Материалы для подготовки к ЕГЭ по литературе.
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе по теме

Шабанова Татьяна Дмитриевна

Материал по темам: "Литературные роды", "Художественное время и пространство", "Основные виды тропов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnye_rody.docx15.6 КБ
Файл hudozhestvennoe_vremya_i_prostranstvo.docx14.62 КБ
Файл osnovnye_vidy_tropov.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Литературные роды.  Жанры литературы

Литературные роды – группа жанров, объединенных сходными структурными признаками

Эпос

Лирика

Драма

- объективно отображается человеческая личность;

- повествуется о событиях, происходящих в определённое время в определённом пространстве;

- текст имеет описательно-повествовательную структуру

- изображается внутренний мир человека, мысли, переживания4

- внешняя жизнь подаётся субъективно, через восприятие лирического героя;

- имеет особую языковую организацию (рифма, ритм, размер)

- изображаются герои в действиях, столкновениях, конфликтах;

- структура речи определяется монологами, диалогами, ремарками4

- произведение предназначено для исполнения на сцене

Эпические жанры

Роман – эпопея – широкомасштабное произведение, включающее военные исторические события

Л.Н.Толстой «Война и мир», М.А.Шолохов «Тихий Дон»

Роман-  многолинейность сюжета, многопроблемность, разнообразие внутренних и внешних конфликтов. Характеры показаны в развитии на протяжении длительного времени

И.С.Тургенев «Отцы и дети», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Повесть – среднее между рассказом и романом по количеству действующих лиц и событий.  События даны последовательно

А.И.Куприн «Олеся», И.С.Тургенев «Ася»

Рассказ – небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. Как правило, решается одна проблема и описывается одно событие

А.П.Чехов «Человек в футляре», И.А.Бунин «Чистый понедельник»

Лирические жанры

Ода – ведущий жанр классицизма. Стихотворение воспевает государственные или исторические события и героев, отличается торжественностью стиля и высокой лексикой

Оды М.В. Ломоносова, Г.Р.Державин «Фелица»

Элегия – стихотворение грустного, печального характера, выражающее философские размышления о жизни  и человеке. Преобладают мотивы личных переживаний

 В.А.Жуковский «Сельское кладбище», А.С.Пушкин «Я вас любил…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла»

Сонет -  лирическое стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы: два катрена (четверостишия), и две терцины (трёхстишия)

А.С.Пушкин «Мадонна», сонеты Ф.Петрарки, У.Шекспира

Послание -  стихотворное письмо, обращённое к одному лицу или группе лиц. По содержанию бывают, лирическими, любов ными, дружескими, сатирическими и т. д.

А.А. Пушкин «К Пущину», М.Ю.Лермонтов «Валерик»

Эпиграмма – сатирическое стихотворение, краткое и остроумное, высмеивающее определённое лицо или явление

А.С.Пушкин «Графу Воронцову»

Лиро-эпические жанры

Баллада -  рассказ в стихах на историческую тему или легенда с напряжённым сюжетом

В.А.Жуковский «Светлана», А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Поэма -  стихотворное многоплановое произведение с детальным изображением событий, продолжительным временем действия, лирическими отступлениями

Н.В.Гоголь «Мёртвые души», А.С.Пушкин «Медный всадник»

Роман в стихах – жанровые особенности романа и лирические отступления создают образ лирического героя

А. С.Пушкин «Евгений Онегин»

Драматические жанры

Комедия – вид драмы, в котором персонажи, события и сюжет вызывают смех и проникнуты комическим. Задачи комедии – осмеять отрицательные явления действительности, а также развлечь зрителя. Комедия может быть высокой (А.С.Грибоедов «Горе от ума»), лирической  (А.П.Чехов «Вишнёвый сад»), сатирической Мольер «Мещанин во дворянстве»

Д.И.Фонвизен «Недоросль», Н.В.Гоголь «Ревизор»

Трагедия - вид драмы. В основе сюжета – неразрешимый конфликт, вызывающий страдания и гибель героя

А.С.Пушкин «Борис Годунов», У.Шекспир «Ромео и Джульетта»

Драма -  соединяет трагическое и комическое. Конфликт острый, но разрешимый. Судьба главного героя и развязка могут иметь разные формы. Драма не высмеивает людей, а показывает их на фоне общества

А.Н.Островский «Гроза», А.П.Чехов «Три сестры»



Предварительный просмотр:

Художественное время и пространство

Время – одна из форм (наряду с пространством) бытия и мышления.

  • Время реальное отличается от изображаемого в произведении.
  • Автор может умышленно акцентировать внимание на времени или, напротив, не выделять его.
  • Время может быть выражено с помощью даты (абсолютной или относительной), указания длительности событий и диалогов героев: В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер… (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»); «разговор продолжался полчаса»
  • Время может быть «растянуто», «замедлено», «свёрнуто» до ремарки («прошло полгода» или остановлено (для лирических отступлений»).
  • Временная организация повествования всегда значима (нарушение хронологии в «Герое нашего времени» Лермонтова, хаотизация датировки заметок в «Записках сумасшедшего» Гоголя).

Типология художественного времени

  • Объективное (эпическое)-  реальное.
  • Субъективное (лирическое) – индивидуальное восприятие времени героем, зависящее от его эмоционального состояния (время может тянуться, стремительно лететь и т.п.).
  • Прерывистое – авторская отсылка к ранее оговорённому с помощью слов «уже упоминалось…», «читатель помнит, что.. »); забегание автора вперёд  «через несколько дней окажется, что..».
  • Непрерывное – последовательное.
  • Мифологическое..
  • Историческое.
  • Утопическое.

Пространство  - одна из форм (наряду со временем) бытия и мышления. Это место, в котором размещаются персонажи и совершается действие.

  • Особое место в русской литературе занимает пространство Петербурга ( тв-во Пушкина, Гоголя, Достоевского и др.).
  • Важными в характеристике пространства оказываются пороговые ситуации (н-р, поведение Раскольникова на лестницах, мостах, в коридорах).
  • Пространство:  
  • Замкнутое:  комната Раскольникова.
  • Разомкнутое: небо над Андреем Болконским в «Войне и мире» Л.Н.Толстого, берег реки в эпилоге «Преступления и наказания» Достоевского.
  • Реальное – сцены битв в «Войне и мире».
  • Условное – сон Обломова в романе «Обломов».
  • Сжатое
  • Объёмное

Произведение вне времени и пространства не существует.



Предварительный просмотр:

Основные виды тропов

Эпитет

     Эпи́тет (от древнегреческого πίθετον — «приложенное») — определение при существительном, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь), реже глаголом («желание забыться»).

    Эпитет приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову(выражению) обрести красочность, насыщенность.

     Эпитет – это образное определение, выражающее эмоциональное отношение автора к объекту изображения.

     Пример: Серебряная седина, изумрудный лес, золотое солнце.

 

Метафора

     Мета́фора (от древнегреческого μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — троп, использующий название одного объекта для описания другого объекта, перенесение смысла с одного на другое. В основе метафоры – перенос свойств одного объекта на другой.

     Нас окружает огромное количество бытовых метафор: ножи стула или стола, горлышко бутылки, спинка кресла. У стола и стулья нет ног, но их опора так похожа на человеческие ноги, что мы присвоили им уменьшительно-ласкательное название «ножки». У бутылки нет горлышка, но мы зовем его так по аналогии с длинной человеческой шеей, горловиной. В основе метафоры «спинка кресла» - лежит идея ее схожести с прямой спиной человека.

     И так можно продолжать до бесконечности: солнце садится, море бушует, ветер свистит.

     Метафору легко можно образовать из эпитета: серебряная седина – серебро седины, изумрудный лес – изумруд леса, золотое солнце – золото солнца.

     Метафору смело можно назвать самым излюбленным тропом большинства авторов. Метафоричность вообще лежит в основе писательского труда. Поэтому есть смысл уделить время изучению метафоры, а также ее разновидностей: метонимии и синекдохи.

 

Метони́мия (от древнегреческого μετονυμία — «переименование», от μετά — «над» и νομα/νυμα — «имя») —словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет или явление, находящийся в той или иной  связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Связь между словами может быть количественной, пространственной, временной и т. п. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении.

     Если метафора – перенос по сходству, то метонимия – перенос по «смежности». Метонимия выделяет в предмете, объекте или явлении свойство, которое по своему характеру способно заместить все остальные. Это может быть:

  • часть вместо целого: «все флаги в гости будут к нам» (слово «флаги» используется вместо «стран»)
  • представитель класса вместо всего класса: «ходили в Станиславского»
  • вместилище вместо содержимого: «Я три тарелки съел», «Я пять стаканов выпил», «Театр рукоплескал»
  • содержимое вместо вместилища: «висок отпустило»

 

     Сине́кдоха (от древнегреческого συνεκδοχή) - разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: «я все рвусь в писатели» (здесь употреблено множественное число вместо единственного), «покупатель пошел требовательный» (в этом примере наоборот – единственное число заменяет множественное), «отогреюсь в своем углу» (употреблено слово «угол» в значении «родной дом» - то есть часть вместо целого),

 

 

Гипербола

Гипе́рбола (от древнегреческог. περβολή «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли, например «я говорила тебе про это сто тысяч раз» или «да туда и за три года не доедешь».

     Гипербола – преувеличение.

     Преувеличение может быть выражено одним словом (любовища у Маяковского) и фразой или словосочетанием («На меня наставлен сумрак ночи/Тысячью биноклей на оси»).

 

Литота

Лито́та (от древнегреческог λιτότης — простота, малость, умеренность) — изобразительно-выразительное средство, имеющее значение преуменьшения или смягчения. Например: «Слон размером с кошку».

Литота – преуменьшение. Так же, как и гипербола, может быть выражена одним словом (любёнок у Маяковского) и целой фразой («Жизнь человека — один миг»).

 

Сравнение

Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Сравнение, казалось бы, самый простой вид тропов, и выявить его, на первый взгляд, довольно просто, одно помимо привычного нам сравнения, в основе которого лежит сравнительный оборот, существуют более мудреные, сложные виды сравнений, которые подчас путаются с метафорами.

Виды сравнений:

  1. Сравнения в виде сравнительного оборота, образованного при помощи союзов как, будто, словно, точно: «Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как черт», «Прошла, словно тень промелькнула», «Она точно птица».
  2. Бессоюзные сравнения — в виде предложения с составным именным сказуемым: «Мой дом — моя крепость», «мои года – мое богатство».
  3. Сравнения, образованные при помощи существительного в творительном падеже: «он ходит гоголем», «юность птицей пролетела», «закат пылал костром багряным», «Гзак бежит серым волком».
  4. Отрицающие сравнения: «Попытка — не пытка».

 

Олицетворение

Олицетворение (персонификация) — перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Олицетворение часто путают с метафорой, поскольку подчас в основе олицетворения лежат бытовые метафоры. По этому поводу в некоторых заданиях к ЕГЭ по литературе, в которых нужно назвать вид тропа, допускается двоякость ответа: метафора или олицетворение.

…Рассказать, что солнце встало, что оно, что оно горячим светом по листам затрепетало – вся фраза целиком являет собой олицетворение.

Дремлет лес, расправил свои могучие плечи сосновый бор и храпит во сне, сотрясаясь снеговыми шапками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочные материалы для подготовки к ГИА по литературе в 9 классе (литературоведческие термины и понятия в соответствии с требованиями кодификатора)

Данный материал позволяет качественно подготовить учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по литературе, включает в себя все необходимые для этого литературоведческие понятия и термины....

методические материалы для подготовки к ЕГЭ по литературе

таблицы и теоретический материал по литературе для самоподготовки учащихся к экзамену...

Материалы для подготовки к экзамену по литературе. 9 класс

Эти материалы подобраны и обработаны учителем  совместно с  учениками при подготовке к ГИА  по литературе в 2012-2013 учебном году. Возможно, они помогут ещё кому-то. Результатом были о...

Материалы для подготовки к олимпиаде по литературе

Материалы для подготовки к олимпиаде по литературе...

Материалы для подготовки к олимпиаде по литературе

Образцы вступлений для анализа стихотворения...