7 класс литература Н.В.Гоголь "Тарас Бульба"
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (7 класс) на тему

Тинчурина Диния Исхаковна

Задания по прочитанному тексту. К ЕГЭ шаг за шагом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_ege_lit.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Гоголь. Тарас Бульба

I вариант

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания

А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии? -- Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу.

   Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю.

-- Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько, -- продолжал он, поворачивая их, -- какие же длинные на вас свитки! [Свиткой называется верхняя одежда у малороссиян. -- Прим. Н. В. Гоголя] Экие свитки! Таких свиток еще и на свете не было. А побеги который-нибудь из вас! я посмотрю, не шлепнется ли он на землю, запутавшися в полы.

-- Не смейся, не смейся, батьку! -- сказал наконец старший из них.

-- Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?

-- Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!

-- Ах ты, сякой-такой сын! Как, батька?.. -- сказал Тарас Бульба, отступивши с удивлением несколько шагов назад.

-- Да хоть и батька. За обиду не посмотрю и не уважу никого.

-- Как же хочешь ты со мною биться? разве на кулаки?

-- Да уж на чем бы то ни было.

-- Ну, давай на кулаки! -- говорил Тарас Бульба, засучив рукава, -- посмотрю я, что за человек ты в кулаке!

И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали насаживать друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.

-- Смотрите, добрые люди: одурел старый! совсем спятил с ума! -- говорила бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая еще обнять ненаглядных детей своих. -- Дети приехали домой, больше году их не видали, а он задумал невесть что: на кулаки биться!

-- Да он славно бьется! -- говорил Бульба, остановившись. -- Ей-богу, хорошо! -- продолжал он, немного оправляясь, -- так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет козак! Ну, здорово, сынку! почеломкаемся! -- И отец с сыном стали целоваться. -- Добре, сынку! Вот так колоти всякого, как меня тузил; никому не спускай! А все-таки на тебе смешное убранство: что это за веревка висит? А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил? -- говорил он, обращаясь к младшему, -- что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?

-- Вот еще что выдумал! -- говорила мать, обнимавшая между тем младшего. -- И придет же в голову этакое, чтобы дитя родное било отца. Да будто и до того теперь: дитя молодое, проехало столько пути, утомилось (это дитя было двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом), ему бы теперь нужно опочить и поесть чего-нибудь, а он заставляет его биться!

-- Э, да ты мазунчик, как я вижу! -- говорил Бульба. -Не слушай, сынку, матери: она-баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Ваша нежба -- чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? вот ваша матерь! Это все дрянь, чем набивают головы ваши; и академия, и все те книжки, буквари, и философия -- все это ка зна що, я плевать на все это! -- Здесь Бульба пригнал в строку такое слово, которое даже не употребляется в печати. -- А вот, лучше, я вас на той же неделе отправлю на Запорожье. Вот где наука так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму.

Ответы на задания В необходимо дать в виде слова или словосочетания

В1. К какому жанру относится произведение Н.В. Гоголя?

В2..Как называется описание внешности литературного героя?

В3. Каким чувством автора пронизаны слова «И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали насаживать друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая»?

В4. Подберите синонимы к слову «мазунчик»

В5.Подберите к слову «пышный» (в данном контексте означает «гордый») однокоренное слово.

Ответы на задания С необходимо дать в виде связного текста (5-8) предложений

С1. О чём говорят наружность, речь, поведение участников этого эпизода?

С* Почему отец спровоцировал поединок  с сыном?

С* Почему  для Тараса важно «испробовать юношей на кулаке»?

С* В чём суть наказа Тараса Бульбы своим сыновьям?

С2.Прочитайте отрывок из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Сравните эпизоды. Чем похожи и чем отличаются отношения  отцов и их повзрослевших сыновей? В чём это выражается?

Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.

<…> Итак, батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса: «Генерал-поручик!.. Он у меня в роте был сержантом!.. Обоих российских орденов кавалер!.. А давно ли мы...» Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго.

Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?»

— Да вот пошел семнадцатый годок, — отвечала матушка. — Петруша родился в тот самый год, как окривела тетушка Настасья Гарасимовна, и когда еще...

 «Добро, — прервал батюшка, — пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни».

Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по ее лицу. Напротив того, трудно описать мое восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.

Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги.

— Не забудь, Андрей Петрович, — сказала матушка, — поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.

— Что за вздор! — отвечал батюшка нахмурясь. — К какой стати стану я писать к князю Б.?

— Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши?

— Ну, а там что?

— Да ведь начальник Петрушин — князь Б. Ведь Петруша записан в Семеновский полк.

— Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт? подай его сюда.

Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в ее шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочел его со вниманием, положил перед собою на стол и начал свое письмо.

Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством».

<…>Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

 Из предложенных тем сочинений (С3.1.-С3.3.) необходимо выбрать одну. Напишите сочинение в  объёме не менее 50 слов

С3.1. Что в образе Тараса Бульбы тебе кажется смешным, а что — возвышенным?

С3.2. В чём видит Тарас Бульба  смысл жизни?

С3.3. Каково отношение Тараса Бульбы к сыновьям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал. Карточки по теме "Причастные и деепричастые обороты. Одиночные деепричастия" для учащихся 7 класса (Н.В. Гоголь "Тарас Бульба")

В 7 классе обучающиеся 7 класса изучают причастие и деепричастие, причастные и деепричастные обороты. Зачастую эта тема для учащихся сложна. Для того чтобы закрепить и обобщить знания по ...

Презентация "Запорожская сечь" к уроку литературы в 7 классе Н.В. Гоголь "Тарас Бульба"

Презентация "Запорожская сечь" к уроку литературы в 7 классе Н.В. Гоголь "Тарас Бульба"...

Презентация к уроку литературы в 7 классе Н.В. Гоголь "Тарас Бульба"

Презентация  к уроку литературы в 7 классе Н.В. Гоголь "Тарас Бульба"...

Презентация к уроку литературы в 7 классе Н.В. Гоголь "Тарас Бульба" Остап и Андрий.

Презентация  к уроку литературы в 7 классе Н.В. Гоголь "Тарас Бульба" Остап и Андрий....

Литература 8 класс. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.

Технологическая карта урока по ФГОС.  Урок общеметодологической направленности....

Викторина с ответами Страна "Читалия" 7 класс Н.В. Гоголь "Тарас Бульба"

Викторина проводится после изучения повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 7 класс. ...

Контрольный тест по литературе 7 класс Н.В.Гоголь "Тарас Бульба"

Тест по литературе для 7 класса позволяет определить уровень знаний учащихся по теме «Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Работа содержит вопросы по данной теме. К каждому вопросу да...