Поэзия Серебряного века. Символизм
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

Козырева Мария Юрьевна

В презентации представлен материал для проведения урока по символизму. Декаденство, представители символизма, философская основа, особенности поэтики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poeziya_serebryanogo_veka.pptx1.66 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА Символизм Презентация Козыревой М.Ю., учителя русского языка и литературы ГБОУ Школа №89 им.А.П.Маресьева г.Москвы.

Слайд 2

Историческая основа возникновения символизма Символизм родился на почве глубокой неудовлетворенности социальной жизнью. Нередко символистов называют декадентами (от фр. décadent - упадок). Декадентство – определенный кризисный тип сознания, который выражается в настроениях бессилия, душевной усталости и отчаяния.

Слайд 3

Рамон Касас «Юная декадентка». 1899

Слайд 4

Однако символизм не сводится к чувствам социального пессимизма, бессилия и связан с поиском выхода из кризисной ситуации.

Слайд 5

Миропонимание символистов Реальный мир для символистов не представляет интереса, т.к. он пустой, бездушный, иллюзорный. Есть мир идеальный : мир высших сущностей, истинной Любви, Добра и Правды. Он непостигаем для разума, доступен интуитивному познанию. Мир, который нас окружает, - мир теней. Тень мира идеального. Идеальный Реальный

Слайд 6

Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами - Только отблеск, только тени От незримого очами ? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий - Только отклик искаженный Торжествующих созвучий ? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете - Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете ? Владимир Соловьев, 1895

Слайд 7

Философская основа символизма Платон: представление о мире реальном, как отблеске мира идеального.

Слайд 8

Ф.Ницше : понятие об интуитивном познании мира. Идея сверхчеловека, идеи крайнего индивидуализма.

Слайд 9

Вл.Соловьев : теургия (жизнетворчество, жизнестроение )

Слайд 10

Начало символизма как литературного направления 1889-1903 гг – появление трех сборников стихов Зинаиды Николаевны Гиппиус

Слайд 11

1892 г – статья Д.С.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» Мережковский: реальный мир (твердая земля) отделен от мира идеального (безграничный и темный океан). Задача художника – постижение идеального мира.

Слайд 12

1894 г – 3 поэтических сборника «Русские символисты» Ведущий автор - В.Я.Брюсов Социальные, гражданские темы не затрагиваются, на первый план выходят темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.

Слайд 13

1890 г – статья К.Д.Бальмонта «Элементарные слова о символистской поэзии». Реалисты схвачены конкретной действительностью, и поэтому им открыты явления частные. Символисты же смотрят на жизнь со стороны, и им открываются общие закономерности.

Слайд 14

Печатные органы символистов Издательство «Скорпион» 1900-1916. Редактор С.Поляков Издательство «Гриф» 1903 – 1914. Редактор С.Соколов. Альманахи «Гриф», «Северные цветы» Журнал «Весы» 1904-1909. Редактор В.Брюсов

Слайд 15

Особенности поэтики символистов Мистическое содержание Использование символов Расширение художественной впечатлительности

Слайд 16

1. Мистическое содержание Выход за пределы реального мира в мир идеальный

Слайд 17

2. Использование символов Символ – связующее звено между миром реальным и миром идеальным. Ключ к постижению идеального мира. Многозначность символа. Возможность сказать о многом в малом Ф.Сологуб: «Символ – окно в бесконечность» Значимость предметного плана образа. Слово становится символом только в контексте.

Слайд 18

3. Расширение художественной впечатлительности Работа над музыкальной организацией стиха Работа над строфикой стиха Работа над ритмикой стиха Воздействие на подсознание читателя, заражение эмоциями.

Слайд 19

Неоднородность символизма Московские поэты В центре – Брюсов Ограничивались лишь рамками искусства и литературы. Искусство ради искусства Петербургские поэты В центре – Мережковский, Гиппиус Мережковский и Гиппиус называли себя символистами, а московских называли декадентами. Они не ограничивались рамками искусства, являлись создателями новохристианской системы (философско-религиозные искания)

Слайд 20

Два поколения символистов Старшие В.Брюсов (хотя самый молодой) Д.Мережковский З.Гиппиус Ф.Сологуб К.Бальмонт Младосимволисты А.Белый А.Блок В.Иванов

Слайд 21

Старшие символисты В.Брюсов Д.Мережковский З.Гиппиус Ф.Сологуб К.Бальмонт

Слайд 22

Старшие символисты В основе мировосприятия лежит резкое неприятие действительности, социальный пессимизм. Убегают от реальной действительности. Ищут убежище в мире творимой легенды. Ищут неземную красоту. Эстетика в их лирике выходит на первый план, этика отодвигается на второй. «Мир прекрасен, человек свободен» (В.Иванов). Человек может быть властелином вселенной. Крайний индивидуализм. Вера в существование только собственного «Я». - > мотивы грусти и одиночества.

Слайд 23

Младосимволисты А.Блок Андрей Белый ( наст.имя Б.Бугаев) В.Иванов

Слайд 24

Младосимволисты Своеобразие мировосприятия. Они осознают, что мир стоит на пороге обновления, поэтому пытаются вглядеться в будущее, стать пророками будущего и приблизить его. Им присуще активное включение в преобразование действительности. Их теоретик философ Вл.Соловьев: «Искусство не отражает, а создает жизнь» Андрей Белый: «Магия слов». «В звуке воссоздается новый мир, в пределах которого я чувствую себя творцом действительности».

Слайд 25

Младосимволисты Младосимволисты берут на себя функции Бога, поэтому в их творчестве появляются христианские мотивы, пророческие мотивы жертвенности. Мотив жертвенности связан с представлением об искусстве, как жертве народу. Трагедия младосимволистов в том, что они далеки от действительности. Их стремления к пересозданию действительности ограничены теургическими томлениями.

Слайд 26

Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блёстки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнажённый При лазоревой луне… Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. 1 марта 1895 В.Я.Брюсов «Творчество»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦОР презентация к уроку литературы 11 кл "ПОЭЗИЯ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ НА НИХ"

ЦОР презентация поможет более подробно рассказать об основных течениях в начале 20 века...

Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"

Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...

Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"

Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...

«Весь мир – театр» Концепция мира как театрального действия в поэзии «Серебряного века»

Статья рассматривает концепцию мира как театрального действия в поэзии "Серебряного" века...

Зачетная работа по теме "Поэзия Серебряного века". Литература. 11 класс.

Данная публикация поможет учителю в рациональной организации проверки усвоения материала по теме "Поэзия Серебряного века". Одиннадцатиклассники могут использовать зачетные вопросы для самоконтроля, з...

Урок литературы по поэзии Серебряного века (поэзия А. Ахматовой и Н. Гумилева)

Урок содержит материал для выступления учащихся ( небольшая композиция из стихотворений А. Ахматовой и Н. Гумилева, выстроенная таким образом, что читающие стихи учащиеся должны обращаться друг к друг...

Поэзия Серебряного века. Символизм.

осмысленное чтение, обсуждение, навык анализа поэтического текста, характеристика символизма как направления...