Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы.
статья по литературе (5, 6, 7 класс) на тему

Рыжакова Инга Николаевна

Статья посвящена использованию здоровьесберегающих технологий и создания условий для подобной среды на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Образовательные учреждения являются единственной системой общественного воспитания, охватывающей в течение продолжительного времени всю детско-подростковую популяцию страны. Большую часть дня (более 70% времени) обучающиеся проводят в стенах образовательного учреждения. Время обучения в образоваательном учреждении совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды.

     В современных образовательных учреждениях интенсификация учебного процесса, введение инновационных технологий во многих случаях обуславливают повышение утомляемости учащихся на уроках и формируют у детей и подростков состояние хронического стресса.Кадетское образование предполагает изучение дополнительных предметов.Увеличиваются физические и интеллектуальные нагрузки.В связи с этим возникает необходимость в предусмотрении системы мер по компенсации перегрузок, которые могли бы снизить уровень заболеваний,повышенных физических и умственных нагрузок.

    В ходе некоторых исследований,медицинской диагностики в отдельных классах средней школы видна тенденция роста,например,простудных заболеваний,обострения хронических болезней.И это является показателем низкого уровня медицинской службы.Проблема имеет социально-психологические корни.

    Работая в школе не первый год,все чаще сталкиваешься с проблемой усталости детей,дети (особенно к концу второй половины дня) переутомляются,устают.Поэтому одной из самых главных задач администрации и учетелей образовательного учреждения является задача сохранения здоровья детей,обучающихся в школе.

    С этой целью ведется ведется работа разностороняя.Территория школы постоянно содержится в хорошем санитарном состоянии.Улучшается питание школьников; в школе работают психологи; по графику проводится углублённый медицинский осмотр детей врачами Тушинской больницы.

     При посещении уроков учителей администрация школы изучает объём выполнения работы на уроках и объём домашних заданий.Учителями персматриваются формы и методы обучения, используются интерактивные формы обучения,где широко внедряются принципы здоровьесбережения: принцыпы активности,научности и доступности,принципы положительного ориентирования и активного обучения,принципы дифференцированного и индивидуального подхода в обучении и воспитании.Вся работа организована и проводится в комплексе.

     Школьные психологи проводят аналитическую работу,изучая факторы,способствующие утомляемости и снижению работоспособности на уроке.Дают рекомендации,как избежать этого.

     Как учитель русского языка  литературы,включаю в уроки эмоционально-ценностный материал,обеспечивающий формирование духовного здоровья обучающихся.Содержание предмета литературы несет огромных духовно-нравственный,здоровьесозидающий потенциал.

     Дидактические методы и приёмы,которые используются на этих уроках,имеют здоровьесберегающий эффект.Они снижают напряжение нервной системы,переключают внимание школьников,чередуют различные виды деятельности,способствуют правильному использованию наглядности,компьютерной техники,задействуют адаптационные ресурсы учащихся.

     Стараюсь  разнообразить формы и приёмы групповой работы на уроках и во внеурочное время,при этом комплексно решая образовательные,воспитательные и здоровьесберегающие технологии.

     Театрализованные игры на уроказ литературы,дидактические игры при изучении тем «Лексика», «Фразеология»,использование компьютера,интнрактивной доски повышают не только эффективность уроков,но и интерес учеников к учебной деятельности.На уроках серьезный,напряжённый труд делается занимательным,познавательным и интересным.Как правило,это не весь урок,а только определенная его часть.

     На уроках русского языка используются различные дидактические материалы,развивающие память,внимание,сообразительность и общий кругозор.А нестандартные уроки,где ученики из пассивных слушателей превращаются в активных участников разговора,помогают им преодолеть скованность,почувствовать уверенность в себе.

     С целью повышения эффективности работы учеников на уроках используются физкультминутки.Они предупреждают снижение работоспособности,осуществляют здоровьесберегающую деятельность.Складывающаяся в школе система по здоровьесбережению детей даёт положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...

Выступление на заседании ШМО "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы.

Данный материал содержит рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. Включает в себя примерные задания , виды работ на уроке, методические рекоменд...