Учить творчеству
статья по литературе по теме

Сентищева Тамара Васильевна

Творчество - потребность каждого ребёнка. Обществу нужны творческие люди, и это прежде всего относится к школе. В настоящее время творчество стало самой важной, актуальной проблемой века. Творческие способности не возникают сами собой, их надо развивать, этому искусству нужно уделять внимание с первых лет обучения ребёнка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchit_tvorchestvu_2.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учить     творчеству

It is possible to apply various forms and methods of training at the lessons of Russian and Literature. The lessons of development of the speech have got a special role. Today, it is necessary to combine harmoniously educational activity with creative one. The developing  forms of training and education should be directed on development of  individual’s  potential.

На уроках русского языка и литературы возможно применение самых различных форм и методов обучения. Особая роль отводится урокам развития речи.  Сегодня необходимо гармонично сочетать  учебную деятельность с деятельностью творческой. На развитие творческого потенциала личности и должны  быть направлены развивающие формы обучения и воспитания.

Non-standart forms of creative  activity, creative individual’s potential, developing  forms of training and education.

 Нестандартные формы творческой деятельности, творческий потенциал личности, развивающие формы обучения и воспитания.

   Творчество - это  потребность  каждого  ребёнка. Обществу нужны творческие люди, и это прежде всего относится к школе.Исследования, выполненные в разных странах,убедительно показали,что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального  и творческого развития.Очень многое зависит от школы. В настоящее время  творчество  стало самой важной,  актуальной проблемой века.Иначе и быть не может :ведь это способ  самооткрытия  личности.Творчество рождает оригинальные идеи, нестандартные формы  деятельности,но стоит учесть,что творческие  способности не  возникают  сами  собой, стихийно. Их   надо развивать, создавая  педагогические  условия для самовыражения в  творческой деятельности. Этому искусству надо уделять  внимание с  первых  лет обучения ребёнка в  школе. Учитель должен ставить определённые цели и задачи перед детьми, систематически добиваясь желаемого результата. Но это возможно только в том случае, если  педагог  не чужд  вдохновению, если он  сам  принимает участие в творческих, профессиональных конкурсах, проявляет активность в экспериментальной, научно-исследовательской работе школы, вовлекает детей  в познавательную  деятельность.

   На уроках  русского языка  и литературы я, как и каждый учитель,  применяю самые различные формы и методы обучения. Все они наполнены творческими идеями, особенно если речь идёт об уроках развития речи. Писать хорошие сочинения дано далеко не каждому, но школа должна научить детей этому непростому « ремеслу». И всё опять-таки во  многом  зависит  от таланта  учителя, его умения зажечь в   душе  ребёнка  искру творчества. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность с деятельностью творческой. На развитие творческого потенциала личности и должны быть направлены развивающие формы обучения и воспитания. Каковы же они? В своей работе я систематически   использую  активные  формы обучения: проблемные ситуации, проблемные лекции, дискуссии,  анализ парадоксальных  и конфликтных ситуаций, диалоги, размышление  вслух, проведение деловых игр.

Очень  нравятся  моим ученикам   нетрадиционные уроки: уроки-конкурсы, уроки-аукционы, уроки-путешествия. Всё это учит ребят креативному  мышлению, развивает творческие и интеллектуальные способности, обогащает эмоциональную сферу ,способствует становлению личности.  Хочу заметить, что важным приёмом развития креативности у детей является опора на чувство удивления, новизны, необычайная внимательность, ненасытное любопытство. Оригинальные лингвистические задания—это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие открытия в области лингвистики, школьники убеждаются  в практическом значении знаний  по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому. Важно привлекать  учащихся к проектной и исследовательской работе. Это делает процесс обучения русскому языку и литературе интересным, придаёт учебному процессу  динамичность, привлекательность. Учащиеся становятся творческими исследователями, получают удовлетворение от работы. Большое   значение   в развитии творческих способностей и предполагают неформальное общение.                      Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Именно сочинение –высшая форма  проявления творческих способностей. Сочинения  совершенствуют письменную речь, увеличивают словарный запас, развивают фантазию, воображение.     Например, наши школьники умеют писать сочинение-рассказ, следуя за хронологией событий. А ведь можно отважиться и нарушить чинный ход повествования, поместив ,например, в начало то, что произошло в конце! Сочинение только выиграет от этого приёма,  который делает рассказ более острым. Вспомним повести А.С.Пушкина «Выстрел» и «Метель». Небычное построение этих произведений делает их особенно запоминающимися. Задача учителя—обращать внимание на особую конструкцию сочинения, его жанры, учить детей искусству слова. Нравится мне работать с учениками над репортажем. Репортаж с урока, репортаж с футбольного поля, репортаж  с классного собрания  -уникальные  темы данного жанра. Светлана Беликова написала Всероссийское конкурсное сочинение «Здравствуй, русское поле» в форме репортажа с поля  жатвы, поместив в свою работу несколько цветных тематических фотографий. Никита Кумов в тематике сочинений  «Искусство слова»  отдал предпочтение  особому жанру—путевым заметкам, в которых важную роль выполняет описание природы, окружающей обстановки, внешности человека, рассуждения об увиденном. Его сочинение «Озеро моего детства» стало «победителем» в региональном конкурсе. Большую роль в работе над сочинением играет индивидуальная работа с учащимися.Без неё не обойтись. Это отнимает много времени у учителя, зато окупается сторицей. Учитель видит результаты своего труда. А что может быть важнее  в нашей работе! Дети тянутся  к тебе, с удовольствием  участвуют в творческих конкурсах, олимпиадах, пишут статьи в районную газету «Голос района», в  региональные журналы: «Класс», «Родничок». Вот наши публикации: «Спорт-альтернатива вредным привычкам», «Мой самый добрый человек»,  «Сказание  о моём  прадеде», «Хранитель леса»(интервью), «Здравствуй, русское поле!»(репортаж), «Я расскажу вам о папе»(дневниковые записи), «Традиции моей семьи» (письмо в Крым» , «Письмо в будущее» (мои мечты, надежды).

   Мне очень  нравится  работать  во  внеурочное время,  в неофициальной  обстановке, когда  дети  раскрываются  шире,

мышление становится глубже…Они предлагают свои варианты вступления, заключения сочинения, сами выбирают различные жанры работ, находят наиболее подходящие, интересные.

И  процесс развития идёт своим чередом…

Мы  всегда в движении: готовимся  к  различным  творческим  конкурсам, олимпиадам, пишем стихи, готовим проекты. Самое главное - у детей появилось положительное отношение  к заданиям творческого, проблемно-поискового  характера. Они начали проявлять более высокую степень самостоятельности, настойчивости. Учитель должен верить, что каждый его ученик одарён, но по-своему.

Хочу предложить вашему вниманию сочинения моих учеников.

Вот они, мои умницы, мои блистающие «звёздочки». Знакомьтесь: Беликова Светлана («Письмо в Крым» в номинации «Традиции моей семьи») и Рожкова Дарья  («Я расскажу вам о папе» в номинации «Хранители памяти») (На фотографии слева направо).

Творческий отчёт на районном МО учителей русского языка и литературы   в августе  я посвятила творчеству своих учеников. Он так и называется –«Учить творчеству. Особенности сочинений различных  жанров». Впереди—новые успехи и победы.

Всем  удачи, вдохновения, творчества!

        Сентищева Тамара Васильевна,

        учитель русского языка и литературы

        МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №1 им.В.Крохина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по творчеству А. С. Пушкина "Мы все учились понемногу..."

Данная презентация может быть использована во время викторин, путешествий, КВНов по творчеству А. С. Пушкина. Также можно показать на уроке литературы, когда происходит знакомство с биографией поэта, ...

Учим творчеству

Процесс творчества рассматривается нами как продуктивный процесс личностного роста и психического развития, обеспечивающий возможности открытия окружающего мира и самовыражения личности через сл...

К изучению творчества А.А.Фета.Литературно-музыкальная композиция:"Учись у них:у дуба,у берёзы..."

Данная литературно-музыкальная композиция посвящена одному из замечательных поэтов "чистого искусства" - А.А.Фету. Приводятся не только интересные факты из жизни поэта, но и передаются основные этапы ...

"Познание и творчество": УЧИТЬСЯ – ИНТЕРЕСНО!

В этой публикации показаны некотрые стороны моей педагогической деятельности: участие во всероссийских и международных предметных конкурсах студентов нашего техникума....

Практикум Учимся творчеству

В презентации предлагаются задания с учётом ФГОС-2.Презентация поможет учителю организовать занятие, а также поможет учащимся, которые не могли присутствовать на уроке, изучить тему самостоятельно....

Учимся творчеству

Можно ли развивать творчество? Конечно! Ведь в основе творческого подхода к любой работе лежит способность человека к поиску новых путей решения поставленной задачи, умение фантазировать, воображать, ...

Выступление на РМО по теме: «Учусь играть, играя, учусь, или как привлечь ребенка неуспевающего в школе к творчеству».

Проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех нас. Причём беспокоит не только взрослых, но и детей. На свете нет ни одного психически здорового ребенка, который бы хотел плохо учиться. Другими слова...