Литературная гостиная «У войны не женское лицо»
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Жернова Людмила Владимировна

     Женщина и война – понятия несовместимые. Издревле красивая и хрупкая женщина – Пленира, Берегиня, Лада, Любушка – создавала и берегла семейный очаг, уют. Растила детей, сады, писала книги. И вот, захваченная смертельным ураганом войны, понимая, что ей не место на кровопролитнейшей войне, что у войны не женское лицо, она встала на защиту Родины – матери, на защиту солнца, земли, детей, могил предков. На защиту будущего человечества, на защиту самой жизни. Суровая необходимость мобилизовала её. И стало у войны лицо и женским, и детским, и стариковским. И заалела кровь народа в том страшном июне. И всколыхнул Россию женский плач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u_voyny_ne_zhennskoe_litso.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная  «У войны не женское лицо»

АННОТАЦИЯ

Женщина и война – понятия несовместимые. Издревле красивая и хрупкая женщина – Пленира, Берегиня, Лада, Любушка – создавала и берегла семейный очаг, уют. Растила детей, сады, писала книги. И вот, захваченная смертельным ураганом войны, понимая, что ей не место на кровопролитнейшей войне, что у войны не женское лицо, она встала на защиту Родины – матери, на защиту солнца, земли, детей, могил предков. На защиту будущего человечества, на защиту самой жизни. Суровая необходимость мобилизовала её. И стало у войны лицо и женским, и детским, и стариковским. И заалела кровь народа в том страшном июне. И всколыхнул Россию женский плач.

Цель: создать условия для расширения знаний учащихся о поэтах, участниках Великой Отечественной войны.

Задачи:

- Познакомить учащихся с творчеством Юлии Друниной, участницы Великой Отечественной войны, творчеством Светланы  Алексиевич.

- Воспитание патриотических качеств личности на примере судьбы автора и её героев.

- Эстетическое воспитание путём анализа поэтических произведений.

Форма проведения: литературная гостиная.

Предварительная подготовка:

- Распределение стихотворений Юлии Друниной между учащимися класса, репетиции.

- Для проведения рефлексии были изготовлены из красного картона большое сердце и маленькие сердечки (разных оттенков).

- Подготовка презентации со слайдами.

Оборудование

- Интерактивная доска.

- Презентация «Я родом не из детства – из войны».

- Диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» - фонотека.

- На доске прикреплено большое сердце из картона.

- Маленькие сердечки.

Плакат : Родина – Мать зовет.

Рисунок с потрескавшейся штукатуркой с надписью: « Не женская это доля – убивать!»

« Я пришла в Берлин, чтобы убить войну!»

                                                     Ход урока.

1. Формирование  мотивации.

2.Чтение стихотворения Ю. В. Друниной « Не знаю, где я нежности училась»

!!! Ученик: - Не знаю, где я нежности училась, -

                                                           Об этом не расспрашивай меня.

                                                           Растут в степи солдатские могилы,

                                                           Идет в шинели молодость моя.

                                                           В моих глазах обугленные трубы.

                                                           Пожары полыхают на Руси.

                                                           И снова нецелованные губы

                                                           Израненный парнишка закусил.

                                                         Нет!

                                                         Мы с тобой узнали не по сводкам

                                                         Большого отступления страду.

                                                         Опять в огонь рванулись самоходки,

                                                         Я на броню вскочила на ходу.

                                                         А вечером над братскою могилой

                                                         С опущенной стояла головой...

                                                         Не знаю, где я нежности училась, -

                                                         Быть может, на дороге фронтовой...

-       Учитель. Наш урок посвящен знакомству с книгой С. Алексиевич «У войны не женское  лицо». Популярность документальной повести белорусской писательницы о войне в нашей стране и за рубежом не ослабевает, несмотря на то, что за десятки лет она выдержала десятки изданий. Однако не смолкают и голоса критиков: Светлане Алексиевич вменялось в вину «очернение армии», «поверхностный взгляд на войну», «гробокопательство» и даже «глумление над памятью павших». Слышалось и такое: «Стоит ли ворошить прошлое, сыпать соль на раны? Война давно кончилась...»

1.Так стоит ли писать о войне? Как вы думаете?  Для чего?

Учитель:

    Стоит. Война не кончилась. Она продолжается — в многочисленных «горячих точках» по всему миру. Для нас зеркальным повторением Афгана стала Чечня — «афганский синдром» сменился «кавказским». Бывшие «афганцы» обзавелись детьми, и эти дети сегодня гибнут на самой настоящей войне. И все новые мальчики обретают последний приют из цинка...
      В предисловии к книге Светлана Александровна говорит: «Сегодня мы живем в совершенно ином мире, не в том, что был, когда я писала свои книги о войне, и потому осмысливается все иначе. Нет, не придумывается, а передумывается... и я уже не могу давать ясные ответы — их нет...» Говоря «книги о войне», она имеет в виду документальные произведения «У войны не женское лицо» (1985) и «Цинковые мальчики» (1989).

2.Какие же черты характера и обстоятельств жизни Светланы Алексиевич способствовали тому, что она стала писателем, творческой личностью?

Ученик ( Сергей Иванов):

  !!! Сообщение ученика1 Светлана Александровна Алексиевич — очеркист, прозаик — родилась 31 мая 1948 года в городе Ивано-Франковск (Украина) в семье военнослужащего. После демобилизации отца семья переехала на его родину, в Беларусь.
      Окончила отделение журналистики Белорусского государственного университета им. В. И. Ленина (1972).
      Работала воспитательницей в школе-интернате, учительницей. С 1966 года — в редакциях районных газет «Прыпяцкая праўда» и «Маяк коммунизма», в республиканской «Сельской газете», а с 1976 года — в журнале «Неман».
      С 1984 года — свободный писатель.
      Литературную деятельность начала в 1975 году. «Крестным отцом» можно назвать известного белорусского писателя Алеся Адамовича с его идеей нового жанра, точное определение которому он постоянно искал: «соборный роман», «роман-оратория», «роман-свидетельство», «народ сам о себе повествующий», «эпически-хоровая проза» и т. д.
      Первая книга С. Алексиевич — «У войны не женское лицо» — была написана в 1983-м и пролежала в издательстве два года. Автора обвиняли в пацифизме, натурализме и развенчании героического образа советской женщины. По тем временам это было более чем серьезно.

Учитель: Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне – мужские. Это и понятно: ведь воевали, в основном, мужчины. Но с годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины в войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь победы. Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово милосердие. Есть и другие слова – сестра, жена, друг и самое высокое – мать. Но женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – синонимы.

3.Главной героиней книги Светланы Алексиевич является женщина.

Проследим, как формируется женский характер на войне?

Какие чувства обладают героинями?

От чего зависит окончательный исход войны?

!!! Чтение стихотворения Юлии Друниной « Я родом не из детства – из войны»

   Ученик:                                          - Я родом не из детства — из войны.
                                                            И потому, наверное, дороже,
                                                            Чем ты, ценю я радость тишины
                                                            И каждый новый день, что мною прожит.

                                                            Я родом не из детства — из войны.
                                                            Раз, пробираясь партизанской тропкой,
                                                            Я поняла навек, что мы должны
                                                            Быть добрыми к любой травинке робкой.

                                                            Я родом не из детства — из войны.
                                                            И, может, потому незащищённей:
                                                            Сердца фронтовиков обожжены,
                                                            А у тебя — шершавые ладони.

                                                            Я родом не из детства — из войны.
                                                            Прости меня — в том нет моей вины...

Ученик: Сергей Соколов:

 Писатель-фронтовик Виктор Петрович Астафьев сказал в свое время: «Что бы я хотел видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую, но необходимую правду, для того, чтобы человечество, узнав ее, было благоразумней...»
      «Я помню, как одна из моих героинь в книге „У войны не женское лицо“ потрясла меня рассказом о том, как страшно было видеть после боя убитых — и тех и других... Молодые... Они лежали рассыпанные, как картошка... Когда я дала почитать этой женщине ее же рассказ, она все перечеркнула и принесла мне отчет о своей военно-патриотической работе. „Это, — говорила она, — ты напечатай, а то я рассказывала тебе, чтобы ты поняла, как нам было страшно на войне“». Это пишет Светлана Алексиевич.

4.Учитель: А что же такое война?

Война – это трудная  работа, Самое страшное на войне – бездеятельность, отсутствие цели. Кроме боевых качеств на фронте еще ценится умение выжить, приспособиться к условиям, умение выстроить землянку, блиндаж, достать еду. накормить себя и товарищей. Война – это страшно – это страдания и смерть.

!!! Ученик ( Зимина Вика): Вспоминает Вера Иосифовна Соколова:

« Ехала я на фронт и думала, что ненадолго…»

Учитель: На самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из « снайперки», бомбила, подрывала мосты, уходила в разведку, брала «языка».

!!! Ученик: Стихотворение ( Настя Герасимова): Мы стояли у Москва – реки:

    Ученик: -  "Два вечера"                                                

                                                    Мы стояли у Москвы-реки,

                                                    Теплый ветер платьем шелестел.

                                                     Почему-то вдруг из-под руки

                                                     На меня ты странно посмотрел --

                                                     Так порою на чужих глядят.

                                                     Посмотрел и -- улыбнулся мне:

                                                     -- Ну какой же из тебя

                                                     Солдат?

                                                     Как была ты, право,

                                                     На войне?

                                                     Неужель спала ты на снегу,

                                                     Автомат пристроив в головах?

                                                     Я тебя

                                                     Представить не могу

                                                     В стоптанных солдатских сапогах!..

                                                     Я же вечер вспомнила другой:

                                                     Минометы били,

                                                     Падал снег.

                                                     И сказал мне тихо

                                                     Дорогой,

                                                     На тебя похожий человек:

                                                      -- Вот лежим и мерзнем на снегу,

                                                     Будто и не жили в городах...

                                                     Я тебя представить не могу

                                                     В туфлях на высоких каблуках...

5.А сейчас проследим « мгновения войны» по произведениям и ответим на вопрос:

Влияет ли война на характеры людей? Если да, то как?

( Чтение отрывка из произведения Б.Васильева « А зори здесь тихие»

( Рита убивает фашиста).

Ученик: Марьяна:( чтение отрывка « Глаза закрою, все снова перед собой вижу…)

6. А встречались ли вам в литературе интеллигенты на войне? И как они себя проявляли?

- Виктор Некрасов увидел на войне интеллигента и , в отличие от расхожего в нашей литературе взгляда на него как на хлюпика, жизненную никчемность, человека не от мира сего, утвердил его правоту и его значение как носителя духовной ценности в условиях, так мало способствующих какой – то духовности.

(Соня Гурвич- чтение стихов).

7. Лирическая героиня стихов Юлии Друниной.

а) Марьяна Каппасова – сообщение:

Начинался творческий путь еще юной  девочки, даже не подозревающей о том, что ее ждет. Ее поколение пока мечтает о подвигах, жалеет о своем незрелом возрасте, сетуя на то, что главное проходит мимо. " Спасение челюскинцев, тревога за плутающую в тайге Марину Раскову, покорение полюса, Испания - вот чем жили они в детстве. И огорчались, что родились слишком поздно…». Удивительное поколение! Вполне закономерно, что в трагическом сорок первом оно стало поколением добровольцев. Действительно, удивительное поколение, поколение романтиков, без колебаний вставшее на защиту Родины. Окончание школы и начало войны совпало для Юли, и это стало переломным событием в жизни юной девушки. После окончания школы в 1942 году работала санитаркой в глазном госпитале в Москве, затем на строительстве оборонительных сооружений в народном ополчении под Можайском. Потом, вопреки воле родителей, она становится санинструктором в пехотном полку. Следом - окружение, прорыв, выход в Подмосковье, ранение. Она возвращается в Москву, и вместе с семьей уезжает в Сибирь. Но Друнина не отказалась от цели, она все равно стремилась на фронт любыми путями. Пройдя в Хабаровске школу младших авиаспециалистов, снова возвращается в ряды своей "любимой Советской армии».

                                             Ученик: - Не знаю, где я нежности училась, -

                                                           Об этом не расспрашивай меня.

                                                           Растут в степи солдатские могилы,

                                                           Идет в шинели молодость моя.

б) Сообщение Вики Зиминой:

 Ведущий: - Решительность и твердость помогли ей преодолеть все препятствия. Похоронив отца, Юлия снова попадает в пехоту. " Два с лишним года понадобилось мне, чтоб вернуться в дорогую мою пехоту, " – пишет Юлия Друнина, она вновь вернулась на передовую сестрой милосердия. В 1943 году она попадает в Белоруссию в Киевскую стрелковую дивизию. И почти одновременно ею получены медаль "За отвагу", самая что ни на есть солдатская, и – ранение, "осколок застрял рядом с сонной артерией". Тут же приказ: непригодна к военной службе с исключением с учета. Но нет худа без добра – в тыловом эвакогоспитале в Горьковской области ее впервые за всю войну потянуло к стихам: "  Впрочем, "потянуло" – не то слово. Просто кто-то невидимый диктовал мне строки, я их только записывала. Этот невидимый назывался Войной…"

                                                          Я только раз видала рукопашный.
                                                         Раз наяву. И тысячу во сне.
                                                         Кто говорит, что на войне не страшно,
                                                         Тот ничего не знает о войне.

 В 1944 году, выйдя из госпиталя, она пытается поступить в Литературный институт им. Горького, но получает отказ. Но и это не стало преградой. Юля возвращается на фронт, но уже с повышением – старшина мед-службы. Вновь фронт – Белоруссия, но уже 1038-й КСАП (отдельный Калинковичский самоходный артполк). И снова, уже в Прибалтике, ранение и " негоден к несению военной службы", потому что сказалась поначалу показавшаяся пустячной контузия.

                                   Ученик: - Я порою себя ощущаю связной
                                                          Между теми, кто жив
                                                          И кто отнят войной.
                                                          Я - связная.
                                                          Пусть грохот сражения стих:
                                                          Донесеньем из боя
                                                          Остался мой стих...

8. Учитель:  Скажите, а сопоставимы ли понятия: Женщина и месть?

У писателя В. Закруткина в произведении « Матерь человеческая» скорбь, месть, возмездие живут рядом.

Каким цветом можно изобразить боль человеческую?

От чего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести?

( Чтение отрывка из рассказа « Матерь человеческая»).

9. На что похожа месть?

                                     пожар в лесу

Месть похожа   на    смерч

                                     водоворот

                                     бумеранг

Месть - это не только явление минувшего, не только феномен, существующий на войне или в мире взрослых. Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый.

Чтение стихотворения « Варварство» - Ира Почесюк.

Просмотр репродукции картины « Икона»

Картина поражает нас светлым восприятием и глубоким человеческим содержанием.

10. Чем же объяснить то, что мы все – таки выдержали этот мощный натиск, выстояли, победили? Что же за человек – главный герой разговора?

- Вы понимаете, что главное? Что люди у нас немножко другого сорта. И потому – то мы воюем. До сих пор воюем. Даже здесь, на Волге, потеряв Украину и Белоруссию, воюем… А какая страна, какой народ выдержал бы все это…Я даже не знаю, как это назвать… Толстой назвал все это « скрытой теплотой патриотизма». Возможно это самое правильное определение.

( Чтение отрывка из произведения « А зори здесь тихие» Васков идет в лагерь к фашистам)

Звучит музыка « Журавли».

Валера исполняет стихотворение:

    Ученик: -                                       Стало зрение сердца

                                                           Острее,

                                                           Если сердце прошло

                                                           Через ад...

                                                            Дорогие,

                                                            Миритесь быстрее-

                                                            Не существенно,

                                                            Кто виноват.

                                                            Я прошу вас,

                                                           Давайте не будем

                                                           Рвать мосты за собой

                                                           Сгоряча...

                                                           Почему это

                                                           Близкие люди

                                                           Рубят прямо по душам

                                                           Сплеча?

                                                          Я прошу вас,

                                                          Поймите быстрее-

                                                          В битве душ

                                                          Победителей нет.

                                                          Стало зрение сердца

                                                          Острее

                                                          После всех испытаний

                                                          И бед.

Заключительное слово учителя:

 Так писать или не писать сегодня о войне?

    «Лежит на улице Грозного человек, убитый другим человеком. И в небо смотрит... Мне говорят: „Поезжай и напиши об этом“. А я не могу... Не больны ли мы безумием? Разве нормальный, а не безумный человек может смотреть по телевизору и слушать каждый день по радио об убийстве: „За истекшие сутки позиции федеральных войск обстреливались тридцать четыре раза, трое военнослужащих убиты, один ранен...“ Где-то в далекой русской деревне екнуло материнское сердце... Крикнуло... Я была на одних таких похоронах... Хоронили молодого офицера, его привезли из Грозного. Плотное людское кольцо у свежевырытой могилы... Военный оркестр... Все молчали, даже женщины не плакали. Выступал генерал... Все те же слова, что и десять, и пятьдесят, и сто лет назад: о наших границах, о великой России, о мести, о ненависти, о долге. О долге убивать?! И только маленькая девочка беззащитно и наивно вглядывалась в красный гроб: „Папа! Папочка!.. Куда ты ушел? Почему ты молчишь? Ты обещал вернуться... Я нарисовала тебе целый альбом...“ Один нормальный человек был среди нас. Ребенок. А заговор взрослых продолжался... Клятва. Салют. Мы не воюем... А гробы в Россию уже идут из России... И я пишу о войне», — пишет С. Алексиевич в предисловии к книге «Цинковые мальчики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

литературная гостиная "У войны не женское лицо"

Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненых, стояли у станка, рыли окопы, пахали и сеяли....

Литературная гостиная "У войны не женское лицо"

В год 70-летия Победы важно напомнить подросткам о  событиях Великой Отечественной войны. Сценарий составлен на материале книги С.Алексиевич "У войны не женское лицо". Воспоминания женщин - участ...

Презентация к литературной гостиной "У войны не женское лицо"

В год 70-летия Победы важно напомнить подросткам о  событиях Великой Отечественной войны. Сценарий составлен на материале книги С.Алексиевич "У войны не женское лицо". Воспоминания женщин - участ...

Литературная гостиная «У войны не женское лицо…»

Цели: Формирование у подростков гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите.Задачи:·...