Системный подход в формировании навыка чтения – важнейшего УУД.Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт
презентация к уроку по литературе на тему

Колосова Ирина Альбертовна

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой и  навыком чтения.

Навык чтения – явление сложное.

Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Смысловая:

понимание содержания и смысла читаемого.

Техническая:

способ чтения,

темп чтения,

правильность чтения,

выразительность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sist.pod_.chtenie.ppt2.7 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БОУ «Верхнеентальская средняя общеобразовательная школа» Системный подход в формировании навыка чтения – важнейшего УУД Колосова И.А., учитель русского языка и литературы. 2014г.

Слайд 2

Борьба за юного читателя. Внимание к проблеме диалога культур. Освоение новых технологий для достижения «старых» целей: воспитание сердца и образование разума как единства. Системная работа по продвижению чтения с опорой на системность, стратегии чтения. Роль литературы и чтения в условиях перехода на новые стандарты

Слайд 3

Системный кризис читательской культуры; критический предел пренебрежения чтением; снижен статус чтения; 1991г. сейчас 79% 30% утрачены традиции семейного чтения 1970г. сейчас 80% семей 3% издается литература сниженной информационной ценности; возрастает развлекательная составляющая чтения; утрачены ценностные ориентиры в литературной культуре; снижение роли книги на фоне Интернет; ухудшение владения родным языком; падение уровня грамотности 10% российских школьников функционально неграмотны 1% - в странах-лидерах Проблемы:

Слайд 4

Грамотность, т.е. чтение и письмо, по авторитетному мнению Всемирной организации здравоохранения, входит в 12 показателей, характеризующих здоровье нации. Она влияет на продолжительность жизни человека.

Слайд 5

TIMSS- 12 – е из 49 PISA - 25 - 30-е из 40 Доля российских школьников, выполняющих задания TIMSS на самом высоком уровне В странах – лидерах (Франция, Канада, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Япония, Финляндия) Всего 33% обучающихся грамотно излагают свои мысли, Всего 48% обучающихся аргументировано доказывают свою точку зрения (часть “ С ” тестового задания ) Итог : основная школа – слабое звено в системе грамотного чтения Место школьников России 6% 24-44%

Слайд 6

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой и навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.

Слайд 7

Виды учебной деятельности рецептивная деятельность : чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы); репродуктивная деятельность : осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера; продуктивная творческая деятельность : сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария; поисковая деятельность : самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства; исследовательская деятельность : анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Слайд 8

Приоритетные общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции на этапе среднего (полного) общего образования являются: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей, сравнение, сопоставление, классификация, самостоятельное выполнение различных творческих работ; способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде, осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, составление плана, тезисов, конспекта, подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности, использование для решения познавательных и коммуникативных задач с различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных, самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Слайд 9

К основным типам чтения относятся: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное. Основными видами чтения являются: ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее и вдумчивое. Ознакомительное чтение направлено на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста. Поисковое или просмотровое чтение предполагает нахождение конкретной информации, конкретного факта. Изучающее чтение имеет цель извлечь полную и точную информацию с последующей интерпретацией содержания текста. Такое чтение требует от читателя умений: сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией; переносить информацию текста в виде кратких записей; различать темы и подтемы научного текста; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию. Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений: предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.

Слайд 10

Создание условий для популяризации чтения, вовлечения в активное квалифицированное чтение учащихся и членов их семей, формирования положительного и привлекательного образа читающего человека. Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов: Личностные УУД

Слайд 11

Умения смыслового чтения Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью: умение осмысливать цели чтения; умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели; умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров; умение определять основную и второстепенную информацию; умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Слайд 12

Создание условий для формирования навыка чтения – важнейшего УУД Послетексто вые стратегии Предтекстовые стратегии Стратегии текстовые Стратегии чтения Активно-продуктивное чтение

Слайд 13

Актуализация знаний, формирование установки на чтение. Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель фиксирует их на доске в виде схемы. труд Хозяйка Медная гора награда словом

Слайд 14

И вот пошли. Она впереди, Степан за ней. Куда она идет — все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Однем словом, изукрашено, что и сказать нельзя. И платье на ней — на Хозяйке-то — меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, либо скрасна медным станет, потом опять шелком зеленым отливает. Идут-идут, остановилась она. - Дальше, — говорит, — на многие версты желтяки да серяки с крапинкой пойдут. Что их смотреть? А это вот под самой Красногоркой мы. Тут у меня после Гумешек самое дорогое место.

Слайд 15

Определение сказа и сказки, сопоставить, сделать выводы. Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях. Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора. Сказка относится к устному народному творчеству. Произведения в жанре сказа не относятся к устному народному творчеству. Они созданы автором на основе народных преданий и легенд. В сказке все события вымышлены. В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно. Поэтому в сказе картины жизни и быта людей сочетаются с событиями, которых не могло быть в действительности.

Слайд 16

Объясните Оба в горе робили — оба работали в шахте на руднике, добывали малахит-камень. И там протча, что подойдет — и другие, прочие породы, которые встречались в шахте. Этот и вовсе изробленный — измученный, заболевший от непосильной работы. Девка небольшого росту, из себя ладная — невысокая, красивая девушка. Артуть-девка — девушка, подвижная, как ртуть. Слово молвить — сказать что-нибудь. Виду не оказывает — не показывает виду. Парню забедно стало — парню обидно стало. Я в горе роблю — я в шахте на руднике работаю. На глазах таял — худел, бледнел, становился все более болезненным. Молвил — сказал, произнес. Обзарился — позарился. Перст — палец. Посмеяться ладил — хотел, намеревался посмеяться, поиздеваться. Здоровьем хезнул — стал чахнуть, болеть. Хворал — болел.

Слайд 17

Викторина по рассказу А. Платонова «Никита» Сколько лет было Никите? (5) На какой главной работе был отец Никиты? (на войне) Кто украл ножницы матери, по мнению мальчика? (человечек, живущий в бочке) На кого и почему было похоже солнышко? (на дедушку, потому что доброе) Кто живёт на дне колодца? (толстые, безволосые, мокрые и вредные маленькие люди) Почему Никита положил хлеб около двух земляных нор? (покормить змей, чтобы они к ним ночью не ходили) Кем представлялись Никите и пень, и стол, и банька, и цветок, и петух? (людьми) Почему мальчику все предметы казались злыми, сердитыми людьми? (он был одинок и всего боялся) Кто помог развеять страхи мальчика? (отец, вернувшийся с войны) Отчего гвоздь, выпрямленный мальчиком, похож на маленького доброго человечка? (Никита его сам своим трудом сработал)

Слайд 18

Викторина по сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители» 1.В каком городе находился мужской пансион? (Сакт-Петербург) 2. Как звали одинокого мальчика? (Алёша) 3. Что было единственным утешением мальчика, когда он оставался совсем один? (книги о рыцарях) 4. Почему мальчик подолгу любил стоять у забора? (ждал волшебницу) 5. Чем любил заниматься мальчик во дворе пансиона? (наблюдать за курами и кормить их) 6. Какой подвиг совершил мальчик перед Рождеством? (спас Чёрную курицу) 7. Что отдал (подарил) кухарке мальчик? (золотую монету - империал) 8. Кого увидел мальчик в комнате старушек – голландок? (кошку и попугая) 9. Почему проснулись рыцари? (Попугай своим криком разбудил) 10. Кто стал сражаться с рыцарями? (Чернушка) 11. Почему рыцари проснулись во вторую ночь? (Алёша поклонился фарфоровым куклам).

Слайд 19

Викторина по сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители» Часть 2. 1. Кем на самом деле была Чернушка? (министром) 2. Какое желание загадал мальчик? (всегда знать урок) 3. Какие животные жили в зверинце? (крысы, хорьки, кроты) 4. На кого охотились герои сказки? (на крыс) 5. Как с тех пор стал учиться мальчик и почему? (хорошо, у него всегда было конопляное зерно) 6. Что случилось с характером Алёши? (он зазнался, стал шалуном) 7. Что случилось однажды, когда ему много задали? (он ничего не мог 8. ответить, т.к. потерял зёрнышко) 9. Где нашлось зёрнышко? (Принёс Чернушка) 10. Что случилось после того, как мальчика обвинили во лжи, и он рассказал о курице? (Алёшу высекли) 11.Почему маленький народец вынужден был уйти из этого дома? ( Алёша нарушил клятву) 12.Чего пожелал Чернушка мальчику? (исправиться и быть таким, как прежде)

Слайд 20

Кроссворд по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино» Вопросы 1. (вниз по вертикали) Звучал булат, а что визжало? 2. (вправо по горизонтали) Чем сверкнул полковник? 3. (вправо по горизонтали) Кем по национальности были враги? 4. (вправо по горизонтали) «И все на наш …» 5 . (вниз по вертикали) С каким племенем дядя сравнивает людей в его времени? 6. (вправо по горизонтали) Что чистил солдат, кусая длинный ус? 7. (вправо по горизонтали) « Постой-ка, брат …» 8. (вниз по вертикали) Кем полковник приходился царю? 9. (вправо по горизонтали) На что не хотели идти старики? 10. (вниз по вертикали) Что делали старики, не желая идти туда? 11. (вправо по горизонтали) Как помнит вся Россия про день Бородина? 12. (вниз по вертикали) Кто не смеют изорвать чужие мундиры? 13. (вправо по горизонтали) С чем автор сравнивает французов?

Слайд 21

1 К 2 О Ч А М И 5 Н 12 К 3 Ф Р А Н Ц У З Ы О Т 11 Н Е Д А Р О М 4 Р Е Д У Т Е А Ч Ш Н 7 М У 8 С Ь Ю Н Д Л Е 13 Т У Ч И У 10 В 6 К И В Е Р Р Г О Ы 9 К В А Р Т И Р Ы Ч А Л

Слайд 22

Тест по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» 1. Где происходит действие рассказа 2. Жилин получил письмо от матери. О чем она просит ? 3. Сколько татар увидел Жилин, поднявшись на лошади на верх горы? 4. Почему Жилин оказался в плену? 5. Как называется поселение горцев ? 6. Опишите убранство татарской горницы, в которую привели Жилина и где требовали, чтобы он написал домой письмо и просил бы денег. 7. Что означает слово «джигит» ? 8. Костылин ждет, что за него пришлют выкуп. Укажите размер выкупа. 9. Почему Жилин не просит прислать за него выкуп? 10. «Ушел в сарай, взял воды, песку, помешал. При татарах нашептал на воду….»- что делает Жилин ? 11. Название церкви у татар.

Слайд 23

Л.Н. Толстой умело использует контраст для того, чтобы донести до читателей тему своего рассказа. Под внешним контрастом энергичного Жилина и тяжелого Костылина скрывается противоречия их внутренних миров. Жилин создает впечатление живого и радостного человека, в то время, как Костылин недоброжелательно смотрит на окружающий его мир, и отличается жестокостью и злобой. Причем нельзя сказать, что различие между этими героями определенно обстоятельствами оба они русские офицеры, оба принимают участие в войне России против Кавказа. Но между ними пропасть их внутренние принципы, их взгляды на мир, их жизненные ценности совершенно противоположны. Жилин преданный и честный человек, который помогает Костылину даже после того, как тот предал его по вине своей трусости и глупости. Ведь Жилин даже не мог подумать, что можно поступить по-другому, и когда он бросается к другу за ружьем, чтобы уберечься от горцев, он уверен, что тот ему поможет. Общие черты Черты 1 объекта Черты 2 объекта "Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна" Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации. 1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его. 2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в виде диаграммы Эйлера-Венна.

Слайд 24

Элементы системной деятельности по формированию навыка чтения и продвижению чтения Учителя- предметники Учащиеся Организация ветеранов труда Сельская библиотека Областная детская библиотека Школьная библиотека Родители

Слайд 25

«Национальная программа поддержки и развития чтения» 2007 - 2020г.г. Продвижение чтения средствами деятельности клуба «Планета Чтения» 1 четверть Неделя «Мы летом читаем!» 2 четверть Неделя «Любимые книги семьи» 3 четверть Неделя Рождественского чтения 4 четверть Неделя «Читаем книги о войне»

Слайд 26

Клуб «Планета чтения» как инновационная форма формирования навыка чтения – важнейшего УУД Совет актива: -организация жизнедеятельности клуба -утверждение плана работы - анализ читательского опыта, достижений Взаимодействие с межпоселенческим клубом читателей «Надежда» - популяризация чтения -выявление читательских интересов Семья Усовых - 360 книговыдач в год (папа, мама, сын 7 кл., дедушка) Семья Каниных – 420 книговыдач в год (мама, дочь 5 кл.) Семья Комягиных – 400 книговыдач в год (мама, папа, дочь 3 кл.) Структура клуба: Президент Совет актива Министр Чтения

Слайд 27

Тесное сотрудничество с областной Детской библиотекой. Участие в конкурсах: Стихи о библиотеке, книге, чтении. Региональные громкие чтения по книгам – юбилярам (02.04.2014 г.) Конкурсы исследовательских работ на муниципальном уровне: 2010-11г.г. по творчеству Н.Рубцова (1, 3 места) 2013-2014 уч.г. – рассказы собственного сочинения «Живая шляпа» (1,2 места) Деятельность клуба «Планета Чтения»

Слайд 28

Игра-путешествие «Вологодский клад» Стенд оформлен по материалам презентации, созданной семьей Усовых Деятельность клуба «Планета Чтения»

Слайд 29

Деятельность клуба «Планета Чтения»

Слайд 30

Игра по станциям «Страна Читалия» Закрытие Недели семейного чтения «Любимые книги семьи» Деятельность клуба «Планета Чтения»

Слайд 31

Поддержание уровня развития чтения и читательской компетентности учащихся и членов их семей. Участие в локальной культурной политике развития чтения. Систематическое включение чтения в сферу повседневного внимания общественности. Социализация: мера использования навыка чтения – важнейшего УУД. Социальная коммуникация: расширение круга социальных контактов, связанных с чтением. Социальная привлекательность и полезность программы «Год семейного чтения» Социальная привлекательность и полезность деятельности Клуба «Планета Чтения»

Слайд 32

Разработка и апробация метакурса (факультативного курса) «Основы смыслового чтения» для учащихся 5 класса. Будет подобран дидактический материал (различные виды текстов) и разработаны типовые задания для формирования и оценки стратегий смыслового чтения по всем учебным предметам, что обеспечит методическую поддержку педагогов по реализации в образовательном процессе стратегий смыслового чтения. Социальная привлекательность и полезность программы «Год семейного чтения» Перспективы по формированию навыка чтения – важнейшего УУД