Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 5 класс
олимпиадные задания по литературе (5, 7 класс) на тему

Сорокина Евгения Петровна

Олимпиадные задания разработаны в соответствии с методическими рекомендациями для составления 1 тура Всероссийской олимпиады школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

2016-2017. Всероссийская олимпиада школьников. 5 класс. Русский язык. I этап.

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Школьный этап

5 класс

Время выполнения – 45 минут.

Фонетика. 1. Определите, что получится, если звуки, составляющие следующие словоформы, произнести в обратном порядке. Запишите ответ.

Лён, лезь, тля, юг, счёт, люк, краб, лещ.

Морфемика. 2. Какое из данных слов отличается от других по своему составу? Обоснуйте свой ответ.

Дочка, почка, внучка, штучка, печка.

Морфология.  3. У какого из существительных нельзя определить ни род, ни склонение?

А) пенальти          Б) кольраби          В) хлопоты 

Синтаксис и морфология.  4.  Перед вами предложение на непонятном языке. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи.

Сурепая рашка зажугила квинячий торщ. Напишите, что вам помогло справиться с этим заданием?

Орфография.   5. В каком выделенном слове пропущена буква е?

1. Об…жать слабых.    2. Сл…зать сметану.   3. Прим…рить друзей.   4. Прим…рять платье.

Словообразование.   6. Подберите слово со значением «человек, знающий все тонкости кухни», образующее словообразовательное гнездо по схеме:

               - их +а

               - ёнок

основа   - ёшк +а

               - н +я

              - ск +ой

              - енн +ая

Образуйте и напишите все слова из этого гнезда.

Орфоэпия. 7. Расставьте ударение в словах:  столяр, дремота, магазин, августовский, звонит, договор, балую, включит.

Лексикология. 8. Известно, что русские фамилии часто образовывались от других слов, отражая жизнь людей. Попробуйте догадаться, от каких слов образовались и что объединяет следующие фамилии: Новгородцев, Горский, Москвин, Шуйский.

9. Установите соответствие и впишите омонимы.

1

2

3

Часть мебели, служащая опорой для рук, подлокотник

  1. __________

Уменьш.-ласк. Одна из двух верхних конечностей человека

Наклонная поверхность чего-нибудь, пологий спуск

  1. __________

Крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом

Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию

  1. __________

Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения

Крупная лесная кошка

  1. __________

Вид походки лошади

10. Найди среди пяти слов, написанных внизу, одно, которое так же подходило бы к слову, написанному вверху, как подходят друг к другу слова соседней пары. Запишите его.

1. песня: глухой = картина: ____________
а) слепой     б) художник    в) рисунок     г) больной    д) хромой

2. лес: деревья = библиотека: _____________
а) город    б) здание   в) книги    г) библиотекарь    д) театр

3. утро: ночь = зима: __________
а) мороз    б) день    в) январь    г) осень   д) сани

4. автобус: пассажиры   = цирк:___________

а) звери    б) арена   в) клоуны    г) зрители    д) фокусы

5. чай: сахар = суп:_________

а) вода    б) тарелка   в) крупа    г) соль    д) ложка

11. Расставьте абзацы в правильном порядке, спишите текст, вставляя буквы и расставляя знаки препинания.

1. Что было делать? Я редкий силач.. . Я  ло..ко схв..тил себя за эту к..сич..ку ре..ко дернул вверх и выт..щил из  б..лота и себя, и св..его коня.

2. Б..лото с ужас..ной быстротой з..сасывало нас глубже и глубже. Вот уже и моя несчастная г..лова стала погружат..ся в б..лото, и оттуда торчит лишь к..сич..ка моего парика.

3. Кто-то говорит: «Это ле..ко!» Тогда п..пробуйте пр..делать это сами!

4. Однажды я сп..сался от турок и пер..прыгнул  вя..кое б..лото в..рхом на коне. Конь не д..прыгнул до бер..га, и мы с ра..бегу шлепнулись в жи..кую гря..ь.


КЛЮЧ                    Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Школьный этап

5 класс

Время выполнения – 40 минут.

Фонетика. 1. Ноль, сель, альт, куй, тощ, куль, парк, щель. За каждое верное слово – 2 балла, всего = 16 баллов.

Морфемика. 2. Дочка, почка, внучка, штучка, печка. Корень – почк, в отличие от корней доч, внуч, штуч, печ. 3 балла за верный ответ и 3 балла за верное объяснение своего выбора, итого – 6 баллов.

Морфология.  3. А) пенальти   Б) кольраби    В) хлопоты.  Нельзя определить род существительных множественного числа. 4 балла

Синтаксис и морфология.  4. C:\Users\123\Desktop\Рисунок2.png

За верное определение частей речи – 5 баллов, за верное определение членов предложения – 5 баллов, за объяснение, что помогло справиться с заданием – 5 баллов, итого – 15 баллов.

Орфография.   5. Примерять платье. 3 балла.

Словообразование.   6. Повар – 2 балла, за верное образование всех слов – 3 балла.

Орфоэпия. 7. СтолЯр, дремОта, магазИн, Августовский, звонИт, договОр, балУю, включИт.

16 баллов, за каждое верное слово по 2 балла.

Лексикология. 8. Новгород, гора, Москва, Шуя. Все фамилии указывали на место происхождения человека. 4 балла + 2 балла за указание на то, что объединяет фамилии, всего – 6 баллов.

 9. 1.  ручка 2. скат  3. язык  4. рысь -  4 балла

10.  5 баллов

1. песня: глухой = картина: слепой  
2. лес: деревья = библиотека: книги  

3. утро: ночь = зима: осень
4. автобус: пассажиры   = цирк: зрители

5. чай: сахар = суп: соль

11.       4. Однажды я спасался от турок и перепрыгнул  вязкое болото верхом на коне. Конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлепнулись в жидкую грязь.

2. Болото с ужасной быстротой засасывало нас глубже и глубже. Вот уже и моя несчастная голова стала погружаться в болото, и оттуда торчит лишь косичка моего парика.

1. Что было делать? Я редкий силач. Я  ловко схватил себя за эту косичку,  резко дернул вверх и вытащил из  болота и себя, и своего коня.

3. Кто-то говорит: «Это легко!» Тогда попробуйте проделать это сами!

5 баллов за верное составление текста.

3 балла – за верную постановку запятой.

14 баллов за написание без орфографических ошибок (правильное написание слова – 2 балла).

Итого – 100 баллов.



Предварительный просмотр:

2016-2017. Всероссийская олимпиада школьников. 5 класс. Литература. I этап.

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

Школьный этап

5 класс

Часть I. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (30 баллов)

Прочитайте.

Наутро Буратино проснулся весёлый и здоровый как ни в чём не бывало.

Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой,

Ее лицо было свежевымыто, на вздёрнутом носике и щеках – цветочная пыльца.

Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек:

– Да ну вас, в самом деле...

Оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.

(А.Н. Толстой, «Золотой ключик, или приключения Буратино»)

Представьте себе, что Вы пишете от лица Мальвины. Что она думает о Буратино? Напишите об этом примерно 10 предложений.

Часть II. РАБОТА С ТЕКСТОМ (40 баллов)

Прочитайте. Напишите сочинение об этом тексте, отвечая на поставленные вопросы. Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 100-150 слов.

Галина Владимировна Лебедева (1938 – 2014)

СНЕЖНАЯ БАБА

Снежная Баба любила зиму, любила вьюгу и белые деревья в саду, красное морозное солнце и красногрудых снегирей на снегу. А вот сосульки ей не нравились — они напоминали ей о весне, о тепле, о конце ее любимой зимы.

Но зима все же кончилась. Снежные крепости и горки, снежные человечки в парках и снегурочки во дворах быстро растаяли и превратились в ручьи.

И только одна Снежная Баба не хотела верить, что зима ушла. «Это оттепель, — думала она. — Так уже было и в январе, и в феврале... Завтра подморозит и снова выпадет чистый снег».

И она продолжала стоять в саду как ни в чем не бывало. Задумчиво склонив голову, она вспоминала свой самый счастливый день — день своего рожденья. Тогда ребятишки вылепили ее из снега и оставили в саду. Всю ночь над ней кружилась метель и пела ей свои песни, укрывая снегом. Снежная Баба вспоминала снегопад — чудо, которое бывает только зимой. Тогда её замело по самые плечи, и ей было уютно и мягко стоять и дремать в сугробе.

Снежная Баба так глубоко задумалась, вспоминая свое детство, что не заметила, как пришел май. Яблони вокруг нее пышно цвели и осыпали лепестки. И ветер поднимал белую метель над садом.

— Это снегопад. Снегопад... — упрямо твердила Снежная Баба, глядя на осыпающийся яблоневый цвет.

— Ер-р-рунда! — каркнула ворона, садясь рядом с ней на забор. — Все ваши давно растаяли, испарились и летят белыми облаками высоко над землей. А кое-кто уже опять выпал снегом где-нибудь на Чукотке и их снова превратили в снежных Баб и снеговиков. Одна ты здесь ни за грош пропадаешь.

Снежная Баба вздохнула, поправила ведро на голове и ничего не ответила. Ей уже надоело всем объяснять, что для нее существует только этот маленький садик, такой красивый в пору снегопада. И существует ее любимая зима. Только нужно дождаться. Потому что весна и лето, возможно и хороши, но только для тех, кто их любит, а для нее это маленькое недоразумение в природе. Которое надо перетерпеть, терпеливо переждать. Ведь трава ждет под снегом весну и не погибает. Терпеть и верить — вот и весь секрет.

Над садом пролетел ветер и взвихрил над белыми головками одуванчиков белые облачка парашютиков.

— Это снегопад... Снегопад... — чуть слышно шептала Снежная Баба и чуть заметно плакала. Солнышко грело все сильней.

—Когда же я дождусь сухого холодного ветра, алмазных снежинок и белых глубоких сугробов в саду?

На нее приходили посмотреть, как на чудо: август на дворе, а тут снег! С глухим стуком падали яблоки. По утрам туманы окутывали сад, и, окунаясь в их свежесть, Снежная Баба вздыхала облегченно.

— Все стоишь?! — изумлялась всякий раз Ворона, прилетая в гости и отыскивая местечко попрохладней возле Снежной Бабы.

Любил захаживать в сад седой мороженщик с белым сундучком на плече. Он садился на лавочку в тенечке и открывал крышку: из сундучка поднимался сухой морозный пар. Мороженщик доставал эскимо на палочке и протягивал его Снежной Бабе.

— Ах ты, бедняга! — говорил он, сокрушенно качая головой. — Все ждешь? Ну, надейся, надейся!

Мороженщик разговаривал с ней, будто она была живым человеком. Он доказывал, чертя палочкой на песке, что Северный полюс, на самом деле, находится здесь, аккурат под Снежной Бабой. Поэтому-то она и не тает.

Снежная Баба ела эскимо и улыбалась. И в эти минуты жизнь казалась ей прекрасной, а зима близкой.

— Все равно до зимы не дотянешь! — каркала Ворона, — Истаешь, слезами изойдешь... Ишь как похудела — талия появилась. А личико-то! Одни глаза остались. Но Снежная Баба только пристальнее смотрела в небо: там, где-то далеко, должно быть уже кружатся холодные ветры, сгоняют облака в большие темные тучи.

Однажды ворона прилетела и громко прокаркала: «Журавли на юг собираются!»

— Это к зиме! — обрадовалась Снежная Баба. — Уж и не жарко, как раньше, а без снежку-то как тяжко...

— Недолго ждать осталось! Скоро вздохнешь! — подбадривала ее Ворона. По утрам на ее хвосте и крыльях все чаще появлялась тонкая каемочка инея.

Как-то ночью Снежная Баба проснулась от тихого шелеста. Он не переставал, а все усиливался. По саду летали белые лепестки, совсем как в мае. Она вдыхала их холодный аромат и не могла понять, откуда они слетают на нее. «Снег. Снег! Это первый снег!!!» — вдруг поняла она.

— Вот оно! Наконец-то! — радовалась Снежная Баба, вдыхая морозный воздух.

Снег падал всю ночь.

И вот взошло красное, морозное солнце, а на белых ветках расселись красногрудые снегири. Проснулась Старая Ворона. За ночь ее совсем засыпало снегом.

— Фр-р-р! — встряхнулась она, хлопая крыльями. Увидела Снежную Бабу и разинула клюв от удивления:

—Вот чудо! Да ты ли это? — рассматривала она со всех сторон Снежную Бабу.

—Глаза-то, глаза! Синие! Так и сияют! И коса! Белая! До пояса!

Когда солнце поднялось над крышами домов, в одном из них проснулся маленький мальчик. Он продышал в морозном стекле дырочку и посмотрел через нее в сад.

—Мама! — закричал он. — У нас в саду Снегурочка!!!

1. Рассказ перед вами или сказка? Докажите.

2. С помощью каких слов обрисован облик Снежной Бабы?

3. Зачем автор вводит в текст образ Старой Вороны?

4. Зачем появляется в рассказе мальчик?

5. Почему в тексте так много восклицательных знаков?

6. Почему описанное в сказке можно назвать чудом?


Критерии оценивания

Часть I

Творческая составляющая: необычные находки, наблюдения, наличие оригинального замысла

15 баллов

Связь с текстом произведения

5 баллов

Связность, композиционная цельность

5 баллов

Речевая грамотность (количество орфографических, грамматических, речевых ошибок)

5 баллов

Итого

30 баллов

Часть II

Наличие/отсутствие прямых связных ответов на вопросы и наличие/ отсутствие ошибок в понимании текста

Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15 (равна школьной: 2-3-4-5)

15 баллов

Общая логика текста и логичность доказательств

Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

10 баллов

Обращение к тексту для доказательств

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

5 баллов

Наличие/отсутствие речевых и грамматических ошибок

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

5 баллов

Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (в пределах изученного по русскому языку материала)

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

5 баллов

Максимум

40 баллов

Итого – 70 баллов



Предварительный просмотр:

2016-2017. Всероссийская олимпиада школьников. 7 класс. Литература. I этап.

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

Школьный этап

7 класс

Часть I.  ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Сигизмунд Доминикович Кржижановский (1887–1950)

БУМАГА ТЕРЯЕТ ТЕРПЕНИЕ

(из цикла «Сказки для вундеркиндов», 1919–1927)

Всем известно: бумага терпит. Терпит: и ложь, и гнусь, и опечатки, и грязную совесть, и скверный стиль, и дешёвый пафос. Всё.

Но, как свидетельствует этот рассказ, до времени.

Произошло это в одно из ноябрьских утр, когда мокрые хлопья снега и капли дождя спорили о том, что сейчас – осень или зима. Случилось так, что именно в это мутное утро бумага потеряла терпение. Ей надоело нести на своих плоских покорных листах буквы, буквы и снова буквы; мириады бессмыслиц, притворившихся смыслами; нудный дождь слов, от которого не то лужи, не то книги – не разберёшь. <…>

1. Задание 1. Продолжите в 10–15 предложениях фантастический рассказ / сказку С.Д. Кржижановского о том, что происходит, когда бумага теряет терпение. С помощью каких приёмов С.Д. Кржижановского и вы создали фантастический рассказ (ответ подтвердите примерами). (30 баллов)

2. Задание 2. Напишите небольшой текст - рекламу на тему «Книга, которую обязательно нужно прочитать». (20 баллов)

Часть II. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

3. Сравните два стихотворения. Чем различается поэтическое воплощение темы одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «На севере диком…» и А.А.Фета «На севере дуб одинокий…»? Какие поэтические средства используют авторы для раскрытия темы? Охарактеризуйте ведущее настроение стихотворений.

М.Ю.Лермонтов

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

                           1841 г.

А.А.Фет

На севере дуб одинокий
Стоит на пригорке крутом;
Он дремлет, сурово покрытый
И снежным, и льдяным ковром.

Во сне ему видится пальма,
В далекой восточной стране,
В безмолвной, глубокой печали,
Одна, на горячей скале.

                             1841 г.


Критерии оценивания

Часть I  Задание 1

Творческая составляющая: необычные находки, наблюдения, наличие оригинального замысла

15 баллов

Связь с текстом произведения

5 баллов

Связность, композиционная цельность

5 баллов

Речевая грамотность (количество орфографических, грамматических, речевых ошибок)

5 баллов

ИТОГО

30 баллов

Часть 1. Задание 2

- цельность, стройность работы – 3 баллов;

- понимание задания и умение работать в предложенном направлении – 3 балла;

- использование литературоведческих терминов, знание теории литературы – до 4 баллов;

- умение аргументировать рекламируемую книгу, обоснованность аргументов – 5 баллов;

- умение использовать художественно-выразительные средства в своём тексте – 5 баллов.

ИТОГО – 20 баллов

Часть 2. Задание 3. При оценке выполнения задания (сопоставительный анализ стихотворных произведений) учитываются следующие критерии:

- глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в сопоставительном задании (умение находить основания для сопоставления произведений; способность видеть и объяснять индивидуальность раскрытия близких тем в каждом из произведений) – до 20 баллов;

- владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико- синтаксическое и фонетическое своеобразие - звукопись) – до 10 баллов;  

- восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства – до 10 баллов;

- композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов.

Максимальная общая сумма баллов – 50.

Итого – 100 баллов за выполнение всех заданий.



Предварительный просмотр:

2016-2017. Всероссийская олимпиада школьников. 7 класс. Русский язык. I этап.

КОД _________                Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

       Школьный этап    7 класс

Время выполнения – 45 минут.

1. Как в старославянском языке назывались части тела человека?  Подпишите.

2. В прошлом веке в среде младшеклассников имел хождение такой пример:

— Степка, хочешь щец?

— Фу!

Как вы думаете, с какой целью ученики эту фразу запоминали?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

3. Сколько одинаковых слогов мы произносим в словоформе сливового (например, во фразе: Положи себе сливового варенья!)? ________________________________________________________________

4. Определите название словаря, из которого взят следующий фрагмент, объясните назначение словаря:

хрыч
сыч
ключ
бирюч
мяч

______________________________________________________________________________________

5. Постройте словообразовательную цепочку от слова ум к слову умничание. Сколько «шагов» отделяет эти слова? ____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

6.Для каждой группы определите признак, который объединяет все слова

1) Голубь, морковь, сыроежка. __________________________________________________
2) Время, знамя, путь. __________________________________________________
3) Кенгуру, кофе, Дюма. __________________________________________________
4) Двое друзей, четверо котят, семеро козлят. ______________________________________________
5) Семи пядей во лбу, китайская грамота, проще пареной репы. ________________________________
6) Вследствие, за счет, в продолжение. __________________________________________________

7. В хорватском языке есть такие слова:

zrak – воздух,
ploviti – плавать,
život – жизнь,
pisati – писать,
laž – ложь,
znanost – наука.

                   Как переводятся на русский язык следующие хорватские сложные словa?

zrakoplov - ______________________, životopis - _______________________,

lažiznanost - ________________________

8. Найдите и исправьте речевые ошибки.

  1. Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.

______________________________________________________________________________________

2. Благодаря сильным морозам погибли фруктовые деревья. ______________________________________________________________________________________

3. Это был самый вернейший способ решения задачи. ______________________________________________________________________________________

4. Он рассказал мне автобиографию своей жизни. ______________________________________________________________________________________

5. Мы вновь смогли прочитать и насладиться лучшей поэмой Пушкина _______________________________________________________________________________

9. Дайте объяснение значения слов, взятых из Словаря В.И. Даля: выползина, быторить, отроковница, тетенькать, баить.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

10. 9. Какие из выделенных слов являются прилагательными, а какие — причастиями?

1) Все помнят его блестящий ответ на экзамене. 2) Подходящие к перрону поезда. 3) Блестящие на солнце стёкла. 4) Отраженный свет луны. 5) Избалованный чрезмерной любовью ребенок. 6) Отраженный рефлектором свет лампы. 7) Уважаемый Николай Сергеевич! 8) Всеми уважаемый товарищ. 9) Обычные текущие дела.  10) Текущие в ущельях реки.

11. Какие из перечисленных существительных являются одушевленными? Обоснуйте ответ.
1)[плюшевый] мишка, 2) игрушка, 3) валет, 4) девочка, 5) мертвец ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. 6. Вставьте подходящие по смыслу словарные слова в предложения.

А.Для участкового врача_____________гриппа________________со значительным увеличением объёма работы.

Б. В этом году правоохранительным органам необходимо _____________все силы на борьбу с нелегальной ________________в Россию из стран СНГ.

В. Василию Ивановичу не удалось _____________бурную деятельность на рабочем месте, и он получил ___________________расчёт.

Г. Ученица музыкальной школы при _______________Полина Сидорова готовила себя к ___________________и выступила с ________________.

К…нс…рв…тория, попр…ще, в…кальный, с…пр…жен(а, о, ы), оф…ц…алдьный, ор…г…нальный, м…б…л…зовать, …мпр…в…зация, …(м, мм)итировать, …(м, мм)играция, …п…демия.

13. Определите, какими частями речи являются выделенные слова в приведенных ниже предложениях. Подпишите часть речи над каждым выделенным словом.

1. Он тебе и копейки не даст.     2. А, попался! – воскликнул он. 

3. Друг уехал, я ж остался.         4. Я уже год живу у родителей.

Каким частями речи они могут быть в других контекстах? Приведите примеры. ______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

14. Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет о том, что только в одном романе Л.Н.Толстого «Война и мир» в дореволюционном издании на 2080 страницах имеется 115 тысяч никчёмных бездельников. Если их собрать в одно место, это скопище заняло бы 70 с лишним страничек. Три с половиной дня наборщики тратили только на этих бездельников. О каких лодырях (по-другому их называли дармоеды, кровососы, разбойники) идёт речь? ______________________________________________________________________________________


КЛЮЧ   Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Школьный этап

7 класс

Время выполнения – 45 минут.

1. Глаза – очи, лоб – чело, щёки – ланиты, рот – уста, шея – выя, плечи – рамена, грудь – перси, палец – перст, правая рука – десница, левая рука – шуйца. (по 1 баллу за верное название, итого – 10 баллов)

2. В этой фразе собраны все глухие согласные русского языка.(5 баллов)

3.  Транскрипция: сл,Ивъвъвъ. 3 одинаковых слога. (3 балла)

4. Обратный словарь. (3 балла, 2 балла за объяснение назначения словаря).

5. Ум – умный – умник – умничать - умничание. 4 шага. (5 баллов за верную цепочку без ошибок, 3 балла, если пропущено одно из слов в цепочке)

6. 1) Голубь, морковь, сыроежка...(оглушение согласных).
2) Время, знамя, путь...( разносклоняемые существительные).
3) Кенгуру, кофе, Дюма... (несклоняемые существительные).
4) Двое друзей, четверо котят, семеро козлят...(собирательные числительные).
5) Семи пядей во лбу, китайская грамота, проще пареной репы...(фразеологизмы).
6) Вследствие, за счет, в продолжение…(производные предлоги).

(всего 6 баллов, по 1 баллу за верное определение общего признака).

7. Самолёт (аэростат, дирижабль), биография (жизнеописание), лженаука (псевдонаука).

(6 баллов, по  2 балла за верный перевод слова).

8. Закрыв книгу, мы надолго запоминаем героев.

Из-за сильных морозов погибли фруктовые деревья.

Это был самый верный способ решения задачи.

Он рассказал мне автобиографию.

Мы вновь смогли прочитать лучшую поэму Пушкина и насладиться ею.

(Или другое верное редактирование предложений, 10 баллов, по 2 балла за каждое верно исправленное предложение.)

9. Дайте объяснения значения слов, взятых из Словаря В.И. Даля. Выползина, быторить, отроковница, тетенькать, баить.

Выползина - шкурка насекомого или гада, из которой животное выползло.
Быторить - кричать, шуметь.

Отроковица - дитя от 7 до 15 лет, подросток.
Тетенькать - баловать, забавлять.

Баить - говорить, болтать, беседовать, рассказывать, разговаривать, толковать.

(10 баллов, по 2 балла за верное определение к каждому слову).

10. 9. Какие из выделенных слов являются прилагательными, а какие — причастиями?

1) Все помнят его блестящий (прилаг.) ответ на экзамене. 2) Подходящие (прич.) к перрону поезда. 3) Блестящие (прич.) на солнце стёкла. 4) Отраженный (прич.) свет луны. 5) Избалованный (прич.)  чрезмерной любовью ребенок. 6) Отраженный (прич.)  рефлектором свет лампы. 7) Уважаемый (прилаг.)  Николай Сергеевич! 8) Всеми уважаемый (прич.) товарищ. 9)   Обычные текущие (прилаг.) дела.   10)   Текущие (прич.) в ущельях реки. (10 баллов)

11. 1, 3, 4, 5. Грамматическая категория одушевленности в русском языке проявляется у всех существительных в форме винительного падежа множественного числа: у одушевленных существительных эта форма совпадает с формой родительного падежа, а у неодушевленных – с формой именительного падежа. Проверим на одушевленность данные существительные: вижу мишек, валетов, девочек, мертвецов (вин. п.) – ср. нет мишек, валетов, девочек, мертвецов(род. п.). Эти существительные одушевленные. Оставшееся существительное игрушка неодушевленное: вижу игрушки (вин. п.) – ср. лежат игрушки (им. п.), но нет игрушек (род. п.)
(4 балла)

12.  А.Для участкового врача эпидемия гриппа сопряжена со значительным увеличением объёма работы.

Б. В этом году правоохранительным органам необходимо мобилизовать все силы на борьбу с нелегальной иммиграцией в Россию из стран СНГ.

В. Василию Ивановичу не удалось имитировать бурную деятельность на рабочем месте, и он получил официальный расчёт.

Г. Ученица музыкальной школы при консерватории Полина Сидорова готовила себя к вокальному поприщу и выступила с оригинальной импровизацией. (9 баллов за верное написание словарных слов, 5 баллов за верное распределение слов в предложениях, итого – 14 баллов.)

13.  И – частица, А – междометие, ЖЕ – противительный союз, У – предлог. 2. Могут быть и другими частями речи:

И – соединительный союз (Он молод и горяч), междометие (И, полно!); А – противительный союз (Красив, а не умён), частица (Пойдем гулять, а?);  Же – частица (Я же тебе говорил); У – междометие (У, безобразники!).

(4 балла за верное определение части речи, по 1 баллу за примеры другой части речи. Итого 10 баллов).

14. Речь идёт о букве «ер». До реформы 1917 – 1918 года она писалась в конце слов после твёрдых согласных. (2 балла).

Итого – 100 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе

Материал рассчитан для учащихся 6 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для обучающихся 9 класса

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для обучающихся 9 класса с ответами...

9. Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для обучающихся 10-11 класса с ответами

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для обучающихся 10-11 класса с ответами...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для 6 класса

Задания к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников...