История жанра басни. Эзоп "Ворон и Лисица", "Жук и Муравей". Ж.Лафонтен "Желудь и Тыква". Г.Лессинг "Свинья и Дуб".
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Решетникова Галина Владимировна

ФГОС.  История жанра басни. Эзоп "Ворон и Лисица", "Жук и Муравей". Ж.Лафонтен "Желудь и Тыква". Г.Лессинг "Свинья и Дуб"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basni_ezopa.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 8   6 класс

Тема: Эзоп «Ворон и лисица», «Жук и муравей», Ж.Лафонтен «Желудь и тыква», Г.Э.Лессинг «Свинья под дубом». История жанра басни.

Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления о русской басне как эпическом жанре и ее особенностях, развитию интереса к художественному слову, выявлению общечеловеческих нравственных ценностей, утверждающихся в баснях; создать условия для ознакомления с творчеством  Эзопа, Лафонтена, Лессинга.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

 познавательная  сфера:  воспринимать  ключевые  проблемы  басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга. ; понимать связь литературного произведения с эпохой его написания; выявлять заложенные в произведении нравственные ценности и их современное звучание; анализировать литературное произведение (принадлежность к литературному жанру, понимание и формулировка темы, идеи, нравственного пафоса литературного произведения, характеристика героев, сопоставление героев нескольких произведений); определять в произведении элементы сюжета, композиции; владеть элементарной литературоведческой терминологией;

 ценностно-ориентационная сфера: приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; проявлять собственное отношение к произведениям русской литературы, оценивать их; понимать авторскую позицию и свое отношение к ней;

 коммуникативная сфера: воспринимать на слух литературные произведения, осмысленно читать и адекватно воспринимать; отвечать на вопросы по прослушанному и прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания; уметь вести диалог; готовить сообщения на общекультурную тему;

 эстетическая сфера: понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетически воспринимать произведения литературы.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию, духовно-нравственные качества, уважительное отношение к русской литературе.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

 познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в различных источниках;

 регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; самостоятельно организовывать собственную деятельность;

 коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Сценарий урока

1.  Актуализация опорных знаний с элементами домашнего задания.

– Послушайте  выразительное  чтение  «Сказания  о  белгородском  киселе».

 Дайте ответ на 3-й вопрос: «Почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся эпизоде нашей истории стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен?».

2.  Мотивация учебной деятельности.

3. Постановка целей и задач урока.

     4. Работа над темой урока.

 БАСНИ- «КНИГА МУДРОСТИ САМОГО  НАРОДА» (Н.В.ГОГОЛЬ)

  Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня состоит из вступления, описания событий и морали. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи.

В басне высмеиваются пороки людей. Со времен античности и до наших дней басня служит образцом житейской мудрости и средством обучения. Басня как литературный жанр возникла лишь тогда, когда в животных стали видеть символы людских достоинств и пороков.                      

  Басня в мировой басенной традиции являлась преимущественно моральной аллегорией. Лишь Лафонтену удалось выйти за пределы этого аллегоризма. Но полностью превратил этот условно-дидактический жанр в социальную сатиру, придал басенным образам реальность и типичность великий русский баснописец Крылов.    

Мораль – краткий вывод  нравоучительного характера, раскрывающее замысел басни. Обычно мораль бывает в начале или в конце басни, иногда в середине.                             

 Олицетворение – присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.

          Первые басни появились в Древней Греции в VI веке до н.э. Это время ожесточенной борьбы старого и нового укладов во всех сферах жизни: политике, экономике, литературе. Басня становится эффективной формой выражения протеста против знати.

Животные басни — это басни, в которых животные (волк, сова, лисица) действуют как человек. Лисе свойственна хитрость, сове — мудрость. Гусь считается глупым, лев — мужественным, змея — коварной. Качества сказочных животных взаимозаменяемы. Сказочные животные представляют определённые характерные черты людей.

5. Выступление ученика «Жизнь Эзопа и его басни».

ЭЗОП

(VI век до н.э., Древняя Греция)

Эзоп — родоначальник названной по его имени «Эзоповой» басни. По древнейшему преданию, он жил около середины VI в. до Р. Хр., был рабом самосца Иадмона и умер насильственной смертью в Дельфах.

Под именем Эзопа сохранился сборник басен  в прозаическом изложении. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», — говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в так называемый Эзопов сборник вошли басни самых различных эпох.

    Басни Эзопа сначала использовались как материал для школьных риторических упражнений, но постепенно приобрели характер популярной массовой литературы. Тексты просты и кратки; сюжет передается без второстепенных подробностей; мораль не остается скрытой в образах, а отчетливо формулируется; язык прост и близок к разговорному; редко встречается диалог (Ворон и лисица).

 Мартен Лютер открыл, что книга басен Эзопа является не единоличным произведением одного автора, а сборником более древних и более новых басен, и что традиционный образ Эзопа — плод «поэтического сказания». Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловым. На русском языке полный перевод всех басен Эзопа был опубликован в 1968 году.

Позднее имя Эзопа стало символом.

Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нём прибегали к легенде.

Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны — одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, между прочим — в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось. В средние века была сочинена в Византии анекдотическая биография Эзопа, которая долго принималась за источник достоверных сведений о нём. Эзоп представлен здесь рабом, за бесценок продаваемым из рук в руки, постоянно обижаемым и товарищами-рабами, и надсмотрщиками, и хозяевами, но умеющим удачно мстить своим обидчикам. Эта биография не только не вытекла из подлинной традиции об Эзопe — она даже и не греческого происхождения.

Эзопов язык (по имени баснописца Эзопа) — тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль автора. Прибегает к системе «обманных средств»: традиционным иносказательным приёмам (аллегория, ирония, перифраз, аллюзия), басенным «персонажам», полупрозрачным контекстуальным псевдонимам. Раб Эзоп не мог в своих баснях прямо указывать на пороки господ, поэтому заменил их образы животными с соответствующими характеристиками. С тех пор язык иносказаний именуют Эзоповым.

6. Выразительное чтение басен Лафонтена «Желудь и тыква», Лессинг «Свинья и дуб».

7. Вопросы для анализа:

– Какое впечатление произвела на вас эта басня?

– Как вы думаете, откуда взялся сюжет басни?

– Какую картинку вы рисуете в своем воображении после прочтения этих басен.

– Какие пороки высмеиваются?

– Какая мораль?

– Какое выражение стало крылатым и всем известным?

– В чем заключаются особенности литературного языка XVIII века?

8. Рефлексия.

– На уроке сегодня произошло несколько встреч. Какая из них вам запомнилась? Чем?

– Что нового вы узнали на уроке?

9.Домашнее задание.

 Прочитать статью о Дмитриеве и приготовить пересказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица» 3 класс

И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»...

Знакомство с жанром басни. Мораль в басне. И.А.Крылов «Ворона и лисица»

Урок литературного чтения для учащихся 3 класса, обучающихся по системе Л.В.Занкова. Урок может использовать учитель, работающий и по другим системам обучения....

Проектная работа по литературе "Басни.Особенности и история жанра"

Проектная работа по литературе "Басни.Особенности и история жанра"...

Занятие ОДОД. Тема "Иллюстрирование басни "Ворона и Лисица". Возраст обучающихся 8-10 лет

Интегрированное занятие (ИЗО – литература) с использованием игровых технологий.На занятии обучающиеся познакомятся с разными литературными жанрами, известными баснописцами, литературным творчест...

Басня «Ворони и Лисица» И. А. Крылов.

Данный урок - первый урок в системе изучения творчества И.А. Крылова в 5-м классе. В ходе урока формируются навыки анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения...

Темæ: «Цæстмæхъус ныхас фыдбылыз хæссы» Хетæгкаты Къостайы басня «Халон æмæ рувас» æмæ Иван Андреевич Крыловы басня «Ворона и Лисица»- мæ гæсгæ.

Сравнительный анализ произведений двух гениев русской и осетинской литературы И.А.Крылова и К.Л. Хетагурова...