В. А. Жуковский - первый русский романтик.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Урок литературы в 9 классе по балладе «Светлана»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.a.zhukovskiy.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В. А. Жуковский  - первый русский романтик.

Урок литературы в 9 классе по балладе «Светлана»,

учитель русского языка и литературы Бубина В.П.

МБОУ «Школа-лицей» №3.

Г. Симферополь, Республика Крым

   

 

Образовательная цель:

        -показать роль поэта в формировании русской литературы;

        - выделить особенности романтизма и отражение в балладе «Светлана»;

        - показать взаимосвязь с фольклором и современными традициями;

        - внедрять инновационные образовательные технологии.

Развивающая цель:

       - развивать интерес к личности национального поэта;

       - формировать навык осмысленного понимания содержания и особенностей поэтической   манеры мастера элементов;

     - использование метода Кейса в выявлении особенностей композиции баллады;

     - сформировать понятие о современной проблематике и её роли.

Воспитательная цель:

     - содействовать воспитанию моральных качеств; к прошлому интересу, к литературе и народной жизни.

      - прививать чувство «эмоциональной и мудрой» атмосферы на уроке;

      - развивать чувство долга, патриотизма, почувствовать пафос произведения поэта.

Методические приёмы:

Метод исследования

      - обобщение, технология критического мышления, игровые элементы;

     -элементы Кейсовой технологии (ситуативный анализ), метод синтеза художественной информации, диалог — дискуссия, круг Эйлера.

 

Наглядность: 

      - портрет В. Жуковского, элементы презентации, схемы, таблицы.

                         

 Ход урока:

1.Актуализация прошлых знаний

  Ребята, мы продолжаем с вами изучать литературу, начиная с былин 9-13в, и закончили 19 веком, творчеством В.А.Жуковского

 → Временная проблема: → 9-19 век → 1000 лет → вопрос → исследование → обобщение →Чем она была интересна для вас? Какие уроки извлекли? → Аргументирование → (Илья Муромец научил любить землю, Микула Селянинович и герои «честной бедности, честно трудиться и честно жить», а черниговский князь Владимир Мономах беcкорыстно служить Родине, а мужественные пикты человеческому достоинству.)

                                                 

Мотивация учебной деятельности

 Вывод — обобщение — вступление (с нравственной установкой)

      - Ребята, вы видите, что и в 9 и 21 веке люди осуждают жестокость, мечтают, мало что изменилось, потому что стремление к добру, честности, красоте и милосердию вечно.

                                                           

в основе технология критического мышления:

      - Вам известно, что с течением времени появляются новые темы, сюжеты и жанры, но есть такие, которые во все времена покоряют слушателей естественной красотой и правдивостью и над ними не властны никакие капризы времени, ни бег времени.

→ Русский поэт и учитель А. С. Пушкина В.А. Жуковский знал, что в лучших фольклорных произведениях звучит живой голос народной души.

Поэтому «Неизмерим подвиг В. А. Жуковского и велико его «значение в русской литературе», - утверждал    В.Г. Белинский.

               

 далее ставится и определяется

                               Тема и проблема урока:

Тема: Народный поэт — В. А. Жуковский, поэт-гражданин. «Вековая» мудрость его поэзии.

Цель: показать, что благодаря Жуковскому на страницах художественных произведений зазвучал голос живой народной жизни с её обычаями, поверьями, сказочными обрядами.

  элемент игры «Святки» (представление);

     -Ученик -Удивительное свойство человеческого характера непременно заглянуть в будущее. И хотя мы понимаем, что это невозможно, но так хочется погадать, потому что новогоднее гадание привлекало людей разного возраста своей поэтичностью. Гадая с 25 декабря по 6 января, Жуковский назвал балладу «Святки», а святок без гаданий не бывает. Оказывается, и мы в детстве гадаем.

   У кого часто бывает плохое настроение, кто часто болеет, предлагаем вам обряд, который сказочно возвращает лёгкость души и бодрость.

  Представление обряда

    Ведущий - В ночь на 31 декабря запоминайте сон, он предскажет будущее на все 100%, но гадание рекомендуют исключить по понедельникам и вторникам;

   Учитель - Жуковскому очень хорошо были известны эти обряды (в то время не было видео, мобильных телефонов), народ трудился, пел.

   

   Как вы думаете, какой элемент он внёс через обряды в малоизвестный внутренний мир простого народа.

 → Сл. Учителя → «Светлана» -  самая радостная баллада, где автору удалось передать характер обычаев и поверий. → читает актер В. Коршунов.

                                             

   Использование элемента кейсовой технологии (ситуативного анализа, который позволяет решить проблему интереса к народным традициям и установить связь с романтической поэзией).

 →Сцена на фоне музыки - элемент игровой технологии развивает интерес к теме урока и усиливает эмоциональную атмосферу.

    Слово учителя: вы погрузились в мир душевных переживаний героини. Что она испытывает?

- метод исследования, который ведет к проблем и характеристике героини.

-сформулируйте проблему → характер героини →чистота, грусть, печаль→ обращение к Ангелу-хранителю.

-Как умело Жуковский использует элемент

Строим психологическую карту поведения героини к композиции

→Зачин → развитие действия → кульминация → развязка → концовка.

- Работа в парах по тексту с целью выявления элементов композиции в тексте и одновременная работа над поэтическими тропами.

→Постоянные эпитеты (сердце вещее) →метафоричный образ дороги →ведущий к победе, награде →через молитву и обращение к Богу → надежда и вера на спасение →

- метод синтеза художественной информации 

- взаимосвязь развития характера героя с миром природы.

 →Аргумент жизнь русского человека неотделимая от мира природы, поэтому язык природы раскрывает состояние человеческой души.

  С целью создания единого образа художественной тропы →метафоры, олицетворение, сравнение, передают отношение автора к героини →состояние тревоги, радость→ теплый солнечный свет.

Что является кульминацией баллады?

- (просмотр и прослушивание последней части музыкальной презентации)

- Диалог→дискуссия

- Почему автор завершает балладу счастливым концом?

-Мы строим алгоритм рассуждений-доказательств

Народная героиня→ надежда→ верность, любовь, жертвенность, способность последовать за любимым→ молитва, обращение к Богу→ дарит ей счастье, возвращает любимого, охраняет ее жизнь.

В. Г. Белинский отмечал, «что баллада «Светлана» - самая радостная». И творчество Жуковского заключалась в том, что «впервые в отечественной литературе появился образ простой чистой нравственной девушки».

- Вспомните определение баллады в европейской литературе?

→ Каким языком они писались? (прозаическим, повествовательным).

 Баллада- романтическое произведение повествовательного характера, где описывается таинственные или драматические события.

- Метод дедукции?

-Какой новый жанр создал Жуковский-романтик.

Круг Эйлера→ (сопоставление, которое дает возможность выявить новаторство баллад Жуковского.

- Вывод-обобщение —о проблеме?

- В чем заслуга В. Жуковского?

- Да, жизнь поэта можно узнать по его поэтическим произведениям, которые не только раскрывают мир героев, но и красоту счастья жизни.

- Вопрос — Рефлексия — Чем интересен Жуковский?

Что вам понравилось в балладе?

Какие жизненные уроки вы извлекли для себя и какими жизненными правилами вы будете руководствоваться?

- Домашнее задание (по выбору)

1. Выписать фольклорные элементы.

2. Выразительное чтение.

3. Письменный ответ: элементы романтизма в балладе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока истории. 11 класс.Тема: "Первая русская революция".

Зрительный ряд урока истории в 11 классе. Тема: "Первая русская революция"....

Тест "Первые русские князья"

Ппроверочный тест по теме "Первые русские князья "для учащихся 10 класса....

:"Деятельность первых русских князей"

Комбинированный урок для учащихся 10 класса с использованием ИКТ, исторических источников и презентаций, подготовленных самими учащимися...

К 100- летию Первой мировой войны. Из истории авиации. Первый русский авиатор.

Материал основан на данных историко- краеведческого музея, архивных данных и подробно рассказывает о жизненом пути Ткачева В.М....

Проверочная работа 11 класс. Первая русская революция и русско-японская война

Проверочная работа служит для проверки знаний учащихся 11 классов и способствует их постепенной подготовке к ЕГЭ...

русско-японская война и начало первой русской революции

презентция составленая мною, состоит из теоретического материала переложенного в схемы, что позволяет четко формировать знаниевые компоненты и легко усваивать материал....

Технологическая карта урока по литературе на тему: В. А. Жуковский – родоначальник русского романтизма. Счастье и судьба в балладе «Светлана»

Технологическая карта урока по литературе в 9 классе на тему: В. А. Жуковский – родоначальник русского романтизма. Счастье и судьба в балладе «Светлана»...