Презентация к уроку литературы в 9 классе
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Гудкова Надежда Владимировна

Развитие оды как жанра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oda_-_ot_grech.pptx91.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оды М. В. Ломоносова ОДА – (от греч. ПЕСНЬ) - жанр лирической поэзии; стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события.

Слайд 2

Из истории жанра Жанр возник в античности, сначала представляя собой песнь с широким лирическим содержанием. В русской теории классицизма ода осознаётся как жанр героической, гражданской лирики с обязательным «высоким» содержанием и торжественным «возвышенным» стилем выражения.

Слайд 3

М. Ломоносов написал 20 больших по объёму од. Они положили начало ангажированной поэзии, поэзии заказной, поэзии государственного служения. Монархов воспевали, потому что они олицетворяли государство, героев – потому что они государству служили, географические просторы – потому что они свидетельствовали о могуществе государства, мир – потому что он способствовал процветанию государства.

Слайд 4

Идеалом М. Ломоносова была просвещённая монархия, идеология которой сложилась в Западной Европе в эпоху абсолютизма на рубеже 17-18 веков, а идеальным героем – Пётр I .

Слайд 5

Русская действительность середины 18 века резко противоречила идеологии Ломоносовских од; императрица Елизавета Петровна слишком не была похожа на своего отца. Но высокий пафос од на дни рождения, восшествия на престол, на победы русского оружия не слабел.

Слайд 6

Ломоносовская ода оказала мощное воздействие на движение поэзии. Она стал образцом для русских одописцев второй половины 18 века и даже начала 19 века. Потом на 100 лет её традиция прервалась, затем неожиданно воскресла в творчестве В. Маяковского конца 1910 – 1920 годов, когда после Октябрьской революции вновь настало время поэзии «социального заказа», потребовалось воспевание идеи государства как высшей меры всех вещей, просвещённого абсолютизма.

Слайд 7

Ода М. Ломоносова«На день восшествия…» «В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям собственной жизни радуется, не об них сетует, он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родного края, межует перуны в сопостатов , блажит праведника, клянет изверга.» В.К. Кюхельбекер

Слайд 8

Ода написана на день восшествия на престол Елизаветы Петровны. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения императрицы. Но эта ода была написана ещё по одному конкретному поводу: Российской академии наук был «дарован» Новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.

Слайд 9

Настроение и интонация оды – патриотический восторг, призыв. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. По мнению Ломоносова, ямб усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует выражению мысли.

Слайд 10

Идейно-композиционный план оды Картины мирной жизни Восхваление Елизаветы (за что прославляет поэт императрицу?) Гимн Петру ( каково отношение поэта к Петру? Что ставится ему в заслугу?) Описание безграничных просторов и богатств России Обращение к молодёжи – овладевать науками

Слайд 11

Главная тема оды – Россия, её процветание. Своеобразным вступлением к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины». Мир – основное условие и для успехов просвещения. Так подходит Ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды.

Слайд 12

Ода М. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величии…» Для Ломоносова природа – это одушевлённое проявление Божьего могущества. Тайны природы – это Божьи тайны, раскрыть которые до конца для человеческого ума невозможно. Авторское «я» -воплощение дерзостного порыва пытливо постичь созданное творцом.

Слайд 13

Своеобразие оды в том, что Ломоносов понимал одический жанр очень широко. Предметом оды становилось всё, что возжигало душу высоким пламенем. – воинская доблесть и победы русского оружия, мудрость и добродетели царей, загадочная красота природы, грандиозность и непостижимость Божьего замысла, величие Творца. Поэтому и возникли наряду с гражданскими и публицистическими религиозно-философские духовные оды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

Презентация к уроку литературы, 10 класс, тема "М.Ю.Лермонтов"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?"

Данная презентация содержит вопросы для анализа стихотворения "Пророк", аудиозапись стихотворения....

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Презентация к уроку литературы .11 класс."Е.Замятин.Роман"Мы"

Презентация содержит текстовой и фотографический материал к уроку литературы по творчеству Е.Замятина .Состоит из слайдов по биографии и слайдов по изучению романа "Мы"...

Презентация к уроку литературы. 11 класс. "Слово о Б.Лавреневе""

Презентация содержит материал по биографии и творчеству  Б.Лавренева...

А.Н.Островский. Презентация к урокам литературы в классах с углублённым изучением предмета.

А.Н.Островский и его творчество в данных материалах представлено презентациями, текстовым и наглядным материалами с использованием видео, музыкального оформления, привлечением интернет-ресурсов и отде...