КТП по литературе ФГОС 6 класс по программе Чертова.
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Соловьева Лариса Николаевна

Данное планирование рассчитано на 105 часов (при 3 часах в неделю). Разделы КТП соответствуют утвержденным на ППЛ.  В плане отслежены только предметные компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_g_literatura_ktp.doc271 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование в 6 классе по программе Чертова

п\п

в те

ме

  Дата      

Тема

Основное содержание

урока

Планируемые предметные результаты

Используемые ресурсы

Основные виды учебной деятельности

Объекты и

формы текущего контроля

Введение

      1

1

Образ человека в литературе 

Познакомить шестиклассников с учебником; обобщить имеющиеся у учащихся представления об образе человека в литературе, о герое литературного произведения и об образе

.Умение рассуждать  о герое литературного произведения и об образе.

Мифология.

2

1

«Яблоки Гесперид».

 

Мифы и история. Герои древнегреческой мифологии. Отражение в мифах народных представлений о героических характерах. Троянский цикл. Крылатые слова и выражения, восхо- дящие к сюжетам греческой мифологии.

Представление о мифах, о героическом характере в мифологии.

Комментированное чтение и анализ поэтического текста, работа над выразительностью чтения.

3

2

«Прометей».

 

Представление о мифах, о героическом характере в мифологии.

Ответы на вопросы учебника, составление плана рассказа о герое с использованием цитат.

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

4

1

ГОМЕР«Илиада»

 (эпизод «Поединок Ахилла и Гектора»).

Мифологическая основа античной литературы. Герои греческой мифологии. Образы Гектора и Ахилла, героев Троянской войны. Воссоздание картины боя как средство раскрытия ге- роического характера.

Дать начальное представление об античной литературе: познакомить учащихся с биографией Гомера и героями его поэмы; закрепить навык работы со сносками и комментариями.

Составление плана рассказа об Одиссее или о другом герое Троянского цикла с использованием цитат из поэм Гомера.

5

2

ГОМЕР «Одиссея» 

(эпизод «Одиссей у Циклопа»). 

Образ «хитроумного» Одиссея. История Одиссея, его приключения. Средства создания образа.

6

3

ГОМЕР «Одиссея» 

(эпизод «Одиссей у Циклопа»). 

Обобщённое значение образа и индивидуальные свойства характера Одиссея. Образ Циклопа. Роль гиперболы как средства создания образа. Метафорический смысл слова «одиссея». Начальное представление о «вечном» образе.

7

4

Внеклассное чтение. 

Гомер. «Илиада» (эпизод «Троянский конь»),

8

5

Вн.чт.«Одиссея» (эпизод «Возвращение Одиссея на Итаку»).

ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС НАРОДОВ МИРА

9

1

«Калевала» (фрагменты).

Изображение народной жизни, традиций. Обобщённое содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса. Роль гиперболы в создании образа героя.

Теория литературы. Героический эпос. Гипербола.

Дать начальное представление о средневековом героическом эпосе; развивать навыки анализа художественных средств создания героического характера.

Чтение вступительной статьи, комментированное чтение, анализ фрагмента, ответы на вопросы, составление плана.

10

2

«Песнь о Роланде» (фрагменты).

Изображение народной жизни, традиций. Обобщённое содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса. Роль гиперболы в создании образа героя.

Теория литературы. Героический эпос. Гипербола.

Развивать навыки анализа художественных средств создания героического характера.

Комментированное чтение, анализ фрагмента, ответы на вопросы, составление плана.

11

3

«Песнь о нибелунгах» (фрагменты).

Рыцарский героический эпос; герой, культурный герой. Происхождение героя, главные подвиги, атрибуты героя, описание гибели героя.

Развивать навыки анализа художественных средств создания героического характера.

Комментированное чтение, анализ фрагмента, ответы на вопросы, составление плана.

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

12

1

Народная песня и её виды.

Песни «Ах, кабы на цветы да не морозы...», «Ах вы, ветры, ветры буйные...», «Чёрный ворон», «Не шуми, мати, зелёная дубровушка...».

Рассмотреть повествовательное и лирическое начала в народной песне. Народная песня. Обрядовые и необрядовые песни.

Чтение фрагмента, ответы на вопросы, оформление таблицы.

13

2

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Теория литературы. Былина. Гипербола.

Сформировать представление о жанре былины, рассмотреть заглавные образы; выявить средства и приёмы их создания, черты русского национального характера.

Связь с другими видами искусства. Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке. «Богатырская симфония» А. П. Бородина.

Выразительное чтение фрагментов былины

14

15

3

Внеклассное чтение.

Былина «Садко».

 А. К. Толстой. «Илья Муромец».

Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Теория литературы. Былина. Гипербола.

Связь с другими видами искусства. Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке. «Богатырская симфония» А. П. Бородина.

Выразительное чтение фрагментов былины и пересказ.

Иллюстрирование.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

16

1

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Герои произведений древнерусской литературы. Идеал человека и человеческих отношений в «Повести...». Фольклорные традиции в создании образов персонажей.

Житие. Легенда. Предание. Сказание, идеальный образ человека и человеческих отношений в литературе Древней Руси.

 Чтение вступительной статьи, выразительное чтение фрагментов повести. Связь с другими видами искусства.

17

2

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Образ справедливого правителя и идеальный образ русской женщины, любящей, мудрой и доброжелательной, скромной, бескорыстно преданной, готовой на подвиг самопожертвования. Понимание любви к Богу и к человеку в Средневековье, изображение борьбы за власть, отражение исторических реалий в повести.

Уметь описывать образ героя по плану.

Письменный рассказ об одном из героев. Связь с другими видами искусства.

«ЖАНР БАЛЛАДЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

18

1

И.В. Гёте. «Лесной царь». Ф. Шиллер. «Перчатка». 

Жанровые признаки баллады. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного в балладе. Народная литературная баллада. Своеобразие балладного сюжета. Герой баллады.

Знать: жанр баллады и его особенности; интонация и диалог как средство раскрытия настроения в балладном жанре.

Чтение вступительной статьи, комментированное чтение, сопоставительный  анализ двух баллад, ответы на вопросы.

19

2

Р.Л.Стивенсон «Вересковый мёд».

 Жанровые признаки баллады. Отличие от жанра былины.

Знать: что такое героическая баллада.

Выразительное чтение, наблюдение над художественными особенностями баллады.Работа с иллюстрациями.

20

3

В. Скотт. «Клятва Мойны».

Познакомить обучающихся с необычным примером балладного жанра. Ирония.

Знать: особенности балладного жанра и отличие от былин.

Выразительное чтение, наблюдение над художественными особенностями баллады.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

21

1

В. А. ЖУКОВСКИЙ Баллада 

«Светлана».

Слово о поэте. История создания, сюжет баллады. Источники сюжета баллады. Сочетание таинственного, тёмного и лирического, светлого. Народные обычаи, отраженные в произведении.

Знать: о жанре баллады и отличии от былины.

Чтение вступительной статьи, комментированное чтение,

выразительное чтение наизусть фрагмента баллады.

22

2

В. А. ЖУКОВСКИЙ Баллада 

«Светлана».

Образ Светланы и средства его создания («говорящее» имя, описание светлицы, фольклорные и христианские образы, особенности речи). Национальные черты в образе героини. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала баллады. Средства выражения авторской позиции.

Знать, что такое баллада. Уметь: выявить авторскую позицию.

 Составление плана характеристики образа Светланы. Подбор цитат из текста баллады, характеризующих Светлану как национальный тип русской девушки.

23-24

3-4

Р.Р.Выразительное чтение произведения как способ  интерпретации.

Основные задачи выразительного чтения. Исполнительская задача. Интерпретация как истолкование смысла литературного произведения на основе его творческого прочтения. Выразительное чтение произведений разных жанров (народной песни, былины, басни, баллады и др.). 

Уметь: через выразительное чтение доносить заложенные в произведении смыслы.

Подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение.

25

1

А. С. ПУШКИН

Стихотворение «Песнь о вещем Олеге».

Источники сюжета стихотворения. Смысл названия. Признаки баллады в произведении. Нравственно-философская проблематика стихотворения. Тема неотвратимости судьбы. Образ Олега и средства его создания. Образ кудесника, «любимца богов». Символические образы в стихотворении.

Знать: что такое баллада, символический образ.

Выразительное чтение стихотворения и сопоставление текста народной баллады и его  перевода.

26

2

Стихотворение А.С.Пушкина «Ворон к ворону летит…»

Особенности стихотворного перевода. Шотландская народная баллада и стихотворение Пушкина.

Уметь: сопоставлять текст и его стихотворный перевод.

Выразительное чтение стихотворения и сопоставление текста народной баллады и его  перевода.

27

3

Роман 

А.С.Пушкина

«Дубровский».

Образы помещиков Дубровского и Троекурова в романе.

История создания романа. Изображение жизни русского поместного дворянства. Образы помещиков Дубровского и Троекурова и средства их создания. Нравственная проблематика романа. Осуждение беззакония и несправедливости.

Уметь: анализировать эпизод как средство раскрытия образов персонажей.

Чтение фрагментов, краткий пересказ, ответы на вопросы.

28

4

Владимир Дубровский в родительском доме.

Образы крестьян. Тема бунта в романе. Образ «благородного разбойника» Владимира Дубровского. Защита чести и достоинства.

Теория литературы. Роман. Эпизод. Сюжет. Композиция, главные и второстепенные персонажи. Портрет. Речевая харак- теристика. Тип.

Уметь: анализировать эпизод как средство раскрытия образов персонажей.

Чтение фрагментов, краткий пересказ, ответы на вопросы.

29

5

Владимир Дубровский в доме Троекурова.

Романтическая история любви Дубровского и Маши.

Уметь: анализировать эпизод как средство раскрытия образов персонажей.

Чтение фрагментов, краткий пересказ, ответы на вопросы. Составление плана, подбор цитат.

30

6

Финал романа.

Традиции авантюрно-приключенческого романа в произведении. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

31

7

Р.Р.Краткое изложение эпизода.

Пересказ эпизода с элементами анализа и оценки роли этого эпизода в произведении.

32

8

Р.Р. История Владимира Дубровского

Подготовка к сочинению: чтение фрагментов романа, составление плана, работа с черновиком

Уметь: подбирать материал к сочинению, планировать и редактировать.

Подбор фрагментов романа, составление плана, работа с черновиком

33

9

Практикум. Портрет в литературном произведении.

Начальное представление о портрете как средстве характеристики образа персонажа

Уметь: анализировать портрет литературного персонажа.

Работа с учебником, выполнение практических заданий, сопоставление портретов.

34

10

Вн.чт.  Повесть А.С.Пущкина  «Барышня-крестьянка»

Цикл «Повести Белкина». Картины жизни русского дворянства. Переодевания Лизы Муромской. Просмотр и обсуждение фрагмента фильма

Уметь: сопоставление словесного портрета героя литературного произведения и его живописной (или графической) интерпретации.

Комментирование эпизодов, пересказ, ответы на вопросы.

35

1

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Парус».

Картины природы как средство выражения эмоционального состояния лирического героя и его мировосприятия, жизненной позиции. Своеобразие лирического героя. Поиски смысла жизни и душевной гармонии. Тема одиночества. Символическое значение образов природы. Особенности ритмики и строфики.

Уметь: анализировать лирический текст

Выразительное чтение, подбор или подготовка иллюстраций к стихотворениям.

36

        2

М.Ю.Лермонтов Стихотворение «Листок»

Картины природы как средство выражения эмоционального состояния лирического героя и его мировосприятия, жизненной позиции

Уметь: анализировать лирический текст и сопоставлять с другими текстами, формулировать свои наблюдения и выводы.

Выразительное чтение, подбор или подготовка иллюстраций к стихотворениям

37

3

Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. Поэма «Беглец».

Поэма Лермонтова и народное творчество. Сопоставительный анализ стихотворений.

Уметь: анализировать лирический текст и сопоставлять с другими текстами, формулировать свои наблюдения и выводы.

Выразительное чтение, устное сообщение, анализ текста.

38

1

А. В. КОЛЬЦОВ

«Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь...»

.

Слово о поэте. Поэтизация народной жизни и крестьянского труда. Черты народой песни в стихотворениях. Образ лирического героя

Теория литературы. Лирический герой. Фольклорные традиции в литературном произведении. Белый стих.

Уметь: анализировать лирический текст и сопоставлять с фольклором.

Рассказ о биографии поэта с использованием художественных образов из его стихотворений.

39

2

Образ России в поэзии Кольцова.

 Лирический герой. Фольклорные традиции в литературном произведении. Белый стих.

Уметь: сопоставлять с фольклором стихи народного поэта.

 Знать: Белый стих.

Выразительное чтение, устное сообщение, анализ текста.

40

1

Ф.И.ТЮТЧЕВ. Стихотворения

 «Какое дикое ущелье!..», 

 «С поляны коршун поднялся...».

Тема взаимоотношений человека и природы. Природные образы как средство выражения внутреннего мира и эмоционального состояния человека. Символическое значение нари- сованных в стихотворениях картин.

Уметь: анализировать художественные образы.

Знать: лирический герой, параллелизм, контраст, символический образ.

Выразительное чтение, устное сообщение, анализ текста.

41

3

А. А. ФЕТ 

Стихотворение 

«Ласточки»

Нравственная проблематика стихотворения. Прямое и образное выражение авторской позиции. Лирический герой и лирический адресат.

Знать: Лирический герой. Лирический адресат. Рифма.

Выразительное чтение, устное сообщение, анализ текста.

42

4

А. А. ФЕТ

«Учись у них — у дуба, у берёзы...».

Параллелизм картин суровой зимы и человеческой жизни. Тема смирения и утверждение веры в преодоление жизненных трудностей! Лирический герой. Лирический адресат. Рифма.

Знать: Лирический герой. Лирический адресат. Рифма.

Выразительное чтение, устное сообщение, анализ текста.

43

5

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений русских поэтов XIX века.

Тема взаимоотношений человека и природы. Природные образы как средство выражения внутреннего мира и эмоционального состояния человека.

Уметь: выразительно читать наизусть стихи.

Выразительное чтение, ответы на вопросы, презентации.

44

1

Н. С. ЛЕСКОВ. Сказ «Левша»

Изображение особенностей русского национального характера. Образы талантливых русских умельцев. Теория литературы. Сказ. Рассказчик. Образ предмета.

Уметь: характеризовать образ повествователя и авторскую позицию в сказе.

Чтение статьи, рассмотрение иллюстраций, создание презентации.

45

2

Образы русских умельцев.

Образ Левши и средства его создания. Фольклорные традиции в рассказе.

Уметь: характеризовать образ повествователя и авторскую позицию в сказе.

Комментированное чтение, ответы на вопросы с цитированием.

46

3

Авторская позиция в сказе «Левша»

Смысл названия. Проблема народа и власти. Комическое и  трагическое в рассказе. Своеобразие предметного мира произ- ведения. Образ повествователя. Особенности сказовой манеры повествования у Лескова. Словотворчество.

Уметь: характеризовать образ повествователя и авторскую позицию в сказе.

Устные ответы на вопросы о художественной функции отдельных предметов.

47

4

Внеклассное чтение. Н. С. Лесков. «Человек на часах».

 Составление плана характеристики литературного героя. 

Знать: о национальных чертах русского человека.

 Составление плана характеристики литературного героя. Анализ внутренней речи героя, межтекстовые сопоставления.

48

1

Практикум : «Сообщение о жизни и творчестве писателя»

Биография как картина жизни человека. Смысловые части сказа о биографии и творчестве писателя. Этапы сообщения о жизни и творчестве писателя. Работа с учебником и дополнительными источниками.

Уметь: делать сообщения о ЖЗЛ.

Работа с учебником и дополнительными источниками, презентации.

Подготовка сообщения о писателе.

49

2

Р.Р. Анализ творческих работ.

Этапы сообщения о жизни и творчестве писателя. Работа с учебником и дополнительными источниками.

Уметь: делать сообщения о ЖЗЛ.

Подготовка сообщения и  презентации

о писателе.

50

1

А. П. ЧЕХОВ.  Рассказ «Толстый и тонкий».

Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания юмористических образов (портрет, деталь, описание поведения, авторские комментарии, героев, «говорящие» фамилии). Своеобразие чеховских рассказов-«сценок». Роль художественной детали. Смысл названия.

Теория литературы. Комическая ситуация. Антитеза. Художественная деталь. Речевая характеристика Юмористическое произведение. героя.

Знать: Комическая ситуация. Антитеза. Художественная деталь. Речевая характеристика.

Чтение вступительной статьи, ответы на вопросы, анализ художественного текста.

51

2

А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон».

Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества. Использование приёма антитезы в построении системы персонажей.

Теория литературы. Юмористическое произведение. Комическая ситуация. Антитеза. Художественная деталь. Речевая характеристика героя.

Знать: Художественная деталь. Речевая характеристика.

Ответы на вопросы, анализ художественного текста. Выразительное чтение по ролям. Устные ответы на вопросы о роли художественной детали в произведении.

52

3

Вн.чт. Чехов - рассказчик. Юмористические рассказы Чехова.

Юмористические рассказы Чехова.

Уметь: пересказывать, находить несоответствия, детали, понимать смешное.

Чтение фрагментов, краткие пересказы, чтение по ролям.

 «ЛИТЕРАТУРА НОНСЕНСА И АБСУРДА»

53

54

1

2

Нонсенс в английской поэзии и русской литературе.

«Алиса в Стране чудес» (фрагменты); Г. К. Честертон. Лимерики.А.П. Чехов. «Задачи сумасшедшего математика».  Д.Хармс. Рассказ  «Столяр Кушаков». Особенности литературы нонсенса и абсурда. Необычные фразы. Авторская позиция. Языковые средства создания комического. Приёмы языковой игры. Алогизм. 

Уметь: пересказывать, находить несоответствия, детали, понимать смешное.

Сочинение лимериков.

«АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ»

55

1

Повесть Л. Н. Толстого «Детство»

Особенности автобиографического повествования. Жизнь в восприятии ребёнка. Темы детства и юности.

Уметь: отличать повесть от автобиографической повести.

Чтение вступительной статьи, фрагментов глав повести, ответы на вопросы учебника.

56

2

Образ Николеньки Иртеньева.

Образ главного героя автобиографического произведения. Теория литературы. Автобиография. Прототип. Повествование от первого лица.

Уметь: анализировать прочитанное 

Чтение вступительной статьи, фрагментов глав повести, ответы на вопросы учебника.

57

3

Образ родителей.

Образы родителей  и родного дома. Прототипы главных и второстепенных персонажей автобиографического произведения. Образцы русской автобиографической прозы XIX—XX веков.

Уметь: оперировать понятием образ литературного персонажа.

Чтение вступительной статьи, фрагментов глав повести, ответы на вопросы учебника.

58

4

Повесть М.Горького «Детство»

Образы родителей  и родного дома. Прототипы главных и второстепенных персонажей автобиографического произведения.

Уметь: выявлять черты автобиографического произведения в ранее изученном и самостоятельно прочитанном.

Написание автобиографии или автобиогра фических заметок на основе личных впечатлений или воспо минаний.

59

5

Образы бабушки и деда Каширина.

Прототипы главных и второстепенных персонажей автобиографического произведения.

Уметь: выявлять авторскую позицию.

Чтение фрагментов, ответы на вопросы, подбор цитат. Ответы на вопросы викторины.

60

6

Образ Алеши.

Образ главного героя автобиографического произведения. Теория литературы. Автобиография. Прототип. Повествование от первого лица.

Уметь: выявлять авторскую позицию.

Чтение фрагментов, ответы на вопросы, подбор цитат. Ответы на вопросы викторины.

61

7

Р.Р. Составление цитатного плана характеристики персонажа

Подбор цитат для характеристики литературного героя.

Уметь: подбирать цитаты для характеристики персонажей.

Составление цитатного плана характеристики персонажа. Написание сочинения.

62

8

Урок внеклассного чтения  по автобиографическим произведениям русских писателей.

Продолжение знакомства с темой становления личности в русской литературе.

Уметь: подбирать примеры, аргументировать.

Сообщения, презентации, иллюстрации.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

63

1

А. И. КУПРИН.  Рассказ «Чудесный доктор».

Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл названия. Социальная и нравственная проблематика произведения, его гуманистическая направленность. Развитие традиции жанра святочного рассказа.

Теория литературы. Герой и прототип. Святочный рассказ

Знать: в чем смысл названия рассказа.

Чтение рассказа, анализ фрагментов глав , ответы на вопросы учебника. Пересказ.

64

2

Заглавный образ в рассказе «Чудесный доктор»

 Герой и прототип. Святочный рассказ.

Уметь: давать отзыв о герое.

Составление цитатного плана характеристики персонажа. Написание сочинения.

65

3

Р.Р. Сочинение о персонаже литературного произведения . Практикум.

Сочинение о герое литературного произведения с выражением собственного отношения к нему Начальные представления о сочинении на литературную тему. Сочинение о персонаже (на материале изученных произведений Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого или др.). Анализ тем и составление развёрнутого плана сочинения.

Уметь: выражать собственное отношение к герою литературного произведения.

Чтение раздела, составление плана сочинения. Подбор материала:  цитат необходимых для характеристики персонажа (описаний портрета, поступков героя и др.)...

66

4

А. А. БЛОК.  Стихотворения «Лениво и тяжко плывут облака...»,»Встану я в утро туманное…»

Образ лирического героя. Средства передачи эмоционального состояния лирического героя. Символическое значение образов дороги, леса, ветра, утра и солнца. Своеобразие ритма стихотворений.

Уметь: анализировать лирический текст, иметь представление о символах.

Знать: Лирический герой. Символ. Повтор. 

Устные сообщения, выразительное чтение, наблюдение над особенностями ритма.

67

5

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений А.Блока.

Выразительное чтение стихотворения, характеристика лирического героя стихотворения.

Уметь: выразительно читать стихи.

Чтение стихов, иллюстрирование, конкурс творческих работ.

68

6

В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»

Образ лирического героя. Отношение героя к миру. Особенности решения темы одиночества человека.  Образ лошади. Использование развёрнутой метафоры в стихотворении. Гуманистическое звучание произведения. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие системы стихосложения \ ритмики и строфики. Художественная функция словотворчества и звукописи. Теория литературы. Лирический герой. Метафора. Тоническая  система стихосложения. Словотворчество. Звукопись. Безнравственном содержании центрального образа. Устная характеристика лирического героя стихотворения.

Знать: Лирический герой. Метафора. Тоническая  система стихосложения. Словотворчество. Звукопись.

Уметь: характеристика лирического героя стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения.

69

7

Р.Р. Образ лирического героя в стихах А.Блока и В.Маяковского.

Образ лирического героя. Отношение героя к миру. Повторение сведений по теории литературы.

Знать: Лирический герой. Метафора. Тоническая  система стихосложения. Словотворчество. Звукопись.

Уметь: характеристика лирического героя стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения.

Чтение, выполнение практических заданий, наблюдение над особенностями ритма.

70

8

«ТОНИЧЕСКАЯ И СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ»

(практикум)

Сообщение сведений о знакомых учащимся системах

стихосложения. Сопоставление тонического стиха народной поэзии и  лирики В. В. Маяковского. Определение особенностей метрики и строфики ранее изученных и самостоятельно  прочитанных произведений.

Уметь: определять размер, рифму, систему стихосложения.

Чтение статьи учебника. Ответы на вопросы.Определение особенностей метрики и строфики ранее изученных и самостоятельно  прочитанных произведений.

71

1

М. М. ПРИШВИН

«Кладовая солнца»

Сказка-быль «Кладовая солнца».Взаимодействие мира человека и мира природы. Образы Митраши и Насти, средства их создания. Роль портретной детали в описании характера. Функция рассказа о ели и сосне. Смысл названия и жанрового определения произведения.

Знать: смысл жанрового определения.

Уметь: объяснять функцию рассказа о ели и сосне

Читать учебник. Выявлять сходства и различия в предлагаемых для сопоставления образах персонажей. 

72

2

Образы Насти и Митраши.

Проблема становления личности, венная проблематика произведения. Авторская позиция. Вера писателя в человека, его природную доброту.

Уметь: сопоставлять образы Насти и Митраши.

Выбирать заглавие для глав. Обсуждать возможные иллюстрации к фрагментам. Пересказывать эпизоды. Описывать портрет. Представлять иллюстрации.. 

73

3

Художественная функция истории Травки и Антипыча

Художественная функция истории Травки и Антипыча. Выбор заглавий для основных частей (глав) произведения..

Уметь: определять авторскую позицию

Характеризовать героев. Трактовать символические образы,

      74

4

Практикум. Сопоставительная характеристика персонажей.

 Примерный план сопоставительной характеристики двух персонажей (портрет, поступки, характер, привычки, отношение к окружающим и к природе, отношение к герою других персонажей, авторское отношение и др.). Подготовка к сочинению, посвященному сопоставительной характеристике Насти и Митраши (или персонажей других, ранее изученных произведений).

Уметь: делать сопоставление персонажей на основе текста.

Чтение учебника, ответы на вопросы, составление плана, подбор материала в виде цитат. Письменная сопоставительная характеристика портретов Насти и Митраши

75

1

Н. М. Рубцов

 Стихотворения 

«Звезда полей», «Листья осенние».

Познакомить с отдельными фактами биографии поэта. Образ родины в пейзажной лирике Рубцова. Фольклорные традиции. Лирический герой и особенности его мировосприятия.

Уметь: применять термины лирический герой,  тема, идея для анализа стихотворения.

Чтение стихов, иллюстрирование, конкурс творческих работ.

76

1

В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского».

Изображение в рассказе трудностей послевоенного времени. Теория литературы. Герой-рассказчик. Рассказ. Идея про- изведения.

Уметь: применять в качестве инструментария для анализа содержания термины.

Выразительное чтение , ответы на вопросы, анализ художественной детали.

77

2

Образ главного героя рассказа.

Образ главного героя. Особенности повествования от первого лица.

Уметь: анализировать образ литературного персонажа.

Выразительное чтение , ответы на вопросы, анализ художественной детали.

78

3

Образ учительницы в рассказе.

Образ учительницы.

Уметь: анализировать образ литературного персонажа.

Выразительное чтение , ответы на вопросы, анализ художественной детали.

79

4

Нравственная проблематика в рассказе «Уроки французского»

Нравственная проблематика произведения. Смысл названия рассказа. Авторская позиция и способы её выражения.

Уметь: определять авторскую позицию.

Выразительное чтение , ответы на вопросы, анализ художественной детали.

Презентация «Слово о писателе».

80

5

Р.Р. Анализ письменных работ по рассказу «Уроки французского»

Авторская позиция и способы её выражения. Идейное содержание.

Уметь: делать выводы.

Беседа, диспут, просмотр фрагментов кинофильма.

«ЖАНР ПЕСНИ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ» 

81

1

Жанр песни в русской поэзии XIX века.

А. Ф. Мерзляков «Среди долины ровныя...», А.А.Дельвиг «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), П. А. Вяземский «Ещё тройка» («Тройка мчится, тройка скачет...»), Ф. Н. Глинка «Узник» («Не слышно шуму городского...»), И.И.Козлов «Вечерний звон», А. А. Григорьев «О, говори хоть ты со мной...», 

Уметь: выразительно читать стихи и петь.

Слушать песни. Читать и анализировать текст песен. Сопоставлять текст песни и её вокального исполнения. Готовить сообщение о биографии одного из поэтов. Смотреть кинофрагменты. Объяснять контекстное значение слов.

82

2

Жанр песни в русской поэзии XX века.

Б. Ш. Окуджава «Арбатский романс». В. С. Высоцкий «Кони привередливые». Традиции народной поэзии в песенной лирике русских поэтов. Основные темы и образы. Романс как разновидность лирики. Теория литературы. Народная песня. Романс.

Уметь: слушать и понимать романсы.

Слушать песни. Читать и анализировать текст песен. Сопоставлять текст песни и её вокального исполнения.

83

3

Урок внеклассного чтения, посвященный романсу.

Беседа об истории русского романса, прослушивание записей выдающихся исполнителей и просмотр кинофрагментов.

Уметь: слушать и понимать романсы.

Слушать песни. Читать и анализировать текст песен. Сопоставлять текст песни и её вокального исполнения. Подготовка устных сообщений о русском романсе

Зарубежная литература

      84

1

Джек Лондон.

 «Сказание о Кише»

История незаурядной, героической личности. Особенности характера Киша и отношение героя к людям.

Тема взаимоотношений героя и окружающих его людей.

Выделять кадры для киносценария. Характеризовать персонажи. Сопоставлять описание природы.

Уметь: характеризовать персонажи.

Читать статью о писателе. Участвовать в викторине. Анализировать фрагменты. Отвечать на вопросы. Подбирать тезисы и цитаты на заданную тему. Читать по ролям. Кратко пересказывать эпизоды.

85

2

Человек и природа в рассказе.

 Картины быта народов Севера. Национальные черты в характере главного героя. Суровая красота природы.

Уметь: характеризовать персонажи.

Анализировать фрагменты. Отвечать на вопросы. Подбирать тезисы и цитаты на заданную тему. Читать по ролям.

86

3

Урок внеклассного чтения по рассказам Д.Лондона.

Анализ рассказа «Любовь к жизни»

Уметь: характеризовать персонажи.

Подбирать тезисы и цитаты на заданную тему. Читать по ролям. Кратко пересказывать эпизоды.

87-91

1-6

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «Маленький принц»

Повесть-сказка «Маленький принц».
      Постановка «вечных» вопросов в философской сказке. Воссоздание мира детских раздумий о жизни, отношениях между людьми. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Духовное и материальное, красивое и полезное в системе жизненных ценностей ребенка. Образы «взрослых» в произведении. Темы дружбы и любви. Мысль об ответственности как основе человеческих отношений. Роль метафоры и аллегории в повести. Символическое значение образа маленького принца.
      
Теория литературы. Философская сказка. Притча. Метафора. Аллегория. Символ.

Уметь: применять в качестве инструментария для анализа содержания термины.

Подбирать тезисы и цитаты на заданную тему. Читать по ролям. Кратко пересказывать эпизоды.

92

7

Р.Р..  Сочинение-миниатюра

Диалог о главном герое и «вечных» вопросах в литературе. Устное описание маленького принца (цитаты из  произведения)

Уметь: применять в качестве инструментария для анализа содержания термины.

Подбирать тезисы и цитаты на заданную тему. Читать по ролям. Кратко пересказывать эпизоды.

«ЖАНР ПОВЕСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

93

1

А. А. Бестужев-Марлинский.

«Испытание».

Знакомство с повестью XIX века.

Уметь: характеризовать персонажи.

Отвечать на вопросы. Обмениваться впечатлениями. Объяснять значения слов. Читать фрагменты.

94-96

2-4

Н. В. Гоголь.

«Вий».

Рассказ о Гоголе и его творчестве.

Тема природы, воспитания, образования, любви, дружбы в повести. Вечные темы борьбы добра и зла, веры и безверия.История Хомы Брута.

 О кузнеце Вакуле и Хоме Бруте. Чтение финалов повестей «Ночь перд Рождеством» и «Вий».

Уметь: применять в качестве инструментария для анализа содержания термины.

Отвечать на вопросы. Обмениваться впечатлениями. Объяснять значения слов. Читать фрагменты. Составлять план сравнительной характеристики. Обсуждать кинофрагменты. Рассказывать о герое. Писать творческую работу. Выполнять работу над ошибками.

97-99

1-3

А.П. Чехов.

«Степь».

Человек и природа в повести. Народная жизнь. Поэзия родных просторов. Повествователь в повести.

Уметь: применять в качестве инструментария для анализа содержания термины.

Подбирать тезисы и цитаты на заданную тему. Читать по ролям. Кратко пересказывать эпизоды.

100-102

1-2

М. Шукшин.

«Живёт такой парень».

Жанровые признаки повести как среднего эпического жанра. Отличие повести от рассказа. Особая роль повествователя и его точки зрения в повести. Отдельные жанровые разновид ности повести по характеру тематики (социально-бытовые психологические, автобиографические, юмористические, на учно-фантастические, детективные и др.).

Теория литературы. Эпос. Повесть. Повествователь.

Уметь: применять в качестве инструментария для анализа содержания термины.

Анализировать фрагменты. Отвечать на вопросы. Подбирать тезисы и цитаты на заданную тему. Читать по ролям

103-105

1-3

Итоговые уроки – конференции по самостоятельно прочитанным произведениям.

Уметь: применять в качестве инструментария для анализа содержания термины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс по программе Коровиной ФГОС

Календарно-тематическое планирование составлено на основе: Рабочие программы  , Литература  , предметная линия под редакцией В.Я.Коровиной, 5-9 классы, Москва,  Просвещение» 2012 г, ФГО...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...

Рабочая программа по литературе 5 класс по программе В.Я. Коровиной (ФГОС)

Программа по литературе составлена с учетом требований ФГОС ООО....

Рабочая программа по литературе 6 класс по учебнику Чертова ФГОС

Рабочая программа по литературе 6 класс по учебнику Чертова ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс к учебнику Чертова, 68 часов

Данное планирование составлено по учебнику Чертова 10 класс, рассчитано на 2 часа в неделю...

Итоговая констатирующая по литературе 5 класс (по программе Чертова)

Итоговая работа по литературе содержит три раздела: 1 - тестовая часть, 2 - самостоятельный ответ; 3 - работа с текстом. Ориентирован на программу Чертова В.Ф, Трубиной Л.А., Антиповой А.М., Маныкиной...