Рабочая программа кружка «Литературного творчества» 5-11 классы
рабочая программа по литературе на тему

Черкасова Людмила Валентиновна

Материалы по работе кружка «Литературного творчества».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Рассмотрено:                           Согласовано:                           Утверждаю:

На заседании МО                    Зав. По УВР:                           Директор школы

______/________/                   _____/________/                     ______/Голубева Л.И.

«__»______20__г.                 «__»______20__г.                  «__»_________20__г.

Рабочая программа

кружка «Литературного творчества»

5-11 классы

Программу составила:

Черкасова Л. В.

Смоленск 2012

Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана

рабочая программа.

Настоящая программа создана в полном соответствии с проектом концепции СФГОС РФ для обучающихся с ОВЗ; согласно закону ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015. Программа составлена на основе:

Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Учебного плана ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида.

Примерной программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М.Бгажноковой, допущенной Министерством образования РФ.

УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г  №2080


Цели и задачи, решаемые при реализации программы. Цели курса:

  1. Сформировать у обучающихся коммуникативно-речевые умения и навыки
    грамотного и осознанного чтения.
  2. Научить грамотно излагать свои мысли в диалогической и монологической
    речи.

3.        Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные
связи, самостоятельной работы с текстом и дополнительной литературой.

  1. Приобщать обучающихся к системе культурных и духовных ценностей
    своего Отечества.
  2. Развивать творческие способности детей.
  3. Расширять жизненный опыт школьников.
  4. Формировать у детей гражданственность и патриотизм на основе изучения
    традиций русской литературы.
  5. Формировать представление о «малой родине» посредством краеведческой
    работы.

Задачи курса:

  1. Формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного
    чтения как основы понимания художественного текста.
  2. Развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого,
    развития, формирования речи как средства общения.

3.        Воспитание   нравственных   качеств  личности,   усвоение   нравственных
ценностей,    содержащихся    в    художественном    произведении,    осмысление
нравственных понятий.

  1. Расширение    языкового    диапазона    выразительными    лексическими
    средствами.
  2. Развитие    навыков    художественного     освоения    действительности,
    наблюдательности, стремление к самовоспитанию, коммуникативных навыков.

6.        Развитие  навыков  сравнения  и стилистического  анализа,  суждения и
оценки.

7.        Обучение основам исследовательской работы.


Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая

программа.

Направленность программы - художественно-эстетическая.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом.

Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и Образовательной программой ОГБОУ СКОШИ VIII вида.

В системе школьного образования учебный предмет «Чтение» занимает особое место, т. к. процесс чтения — один из видов речевой деятельности, основу которого составляет комплекс коммуникативно-речевых умений и навыков, формируемых у учащихся в процессе всех лет обучения.

Обучение умственно отсталых учащихся чтению носит и воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

4


Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком, и количестве часов для проведения практических работ, экскурсий, проектов, и др.

На кружковую работу в 5-11 классах отводится 3 -35 часов в неделю. Занятия проходит в форме совместной деятельности учителя и обучающихся, при этом ведущая роль принадлежит учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.

Формы организации кружковой работы.

В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарно- трудовой, конструктивной; а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями), внеаудиторные формы обучения (урок в библиотеке, урок в музее и др). В процессе занятий используются следующие формы работы: индивидуальная работа, проекты, групповые занятия, исследования, конкурсы, презентации, выставки, внеаудиторные формы (занятия в библиотеке, музее, экскурсии).

Определение места и роли кружка

Кружковая работа в школе - это путь развития интересов, склонностей, способностей учащихся. Кружки представляют основу для свободного выбора интересующих видов деятельности в соответствии с потребностями в саморазвитии.

В каждом ребёнке заложены огромные творческие возможности, и чтобы их развить, нужно, как можно раньше приобщать детей к литературному творчеству, исследованию. Увлечение литературой, историей родного края, желание узнать

5


как можно больше, попробовать самому создать художественное произведение, способствуют расширению кругозора, лучшему усвоению предмета в школе, развитию творческое мышление.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Развитие компетенций происходит с учетом УУД и практических занятий.

Компетенция

Сфера проявления компетенции

Виды деятельности в составе компетенции

социокультурная

сфера   социально - культурная

определение основных жизненных целей и способов их достижения. Активная адаптация к социокультурному окружению для достижения основных жизненных целей

здоровье сберегающая

сфера   здорового образа жизни

сформированность основных установок на ведение ЗОЖ. Четкое представление плана сохранения и развития собственного здоровья и здоровья окружающих

коммуникативная

сфера общения

владение устным и письменным общением

информационная

сфера информации

владение новыми технологиями, способность оценивать информацию

учебно-познавательная

сфера          науки, искусства

способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями и навыками


компетенция

сфера

определение собственных интересов

профессионального

профориентации

в профессиональной деятельности.

самоопределения

и

Ценностное отношение к труду и

допрофессиональ

его           результатам.           Умение

ного образования

проектировать              собственную

жизненную программу, готовность к

ее реализации

Обладая данными компетентностями, обучающиеся смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению.

Учебно-тематический план по кружковой работе

Название раздела в программе

Количество часов (112 ч)

I.

История русского алфавита

28,40

II

Подготовка и проведение праздников

31,05

III.

Творчество учащихся

10.45

IV.

Школьная пушкиниана

27.05

V.

Внешкольные мероприятия

11,40

VI.

Итоги кружка

4,05


Содержание работы кружка

Название    раздела    в    программе,        содержание учебного материала.

Количество часов 112

I

История русского алфавита

28,40

1

Как человек научился писать

3,35

2

История русского языка

3,35

3

Первые книги

3,35

4

Ты и твоё имя (ономастика)

3,35

5

Путешествия по морям и океанам (топонимика)

3,35

6

О чём рассказывает календарь (этимология)

3,35

7

Устаревшие слова (историзмы, архаизмы)

3,35

8

Новые слова (неологизмы)

3,35

II

Подготовка и проведение праздников

31,05

1

День знаний

2,0

2

День города

8,05

3

День учителя

3,35

4

Лирика смоленского поэта А.В.Мишина

3,35

5

Новогодние кружево

7,10

6

Последний звонок

8,40

III

Творчество учащихся

10,45

1

Подготовка к конкурсным сочинениям

7,10

2

Знакомство с культурой других народов

3,35

IV

Школьная пушкиниана

27,05

1

Драматизация сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане...»

7,10

2

Брейн- ринг «В мире сказок» (5 кл.)

1,0

3

Литературное лото «Сказка ложь, да в ней намёк» (6 кл.)

1,0


4

КВН «На острове Буяне» (7 кл.)

1,0

5

Игра «Крестики-нолики» (8 кл.)

1,0

6

Конкурс чтецов стихов А.С.Пушкина

3,35

7

Романсы М. Глинки на слова А.Пушкина (9 и 11 кл.)

7,10

8

Экскурсия по улице Пушкина «Где эта улица?»

3,35

9

Подведение итогов

1,35

V

Внешкольные мероприятия

11,40

1

Занятия в библиотеках

3,35

2

Экскурсии

3,35

3

Посещение музеев

3,35

VI

Итоги работы кружка

4,05

Ожидаемые результаты.

За время пребывания в кружке воспитанники должны уметь:

  • правильно исполнять малые роли, выразительно читать стихи и миниатюры;
  • анализировать и контролировать возможные ошибки при исполнении;
  • выражать собственные эмоции;
  • чувствовать образ, настроение и передаваемый характер произведения;
  • работать индивидуально и коллективно;
  • творчески подходить к занятию в кружке;
  • практически показать освоенный материал;
  • эмоционально наполнять и выражать движения, жесты, позы.

-        писать небольшие работы творческого характера.

Знания и умения, полученные в литературном кружке, помогут учащимся успешно участвовать в мероприятиях и концертах, свободно общаться со сверстниками и взрослыми людьми.

ОТЧЁТ О РАБОТЕ КРУЖКА литературное творчество 2013/2014

  1. ФИО руководителя.

       Черкасова Л.В.                                                                             ________

  1. Задачи деятельности кружка на год:

- развитие творческих способностей детей, самостоятельной творческой деятельности, специальных литературно-творческих способностей.________

-обогащение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую сферу.______________________

- формирование представлений о «малой Родине» посредством краеведческой работы.______________________________________________

  1. Количество часов по программе 136  Проведено  134  .
  2. Расписание:   вторник, пятница.______________________________________
  3. Количество занятий в неделю  2   Продолжительность  2  .
  4. Организовано общешкольных (городских, областных, региональных) мероприятий.

дата

название мероприятия

количество участников

результат

10.09.

Подготовка сочинений «Мой любимый уголок Смоленска».

26

12 сочинений опубликовано в «СТН».

22.10.

Знакомство с творчеством смоленского поэта Мишина А.В.

26

Фотоочёт, экскурсия.

12.11.-25.12.

Школьная пушкиниана.

2-4 классы

5-11 классы

Викторины, поделки, инсценировки.

08.05.

Подготовка сочинений «Я горжусь тобой, мой прадед!».

14

Публикация в «СТН» - 6 сочинений.

16.05.

Подготовка сочинений «Чему научила меня школа».

26+12 родителей

Оформлена книга отзывов, публикация в «СТН» - 7 сочинений.

  1. Краткий самоанализ и самооценка деятельности:

члены кружка научились выразительно читать стихи, выражать эмоции, выражать эмоции героев, правильно исполнять небольшие роли. Учащиеся научились писать мини-сочинения. Они активно сотрудничают с библиотеками; научились коллективной работе._______________________

  1. Планируется ли работа данного кружка в следующем году? Если ДА, то, в каких классах?      Да, в 5-11 классах                                                   _________

ОТЧЁТ О РАБОТЕ КРУЖКА  за 2014-2015 учебный год.

Название кружка Литературное творчество.

Ф.И.О. руководителя Черкасова Л.В.

Цели кружка: развитие творческих способностей учащихся.

Задачи деятельности кружка: развивать самостоятельною творческую деятельность; вовлекать в соответствующую интересам детей творческую среду; обогащать жизненный опыт; формировать представление о «малой родине» посредством краеведческой работы.

Количество часов по программе   136   проведено   136  .

Расписание работы кружка

день недели

время работы

вторник

2 часа

четверг

2 часа

Методы проведения занятий: работа в библиотеках, выпуск стенгазет, макет книг, составление словарей, интеллектуальные игры, подготовка спектаклей, написание сочинений, работа с историческими документами, посещение театров._________________________________________________________

Ожидаемые результаты: участие в областных специализированных конкурсах; развитие творческих способностей (сочинения, сказки); умение работать в библиотеке, со справочной литературой; становление гражданской позиции.________________________________________________________

Краткий самоанализ и самооценка деятельности:

члены кружка смогли развить свои творческие литературные способности (написание сочинений, рассказов, сказок, стихов);_______________________

дети научились высказывать свои эмоции и эмоции литературных героев;___

учащиеся с удовольствием выступают перед одноклассниками и на различных конкурсах;_______________________________________________

сотрудничество с театром способствовало расширению кругозора детей.____

Участие кружка в общешкольных, городских, областных, региональных мероприятиях:

дата

название мероприятия

количество участников

результат

27.11.2014-19.02.2015

Школьная пушкиниана.

35

Викторины, поделки, видеофильм.

10.03.2015-02.04.2015

Подготовка и написание конкурсных сочинений «След войны в моей семье».

30

Газета «Наша торговая марка»

19.05.2015

Подготовка и участие в городском конкурсе чтецов (стихов) в рамках «Киномая».

5

Дипломы участников

12.05.2015

Городской заочный экологический конкурс «Экология. Творчество. Дети.».

Грамота

29.05.2016

Областной заочный экологический конкурс «Зеркало природы».

2

Грамота

Планируется ли работа данного кружка в следующем учебном году? С каким контингентом обучающихся и воспитанников.

В рамках внеурочной деятельности____________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи на новый учебный год_______________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________/ Л.В. Черкасова

Анализ деятельности кружка

за I полугодие 2011-2012 учебного года

  1. Название кружка Литературное творчество_______________________
  2. Ф.И.О. руководителя Черкасова Л.В.____________________________
  3. Количество воспитанников в кружке. В том числе:
  • Учащиеся 1-4 классов ___________________________________
  • Учащиеся 5-9 классов               21__________________________
  • Дети «группы риска»              1____________________________
  1. Направления работы кружка:

История русского алфавита; внешкольные мероприятия; праздники, инсценировки; презентация; творчество учащихся.__________________

  1. Цели:

Компенсация и коррекция недостатков познавательной активности учащихся; становление основ гражданской идентичности; духовно-нравственное развитие и воспитание; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.______________________________

  1. Формы работы: работы со справочной литературой, уроки в библиотеке, литмонтаж, игры, спектакли, экскурсии, творческие работы, презентация.________________________________________
  2. Итоги работы:

  • Участие в массовых мероприятиях:

Уровень

Количество мероприятий

Мероприятие

Количество воспитанников кружка

Школа-интернат

4

День города.

Торжественная линейка.

Весёлый урок лирика А. Мишина

21

16

14

Городские

1

Спектакль «Всё наоборот»

Спектакль «Как поссорились отметки»

8

областные

-

10

  • Достижения кружка на уровне:

Уровень

Количество участников

Мероприятие

Результат

Школа-интернат

21

Новогоднее кружево

Школьный праздник, сладкие призы

Городские

областные

Анализ деятельности кружка

за 2011-2012 учебный год

  1. Название кружка Литературное творчество_______________________
  2. Ф.И.О. руководителя Черкасова Л.В.____________________________
  3. Количество воспитанников в кружке. В том числе:
  • Учащиеся 1-4 классов ___________________________________
  • Учащиеся 5-9 классов               30__________________________
  • Дети «группы риска»              5____________________________
  1. Направления работы кружка:

История русского алфавита; внешкольные мероприятия; праздники, инсценировки; презентация; творчество учащихся.__________________

  1. Цели:

Компенсация и коррекция недостатков познавательной активности учащихся; становление основ гражданской идентичности; духовно-нравственное развитие и воспитание; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.______________________________

  1. Формы работы: работы со справочной литературой, уроки в библиотеке, литмонтаж, игры, спектакли, экскурсии, творческие работы, презентация.________________________________________
  2. Итоги работы:

  • Участие в массовых мероприятиях:

Уровень

Количество мероприятий

Мероприятие

Количество воспитанников кружка

Школа-интернат

8

День города.

Торжественная линейка.

Весёлый урок лирика А. Мишина

29

Городские

2

Спектакль «Всё наоборот»

Спектакль «Как поссорились отметки»

16

областные

2

12

  • Достижения кружка на уровне:

Уровень

Количество участников

Мероприятие

Результат

Школа-интернат

10

Сочинения + спектакль

Грамоты

Городские

7

Сочинения

Грамоты

Областные + всесоюзные

4

Сочинения

Дипломы (2 место)

Анализ деятельности кружка

за 2012-2013 учебный год

  1. Название кружка Литературное творчество_______________________
  2. Ф.И.О. руководителя Черкасова Л.В.____________________________
  3. Количество воспитанников в кружке. В том числе:
  • Учащиеся 1-4 классов ___________________________________
  • Учащиеся 5-9 классов               29__________________________
  • Дети «группы риска»              1____________________________
  1. Направления работы кружка:

История русского алфавита; внешкольные мероприятия; праздники, инсценировки; презентация; творчество учащихся.__________________

  1. Цели:

Компенсация и коррекция недостатков познавательной активности учащихся; становление основ гражданской идентичности; духовно-нравственное развитие и воспитание; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.______________________________

  1. Формы работы: работы со справочной литературой, уроки в библиотеке, литмонтаж, игры, спектакли, экскурсии, творческие работы, презентация.________________________________________
  2. Итоги работы:

  • Участие в массовых мероприятиях:

Уровень

Количество мероприятий

Мероприятие

Количество воспитанников кружка

Школа-интернат

10

День города.

Торжественная линейка.

Весёлый урок лирика А. Мишина

30

Городские

3

Спектакль «Всё наоборот»

Спектакль «Как поссорились отметки»

5

областные

2

2

  • Достижения кружка на уровне:

Уровень

Количество участников

Мероприятие

Результат

Школа-интернат

29

Призы

Городские

5

Областные

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Литературная мастерская"

Занятия кружка ориентированы для разновозрастных групп – от 9 до 16 лет.Программа способствует расширению кругозора учащихся, развитию их литературных способностей, помогает выявить одаренных детей и ...

Рабочая программа кружка "Литературно-художественная мастерская"

Кружок "Литературно-художественная мастерская"...

Рабочая программа кружка "Литературно-художественная мастерская"

Кружок "Литературно-художественная мастерская"...

Программа кружка «Литературное творчество»

Программа кружка «Литературное творчество»...

Программа кружка «Литературное творчество»

Программа кружка «Литературное творчество» 35 часов Пояснительная записка Цель работы кружка заключается в совершенствовании и развитии навыков содержательной, правильной, выразительной, воз...

Рабочая программа кружка «Художественное творчество» 5 - 6 класс

Рабочая программа кружка «Художественное творчество» 5 - 6 класс...