Тамбов на карте генеральной.
статья по литературе (11 класс) на тему

Капитонова Наталья Александровна

Данная статья посвящена вопросам изучения творчества замечательного русского лирика конца 19 - начала 20 веков А.М.Жемчужникова в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tambov_na_karte_generalnoy.konferentsiya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     ЗАЯВКА

на участие

во Всероссийской научной конференции

«Тамбов на карте генеральной: социально-экономический, социокультурный, образовательный, духовно-нравственный

аспекты развития региона»

 (20 мая 2016 г., Мичуринск)

Фамилия

Капитонова

Имя

Наталья

Отчество

Александровна

Ученая степень, звание

Кандидат филологических наук

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18 имени Э.Д.Потапова» города Мичуринска Тамбовской области

Должность

Руководитель структурного подразделения, учитель русского языка и литературы

Тема выступления

Певец гражданской чести  на литературной карте Тамбовщины

Необходимость оборудования (компьютер, проектор)

-

Форма участия (очная/заочная)

заочная

Необходимость гостиницы (бронирование, срок проживания)

-

Контактный телефон

89051232012

Электронная почта

michsc16@mail.ru

Почтовый адрес (для рассылки сборника)

393760, Город Мичуринск, улица Гагарина, д.18


Мичуринское бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18 имени Э.Д.Потапова» города Мичуринска Тамбовской области

Учитель русского языка и литературы

Кандидат филологических наук

Капитонова Н.А.

Россия, г. Мичуринск, тел. 89051232012;

e-mail: michsc16@mail.ru 

Michurinskoe budget educational institution "Secondary school №18 named E.D.Potapova" city Michurinsk Tambov region

Teacher of Russian language and literature

Candidate of Philology

Kapitonova NA

Russia, Michurinsk, tel. 89051232012;

e-mail: michsc16@mail.ru

Капитонова Н.А.

Певец гражданской чести на литературной карте Тамбовщины.

 Аннотация. Данная статья посвящена вопросам изучения творчества замечательного русского лирика конца 19 - начала 20 веков А.М.Жемчужникова в школе.

Ключевые слова:  А.М.Жемчужников на литературной карте Тамбовщины

 Kapitonova NA

                           Singer civilian honor on the literary map of Tambov.

  Annotation. This article is devoted to studying the remarkable creativity of Russian poetry of the late 19th - early 20th centuries A.M.Zhemchuzhnikova school.

Keywords: A.M.Zhemchuzhnikov on the literary map of Tambov

Для нашего поколения А.М. Жемчужников - малоизвестный поэт, и, естественно, в школе он практически не изучается. Но мы обязаны знать, чтить и уважать людей, обогативших культурную жизнь нашего Тамбовского края. Необходимо проводить работу по пропаганде творчества А.М. Жемчужникова в школе.

В школах Тамбовской области, тем не менее,  ведется работа по литературному краеведению в форме внеклассных занятий, а с 2007 года  и на уроках литературного краеведения.

Успех литературной подготовки школьников во многом зависит от их участия во внеклассных занятиях. Тесная связь классных и внеклассных литературно-краеведческих занятий укрепляет к ним интерес, делает его прочным и устойчивым, позволяет привести знания в определенную систему.

В  школах  Тамбовской области  традиционно  проводятся уроки и  внеклассные мероприятия по творчеству А.С. Пушкина, Г.Р. Державина, И.Г. Рахманинова,   Е.А. Боратынского, И.А. Крылова, Е.И. Замятина, Н.Е. Вирты,   П.А. Сажина,  В.М. Кубанева, А.П. Гайдара, В.И. Шульчева,  В.А. Богданова – писателей, чей жизненный и творческий   путь  был связан с Тамбовщиной.

Разносторонняя работа по изучению литературного наследия Тамбовской земли  проводится кафедрами литературы Тамбовского университета имени Г.Р. Державина и Мичуринского педагогического института, областным  ИПК РО, областными  библиотеками, музеями области. Учителя–филологи  также активно  участвуют в изучении и пропаганде  тамбовского  литературного наследия.    

Творчество А.М. Жемчужникова, тем не менее,  не часто бывает объектом самостоятельного  изучения на школьных уроках. Хотя отдельные стихотворения поэта  привлекают внимание учителей и методистов.

Коллективом методистов профессорами В.Я. Коровиной, В.И.  Коровиным, доцентом В.П. Журавлевым  разработан комплект учебников и учебно-методических пособий по литературе для 5–11 классов, обеспечивающих процесс литературного образования по программе, утвержденной Министерством образования России.

 В учебнике-хрестоматии для 5 класса , составленном ими,   уделяется место для краткого знакомства с творчеством А. М. Жемчужникова в разделе «Русская природа в поэзии Х1Х века». Наряду со стихотворениями И. С. Никитина «Утро», А. А. Фета «Весенний дождь», А. Н. Плещеева «Весна», А. В. Кольцова «Косарь», Ф. И. Тютчева «Еще в полях белеет снег» и А. Н. Майкова «Ласточки» дается и стихотворение А. М. Жемчужникова «Грачи». К стихотворению поэта прилагается иллюстрация картины А.К.  Саврасова «Грачи прилетели». В конце раздела есть список заданий для самостоятельного разбора, где в одном из заданий предлагается составить устные или письменные рассказы на тему «Весеннее настроение поэта». Задание предполагает, что кто-нибудь из учащихся выберет для своего рассказа исследование стихотворения А. М. Жемчужникова «Грачи». Так же учащимся нужно выучить 2-3 стихотворения  из раздела наизусть по выбору. Наверняка многие дети отдадут предпочтение стихотворению нашего поэта. Даже такое краткое знакомство дает представление о поэте А. М. Жемчужникове.

Но в связи с сокращением часов, отведенных на уроки литературы, и с увеличением объема информации в учебниках для 6–11 классов авторы и составители данного учебника-хрестоматии в разделе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Х1Х века»  не нашли возможности для более подробного дальнейшего знакомства с творчеством поэта. Хотя его имя было бы весьма уместным среди такой плеяды поэтов, как А. А. Фет, Я. П. Полонский, Е. А. Боратынский, И. С. Никитин, А. Н. Майков и Ф. И. Тютчев. Наследие А. М. Жемчужникова достойно памяти,  большего внимания и изучения.

В учебниках и программах, выпущенных  под редакцией Г. И. Беленького, Т. Ф. Курдюмовой, А. Г. Кутузова литературное творчество А. М. Жемчужникова не упоминается вообще.  

Нравственный, эстетический, воспитательный потенциал поэзии А..М. Жемчужникова, однако,    настолько ценен, что стихи поэта, на мой взгляд, должны непременно попасть на глаза современным школьникам, пройти через их душу и сердце.

     В изданных в 1990-е годы учебных программах В.Е. Андреева и А.В. Лежнева  рекомендуются  для изучения в школе стихи поэта.   Это могут быть факультативные занятия по литературе, как предлагает министерская программа, это могут быть занятия, включенные в школьную программу по литературе (региональная программа ТО ИПК РО). Это могут быть, добавлю, и внеклассные мероприятия, такие, как  час поэзии, литературная викторина,   литературный вечер, даже поход  в д. Ильиновку на место усадьбы, где жил А.М. Жемчужников.

Какие же стихи А.М. Жемчужникова  предложены к изучению в указанных программах?

Среднему школьному звену в программе В. Е. Андреева, выпущенной издательством «Просвещение» в 1995 году, предлагается познакомиться со следующими стихотворениями: «Родная природа», «Лесок при усадьбе» («Грачи», «Конец лета»), «Притча о сеятеле и семенах», «Осеннее ненастье», «Я музыку страстно люблю», «Зимний вечер в деревне», «Еще воспоминание о Петербурге». А так же  представлено несколько произведений бессмертного Козьмы Пруткова, одним из создателей образа  которого являлся А. М. Жемчужников: «Цапля и беговые дрожки», «Честолюбие», «Перед морем житейским», «Помещик и садовник».  

Для старших школьников программа В. Е. Андреева за 1997 год  рекомендует для ознакомления с творчеством поэта уже иные  стихотворения: «Забытые слова», «Звуки старины далекой», «Почему?», «Современные заметки», «По-русски говорите, ради Бога!», «Прелюдия к прощальным песням», «Посмертное произведение Козьмы Пруткова».

А. В. Лежнев делает немного другой выбор стихотворений А. М. Жемчужникова и в своей программе предлагает ознакомиться с такими стихотворениями: «Перед окном», «Зимний вечер в деревне», «Родная природа», «Осеннее ненастье», «Возвращение холодов», «Липы», «Памяти Пушкину».

Я считаю, что школьнику будет интересно познакомиться с разными  сторонами в творчестве А. М. Жемчужникова, проанализировав стихотворения «Лесок при усадьбе», «Националисту», «О, когда б мне было можно…», «Липы», «При свете вечернем» и «Осенние журавли».

Познакомить школьников с творчеством Алексея Михайловича Жемчужникова – достойная задача для учителя-словесника.  Поэтому в 2005 году мною было разработано пособие для учителя «Завет добра и света. О поэзии А.М.Жемчужникова». В пособии раскрываются особенности художественного мира поэта, даются рекомендации по изучению его лирики в школе. Приводится подробная библиография изданий поэта, публикаций в периодике и литературы о нем. В приложении дана краткая канва жизни и творчества поэта, в помощь учителю публикуются стихотворения поэта.

С 2007 года в школах Тамбовской области введен предмет «Литературное краеведение» (для учащихся 8-9 классов). Курс разработан профессорами Тамбовского университета имени Г.Р.Державина Л.В.Поляковой         и В.Т.Дорожкиной. Изучение литературного краеведения направлено на вхождение обучающихся в культурную среду Тамбовского края путем изучения произведений писателей, чье творчество связано с тамбовским краем и отражает его жизнь. В соответствии с рабочей программой в 8 и 9 классах на изучение литературного краеведения отводится по 17 часов в полугодие. (1 час в неделю). В 8 классе одна из тем посвящена   творчеству А.М.Жемчужникова из сборников стихов «Песни старости» и «Прощальные песни». Рекомендуется поговорить о Тамбовском периоде творчества поэта и о социальном колорите и зрительности образов его поэзии.

     Словом, имя и творчество А.М. Жемчужникова должно занять достойное место на литературной карте Тамбовщины.

Встает насущная  необходимость вернуться к поэзии А. М. Жемчужникова и попытаться понять ее не только как явление общественной мысли (гражданский и сатирический пафос, объекты сатирического обличения, поэтика сатиры и т. д.), но и как явление художественное, в первую очередь.

……………………………………………………………………………….

Список литературы

1. Андреев В.Е. Литературные традиции Тамбовской земли.//Литература:      Программы для факультатива. - М.: Просвещение, 1995. – С. 39, 48-49, 51, 55, 59.

2. Андреев В.Е. Литературные традиции Тамбовской земли //Литература: Программы для факультатива.– М.: Просвещение, 1997.– С. 35, 44, 47, 50, 54-55.

3. Баева Н.А. Тамбовские пейзажи А.М. Жемчужникова //  Культура русской провинции. Новые исследования. – Тамбов, 2002.– С. 31–33.

4. Жарова М.М., Щекотов Ю.Д. Литературное краеведение в школах Тамбовской области. Проблемы изучения литературного наследия Тамбовского края. –     Тамбов, 1990. – С. 61-72.

5. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М.: Просвещение, 1988.

6. Изучение художественной литературы в школе/Под ред. Колокольцева Н.В. -     М.: Академия наук, 1959.

7. Лежнев А.В.  Литература Тамбовского края:  Программа для учащихся  5–9 классов с метод.рекомендациями  для учителя.– Тамбов,1999.– С. 7,11,12,24, 30,37 .  

8. Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. - М.:     Просвещение, 1979.

9. Медведев В.П. Изучение лирики в школе. - М.: Просвещение, 1985.

10.Капитонова (Баева) Н.А. Завет добра и света: О поэзии А.М.Жемчужникова: Пособие для учителя.-М.: изд-во МГОУ, 2005.- 60с.

11. Полякова Л. В. Вместо предисловия. // Проблемы изучения литературного наследия Тамбовского края: Межвуз. сб. науч. трудов. / Под ред. Л. В. Поляковой. – Тамбов, 1990. – С. 3-39.

12. Полякова Л.В., Дорожкина В.Т. Литературное краеведение. Учебник для 8-9 классов.- Тамбов, 2007.

13. Полякова Л.В., Дорожкина В.Т. Литературное краеведение. Хрестоматия  для 8 класса.- Тамбов, 2007.

14. Полякова Л.В., Дорожкина В.Т. Литературное краеведение. Пособие для учителя.- Тамбов, 2007.

          15. Пушкинские чтения: Материалы научно–практической конференции словесников Тамбовской  области. 14 мая 1999 г. /Сост.,ред. Ю.Б.Верольский. – Тамбов, 2000.– 71 с.

16. Рез З.Я. Изучение лирики в школе. - Л.: Просвещение, 1968.

17. Родная природа в стихотворениях русских поэтов Х1Х века.// Лит. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-ух ч. Ч. 1 /Авт. сост. В. П. Полухина и др. – М: Просвещение, 2003. – С.  286-300.

18. Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе. - М.: Просвещение, 1965.

19. Щукин Ю. К., Щербинин П. П. Занимательное краеведение: Материалы и задания для изучения истории Тамбовского края. – Ч. 1. – Тамбов, 2004. –  С. 74.

References

1. Andreev VI The literary tradition of the Tambov land .// Literature Programs for elective. - M .: Education, 1995. - S. 39, 48-49, 51, 55, 59.

2. Andreev VE The literary tradition of the Tambov land // Literature: Software fakultativa.- M .: Education, 1997.- pp 35, 44, 47, 50, 54-55.

3. Baev NA Tambov landscapes AM Zhemchuzhnikova // Culture of the Russian provinces. New studies. - Tambov, 2002.- pp 31-33.

4. M. Zharov, Yu Shchekotov Literary local history in schools Tambov region. Problems in the Study of the literary heritage of the Tambov region. - Tula, 1990. - P. 61-72.

5. Ilyin EN Path to the student. - M .: Education, 1988.

6. The study of literature in the school / Ed. Kolokoltseva NV - M .: Academy of Sciences, 1959.

7. AV Lezhnyov Literature of the Tambov region: program for students grades 5-9 with metod.rekomendatsiyami for uchitelya.- Tambov, 1999.- pp 7,11,12,24, 30.37.

8. Mader RD An analysis of the poetic text at literature lessons. - M .: Education, 1979.

9. Medvedev VP The study of poetry in school. - M .: Education, 1985.

10.Kapitonova (Baev) NA Testament of goodness and light: On Poetry A.M.Zhemchuzhnikova: A Handbook for uchitelya. M .: Publishing House MGOU, 2005.- 60c.

11. Polyakova LV Instead of preface. // Problems in the Study of the literary heritage of the Tambov region: Hi. Sat. scientific. works. / Ed. LV Polyakova. - Tula, 1990. - P. 3-39.

12. Polyakova LV, Dorozhkina VT Literary study of local lore. Textbook for 8-9 klassov.- Tambov 2007.

13. Polyakova LV, Dorozhkina VT Literary study of local lore. Reader 8 klassa.- Tambov 2007.

14. Polyakova LV, Dorozhkina VT Literary study of local lore. Allowance for uchitelya.- Tambov 2007.

15. Pushkin readings: Proceedings of the conference language and literature of the Tambov region. May 14, 1999 /Sost.,red. Yu.B.Verolsky. - Tambov, 2000.- 71 p.

16. Res Z.Ya. The study of poetry in school. - A .: Education, 1968.

17. Native nature in the poems of Russian poets 1 century .// Lit. 6 cells. Ucheb.-reader for educational institutions. The 2-h. Part 1 / Ed. comp. VP Polukhina etc. - M:. Education, 2003. - P. 286-300.

18. Todorov LV Work on the verse in the school. - M .: Education, 1965.

19. Shchukin, YK, Shcherbinin PP Entertaining Regional Studies: Materials and tasks for studying the history of the Tambov region. - Part 1 - Tambov, 2004. - S. 74.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тамбов на карте генеральной...

Материал, посвященный истории образования города Тамбова...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН . Мой любимый Тамбов.... Урок-игра для 7-8 класса

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН.  Мой любимый Тамбов.... Урок-игра для 7-8 класса по краеведению. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:           - Формирование интереса и положительной...

VII Межрегиональная научно-практической конференции «Культурные ценности в контексте современного художественного образования» г.Тамбов:

В начале февраля 2018 на базе МБУ ДО "Детская художественная школа №1" завершила свою работу  VII Межрегиональная научно-практическая конференция "Культурные ценности в контексте с...

Деятельность АНО «Центр поддержки семьи и помощи детям «Мы вместе» г.Тамбов

Информация о деятельности некоммерческой организации "Мы вместе", о ее задачах и направоениях работы....

Открытый урок по творчеству С.О.Тамба

Открытый урок по творчеству С.О.Тамба .10 класс.Предусмотрен диалог культур....

Алгебра 9 класс Технологическая карта урока "Генеральная совокупность и выборка"

Технологическая карта урока алгебры в 9 классе "Генеральная совокупность и выборка"...