ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Яркеева Юлия Николаевна
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы является необходимым в условиях современной действительности, учитель учитывает индивидуальные особенности учащихся и умеет подобрать для них наиболее оптимальные методы, формы и приемы учебной деятельности с тем, чтобы уровень успешности школьников постоянно повышался. Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на здоровье учащихся, микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации, сводит к минимуму учебный стресс, дети реже болеют и с удовольствием посещают уроки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Автор: Ю.Н. Яркеева

учитель русского языка и литературы

ГБОУ лицей Выборгского района Санкт-Петербурга

Проблема ухудшения здоровья школьников в последнее время стала объектом пристального внимания медиков, педагогов, родителей. Что же происходит? Почему здоровье подрастающего поколения так стремительно ухудшается? Болезни, свойственные ранее лишь людям старшего возраста, стремительно «помолодели». Исследования показывают, что около 30% детей, поступающих в школу, имеют различные отклонения в состоянии здоровья, что за время учёбы в школе у ребёнка ухудшается здоровье, к концу учёбы снижается зрение, нарушается осанка и т.д.

Поэтому именно учреждениям системы образования отводится важная роль в вопросах формирования здорового гражданина, профилактики и сохранения здоровья подрастающего поколения.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы, включающим помимо предметных, метапредметных, личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  • принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  • бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.

В системе школьных предметов ведущее место занимают предметы гуманитарного цикла, а именно русский язык и литература. Русскому языку, как государственному языку Российской Федерации отводится ведущее место в системе учебных предметов. Предметы русский язык и литература изучаются все 11 лет, именно на уроках словесности учащиеся проводят большую часть учебного времени. Следовательно, учителя русского языка и литературы на своих уроках имеют возможности для формирования здоровых привычек школьников, и, собственно, здорового школьника.

Специфика предметов гуманитарного цикла позволяет проводить разнообразные нестандартные уроки, на которых обучающиеся не только осваивают программу, но и формируют основы здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии может и должен применять на уроках каждый учитель.

Целью и задачами своей работы как учителя в рамках здоровьесберегающих технологий я вижу:

  1. Создание комфортных условий для учебы, благоприятного психологического фона на уроке, чтобы уроки русского языка и литературы, а также внеклассные мероприятия по предмету рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияли на их здоровье;
  2. Создание условий для самовыражения учащихся;
  3. Инициацию разнообразных видов деятельности;
  4. Предупреждение гиподинамии;
  5. Формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Ожидаемые  результаты проводимой работы:

  1. формирование осознанного отношения учащихся и их родителей к здоровью ребенка как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
  2. внедрение оптимального режима учебной деятельности и отдыха детей.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: игровая, исследовательская, проектная, ИКТ, личностно-ориентированная.

Помимо соблюдения критериев здоровьесберегающего урока, таких как: обязательное соблюдения норм СанПиНа; частой смены видов учебной деятельности; выбора на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, провожу нестандартные уроки. Например, школьники всех возрастов обожают урок под названием «Ученье с печеньем», на котором осуществляется стандартный учебный процесс, но во время урока ребята пьют чай с различными сладостями. Дети тщательно готовятся к такому уроку, так как, несмотря на то, что рядом стоит кружка с любимым чаем, фронтальный опрос, работу с текстом, работу в парах никто не отменял. Особенно успешно проходят «Ученье с печеньем» на уроках литературы – все любят читать, уютно устроившись и держа в руках чашечку ароматного чая. На уроках-чаепитиях ребята осознают, что учёба может быть приятной, интересной и «вкусной». Всё это способствует снятию психологического напряжения, улучшается настроение и повышается мотивация к учебному труду.

Замечательные возможности для проведения по-настоящему «здоровых» уроков открывает Петербург. Культурная столица России изобилует музеями, большое место среди которых занимают дома-музеи, музеи-усадьбы, обладающие уникальными садами и парками. Например, уже традиционными для меня и моих ребят стали посещения Музея-усадьбы русского поэта Г.Р. Державина. Этот музей является уникальным мемориальным объектом, воссозданным в 2003–2011 годах. Городская усадьба поэта, помимо особняка, в котором Державин жил с 1791 по 1816 год, и Домашнего театра, включает несколько корпусов, Оранжерею и Усадебный сад. Особенно красив этот сад осенью. Огромное удовольствие от прогулок, сопровождаемых неторопливыми рассказами сотрудника музея-усадьбы, получают ребята. Удивительное умиротворение, релаксация и вдохновение остаются надолго.

Также любимы детьми прогулки по дворику Музея-квартиры великого русского поэта, писателя и прозаика А. С. Пушкина. Казалось бы, центр города – шумный, быстрый, напряженный, как и жизнь современного человека, в том числе и маленького. Но как только ты попадаешь во двор знаменитого дома на Мойке 12, весь шум и напряжение куда-то исчезают, ты как будто оказываешься в другом мире – мире русской классической литературы, неторопливой и величественной. Самое главное, Музей-квартира поэта предлагает различные программы для школьников разного возраста, поэтому есть возможность неоднократного посещения музея с одним и тем же классом.  

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы является необходимым в условиях современной действительности, учитель  учитывает индивидуальные особенности учащихся и умеет подобрать для них наиболее оптимальные методы, формы и приемы учебной деятельности с тем, чтобы уровень успешности школьников постоянно повышался. Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на здоровье учащихся, микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации, сводит к минимуму учебный стресс, дети реже болеют и с удовольствием посещают уроки.

Если научить детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеяться на то, что будущее поколение будет более здоровым, развитым не только личностно, духовно, но и физически.

Литература

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
  2. Сайт Всероссийского музея А.С. Пушкина: http://www.museumpushkin.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...

Выступление на заседании ШМО "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы.

Данный материал содержит рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. Включает в себя примерные задания , виды работ на уроке, методические рекоменд...