Рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова 2016-2017 уч.год
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Казанцева Наталия Викторовна

Данная рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с програм­мой по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, допущенной Департаментом образова­тельных стандартов общего образования Российской Федерации Министерства образования Российской Федерации по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (М.«Дрофа» 2010), обязательным минимумом содержания основного общего образова­ния по предмету «Литература» (Приказ МО РФ от 14.05.1998 № 1236), с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 108) проекта стандарта регионального компонента основного образования по литературе и рассчитано на общеобразовательную школу (70 часов - 2часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch_prog_lit_8_kurdyumova.doc295 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область город Каменск-Шахтинский

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5

«Утверждаю» директор МБОУ лицея №5

Гайдукова С.П.  _____________________

Приказ  №          от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по     литературе  

Уровень общего образования  (8 класс)    основное общее

Количество часов  70

Учитель    Казанцева Наталия Викторовна

Программа разработана на основе программы по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, допущенной Департаментом образовательных стандартов общего образования Российской Федерации Министерства образования Российской Федерации по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений

2016/2017 учебный год

Содержание рабочей программы

Наименование раздела

Страница

1. Пояснительная записка. Нормативные и правовые документы, на основе которых составлена программа

3-4

     Цели и задачи курса

4-9

     Планируемые результаты

9-12

2. Содержание учебного предмета

12-23

    Приоритетные формы и методы работы с обучающимися

23-24

    Перечень проверочных и практических работ

24-25

3. Тематическое планирование

25-37

1. Пояснительная записка

     Данное перспективно-тематическое планирование для 8 класса составлено в соответствии с программой по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, допущенной Департаментом образовательных стандартов общего образования Российской Федерации Министерства образования Российской Федерации по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (М.«Дрофа» 2010), обязательным минимумом содержания основного общего образования по предмету «Литература» (Приказ МО РФ от 14.05.1998 № 1236), с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 108) проекта стандарта регионального компонента основного образования по литературе и рассчитано на общеобразовательную школу (70 часов - 2часа в неделю).

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа:

2. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;

3.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;

4.Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;М. «Просвещение» 2012.

5.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

6.Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

7.Областной  закон «Об  образовании  в Ростовской  области».

8..Программа для  общеобразовательных учреждений по литературе(5-11классы) /Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф.Курдюмовой.-6-е изд.,перераб. и доп..-М.,:Дрофа,2010.

9.Программа  по литературе. Региональный  компонент. Авторы: В.Б.Небратенко,Г.Ф.Саенко, В.Д.Яцык. МУ «Управление образования администрации г.Ростов-на-Дону»,МОУ Методический  центр образования г.Ростов-на-Дону. 2000.

10.Обязательный  минимум содержания  основного общего   образования   по предмету  «  Литература» (Приказ МО РФ от 14.05.1998г. №1236).

11.Проект стандарта  регионального  компонента основного   общего  образования по литературе.МО Ростовской области.

Цели и задачи образования  с учетом специфики учебного предмета.

    Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, и XX веков; системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений А.С.Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания произведения и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений и т.п.

В 8-ом классе изучение литературы направлено на освоение  основного теоретического понятия – позиция автора, рассмотрение предполагает знакомство с жизнью истории  на страницах литературы.

Особое  внимание в программе  уделяется  единству  теории и практики. Ключевые понятия теории литературы, связанные  с подвижным, изменчивым  литературным процессом (романтизм, реализм, образ  художественный  и др.) вводятся  не абстрактно, а на  основе  анализа конкретных произведений конкретных авторов- что соответствует требованиям лицейского образования и изучаются углубленно.

Особое внимание уделяется тому, что М.М.Бахтин называл хронотопом, т.е. пространству и времени на страницах художественного произведения в их взаимной соотнесенности, что является своеобразной подготовкой  к восприятию курса на историко-литературной основе. Понимание позиции автора, повествующего об исторических событиях, становится необходимым. Сложность  связей литературы и времени демонстрируется практически каждым  конкретным произведением, включенным в этот курс, начиная с былин и завершая историческим романом 20 века.

 Нужно отдельно отметить, как широко представлена лирика, отражающая яркость эмоционального отклика художественного слова на события прошлого. Именно в лирических произведениях, обращенных к истории, активно выявляется позиция автора.

Программа для 8класса состоит из нескольких разделов: «Литература и время», «История в устном народном творчестве», «История на страницах древнерусской литературы», «История на страницах произведений Средневековья»,»История на страницах произведений 18 века», «История на страницах произведений 19века», «Историческое начало в лирике  поэтов 19века», «Историческое прошлое в литературе 20 века», «Великая Отечественная война», «История на страницах поэзии 20 века».

Каждый раздел представлен широким кругом авторов и произведений.

В курс включены и сведения по теории литературы, без которых учащимся было бы трудно ориентироваться в каждом конкретном произведении.

     С базовым курсом литературы соотнесен включенный в рабочую программу региональный компонент литературного образования, что позволяет синхронизировать его изучение на основе широкого применения сопоставительного анализа произведений с учетом их хронологической, жанрово-художественной близости, добиваясь при этом системного подхода, высокого уровня восприятия, осмысления и запоминания учебной информации при экономии времени и сил школьников.

При отборе произведений регионального компонента, включенных в данную рабочую программу, определяющими явились такие критерии, как идейно-художественная значимость, сопоставимость с произведениями базового компонента курса литературы, соответствие возрастным особенностям и созвучие интересам школьников.

Это позволяет решить такие учебно-воспитательные задачи:

  • освоение содержания литературы Дона и о Доне как феномена отечественной духовной культуры,  порожденного географическим положением, особенностями  исторического, экономического развития, этнокультурным своеобразием нашего региона;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Цели  изучения  курса

  •            1.  Общеучебные:
  • - сформировать  представление о художественной литературе как искусстве слова и ее места в культуре страны и народа;
  • - осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
  • - освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
  • - приобщать  учащихся к богатствам  отечественной и мировой художественной литературы;
  • - развивать у учащихся способности эстетического восприятия и оценки  явлений литературы, а также отраженных в ней явлений жизни;
  • - овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной  оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
  • - воспитать   высокие нравственные качества личности патриотические чувства, гражданскую позицию; культуру речи и чтения учащихся; сформировать потребность в чтении;
  • - использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
  •               2.  Предметно ориентированные:
  •  А) Культура устной и письменной речи:
  • -читать правильно, бегло и выразительно вслух  художественные и учебные тексты, в том числе и наизусть;
  • -вести устный пересказ (подробный, выборочный, сжатый от другого лица художественного текста – небольшого отрывка, главы);
  • -составлять отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль и т.п.;
  • -готовить  сообщение, доклад, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев;
  • -владеть  диалогической и монологической  речью в объеме изученных произведений( в процессе беседы, сообщений и пр.);
  • -отвечать на вопросы в соответствии с их характером и назначением;
  • -вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации; связно излагать материал из нескольких источников;
  • -использовать следующие виды письменных работ:
  • -развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым  художественным произведением;
  • -сочинение на литературную или свободную тему небольшого объема;
  • -письменный рассказ-характеристика одного из героев или  группы героев, двух героев (сравнительная характеристика).
  • Б) Работа с книгой и другими  источниками информации.
  • -владеть всеми видами учебного  чтения;
  • -сохранять максимальный темп при ознакомительном чтении;
  • -совершенствовать навыки выразительного  чтения художественных произведений;
  • -уметь обобщать и систематизировать материал в пределах учебной темы;
  • -слушать объяснение учителя, рассказ ученика;
  • -учиться работать с научно-популярной литературой и  периодическими   изданиями;
  • -уметь пользоваться различными словарями,  литературными справочниками, энциклопедиями.

Достижение  данных целей  способствует приобретению учащимися  основ компетентности в литературной  сфере.

Знать:                              

  1. Круг обязательного чтения:

-произведения, предназначенные для чтения и изучения;

-несколько произведений из числа рекомендуемых для чтения и обсуждения и самостоятельного чтения.

  2. Знания о литературе:

-общую характеристику развития русской литературы;

-авторов и содержание изученных произведений;

-основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения;

-изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, сравнение, метафора, гипербола, олицетворение;

-элементы стихотворной речи: ритм, размеры, строфа;

-основные признаки родов литературы: эпос, лирика, драма;

-иметь представление о времени создания изученного произведения, а также о связи его с личностью и жизнью писателя.

Уметь:                            

  1. Читательская и литературно-творческая деятельность:

-комментировать изученные произведения и доказательно  их оценивать;

-использовать специфику  рода, жанра, тематики, авторской позиции при анализе и оценке произведения;

-обращаться к различным формам  монологической  и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения;

-использовать сведения по теории литературы в процессе изучения и оценки художественного текста;

-пользоваться различными видами справочной литературы;

-использовать  другие виды искусства в процессе изучения литературы;

-выделять способы авторской оценки событий, литературных героев, исторической эпохи и культуры;

-владеть творческими приемами претворения литературного произведения:

устным словесным рисованием, инсценированием и драматизацией;

-выделять смысловые и эстетические различия литературного произведения и его интерпретации в театре, кино, музыке, изобразительном искусстве;

-сопоставлять героев одного  или нескольких изученных произведений;

-характеризовать и оценивать героев тех эпических и драматических произведений, которые предназначены для чтения и изучения, выявлять в них общее и индивидуальное;

-объяснять идейно-нравственный смысл изученного произведения;

-анализировать и выявлять значение  важнейших эпизодов, обнаруживать понимание их взаимосвязи;

-обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому; сходство тематики в произведениях разных писателей;

-давать обоснованную оценку героям и событиям изученного произведения;

-определять практически принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;

-пересказывать подробно или кратко основные узловые сцены и эпизоды произведений, предназначенных для изучения;

-давать устный развернутый ответ на вопрос о нравственном содержании сцены или эпизода;

-писать самостоятельно отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;

-читать выразительно изученные произведения или фрагмента с учетом жанровой принадлежности произведения;

-обладать элементарными навыками сбора информации и обработки по фольклору и литературе писателей Дона и о Доне;

-уметь использовать собственные впечатления и наблюдения по Донскому краю, факты литературного краеведения при анализе произведений донских писателей; привлекать материалы других предметов, научно-популярных изданий, СМИ, смежных с литературой искусств

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении

предмета «Литература», являются:

1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий.

1) Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

2) Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,  подтекстовую,  концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

3) Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

 - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

2. Содержание учебного предмета

В основу курса литературы  легли следующие педагогические дидактические принципы: принцип доступности, принцип системности, принцип научности, принцип гуманистической направленности, принцип практической направленности, краеведческий принцип, валеологический принцип. А также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей юношеского возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения, а объектом познавательной деятельности – основы наук. Дети в этом возрасте проявляют готовность к усвоению системы знаний не только на уровне восприятий фактов, но и на уровне общих представлений и понятий, понимания причинно-следственных связей.

 Наименование разделов

Раздел

Количество часов

1.

Литература и время.

2.

История в устном народном творчестве.

3.

История на страницах произведений древнерусской литературы

4.

История на страницах произведений эпохи Возрождения

5.

Историческое прошлое в литературе 18 века.

6.

Историческое прошлое в литературе 19 века.

40ч

7.

Историческое прошлое в литературе 20 века.

14ч

8.

Великая Отечественная война в литературе.

9.

История на страницах поэзии 20 века.

Итого

70 часов

Литература и время

Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. Исторический роман, повесть, рассказ; исторические пьесы, поэмы, песни; исторические мотивы в лирике.

«Калоши счастья» Х. К. Андерсена и «Цицерон» Ф. И. Тютчева как эпиграфы курса 8 класса, которые подчеркивают роль обращения художественной литературы к истории.

Х. К. Андерсен.  «К а л о ш и  с ч а с т ь я»  как развернутая притча о характере связи времен между собой. Герой сказки и его путешествие в средние века. Четкость и убедительность выводов автора.

Ф. И. Тютчев.  «Ц и ц е р о н».  Неразрывность связи судьбы человека со своим временем.

Т е о р и я.  Литература и история. Эпиграф.

История в устном народном творчестве

Жанры исторической тематики в фольклоре. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Былины как свидетельство исторических событий.

Т е о р и я.  Исторические сюжеты в народном толковании.

Историческая народная песня

Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы.

«П р а в е ж».  Петр Великий и Иван Грозный в песнях.

«П е т р а  П е р в о г о  у з н а ю т  в  ш в е д с к о м  г о р о д е»  и др. Художественные особенности исторических песен. Историческая народная песня и ее исполнители. Слово и музыка в народной песне.

Т е о р и я.  Историческая народная песня.

Народная драма

Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. От обряда к пьесе. Постановка пьес на народных сценах. География распространения народной драмы.

«К а к  ф р а н ц у з  М о с к в у  б р а л».  Героико-романтическая народная драма. Особенности народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими. Драматический конфликт в «исторической» народной пьесе. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Герои пьесы: Наполеон и Потемкин. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.

Т е о р и я.  Народная драма.

М е т о д и к а.  Целесообразно максимально использовать специфику устного народного творчества и поощрять в ответах как воспроизведение фрагментов изученных текстов, так и ученическую импровизацию. Песни и пьесы могут звучать на уроках и в подготовленной учениками или учителем записях на видео- или аудиокассетах.

История на страницах произведений древнерусской литературы

Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе Средних веков.

Т е о р и я.  Древнерусская литература и ее жанры.

Летопись

«Н а ч а л ь н а я  л е т о п и с ь»,  «П о в е с т ь  в р е м е н н €ы х  л е т».  Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях XI—XVII вв. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Источники повести — более ранние своды и записи.

Т е о р и я.  Летопись.

Жития святых

Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жития.

«С к а з а н и е  о  ж и т и и  А л е к с а н д р а  Н е в с к о г о».  Жизнь героя русской истории как канонизированного святого на страницах жития. Б. К. Зайцев.  «П р е п о д о б н ы й  С е р г е й  Р а д о н е ж с к и й».  Элементы житийного жанра в авторском произведении XX в. Становление характера подвижника.

Т е о р и я.  Житие. Художественные особенности жанра жития.

История на страницах произведений эпохи Возрождения

М. де Сервантес Сааведра.  «Д о н  К и х о т»  (фрагменты). Герой романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как «вечный образ».

Т е о р и я.  Рыцарский роман. «Вечный образ».

М е т о д и к а.  «Вечный образ» Дон Кихота широко представлен в мировом искусстве. Учителю для проведения урока необходимо подобрать соответствующий иллюстративный материал. Это поможет учащимся оценить различные взгляды на один и тот же образ.

История на страницах произведений XVIII века

Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Исторические драмы Я. Б. Княжнина. Отражение и оценка событий русской истории в научном и художественном творчестве Н. М. Карамзина. Покорение Новгорода Иваном III («История государства Российского»). Повесть «Марфа — посадница». Образы-антиподы: Иван III и Марфа Борецкая. Художественный смысл финала повести и историческая реальность. Позиция автора.

Т е о р и я.  Историческая драма. Историческая повесть.

М е т о д и к а.  Традиционно этот раздел вводится как обзорная тема, но в классе с хорошо успевающими учащимися возможно и текстуальное изучение фрагментов из «Истории государства Российского» и повести «Марфа-посадница» Н. М. Карамзина. Обращение к русской живописи этого века существенно расширит понимание эпохи и обогатит кругозор учеников.

Литература эпохи Просвещения

Ж. Б. Мольер.  «М е щ а н и н  в о  д в о р я н с т в е»  (сцены). Комедия как жанр драматического произведения. Особенности комедии классицизма. Сатирический образ господина Журдена.

Т е о р и я.  Классицизм. Комедия.

М е т о д и к а.  Знакомство с Мольером может включать подготовленное исполнение фрагмента пьесы с комментарием.

Историческое прошлое в литературе XIX века

Постоянство интересов читателей и писателей к историческим событиям и героям. История в произведениях классики. Массовая литература на исторические темы. Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы.

Т е о р и я.  Исторические темы в русской классике. Романтизм и реализм литературы XIX в. Родная история в произведениях этого века.

Историческое прошлое в лирике поэтов XIX века

В. А. Жуковский.  «В о с п о м и н а н и е»,  «П е с н я»;  А. С. Пушкин.  «В о с п о м и н а н и е»,  «С т а н с ы»;  Д. В. Давыдов.  «Б о р о д и н с к о е  п о л е»;  И. И. Козлов.  «В е ч е р н и й  з в о н»;  Ф. И. Глинка.  «М о с к в а»; А. Н. Апухтин.  «С о л д а т с к а я  п е с н я  о  С е в а с т о п о л е».  Обращение лирических поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике: отражение как значительных исторических событий, так и сокровенных воспоминаний, воскрешающих личный опыт поэта. Яркая индивидуальность поэта в художественной оценке минувшего.

Былины и их герои в произведениях XIX века

А. К. Толстой.  «И л ь я  М у р о м е ц»,  «П р а в д а»,  «К у р г а н»;  С. Д. Дрожжин.  «П е с н я  М и к у л ы  С е л я н и н о в и ч а»  (по выбору учителя и учащихся). Герои и события былин в русской поэзии. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Обращение А. К. Толстого к стихотворному переложению сюжетов русских былин, его восхищение цельными героическими характерами былинных богатырей. Поэтическая сила и обаяние произведений поэта. Устное народное творчество как источник поэзии С. Д. Дрожжина. Былинные образы в творчестве поэта. Искренность и задушевность его стихотворений.

Т е о р и я.  Былина и баллада.

М е т о д и к а.  Возможен анализ одной-двух баллад с самостоятельными комментариями исполнителя. Особый интерес вызывает сопоставление двух произведений разных жанров с общим героем, что обогащает и углубляет представление о характере отражения жизни в искусстве.

Г. Лонгфелло.  «П е с н ь  о  Г а й а в а т е»  (перевод И. А. Бунина). Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Художественные особенности изображения. Близость героев поэмы к миру природы. Образность и красота поэтического языка «Песни о Гайавате». Совершенство перевода.

Т е о р и я.  Песнь как жанр.

В. Скотт.  «А й в е н г о»  (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов: роман-хроника, роман-жизнеописание, биографический роман, авантюрно-исторический роман. Изображение героев и изображение эпохи. Концепция истории и человека в романе. Романтический историзм и осмысление законов развития человечества. Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и как персонажи романа. Пушкин о Вальтере Скотте.

Т е о р и я.  Исторический роман.

М е т о д и к а.  Обсуждение романа, если он прочитан хотя бы частью учеников, зависит от того, насколько юные читатели увлеклись произведением и его проблематикой. Возможны выступления учащихся с краткими сообщениями о сюжете произведения, его героях.

И. А. Крылов.  «В о л к  н а  п с а р н е».  Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях Отечественной войны 1812 г.

Т е о р и я.  Басня на историческую тему.

А. С. Пушкин.  «П е с н ь  о  в е щ е м  О л е г е»,  «А н ч а р».  Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в балладе «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Песни...» и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение. Стихотворение «Анчар» как осмысление проблемы власти и деспотизма.

«П о л т а в а»  (фрагмент). Описание битвы и ее главного героя. Образ Петра в поэме — образ вдохновителя победы.

«К а п и т а н с к а я  д о ч к а».  Болдинская осень 1833 г. Работа над «Историей Пугачева» и повестью «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в художественном произведении: художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном материале. Сюжет исторической повести «Капитанская дочка» и его важнейшие события. Исторические события и исторические герои на страницах повести. Пугачев как вождь народного восстания и как человек. Взгляд Пушкина на восстание Пугачева как на «бунт бессмысленный и беспощадный». Острота постановки проблемы. Герои исторические и герои вымышленные: Гринев и Пугачев, Гринев и Швабрин, Гринев и Маша. Становление характера Гринева. Проблема чести, долга, милосердия. Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведений («История Пугачева» и «Капитанская дочка»).

«П и к о в а я  д а м а».  История создания. Нравственная проблематика повести. Образ Германа. Особенности жизненной философии героя и проблема «наполеонизма». Тема денег. Фантастика в повести.

Т е о р и я.  Историческая проза. Историческая повесть и исторический труд. Эпиграф. Сюжет и фабула. Автор в историческом произведении.

М е т о д и к а.  Наблюдение за жанровым многообразием в произведениях А. С. Пушкина на исторические темы.

М. Ю. Лермонтов.  «Р о д и н а»,  «П е с н я  п р о  ц а р я  И в а н а  В а с и л ь е в и ч а,  м о л о д о г о  о п р и ч н и к а  и  у д а л о г о  к у п ц а  К а л а ш н и к о в а».  Лирика поэта на тему родины. Быт и нравы XVI в. в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников. Нравственные проблемы песни. Благородство и стойкость Калашникова и позиция Кирибеевича. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с устным народным творчеством. Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня ...» как лироэпическое произведение.

Т е о р и я.  Историческая поэма.

Н. В. Гоголь.  «Т а р а с  Б у л ь б а».  Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. XVI век Южной Руси в повести Гоголя. Гоголь — мастер батальных сцен и героических характеров. Битва под Дубно. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Мастерство Гоголя в изображении природы. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям.

Т е о р и я.  Историческая повесть. Патриотический пафос произведения.

А. Дюма.  «Т р и  м у ш к е т е р а»  (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Авантюрно-исторические романы Александра Дюма-отца. Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров. Кодекс чести и правила поведения героев в романах А. Дюма. Яркость авторской позиции. Причина популярности произведений А. Дюма.

Т е о р и я.  Авантюрно исторический роман.

М е т о д и к а.  При обсуждении романа стоит сосредоточиться на вопросе: «Что дает право называть произведение А. Дюма историческим и каковы основания считать его авантюрным романом?»

А. К. Толстой.  «В а с и л и й  Ш и б а н о в».  Подлинные исторические лица — царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный идеал автора.

«К н я з ь  С е р е б р я н ы й».  Эпоха и ее воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица — царь Иван IV Грозный, Малюта Скуратов и др. Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа.

Т е о р и я.  Исторический роман. Связь исторического романа с фольклором.

М. Н. Загоскин.  «Ю р и й  М и л о с л а в с к и й,  и л и  Р у с с к и е  в  1612 г о д у»  (фрагменты). Исторические события и народные герои в романе. Патриотический пафос произведения.

Т е о р и я.  Название романа и его особенности.

Л. Н. Толстой.  «П о с л е  б а л а».  Гуманистический пафос рассказа. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Иван Васильевич как герой-рассказчик. Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль случая в жизни и судьбе человека. Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата. красочные и звуковые образы при ее создании. Время и пространство в рассказе. Художественное мастерство писателя.

«П о с м е р т н ы е  з а п и с к и  с т а р ц а  Ф е д о р а  К у з ь м и ч а»  как раздумье Льва Толстого о судьбе человека. Сопоставление произведений «Поле бала» и «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» для широты представления о позиции автора.

Т е о р и я.  Контраст как прием композиции.

М е т о д и к а.  Проведение сопоставительного анализа при изучении произведений исторической тематики

Интерьер и пейзаж в историческом повествовании, их место в воссоздании эпохи

Быт и нравы эпохи на страницах исторического повествования. Место интерьера в воссоздании быта и характеристики нравов. Сюжет и интерьер. Познавательная и художественная роль интерьера. Интерьер как одно из важных слагаемых воссоздания исторической действительности на страницах художественного произведения. Роль и место интерьера в эпосе и в других родах литературы. Интерьер в живописи. Особенности пейзажа в описании исторического прошлого и исторических событий.

Т е о р и я.  Место интерьера и пейзажа в композиции исторического произведения.

Историческое прошлое в литературе XX века

История на страницах поэзии XX века

В. Я. Брюсов.  «Т е н и  п р о ш л о г о»,  «В е к  з а  в е к о м»;  З. Н. Гиппиус.  «14 д е к а б р я»;  Н. С. Гумилев.  «С т а р и н а»,  «П р а п а м я т ь»;  М. А. Кузмин.  «Л е т н и й  с а д»;  М. И. Цветаева.  «Д о м и к и  с т а р о й  М о с к в ы»,  «Г е н е р а л а м  д в е н а д ц а т о г о  г о д а»;  Г. В. Иванов.  «Е с т ь  в  л и т о г р а ф и я х  с т а р и н н ы х  м а с т е р о в...»;  Д. Б. Кедрин.  «З о д ч и е»  и др. Традиционное внимание поэтов к родной истории и ее событиям. Тема прошлого как одна из тем лирики поэтов XX столетия. Осмысление былого поэтами серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.

Т е о р и я.  Роль темы прошлого в лирике XX в.

Былины и их герои в произведениях XX века

И. А. Бунин.  «Н а  р а с п у т ь е»,  «С в я т о г о р»,  «С в я т о г о р  и  И л ь я»;  К. Д. Бальмонт.  «Ж и в а я  в о д а»;  Е. М. Винокуров.  «Б о г а т ы р ь».  Былины и их герои в произведениях XX в. Трансформация образа былинного героя в произведениях XX в. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И. А. Бунина. Проникновенное отражение былинных образов в его поэзии. Мастерство исторических образов совершенство языка, разнообразие и богатство ритмики стихотворений поэта. Былинные мотивы в творчестве К. Д. Бальмонта. Стихотворение «Живая вода» как обращение к «родным богатырям». Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворных строк поэта.

Т е о р и я.  Былины в лирике XX в.

Ю. Н. Тынянов.  «В о с к о в а я  п е р с о н а»,  «П о д п о р у ч и к  К и ж е».  Исторические романы и повести Тынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. «Подпоручик Киже» — осуждение нелепостей воинской службы при Павле I. Язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской истории.

Т е о р и я.  Язык и стиль исторического повествования.

С. Цвейг.  «Н е в о з в р а т и м о е  м г н о в е н ь е»  (Ватерлоо, 18 июня 1815 г.). Исторические миниатюры «Звездные часы человечества». Мастерство батальных сцен в исторической миниатюре. Образ Наполеона и отношение к нему автора.

Т е о р и я.  Историческая миниатюра.

М. Алданов.  «Ч е р т о в  м о с т»  (главы),  «С в я т а я  Е л е н а,  м а л е н ь к и й  о с т р о в».  Исторические романы и повести Марка Алданова. Родная история и история Европы в произведениях автора русского зарубежья. Тетралогия «Мыслитель». Серия исторических портретов. Блестящее изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост». «Святая Елена, маленький остров» как завершение тетралогии. Последние годы жизни Наполеона. Неразрывность связи времен как главная тема творчества М. Алданова. Активное утверждение авторской позиции в произведениях исторического цикла.

Т е о р и я.  Циклы исторических романов (тетралогия, трилогия).

Б. Л. Васильев.  «У т о л и  м о я  п е ч а л и...».  Изображение ходынской трагедии. Понимание автором и его героями причин этой трагедии. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории. Исторические лица, изображенные в произведении (император Николай II, великий князь Сергей Александрович, Иван Каляев, Василий Иванович Немирович-Данченко). Главная героиня Наденька Олексина, ее искания. Зависимость судьбы Наденьки от происходящих событий. Смысл заглавия романа.

Т е о р и я.  Исторический роман и его название.

Великая Отечественная война в литературе

Л. М. Леонов.  «З о л о т а я  к а р е т а».  Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет. Судьбы героев пьесы и их идеалы. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека. Драматический сюжет и драматические судьбы.

Т е о р и я.  Символика названия пьесы.

Итоги

Беседа по итогам чтения и изучения произведений исторической тематики в течение года. Произведения русской и зарубежной литературы, отражающие исторические события. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

М е т о д и к а.  В курсе этого года особое внимание обращено на движение времени, и при изучении всех произведений этот момент сохраняет главенствующее значение. Отсюда и особая роль обзорных тем при обращении к произведениям, которые могут впоследствии войти в читательский багаж учеников.

Формы организации занятий.

1. Работа с учебной, художественной, научно-популярной литературой – технология смыслового чтения;

2. Проблемный диалог, беседа;

3. Элементы анализа текста;

4. Редактирование.

5. Объяснительно-иллюстративный.

6. Творческая мастерская;

7. Диспут, дискуссия;

8. Приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»;

9. Просмотр фрагментов кинофильмов, театральных постановок, фонохрестоматия.

Программа реализует

– идею межпредметных связей при обучении литературы, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам;

– идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы;

– культуроведческий аспект в обучении литературы, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории культуры.

Виды деятельности.

Содержание стандарта будет реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

     - рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

     - репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими  лексико - стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

     - продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

     - поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

     - исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

- проектная деятельность обучающихся: исследовательские проекты, творческие проекты.

Перечень практических и проверочных  работ     

№ ур

Вид контроля

2

Стартовая диагностика

Сочинение

Или тест

3

Песенное творчество на Дону

Проект

17

Изображение героев и эпохи в романе В.Скотта «Айвенго»

Проект

27

Емельян Пугачев

Информационный проект

33

Сочинение по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Сочинение

36

Отражение народных представлений об идеальной женщине – жене в характере Алены Дмитриевны

Проект

42

Сочинение по произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Сочинение

51

Рассказ на основе контраста

Творческая работа

62

Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении

Сочинение

67

Изображение истории на страницах художественного произведения и позиция автора

Сочинение

69

Итоговый контроль

Зачетная работа

3. Тематическое планирование

№ урока

Раздел и тема  урока

Основные виды деятельности ученика на уроке, характеристика основных видов деятельности на уровне УУД

Кол-во часов

Дата проведения уроков

Деятельность

Формируемые УУД

Введение 1 час

1

1  

Литература и время. История на страницах произведений различных жанров

отзывы о прочитанном;

сочинения.

Предметные: Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.

 Метапредметные: Умение самостоятельно планировать пути достижения це-лей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познава-тельных задач. Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего раз-вития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога.

Личностные: Формирование ответственного отношения учению готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.

1ч.

Фольклор  3 часа

2

1.  Народная историческая песня «Правеж», «Петра I узнают в шведском городе». Художественные особенности песен исторической тематики. Слово и мелодия песни

подбор материала из художественных произведений, из критической статьи, учебника и других пособий для ответа на заданный вопрос

Предметные: Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Метапредметные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа жизни.

Личностные: Формирование представлений о труде как экзистенциальной ценности гуманизма. Честный, добросовестный трудна родной земле - обязанность человека.

1ч.

3

3 2. Литература Дона. Исторические казачьи песни. «Пугачев пойман»

самостоятельный анализ произведения, сопоставление двух или нескольких произведений

1ч.

4

43. Народный театр. «Как француз Москву брал»

анализ эпизода, сцен, всего произведения по заданию учителя; составление плана как прием анализа.

1ч.

Древнерусская литература  6 часов

5

1.Историческая  личность на страницах произведений  Древней Руси.

Летопись «Смерть Олега от своего коня»

сопоставление двух или нескольких произведений, сопоставление произведения с его экранизацией

Предметные: Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Метапредметные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа жизни.

Личностные: Формирование представлений о труде как экзистенциальной ценности гуманизма. Честный, добросовестный трудна родной земле - обязанность человека.

1ч.

6

2. Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем»

составление плана;

пересказ, близкий к тексту; художественное рассказывание.

1ч.

7

3.Литература Дона. «Задонщина»

составление плана;

пересказ, близкий к тексту; художественное рассказывание

1ч.

8

4. Житие как жанр. «Сказание о житии Александра Невского»

самостоятельный анализ произведения;  сопоставление двух или нескольких произведений

1ч.

9

5.  Б.К.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский»

самостоятельный анализ произведения; сопоставление двух или нескольких произведений

1ч.

10

6.  История на страницах произведений эпохи Возрождения. М. де Сервантес «Дон Кихот» (фрагменты)

\или Сочинение по произведениям древнерусской литературы: «Герои  русской истории в литературе»

сопоставление произведения с его экранизацией

Литература 18 века  2 часа

11, 12

1-2  Н.К.Карамзин «История государства Российского». «Марфа -посадница»

самостоятельный анализ произведения; пересказ с элементами анализа текста

Личностные: Формирование представлений о назначении в жизни.

Предметные: Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Метапредметные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа жизни.

2ч.

Литература 19 века 40 часов 

 

13, 14

1, 2. Былины и их герои в литературе 19 века. А.К.Толстой  «Илья Муромец», «Правда»

выразительное чтение; анализ эпизода, сцен, всего произведения по заданию учителя

 Предметные: Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Метапредметные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа жизни.

Личностные: Формирование представлений о назначении в жизни .Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма. Добро и справедливость, самоотверженность, смелость, вежливость, осторожность в суждениях, гостеприимство. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Предметные: Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Метапредметные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа жизни.

Личностные: Формирование представлений о назначении в жизни .Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма. Добро и справедливость, самоотверженность, смелость, вежливость, осторожность в суждениях, гостеприимство. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

2ч.

15

3. Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Сюжет и герои поэмы. Близость героев к миру природы

анализ эпизода, сцен, всего произведения по заданию учителя; составление плана как прием анализа; анализ образа героя

1ч.

16, 17

4, 5 В.Скотт «Айвенго». Исторический роман. Изображение героев и эпохи. Концепция истории и человека в романе

ПРОЕКТ

анализ эпизода, сцен, всего произведения по заданию учителя;

 составление плана как прием анализа; анализ образа героя

2ч.

18

6. И.А. Крылов «Волк на псарне». Историческое событие и жанр басни

выразительное чтение;

заучивание наизусть; слушание.

19, 20

7, 8. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Анчар»

выразительное чтение;

заучивание наизусть; слушание.

21

9. А.С.Пушкин «Полтава». Описание битвы и ее главного героя. Конкурс чтецов

выразительное чтение;

заучивание наизусть; слушание

22

10. А.С.Пушкин «Пиковая дама». Нравственная проблематика повести. или Трагедия «Борис Годунов» Исторические и нравственные проблемы (фрагм)

анализ эпизода, сцен, всего произведения по заданию учителя; составление плана как прием анализа; анализ образа героя.

1ч.

23

11. А.С.Пушкин «Капитанская дочка».

Историческая основа повести. Встреча с вожатым

анализ эпизода, сцен, всего произведения по заданию учителя; составление плана как прием анализа; анализ образа героя

24

12.  Белогорская крепость. Гринев и Швабрин

самостоятельный анализ произведения;

25

13. Падение Белогорской крепости. Трагическая непримиримость борющихся сторон

составление плана как прием анализа; анализ образа героя.

26

14. Встреча с Пугачевым в штабе. Зеркальные сцены в повести – два совета. Результаты «оборонительных» действий правительства Оренбурга

составление плана как прием анализа;

анализ образа героя.

27

15. Изображение народной войны и её вождя. Зеркальные сцены: отношение генерала и самозванца к участи сироты

ПРОЕКТ

составление плана как прием анализа;

анализ образа героя.

28

16. Спасение Маши. Последний день в Белогорской крепости. Великодушие Пугачева. Гринев и Швабрин

составление плана как прием анализа; анализ образа героя.

29

17. Образ Гринева. Становление личности под влиянием «благих потрясений»

самостоятельный анализ произведения.

30

18. Образ Маши Мироновой. Душевная красота и сила героини. Смысл названия повести

самостоятельный анализ произведения.

31

19. Образ Пугачева в повести. М.Цветаева «Пушкин и Пугачев»

сопоставление двух или нескольких произведений; сопоставление произведения с его экранизацией.

32

20. Отношение автора и рассказчика к народной войне. Человек и история. Частное и историческое в повести

самостоятельный анализ произведения

33

21. Сочинение по произведению

сочинение

1ч Р/р

34

35, 36

22. М.Ю.Лермонтов

Стихотворение «Родина»

23, 24 «Песня про царя Ивана Васильевича…». Герои поэмы и их судьбы. Образ Ивана Грозного. Пафос романтической поэмы

ПРОЕКТ

выразительное чтение;

заучивание наизусть

анализ образа героя

анализ эпизода, сцен, всего произведения по заданию учителя

Предметные: Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Метапредметные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа жизни.

Личностные: Формирование представлений о назначении в жизни .Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма. Добро и справедливость, самоотверженность, смелость, вежливость, осторожность в суждениях, гостеприимство. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

37

25.  Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Знакомство с автором. Сюжет повести

подбор материала из художественных произведений, из критической статьи, учебника и других пособий для ответа на заданный вопрос; пересказ с элементами анализа текста

38

26. Тарас и его сыновья

анализ эпизода, сцен, всего произведения по заданию учителя

39, 40

27, 28. Сопоставление Остапа и Андрия

анализ эпизода, сцен, всего произведения по заданию учителя

41

29. Патриотический пафос повести

подбор материала из художественных произведений, из критической статьи, учебника и других пособий для ответа на заданный вопрос

42

30. Сочинение по произведению

сочинение

43

31. А Дюма «Три мушкетера»

сопоставление произведения с его экранизацией;

  Предметные: Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Метапредметные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа жизни.

Личностные: Формирование представлений о назначении в жизни .Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма. Добро и справедливость, самоотверженность, смелость, вежливость, осторожность в суждениях, гостеприимство. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

 

44

32. Мастерство описаний на страницах худ. Произведений: портрет исторического героя; портрет эпохи, интерьеры времени

сочинение

1ч Р/р

45

33. М.Н. Загоскин «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (фрагменты)

пересказ с элементами анализа текста; анализ эпизода, сцен, всего произведения

46

34. А.К.Толстой «Василий Шибанов». Сюжет баллады, её герои, мастерство характеристик и яркость повествования

пересказ с элементами анализа текста; анализ эпизода, сцен, всего произведения по заданию учителя

47, 48

35, 36.  А.К.Толстой «Князь Серебряный». Сюжет и герои романа. Образ Ивана Грозного. Исторические лица в романе.

Вымышленные герои в романе. Мастерство воссоздания атмосферы Эпохи. Историческая достоверность. Использование произведений фольклора

пересказ с элементами анализа текста; анализ эпизода, сцен, всего произведения по заданию учителя

49

37. Л.Н.Толстой «После бала». Роль приема контраста. Герои рассказа. Взгляд писателя на ближайшую историю

составление плана как прием анализа; анализ образа героя

50

38. Л.Н.Толстой «Посмертные записки старца Федора Кузмича». Раздумья автора о судьбе человека.

составление плана; пересказ, близкий к тексту

1ч.

51

39. Творческая работа. Рассказ, построенный на контрасте

подготовка докладов, сочинений.

1ч Р/р

52

40. Историческое прошлое в лирике поэтов 19 века. В.А.Жуковский «Воспоминание», А.С.Пушкин «Воспоминание», «Стансы» и др.

Чтение художественных произведений в классе и дома;

выразительное чтение; заучивание наизусть

Литература 20 века 18 часов

53

1. Былины и их герои в произведениях 20 века. Прочность традиций. И.А.Бунин «На распутье», «Святогор», К.Д.Бальмонт «Живая вода»

пересказ с элементами анализа текста; анализ эпизода, сцен, всего произведения по заданию учителя

 

 Предметные: Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Метапредметные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа жизни.

Личностные: Формирование представлений о назначении в жизни .Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма. Добро и справедливость, самоотверженность, смелость, вежливость, осторожность в суждениях, гостеприимство. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

 

 

 

1 ч

54

2. Ю.Н.Тынянов «Восковая персона». Образ Петра и его окружения. Изображение эпохи

пересказ с элементами анализа текста; анализ эпизода, сцен, всего произведения по заданию учителя

55

3. Ю.Н.Тынянов «Подпоручик Киже» - осуждение нелепостей воинской службы при Павле I.

пересказ с элементами анализа текста; анализ эпизода, сцен, всего произведения по заданию учителя

56

4. М.Алданов «Чертов мост». Тема героического прошлого России. Образ Суворова.

пересказ с элементами анализа текста; анализ эпизода, сцен, всего произведения по заданию учителя

57

5. С.Цвейг «Невозвратимое мгновение». Роль мгновения в судьбе человека и исторического события

пересказ с элементами анализа текста; анализ эпизода, сцен, всего произведения по заданию учителя

58

6. Б.Васильев «Утоли мои печали…». Изображение ходынской трагедии. Взаимоотношения власти и народа. Сюжет и герои повести

пересказ с элементами анализа текста; анализ эпизода, сцен, всего произведения по заданию учителя

59, 60

7,  8.  Тема Великой Отечественной войны

выразительное чтение;

заучивание наизусть; слушание

2 ч

61

9. Литература Дона. В.А.Закруткин «Матерь человеческая»

пересказ с элементами анализа текста

62

10. Сочинение – отзыв о произведении

сочинение

1ч Р/р

63

11. Л.М.Леонов «Золотая карета». Сюжет пьесы, её композиция и герои. Нравственные проблемы, поставленные пьесой

пересказ с элементами анализа текста

64, 65

12, 13 История на страницах поэзии 20 века. В.Я.Брюсов «Тени прошлого», З.Н.Гиппиус «14 декабря», Н.С. Гумилев «Старина», М.И.Цветаева «Домики старой Москвы», «Генералам двенадцатого года», Е.Евтушенко «Когда звонят колокола», В.Высоцкий «Зарыты в нашу память на века»

выразительное чтение; заучивание наизусть;

66

14. Литература Дона. А.В.Калинин «Эхо войны»

самостоятельный анализ произведения; сопоставление двух или нескольких произведений

67

15.  Сочинение «Изображение истории на страницах художественного произведения и позиция автора»

Сочинение самостоятельный анализ произведения;  сопоставление двух или нескольких произведений

68

16.  Литературное краеведение. В.С.Моложавенко «Донские были»

самостоятельный анализ произведения;  сопоставление двух или нескольких произведений

69

17. Обобщение изученного

Итоговый контроль

анализ образа героя

1ч.

70

18. Что читать летом.

чтение художественных произведений в классе и дома

1ч.

СОГЛАСОВАНО:                                      

Протокол заседания МО                      

учителей_________________                          

_________________________                                      

МБОУ лицея №5

от_______________________

руководитель МО -_________

ФИО_____________________

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по НМР

Грошева А.А.______________

    .08.2016г.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе УМК Курдюмовой 6 класс

Структура документаРабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов:1. Пояснительную записку;2. требования к уровню подготовки учащихся;3. содержа...

Рабочая программа по биологии 7класс на 2016-2017 учебный год

рабочая программа по биологии 7класс...

Рабочая программа по биологии 9класс на 2016-2017 учебный год

рабочая программа по биологии 9класс...

Рабочая программа по физической культуре на 2016-2017 учебный год 5 класс

Программа по физической культуре 5 класс составлена на основе ФГОС  ООО...

Рабочая программа по физической культуре на 2016-2017 учебный год 6 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО...

Рабочие программы по английскому языку на 2016-2017 учебный год.

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год....

Рабочая программа по литературе. УМК Курдюмовой Т.Ф. 10 класс

Данная программа разработана по УМК Курдюмовой Т.Ф.Русский язык и литература. Литература 10 класс (базовый уровень). Издательство "Дрофа"....