Подготовка к сочинению по роману И.А.Гончарова «Обломов» в формате итогового сочинения.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Брушкова Елена Георгиевна

Конспект урока можно использовать для подготовки учащихся к написанию итогового сочинения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе

Учитель Е.Г.Брушкова

Тема: Подготовка к сочинению по роману И.А.Гончарова «Обломов» в формате итогового сочинения.

Цель  урока:

  • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений писать сочинение по изученному произведению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию итогового сочинения.

Тип урока: комбинированный урок.

Задачи урока:

  • Познавательная: изучить требования к написанию итогового сочинения;
  • Развивающая: переносить ранее полученные  знания о создании сочинений в новую ситуацию написания сочинения по изученному произведению в формат итогового сочинения;
  • Воспитательная: воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность учащихся.

Средства обучения:

  1. Раздаточный материал для учащихся:
  • критерии оценивания итогового сочинения;
  • примеры сочинений учащихся 10 класса по роману И.А.Гончарова «Обломов»;
  • памятки с ссылками на ЭОР «Готовясь к сочинению…».

Ход урока

Перед началом работы учитель проговаривает условия совместной работы, правила оформления записей по материалам урочной деятельности, создает настрой на работу во время урока, знакомит с системой оценивания деятельности учащихся.

  1. Начало мастерской (индуктор)

На доске учитель пишет слово «Сочинение» при этом говорит о значении слова по словарям:

Википедия

  • действие по значению гл. сочинятьсозданиевыдумывание литературного текста или музыкального произведения 
  • результат такого действия, выдумка, литературное или музыкальное произведение, созданное кем-либо 
  • вид ученической работы в школах, заключающийся в письменном изложении мыслей ученика на заданную или свободную тему 

Словарь русских синонимов

творение, выдумка, труд, диссертация, трактат, импровизация, произведение, плод вдохновения, плод трудов,  составление, кропание, создание, писание, работа, состряпывание, слагание, фантазирование, пописывание, выдумывание, описание, россказни, написание.

-Не правда ли, что все услышанное вами – не новость. Вы все это знали.

Вот сегодня на уроке мы будем вместе создавать очень нужный результат нашей работы, который пока не буду озвучивать, сохраню в тайне.

        Мы должны родить новое содержание, новый продукт здесь и сейчас. Готовы?

Первым нашим шагом будет следующее задание:

  1. Самоконструкция

-Запишите у себя в тетради ряд слов, которые рождаются у вас только у вас, когда вы  слышите «СОЧИНЕНИЕ», ассоциации.  Нам все это очень-очень пригодится.

  1. Социализация

-Озвучьте, что у вас получилось (учащиеся друг за другом называют записанное, все остальные дописывают то, чего у них в тетрадях не хватает).

Учитель вслед за учащимися делает записи на доске.

Вы совершенно правы. Вы продемонстрировали хорошие знания техники написания сочинения.

 

  1. Разрыв

-Сегодня мы с вами являемся свидетелями процесса снижения уровня читательской культуры наших современников. Возможно, вы об этой проблеме знаете со слов взрослых, а кто-то из личных наблюдений. Согласитесь, что уровень читательской культуры недостаточно высок. Государство в лице Президента обеспокоено сложившейся ситуацией и пытается найти способы для ее изменения в лучшую сторону. Так в РФ с 2014года для будущих выпускников школ было введено итоговое сочинение как форма допуска к прохождению итоговой аттестации. В скором времени и вам предстоит пройти испытание ИТОГОВЫМ СОЧИНЕНИЕМ.

-Как написать его, чтобы получить «зачет» и быть допущенным к сдаче ЕГЭ? 

-Итак, это главный вопрос, на который нам нужно сегодня найти ответ.

-Делимся на 3 (4) группы по 5 человек, в каждой группе распределяем роли:

  • 1уч-ся озвучивает решение группы
  • 1уч-ся следит за временем выполнения заданий и временем  поиска верных путей
  • все остальные уч-ся делают записи в тетради
  • предлагает порядок ответа групп.

Задание для групп (Приложение 1):

№1

-ознакомиться с критериями – требованиями написания итогового сочинения. В тетради должен появиться главный результат нашего урока – правила, памятка, руководство к успешному написанию итогового сочинения. Времени на выполнение этого задания 7-10мин.

  1. Социализация (по итогам выполнения 1 задания)

-Прочитайте, что у вас получилось. Озвучьте ваши правила. Начинает 1-я, затем 2-я и т.д. Участники остальных групп внимательно слушают и делают записи в тетради.

-Спасибо, вы хорошо справились с заданием.

-А сейчас разделитесь на микро группы по 2-3 человека,  вам предстоит провести экспертизу ученических сочинений с точки зрения соответствия их требованиям итогового сочинения. Времени на выполнение этого задания 10-15мин. За временем следит Истомин А.

№2

-прочитайте предложенные сочинения, отметьте положительные стороны, сделайте вывод о соответствии/несоответствии работ требованиям итогового сочинения. Аргументируйте свой ответ. Не забываем о главном результате нашего урока.

  1. Социализация (по итогам выполнения 2 задания)

-Прочитайте, что у вас получилось.

  1. Разрыв

-Вернитесь к тем записям - знаниям, что вы  высказывали в начале урока о сочинении, сравните то, что вы знали о сочинении до сегодняшнего урока, с тем, что узнали в ходе урока. Какие  открытия вы совершили?  

  1. Рефлексия.

-Завершая работу, предлагаю озвучить главный продукт нашего урока, над которым мы с вами трудились. (Учащиеся зачитывают правила, памятку, руководство к успешному написанию итогового сочинения).

-Спасибо!  Безусловно, если вы будете следовать озвученным правилам написания сочинения, вы будете успешны на ИС. Успехов вам и удачи.

Оценивание деятельности учащихся.

Д/З: написать сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов» в формате ИС, выбрав одну из понравившихся тем (Приложение2). Для успешной работы предлагаю воспользоваться интернет-ресурсами, указанными в памятке (Приложение3).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов". Тема: «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

Данный урок позволяет продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. Основная цель которого: .Изменить первоначальное нег...

План урока литературы в 10 классе "Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова "Обломов".

В плане перечислены темы творческих работ, рассчитанные на разные возможности и способности учащихся. дан подробный план к сочинению "Обломов и Штольц" (сравнительная характеристика героев)....

Конспект урока по теме «Илья Ильич Обломов…Кто он?» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Данный урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникационной технологии....

Итоговый урок по роману И.С.Гончарова "Обломов"

презентация+ игра "Умники и Умницы"+тест...

Итоговый тест по роману И. А. Гончарова "Обломов", 10 класс

Итоговый тест по роману И. А. Гончарова "Обломов", 10 класс...

Итоговый тест по роману И. А. Гончарова «Обломов»

Итоговый тест по роману И. А. Гончарова «Обломов»...