Сценарий «Литературного кафе», посвященного жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова.
классный час по литературе (10 класс) по теме

Цель: помочь учащимся увидеть неповторимые черты личности великого поэта, выяснить причины трагического и глубокого одиночества в  поэзии    М.Ю. Лермонтова.

Задачи:  систематизировать и обобщить знания по творчеству М.Ю. Лермонтова; развивать  интерес к творчеству Лермонтова; формировать навыки публичного выступления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл биография писателя17.54 КБ
Файл 4._kartiny_lermontova.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий «Литературного кафе»,

посвященного жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова.

Цель: помочь учащимся увидеть неповторимые черты личности великого поэта, выяснить причины трагического и глубокого одиночества в  поэзии    М.Ю. Лермонтова.

Задачи:  систематизировать и обобщить знания по творчеству М.Ю. Лермонтова; развивать  интерес к творчеству Лермонтова; формировать навыки публичного выступления.

«Лермонтовым нельзя начитаться. Глубина мысли сочетается у него с     великим совершенством выражения. Даже когда вспоминаешь стихи молча, они звучат в твоей памяти, словно прекрасная музыка.» Ираклий Андроников.

Оформление: - портрет писателя

Оборудование:  - мультимедийный проектор, тематические слайды.

Звучит вальс А. Хачатуряна из кинофильма «Маскарад». На сцене появляются танцующие пары.

(В это время на экране показывается фрагмент бала «Маскарад»)

 I часть «Начало всему!».

Ведущий. (Слайд  портрет Лермонтова)

— Добрый вечер, дамы и господа, рады видеть вас в нашем Литературном кафе, посвящённому  воспоминанию о божественном русском поэте — Михаиле Юрьевиче Лермонтове. Божественном, ибо, если Бог дает человеку столь же короткую, сколь ослепительную во всех смыслах жизнь, — это Божий промысел.   Судьба Лермонтова загадочна и таинственна, как у всякого гения, многое скрыто занавесом времени безвозвратно, но что-то, пусть совсем немногое, мы можем вспомнить и сегодня... Итак, первая часть нашего кафе — «Начало всему!».

Презентация о М.Ю. Лермонтове.

II часть. Лермонтов – художник.

  Ведущий.

Лермонтов был не только поэтом и прозаиком, но и талантливым художником.

 Презентация картин Лермонтова (комментарий уч-ся)

III часть. Творческое наследие.

  Ведущий.

С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Жизнь и творчество этого замечательного поэта протекали в самое тяжелое и мрачное для России время, время засилья «голубых мундиров» и жесточайшей реакции. Поэтому его стремление к прекрасному связано с огромным желанием воспеть Родину, какой бы она ни была.

Можно сказать, что тема Родины является одной из ведущих в творчестве Лермонтова. Еще в 16 лет поэт записал в своем дневнике: «Я Родину люблю. И больше многих». Но еще более важную мысль Лермонтов высказывает уже в позднем возрасте: «Люблю отчизну я, но странною любовью».

Стих. «Родина» (презентация «Картины русской природы»)

 С Кавказом связаны яркие впечатления детства писателя. Первый раз Лермонтов побывал там с бабушкой в 1825 году. Позднее, в 1837 году, Лермонтов был сослан на Кавказ в действующую армию за стихотворение «Смерть Поэта», написанное на смерть А. С. Пушкина. Здесь же, на Кавказе, и закончилась его земная жизнь в 1841 году. В 1830 году, он написал стихотворение «Кавказ», проникнутое любовью к этому краю и нежными воспоминаниями как о матери, которую поэт едва знал, так и о первой детской любви:

Стих. «Кавказ» (презентация «Горы Кавказа»)

Любовь в творчестве Лермонтова носит трагический отпечаток из-за его единственной, настоящей, неразделенной любви к другу юности — Вареньке Лопухиной. Он видит невозможность любви и окружает себя мученическим ореолом, ставя себя вне мира и жизни. Лермонтов грустит о потерянном счастье:

Стих.     «Оставь напрасные заботы...»    (Слайд Портрет В.А. Лопухиной)

 Ведущий.

Многие стихи М. Ю. Лермонтова положены  на музыку.

Романс «Выхожу один я на дорогу…» послушаем в исполнении уч-ка 9 «А» класса Бадыкова А.

 IV часть. Смерть М.Ю. Лермонтова.  Дуэль с Мартыновым (фрагмент фильма)

V часть. Проба пера.

Ведущий.

Во все времена у поэтов и писателей были идейные вдохновители их творчества. У Лермонтова, например, сначала был Байрон, затем А.С. Пушкин. Возможно, у кого из вас музой станет М. Лермонтов или кто-то другой. Неважно! Главное, что среди нас есть люди творческие, которые пытаются свои мысли и чувства воплотить в поэтическую форму. Сегодня мы даём им слово.

(вручение подарков)

Ведущий. (на фоне ноктюрна Шопена «Мелодия любви»)

Друзья, на этом позвольте проститься с вами и пожелать никогда не прощаться с гениальным творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова. Многое преходяще, но это, поверьте мне — вечно. До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ-ХУДОЖНИК

Слайд 2

Автопортрет. 1837г. В 1837-1838 годах Лермонтов создаёт свой автопортрет. Он изобразил себя в мундире Нижегородского драгунского полка: в черкеске с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на фоне гор. Это один из лучших и достовернейших портретов поэта.

Слайд 3

Автопортрет

Слайд 4

Эмилия, героиня драмы "Испания» 1831-1832 гг Возможно, в образе испанской монахини В.А.Лопухина .

Слайд 5

В.А. Лопухина 1835-1838гг.

Слайд 6

С.А. Раевский. Акварель М.Ю. Лермонтова

Слайд 7

Испанец

Слайд 8

Юноша в бурнусе и восточном головном уборе. 1831г.

Слайд 9

Ю.П.Лермонтов, армейский капитан Отец М.Ю.Лермонтова. 1835-1836 гг.

Слайд 10

Герцог Лерма. Холст, масло. 1832—33 Картина была написана для А. А. Лопухина. Название дано не Лермонтовым и восходит к семейному преданию о происхождении рода Лермонтова от испанского герцога Лермы (1552—1623). Картина является повторением случайно поврежденного рисунка, выполненного Лермонтовым в 1830—31 углем на оштукатуренной стене в доме Лопухиных. На стене и на полотне запечатлен образ человека, которого, по словам А. А. Лопухина, Лермонтов увидел во сне.

Слайд 11

А. А. Столыпин (Монгó) в костюме курда. Акварель. 1841 год

Слайд 13

Своё первое восхищение красотой Кавказа Лермонтов передал в детском рисунке акварелью, подписанном на французском языке "М.Л. 1825 год. 13 июня. На Горячих водах". Горы на рисунке по силуэту напоминают Бештау и Машук, у их подножия огромное озеро и лодка под парусом. Символично, что именно у одной из этих гор встретит свой последний час поэт.

Слайд 14

Вид Тифлиса. 1837

Слайд 15

Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. 1837г.

Слайд 16

Развалины на берегу Арагвы. 1837г .

Слайд 17

Воспоминание о Кавказе. Картон, масло. Март — апрель 1838

Слайд 18

Дарьяльское ущелье (Вид с арбой). 1837г.

Слайд 19

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой

Слайд 20

Одна из лучших живописных работ Лермонтова "Крестовая гора" написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года.

Слайд 21

Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса - всего в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом замечательно древнем городе. Так появилась ещё одна замечательная картина Лермонтова "Вид Тифлиса". Он является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи.

Слайд 22

В 1837 году был написан пейзаж маслом "Вид Пятигорска". "Внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом"

Слайд 23

Эльбрус

Слайд 24

На картине " Развалины близ селения Караагач в Кахетии" Лермонтов изобразил его окрестности, где стоял нижегородский драгунский полк, в котором он служил. Изображенная на картине скала над Караагачем была видна за много десятков километров из левобережной части Алазанской долины, где пролегал старинный торговый путь.

Слайд 25

Эти места воспел Лермонтов в поэме "Мцыри", действие которой происходит "...там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры...". Эти места Лермонтов запечатлел на своей картине "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты".

Слайд 26

На многих Грузинских картинах и рисунках Лермонтова изображены караульные башни или старинные крепости. Он так верно почувствовал характерную особенность грузинского пейзажа, в котором эти безмолвные свидетели былых сражений против иноземцев были неотъемлемой частью. Такова, например, картина "Башня в Сиони" (1837-38г).

Слайд 27

Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой. 1837г.

Слайд 28

Бой при Валерике. 1840-1841

Слайд 29

Эпизод сражения при Валерике 11 июля 1840 г . Акварель М.Ю. Лермонтова и Г.Г. Гагарина. Лермонтов выполнил рисунок композиции, а Гагарин дописал его акварелью. Этот рисунок обнаруживает в Лермонтове блестящего рисовальщика и баталиста. Война изображена им во всём её драматизме, без прикрас.

Слайд 30

Нападение

Слайд 31

Одной из картин на военную тему явилось полотно "Перестрелка в горах Дагестана". Здесь Лермонтов средствами живописи сумел показать суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с черкесами.

Слайд 32

Пейзаж окрестностей Пятигорска : "Бештау около Железноводска ". На них изображён посёлок Иноземцево, что в нескольких километров от Пятигорска. Это бывшее селение Шотландка - немецкая колония Каррас, как чаще её называли в то время.

Слайд 33

В Тифлисе Лермонтов знакомится с местными легендами и преданиями, своеобразным бытом жителей, это отражается в его творчестве. Таков рисунок "Лезгинка", где изображены танцующие жители города на плоской крыше дома.

Слайд 34

Черкес с лошадью

Слайд 35

Оседланная лошадь. Сепия. 1830-е гг

Слайд 36

Конный горец со значком