Игра "Поле чудес"
план-конспект занятия по литературе (7 класс) на тему

Байрамгулова Динара Талгатовна

Игра "Поле чудес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_pole_chudes.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Поле чудес»

для учащихся 7-8 классов

  1. Вступительное слово

Ведущий. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!

Сегодня мы собрались на очередное мероприятие, которое проводится в рамках недели литературы в нашем лицее. Как вы знаете, 2015 год указом президента нашей страны объявлен Годом литературы. По словам В.В. Путина, русский язык и литература занимают особое место среди школьных дисциплин, потому что именно литература формирует в нас человеческие качества, расширяет кругозор. Она воспитывает в нас патриотизм, уважение к истории, к традициям родины.

        - А какое знаменательное событие мы будем отмечать в этом году?

Да, действительно, наша страна стоит на пороге великой даты – 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Слишком дорогой ценой досталась нам эта Победа – большой кровью, миллионами павших фронтах, замученных в фашистских концлагерях, умерших от голода в тылу. Благодаря нашим дедам, прадедам наша страна победила в этой войне и сегодня мы живем под ясным небом.

        Сегодня мы проведем с вами игру «Поле чудес». Мы посвятим ее книге-юбиляру, поэме Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин». Эта поэма отмечает в этом году свое 70-летие. Она – ровесница Победе.

        Автором этой поэмы является Александр Трифонович Твардовский. Он родился 8 июня 1910 года в Смоленской губернии.

Детство и юность Твардовский провел в лесной глуши, на маленьком хуторе. И хоть впоследствии поэт окончил Московский институт истории, философии и литературы и стал одним из самых известных в Советском союзе писателей, он навсегда сохранил кровную связь со своими родными местами, с простым народом, из которого вышел.

А когда началась вторая мировая война, которая была для нас народной, Отечественной, поэт встретил ее вместе, плечом к плечу, с героем своей большой поэмы Василием Теркиным. С 1941-1945 годы он работал во фронтовых газетах, создавал поэму «Василий Теркин».

Первые главы «Василия Теркина» были опубликованы в 1942 году. «Было и есть до сих пор такое читательское представление, что Теркин – это, так сказать, личный человек, солдат, живущий под этим или иным именем, числящийся за номером своей воинской части и полевой почты.

Василий Теркин, каким он является в книге, - лицо вымышленное от начала до конца, плод воображения, создание фантазии. И хотя черты, выраженные в нем, были наблюдаемы мною у многих живых людей – нельзя ни одного из этих людей назвать прототипом Теркина», - писал Твардовский.

Каждая глава являлась понятным, законченным произведением. Автор писал об этом так: «Я имел в виду читателя, который незнаком с предыдущими главами, нашел бы в данной, напечатанной сегодня газете главе нечто целое… Кроме того, этот читатель мог и не дождаться моей следующей главы; он был там, где и герой, - на войне».

Поэма состоит из 25 внутренне законченных глав. Она была оперативной, реагировала на военные события.

 Три части поэмы соответствуют трем этапам положения на фронтах: начальное отступление, переломный этап после победы под Сталинградом, победное наступление 1944-1945 годов и полный разгром врага на его территории: одна из последних глав называется «По дороге на Берлин». Закончил Твардовский поэму синхронно с окончанием войны.

  1. Отборочный тур

Вопросы:

  1. О каком историческом событии идет речь в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»? (Отечественная война 1812года)
  2. Назовите главного героя рассказа И.С. Тургенева «Муму». (Герасим)
  3. Назовите фамилию «чудесного доктора». (Пирогов)
  4. Назовите годы жизни М.Ю. Лермонтова (1914-1941)
  5. Назовите двусложные размеры стиха. (ямб, хорей)
  6. Назовите главных героев повести «Тарас Бульба». (Тарас, Остап, Андрий)
  7. Каким литературным приемом пользуется Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» при создании образов генералов? (гипербола)
  8. Из какого произведения этот отрывок: «Через 10 минут  въехал  он  на барский двор. Он смотрел  вокруг  себя с волнением неописанным. 12 лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были  посажены около забора, выросли и стали  теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла  широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг,  на котором  паслась опутанная лошадь»? (А.С. Пушкин «Дубровский»)
  9. Кто автор произведения «Левша»? (Н.С. Лесков)
  10.  Дать определение литературному приему «метафора».
  11.  Какому герою принадлежат слова: «Теперь благослови, мать, детей своих! Моли бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то - пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете! Подойдите, дети, к матери: молитва материнская и на воде и на земле спасает»? (Тарас Бульба)
  12.  Автор стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».

(К. Симонов)

  1.  Назовите стихотворения в прозе И.И. Тургенева. («Русский язык», «Воробей», «Близнецы», «Два богача»)
  2. Назовите автора рассказа «Конь с розовой гривой». (В. Астафьев)
  3.  Откуда эти строки: «Прошло сто лет, и юный град,

                                     Полнощных стран краса и диво,

                                             Из тьмы лесов, из топи блат

                                             Вознесся пышно, горделиво…»? (А.С. Пушкин «Медный всадник»)

  1.  Откуда эти строки: «Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик. Теперь смотритель, соображая все обстоятельства, догадывался, что болезнь была притворная.»? (А.С. Пушкин «Станционный смотритель»)
  2.  О ком идет речь: «Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю.» (Андрий, Остап)
  3. Узнайте героя по описанию: «Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста,  плечист и  сложен на славу.  Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы.  Черная курчавая борода закрывала до половины его  суровое и  мужественное лицо;  из-под сросшихся широких бровей смело  глядели небольшие карие  глаза». (Бирюк)
  4.  Назовите лицейских друзей Пушкина. (И. Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер)
  5.  Назовите героев Советского союза Баймакского района. (П.В. Кудимов, А.Г. Алибаев, И.Т. Пименов, Т.Т. Миннигулов, Ф. И. Белов, В.И. Артамонов, В.Д. Копылов)    

3.Игра

1тур

О чем говорит фамилия героя Теркин? (БЫВАЛЫЙ)

2 тур

          Как называется глава, отрывок из которой я вам прочитаю:

«И сменивши пальцы быстро

 Он,  как будто на заказ

 Здесь повел о трех танкистах,

 Трех товарищей рассказ…»?  (ГАРМОНЬ)

3 тур

Характер героя в главе «О награде» раскрывается в каком литературном приеме? (МОНОЛОГ)

Финал

Как назывался документ о выдаче военнослужащему денег, питания, одежды? (АТТЕСТАТ)

Супер-игра

1. Жанр произведения «Василий Теркин» (ПОЭМА)

2. Слова «берег левый, берег правый» являются лейтмотивом (основной идеей, повторяющийся в продолжении всей главы) какой главы? (ПЕРЕПРАВА)

3. О какой потере идет речь в главе «О потере»? (КИСЕТ)

4. Награждение.

5. Заключение. Спасибо всем участникам за интерес к литературе, за то, что вы все помните: именно русский солдат был настоящим защитником в годы войны и стал победителем против фашистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса из чудес" (Работа с природным материалом)

Вид деятельности, предусмотренный программой - работа с природным материалом, направленность - художественная, возраст детей - 7 - 12 лет, срок реализации - з года; цель  программы  - социал...

Методические разработки занятий по теме "Изготовление сувенира "Краб" (Программа "Чудеса из чудес", раздел "Работа с природным материалом морского происхождения")

Тема "Изготовление сувенира "Краб" расчитана на 10 часов. На первом занятии (2 часа) обучающиеся знакомятся с понятиями "моллюск", "двустворчатые", "брюхоногие...