Внеклассное мероприятие - литературный салон
план-конспект по литературе на тему

Каримова Флида Фагимовна

Внеклассное мероприятие - литературный салон

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnyy_salon_k_nedele.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературного салона «Вечер поэзии»

 Оформление: столы, свечи, сборники стихов

На стенах висят плакаты с пословицами, афоризмами о роли литературы, эпохи, буквы. Салон условно разделен на 2 части. Первая – участники, которые сидят по эпохам:   Золотой век, Серебряный век. Вторая часть зала – приглашенные гости. Участники одеты соответственно эпохи, в которой они “живут”. Действие разворачивается в литературном салоне .

Ход.

 Ведущий. Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие - в прекрасный неразгаданный, таинственный мир словесного творчества.

Ведущий.  Итак, Россия XIX века, атмосфера музыки, поэзии, прекрасных дам... В это время в России процветают литературные кружки-салоны, для посетителей которых литература была не профессией, а увлечением и развлечением. Салон как одна из форм. интеллектуальной жизни высшего круга общества.
Ведущий. Салон - очень тонкая и сложная форма общественной жизни, в которой соединились серьезные, глубокие интересы с развлечением, публичная деятельность с интимной обстановкой, личное с общественным, и при этом каждая из сторон не подавляла другую. Умение держать салон П.А. Вяземский называет "искусством". Он отмечает как главную особенность салона то, что им может руководить только женщина.
Ведущий. "Ум женщины, - пишет он, - тем и обобщает и господствует, что он отменно чуток на чужой ум. Женский ум часто гостеприимен; он охотно зазывает и приветствует умных гостей, заботливо и ловко устраивает их у себя: так проницательная, строгая и опытная хозяйка дома не выдвигается вперед перед гостями, не перечит им, не спешит перебить у них дорогу, а напротив, как будто прячется, чтобы только им было просторно и вольно"".
Ведущий. Сегодня мы Вас приглашаем посетить знаменитый салон XIX века, -познакомиться с гостями, найти своих друзей и единомышленников. Мы побываем в мире поэзии

(зажигается свеча)

Ведущий. Огонь опять горит - то яркий свет мигает,
То тлеет медленно - а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе своей питаю.
И забываю мир - и в сладкой тишине 
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем...

Ведущий. Итак, мы отправляемся с вами к берегам Поэзии.

В мире поэзии много чудес:
Поля, луга, заколдованный лес.
Где-то увидишь перо жар-птицы,
Где-то мелькнет прекрасная птица,
Стихи, сонеты и мир сомнений,
И вечное на свете наслажденье.

Ведущий:     Сегодня у нас  вечер поэзии. Золотой век, век великих поэтов – Пушкина, Лермонтова. Серебряный век – век, когда каждое слово нужно было отвоевывать. Нынешний XXI век. В каждом периоде было свое чудное мгновенье, запомнившееся каждому.

 Чтец. Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы, бурь порывы мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробуждение:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Классическая музыка (Музыкальный фон на выбор)

 Ведущий. Друзья, поэзия – великая держава.
Империй власть, сходящая с ума,
Ей столько раз распадом угрожала,
Но распадалась все-таки сама.
Поэзия – такое государство,
Где правит правда в городе любом,
Где судят, как за нищенство, за братство,
Где царствует, кто стал ее рабом.
В ней есть большие, малые строенья,
Заборы лжи, и рощи доброты,
И честные нехитрые растенья,
И синие отравлен т к поэзии.

 Ведущий.  Мы знаем, что поэзия – особый мир со своими законами, мир, в котором “звучат свежие ритмы”, “властвует свет”, куда нет доступа жестоким, бескрылым, ограниченным.  

 Ведущий: Мировая поэзия необыкновенно богата и разнообразна. И у каждого стихотворца своя судьба, свой поэтический голос. Но поэтов разных эпох и поколений, разных стран и народов, поэтических направлений объединяет, наверное, одно: мечта о том, чтобы стихи нашли своего читателя и оставили добрый след в его душе.

Ведущий.  Немало шедевров подарила миру русская поэзия XIX века. Это изумительные строки о первой встрече, о первой любви, проникнутые нежностью и благородством, строки счастливые и грустные. Д. Давыдов, А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Толстой, И. Тургенев - многие их стихи стали романсами

Ведущий. Мой дар убог, и голос мой не громок,
Но я живу, и на земле моё
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдет далекий мой потомок
В моих стихах: как знать? Душа моя
А кажется с душой его в сношенье
И как нашел я друга в поколенье
Читателя найду в потомстве я.

Звучит романс А. Журбина “Не пробуждай…” на стихи Д. Давыдова из фильма “Эскадрон гусар летучих”.

 Ведущий: Гениальные стихи нашей поэзии – братья, дети одной семьи, “отец” которой – Пушкин.

Онегин:

Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
Чего хочу? с какою целью
Открою душу вам свою?
Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю!
Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.

Татьяна:

Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.

Онегин:

Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

Татьяна:

Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.

Онегин:

Когда б вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви,
Пылать — и разумом всечасно
Смирять волнение в крови;
Желать обнять у вас колени
И, зарыдав, у ваших ног
Излить мольбы, признанья, пени,
Все, все, что выразить бы мог,

Татьяна:

Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой...

Онегин:

Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.

Татьяна:

Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю...

 Ведущий: Выстрадать каждое стихотворение, за каждое слово платить любовью, не жалеть своей любви, своей души – в этом судьба поэта.

 Ведущий: Помнить о высоком назначении поэзии, не идти на поводу у черни, толпы – эгоистичной, корыстной, равнодушной, ждущей лишить угожденья своим вкусам, оставаться независимым, бескорыстным взыскательным и строгим к себе, мужественно встречать “суд глупца и смех толпы холодной” - в этом судьба поэта.

 Ведущий:

Не просто, не в тиши, не мирною кончиной, -
Но преждевременно, противника рукой –
Поэты русские совершают жребий свой,
Не кончив песни лебединой!..

Лермонтов:

Я к вам пишу случайно; право,
Не знаю, как и для чего.
Я потерял уж это право…
И что скажу вам? – ничего!
Что помню вас? – но, боже правый,
Вы это знаете давно;
И вам, конечно, все равно.
И знать вам также нету нужды,
Где я? Что я? В какой глуши?
Душою мы друг другу чужды, 
Да вряд ли раскаянье бесплодном
Влачил я цепь тяжелых лет;
И размышлениям холодным
Убил последний жизни цвет.
С людьми сближаясь осторожно,
Забыл я шум младых проказ,
Любовь, поэзию, - но вас
Забыть мне было невозможно.

 Ведущий: Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если бы не погиб в 27 лет. Такие поэты рождаются только раз, чтобы стать звездой для человечества. Он всю жизнь жаждал подвига, стремился к совершенству.

Маяковский:

XX век…. Век разлук и утрат. Все громче в стихах о любви звучит трагическая нота. Но сердце человеческое неизменно торжествует над всеми тяжкими испытаниями века. Вслушаемся в мир удивительных звуков, слов, чувств русской поэзии XX века.

Цветаева:

“Стихи не пишутся - случаются”. “Я пишу, как дышу…”. Но простота создания стихотворения кажущаяся, обманчивая. Поэтическое творчество – это труд, упорный, тяжелый, не всегда успешный. “Я всегда разбивалась вдребезги. И все мои стихи – те самые, серебряные, сердечные дребезги”. В стихах поэт отдает читателям свою душу, свои силы, свое сердце.

Моим стихам,
Написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берет,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Романс А. Пугачевой к стихам М. Цветаевой “Мне нравится, что вы больны не мной…”

Ахматова:

Я никогда не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.

Из-под каких развалин говорю,
Из-под какого я кричу обвала,
Как в негашеной извести горю
Под сводами зловонного подвала.
Я притворяюсь беззвучною зимой
И вечные навек захлопну двери.
И все-таки узнают голос мой.
И все-таки опять ему поверят.

Маяковский:

Время течет, все меняется самое главное, чтобы наше будущее поколение помнило и знало нас, людей, которые были до них. Которые создавали историю литературы. Когда все изменится: традиции, культура, мода, идеология – главное, чтобы нас помнили. И не начинали создавать “велосипед”, когда он уже есть!!!

Ты, светлый житель будущих веков,
Ты, старины любитель, в день урочный
Откроешь аналогию стихов,
Забытых незаслуженно, но прочно.
И будешь ты, как шут, одет на вкус
Моей эпохи фрачной и сюртучной.
Облокотись. Прислушайся. Как звучно
Былое время – раковина муз.
Шестнадцать строк, увенчанных овалом
С неясной фотографией… Посмей
Побрезговать их словом обветшалым,
Опрятностью и бедностью моей. 
Я здесь с тобой. Укрыться ты не волен.
К тебе на грудь я прянул через мрак.
Вот холодок ты чувствуешь: сквозняк
Из прошлого… Прощай же. Я доволен.

Ведущий. Многое дано сказать истинному поэту. И многое требуется от читателя, чтобы уметь понять совершенное стихотворение и отличить от несовершенного. Поэтому так важно, чтобы процесс общения поэта и читателя всегда был живым, делая нашу духовную жизнь богаче и радостней.

Ведущий. А когда сбудется вечная мечта поэтов – стихи найдут своего читателя, сколько бы ни прошло лет или веков, разделенных огромным временным пространством.

Ведущий. Шел на Земле сто первый век,
И путь на Земле был мудр и долго,
И жил на свете человек
Чудак, а проще – археолог.
И как-то под пластами лет,
Под массой всяких наслоений
Он странный отыскал предмет,
Изделье давних поколений.
Предмет был сделан из листков,
Сухих и желтых, словно осень,
Таких прозрачных, что легко
Сквозь них струилась неба просинь.
И археолог в тишине
С листков очистил пыль забвенья
И прочитал на желтизне 
“Я помню чудное мгновенье!..”
И вдруг постиг он, что окрест
Поет и плещет мирозданье,
Что он всю жизнь несет свой крест
Любви, надежды и страданья.
И археолог счастлив был,
Так счастлив, что и не заметил,
Как те листки рассыпал в пыль
Уж слишком современный ветер.
И запах легкий как печаль,
Исчез в последнем дуновенье,
Но в сердце колокол звучал:
“Я помню чудное мгновенье!..”

Звучит песня   Визборга

 Ведущий: В сложное мы живем сейчас время. Бурный поток социальных событий, перенося одно, непременно уносит что-то другое. Порой, разбушевавшись, он подмывает и обрушивает целые слои нашей богатейшей культуры, грозя наделать в будущем еще немало бед. Так жива ли еще наша литература: поэзия, проза.  И есть ли вера у нас в этом смысле в наше будущее, в наш завтрашний день?
Ведущий: Как бы ни были сложны эти вопросы, мы непоколебимо отвечаем все-таки: "Да!". И бесспорнейшим гарантом этого упрямого оптимизма является   творчество наших великих поэтов, их стихи,  о которых сегодня и шла речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие литературно- музыкальная композиция "Моя малая родина"

Внеклассное меоприятие "Моя малая родина" разработана на основе личного исследовательско-краеведческого материала об истории, становлении, развитии родного села Чувашское Бурнаево. Также использовала ...

Сценарий внеклассного мероприятия "Литературная гостиная"

Литературный праздник, посвящённый юбилею А.П. Чехова. Для учащихся 5 - 11 классов коррекционной школы VIII вида....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Литературное кафе "Зимние напевы"

Работа представляет собой сценарий литературного праздника для учащихся 6-7 классов . Содержит в себе подборку разных игровых моментов для праздника. Так же представлена презентация ученицы....

Сценарий внеклассного мероприятия (литературно-музыкальная композиция) "Памятник вечной любви"

Литературно-музыкальная композиция "Памятникт вечной любви" содержит рассказы  женщинах, которые прославлены благодаря их способности любить и быть любимыми. Эти истории дают материал для обсужде...

Сценарий внеклассного мероприятия "Литературный салон для знатоков и любителей математики" по рассказу А.П.Чехова "Репетитор"

Материал содержит краткую биографическую справку о Чехое, организует анализ математической проблемной ситуации по сюжету рассказа, выводит на разнообразие решения этой проблемы средствами арифметики и...

Сценарий внеклассного мероприятия "Литературный салон для знатоков и любителей математики" по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Разработка может быть использована как внеклассное мероприятие или на уроке по теме "Решение задач на оптимизацию"...