её элементы.

    Автор-повествователь

    Способы создания образов персонажей. Речевая характеристика

    Пейзаж в литературе и в изобразительном искусстве

    3

    25.

    Р\Р: Письменный отзыв об иллюстрациях в художественном произведении

    План отзыва.

    Сбор материала.

    Понятие об отзыве.

    1

    26-29

    М.Пришвин «Кладовая солнца». Настя и Митраша: характеристика героев. Люди и животные. Испытания Насти и Митраши.

    Письменный отзыв об иллюстрациях к литературному произведению.

    Композиция

    Способы изображения персонажей

    Олицетворение

    Эпитет, сравнение

    Проблематика произведения

    4

    30-32

    В.Астафьев «Васюткино озеро». Законы тайги: поведение героя в экстремальной ситуации.

    Сочинение рассказов о людях в экстремальных обстоятельствах. Создание художественного описания

    Рассказ

    Пейзаж и портрет в литературном произведении

    3

    Мир природы в лирических произведениях.(5ч.)

    33-37

    Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, С.Есенин

    Выразительное чтение.

    Сочинение лирических миниатюр-описаний природы («Утро», «Две зари», «Ночь»).

    Сочинение рассказов («На озере», «В лесу»)

    Лирическое стихотворение

    Тема и идея лирического стихотворения

    Лирический пейзаж

    Цветопись

    5

    38

    Вн. чт. Мое любимое стихотворение о природе

    Выразительное чтение стихотворений

    1

    39

    Р\Р: Сочинение лирических миниатюр

    Отработка понятий «эпитет», «олицетворение», «сравнение»

    1

    40

    Диагностическая работа по стих А.С. Пушкина «Туча» и Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»

    Контроль (д/з)

    1

    Человек и животные в литературных произведениях.(5 часав)

    41-42

    43-45

    А.И.Куприн «Сапсан». Мир животного (от первого лица) в рассказе.

    Д.Лондон «Бурый Волк». История приручения Волка.

    Выразительное чтение.. Иллюстрирование рассказов.

    Описание

    Пейзаж

    Проблематика и идея произведения

    Экранизация литературных произведений о природе: кинематографические приёмы создания образа

    2

    3

    46.

    Вн. чт.: И.А. Куприн  «Изумруд»

    1

    47.

    Вн. чт. : Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»

    Проект: выпуск научно-художественного журнала «В мире животных»

    1

    48-49

    Р\Р: Сочинение-описание «Портрет животного», сочинение-рассказ «В зоопарке»

    Сочинение рассказов о домашних животных

    2

    Дороги, связующие мир человека и мир природы.(7ч.)

    50.

    И.В.Гёте «Лесной царь»

    Выразительное чтение. Анализ иллюстраций к балладе

    Баллада

    Ритм

    Художественная идея

    1

    51-53

    А.С.Пушкин «Зимняя дорога», «Бесы». Атмосфера пейзажа в стихотворениях.

    Выразительное чтение. Сопоставление пейзажей в литературе и живописи. Сопоставление стихотворений (композиции, идеи)

    Лирическое стихотворение

    Образ

    Звукопись

    Рефрен, ритм

    3

    54.

    М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

    Устное словесное рисование пейзажа, составление плана событий

    Баллада

    Конфликт

    Авторская позиция

    Образ дороги в искусстве

    1

    55.

    Вн. чт. Баллада в зарубежной литературе

    1

    56

    Диагностическая работа: М.Ю. Лермонтов «Листок»

    Контроль

    1

    Дороги к счастью.(27 ч.: из них на изучение произведений – 22 ч., на уроки внеклассного чтения – 2, на развитие речи – 2 ч., 1ч. – на диагностическую работу)

    57.

    58.

    59-60

    61-62

    63-65

    Братья Гримм «Шиповничек»,

    «Снегурочка»

    Ш.Перро «Спящая красавица»

    В.Жуковский «Спящая царевна»

    А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…»

    Выразительное чтение. Сопоставление иллюстраций к сказкам.

    Отзыв о фильме. Сопоставление сюжетов сказок.

    Сопоставительный анализ образов (мачехи и зеркала).

    Фольклорная и литературная сказка

    Литературный герой

    Композиционная деталь

    Идея произведения

    Способы выражения авторского отношения

    «Бродячие» сюжеты

    Художники-иллюстраторы фольклорных и литературных сказок

    Проект музея сказочного героя

    1

    1

    2

    2

    3

    66-70.

    Х.К.Андерсен «Снежная королева». Испытания героев (Кай и Герда). Добро и зло в сказке.

    Творческие пересказы от лица персонажей. Отзыв об иллюстрации к сказке. Инсценирование эпизодов сказки Андерсена. Отзыв о фрагменте экранизации сказки.

    Литературная сказка

    Композиция

    Образ персонажа

    Конфликт

    Время и пространство в произведении

    Пейзаж

    Интерьер

    Фильмы и иллюстрации как интерпретации литературного произведения

    5

    71.

    Вн. чт. По сказкам Х.К. Андерсена и Е.Л. Шварца «Спящая красавица»

    Сравнительный анализ сказок разных писателей.

    1

    72-75

    Л.Кэрролл «Алиса в Стране Чудес». Странные герои сказки.

    Словесные игры по аналогии с играми Кэрролла. Сопоставление переводов отдельных эпизодов сказки. Отзыв об иллюстрациях.

    Представление о комическом

    Представление о литературной пародии

    Языковые игры

    4

    76.

    Развитие речи «Алисины игры»

    1

    77-80

    Ю.К.Олеша «Три толстяка». Вечные темы в повести (отвага и трусость, честность и лицемерие, милосердие и жестокость).

    Выразительное чтение по ролям. Составление киносценариев по эпизоду. Сопоставление образов Суок  Тутти с образами Герды и Кая. Отзыв о цирковом представлении. Анализ кинофрагментов.

    Композиция

    Конфликт

    Время и пространство в произведении

    Портрет

    Пейзаж

    Антитеза

    Тематика, проблематика и идея произведения

    4

    81.

    Р\Р: Сочинение «Сны Трёх Толстяков» (или Гаспара, Тибула)

    1

    82.

    Вн. чт. Парад любимых литературных героев

    1

    83.

    Диагностическая работа А.И. Куприн «Чудесный доктор»

    Контроль

    1

    Мир – сообщество людей. (25 часов: из них – 19 ч. На изучение произведений, 2ч. – на уроки внеклассного чтения, 2 часа – на уроки развития речи, 2 часа – на диагностические работы)

    84-85

    М.Ю.Лермонтов «Бородино». Тема защиты Родины в стихотворении.

    Сопоставление со стихотворение Лермонтова «Поле Бородина»

    Ритм

    Строфа

    Способы рифмовки

    Диалог и монолог

    Разговорная интонация

    Бородинское сражение

    Война 1812 года

    Проект: выпуск газеты «Война и дети».

    2

    85-

    88.

    Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в мире горцев.

    Выразительное чтение эпизодов. Составление творческих пересказов от лица одного из персонажей. Характеристика персонажей.

    Рассказ-быль

    Антитеза

    Портрет и пейзаж в произведении

    Авторское отношение

    Быт и обычаи горцев

    Образ войны в искусстве

    4

    89.

    Диагностические работа. В.П. Катаев «Сын полка»

    1

    Отношения людей (8 часов)

    90

    И.А.Крылов «Волк и Ягнёнок», «Квартет». Раскрытие смысла в баснях.

    Выразительное чтение по ролям. Анализ иллюстраций разных художников к басне. Толкование аллегорий. Сравнение басен разных авторов на один сюжет.

    Басня

    Персонажи басни Диалог

    Аллегория

    Эзопов язык

    Мораль

    Крылатые выражения

    3

    91

    Ф.Шиллер «Перчатка» (различные переводы). Композиция и система художественных образов в двух переводах.

    Выразительное чтение. Сопоставление различных переводов. Составление киносценариев по балладе.

    Баллада

    Композиция

    Конфликт

    Антитеза

    Композиционная деталь

    Рыцарские турниры

    1

    92

    А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Причины конфликта в рассказе.

    Сопоставление чернового и окончательного вариантов рассказа. Сравнение образов персонажей. Учимся писать юмористический рассказ.

    Конфликт

    Образ персонажа

    Речь персонажа

    Авторская позиция

    Юмор

    Антитеза

    Чиновник

    1

    93

    Р\р: Учимся писать юмористический рассказ

    1

    Идеалы и ценности.(6 часов)

    94-95

    В. Г.Короленко «Мгновения». Образ моря в рассказе. Время в рассказе.

    Выразительное чтение фрагментов рассказа. Творческие пересказы событий от лица героев. Сочинение о человеке, преодолевшем удары судьбы.

    Рассказ

    Композиция

    Внутренний конфликт

    Способы создания образа персонажа

    Пейзаж

    Образы моря в искусстве

     

    2

    96-97

    К.Г.Паустовский «Парусный мастер». Море и судьба человека.

    Рисование картин на морскую тематику.

    Сообщение «Истории парусных кораблей»

    Композиция

    Конфликт

    Речь персонажей и речь автора.

    Художественная идея

    Художники-маринисты

    3

    98

    Р\Р: Сочинение-мечта «Я и море».

    1

    99

    Вн. чт. В.П. Крапивин «Мальчик со шпагой»

    1

    100

    Р/Р: сочинение на свободную тему

    1

    101-102

    Итоговая диагностическая работа. А.П. Платонов «»

    2

    103

    Обобщающий урок по курсу литературы.

    Терминологический диктант

    1

    104

    Проверка техники чтения.

    1

    105

    Урок внеклассного чтения.

    1

    ИТОГО:

    105час

    Литература

    1. Литература: учебник для 5 класса общеобразоват.учреждений: основное общее образование: в 2 ч./Под ред. И.Н.Сухих.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.

    2. Рыжкова Т.В. Методические рекомендации и тематическое планирование по литературе для 5 класса: методическое пособие: основное общее образование/Т.В.Рыжкова.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.

    3. Тетрадь по литературе для 5 класса./ Под ред. И.Н. Сухих.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.

    Рекомендуемые ресурсы в И нтернете

    http://www.krugosvet.ru универсальная энциклопедия «Кругосвет».

    http://www.rubricon.ru энциклопедия «Рубрикон».

    http://www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.

    http://mifolog.ru Иллюстрированная мифологическая энциклопедия.

    http://www.slovari.ru Электронные словари.

    http://www.rulex.ru Русский биографический словарь.

    http://slovar.lib.ru Словарь литературоведческих терминов.

    http://feb- web.ru Фундаментальная электронная библиотека: русская литература и фольклор.

    http://lib.rin.ru Библиотека «Золотой фонд мировой литературы».

    http://www.gumer.info Библиотека Гумер — гуманитарные науки.

    http://www.philolog.ru Тексты русской классики.

    http://rifmoved.ru Все о рифме и стихосложении: словари, статьи, справочники.

    http://rifma.com.ru Русская поэзия и стихосложение.

    http://www.philology.ru/default.htm Русский филологический портал.

    http://www.gramota.ru Справочно- информационный интернет- портал «Русский язык».

    http://gramma.ru Русский язык: культура письменной речи. Учебные и справочные материалы. Консультации по русскому языку и литерату-

    ре, ответы на вопросы.

    http://www.hrono.ru/ «Хронос» — всемирная история в интернете.

    http://homofestivus.ru Книги, статьи, материалы о праздниках и праздничной культуре, обрядах, ритуалах и традициях.

    http://www.nasledie- rus.ru литературный журнал «Наше наследие».

    http://lit.academia- moscow.ru Преподавание литературы в школе.Литература 5—11 класс (под редакцией И. Н. Сухих).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г.

    Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г....

    Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г.

    Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г....

    Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г.

    Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г....

    Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г.

    Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г....

    Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г.

    Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г....

    Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г.

    Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г....

    Рабочая программа химия 9 класс 2016-2017 уч.г.

    Рабочая программа химия 9 класс 2016-2017 уч.г....