А. С. Грибоедов "Горе от ума"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Уроки по пьесе А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_griboedov_gore_ot_uma.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Урок 1

Нравственный конфликт в комедии. Тема достоинства человека в «Горе от ума»

  1. Страницы Грибоедова в чтении и высказываниях учеников: искусство чтения стихотворного монолога (обсуждение чтения и его совершенствование; достижение артистичности чтения, чувства меры и такта в исполнении монолога и сцен).
  2. Композиция комедии; смысл завязки. Загадки сюжета и поступков героя. – Меняется ли Чацкий и ваше отношение к нему? Что, может быть, в словах его и поведении вызвало недоумение? А в самом деле: почему слова любви сменяются язвительными насмешками и колкостями? – Что же происходит в доме Фамусова? Как построил Грибоедов комедию? Почему Чацкий становится и чужим, и опасным, не только для Фамусова – для Софьи? Где это противостояние впервые сказалось открыто и остро? – Каким вопросом вы, может быть, невольно задавались? Действительно: что влечет Чацкого в Москву? Когда-то известный историк академик Нечкина, предложив этот вопрос, уверенно заявила: Чацкий приезжает в Москву жениться! Вы согласны? Подтверждается ли это предположение текстом комедии? Но, с другой стороны, странно, даже неловко за Чацкого: любя Софью, даже не делает попытки предложить ей стать его женой. Пофантазируем: представляете ли вы Чацкого семьянином? Вспомним его поступок, оскорбивший Софью: «Ах, если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?» В самом деле: с чего это Чацкий отправился путешествовать, поплатившись разлукой с Софьей и ее охлаждением? Вот загадки Чацкого! – Существенен ли в комедии Грибоедова мотив путешествия? Единичен ли этот эпизод и только ли с Чацким он связан? Вспомните «путешествия» современников Грибоедова, их «одиссеи». – Какова интонация сцен, где Чацкий «встречается» с Фамусовым? Проследите за их поединками. Как написал Грибоедов их словесную «дуэль»? Например, монолог Фамусова о Максиме Петровиче. Ваше мнение об этой странице? Что придает ей едкость, не замечаемую Фамусовым? Как он выглядит в этой сцене? Сравните два соседних монолога: «Вот то-то, все вы гордецы» Павла Афанасьевича и  - ответ Чацкого: их лексика, синтаксис, интонация. Какими увидели вы в словесном поединке Фамусова и Чацкого? Наконец, какие перемены происходят в дальнейшем на этих страницах и в самих стихах, которыми «обмениваются» Фамусов и Чацкий, - в ритме. Интонации их реплик? – прояснилась ли для вас ситуация грибоедовской комедии, ее конфликт? Где он достигает предельного накала? Как вы прочитаете монолог Чацкого «А судьи кто?» В чем тайна его, как бы сказал Вяземский, «вулканической» страсти? Как меняется стихотворная речь Чацкого, ее лексика, ритм, интонация? – Вспомните обвинения, брошенные Фамусовым Чацкому: справедливы ли они («опасный человек», «карбонарий!»)? Разрушитель ли Чацкий? Мятежник ли?
  3. Антитеза как основа построения комедии. Осмеяние подобострастия и угодничества – идеалов «века минувшего». Сатирическое мастерство Грибоедова в монологе Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы»; искусство панегирика как само развенчания героя. Напряженность нравственного конфликта комедии  в интонационно-лексическом контрасте монологов Фамусова и Чацкого (упоение придворным шутом, благоговение перед великолепием и важностью вельмож и – сарказм и грустное раздумье Чацкого о «веке нынешнем и веке минувшем»; резкая смена монологов краткими парирующими репликами, ускорение темпа сценического действия, его переход в словесный поединок. Порывы юного сердца, его наивные упования как трагический мотив грибоедовского творения; психологизм «Горе от ума». Независимость, суверенность юной личности, воплощенные в Чацком. Пафос «свободной мысли», просвещения и «творческих искусств» в страстных инвективах Чацкого и его оде «молодым людям», поборникам прекрасного. Путешествие как знаменательный мотив пьесы, символ «духовной жажды» и свободы молодого современника. Тема путешествия в литературе грибоедовской эпохи («Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, «Судьба Одиссея» К.Н. Батюшкова). Овладение лексическими формулами со значением «свобода личности»: независимость, суверенность человеческого «я»; духовная свобода; достоинство; «самостоянье человека» (Пушкин).
  4. Домашнее задание: завершить чтение комедии; представить сцены 3-го и 4-го действий в театре или на экране: «Твой фильм (спектакль) по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», «Бал у Фамусова на сцене»: подготовить чтение наизусть одного из монологов или сцены.

Урок 2

Чацкий в поединке с «обществом».

  1. Опыт «театрализации». – Сравните 3-е действие с предыдущими. Почему оно столь многолюдно? Какие сцены вы видите особенно отчетливо? Ваш спектакль или фильм.  Мнение критиков? Есть ли иные варианты? Ваш выбор?
  2. «Мильон терзаний» Чацкого. – Меняется ли Чацкий? Каким вы видите его на балу? Как произнесете его монологи?  Сопоставьте их с предыдущими излияниями грибоедовского героя: интонации, слова, срывающиеся с уст Чацкого, ритм стихотворных строк прежде и сейчас. В каких словах весь Чацкий с его болью, досадой, отчаяньем? Как отозвались вы на его «мильон терзаний»? И в чем тайна этой грибоедовской формулы? – Справедлив ли Чацкий в своих укорах Москве? Разделяет ли их автор? Какие сцены комедии вы вспоминаете, слушая инвективы Чацкого с их «желчью и досадой»? – Жанр «Горя от ума»?  Действительно ли комедия? Разве уж так смешна пьеса Грибоедова? Если настаиваете на том, что перед нами комедия, покажите, как создает драматург комедийность пьесы? На каких страницах вас особенно изумило его  комедийное мастерство (в диалогах, репликах, в построении сцен)? Каково вам было читать сцены бала? Почему общество, собравшееся у Фамусова, так уморительно? Проследите, как представляет его читателю и зрителю автор. В каких словах вы передали бы впечатления от общества, которое принято называть «фамусовским»? Не забыли ли мы одного из самых любопытных персонажей комедии? Действительно, Молчалина! Вернитесь к нему: он ясен вам? И какова его роль в пьесе? Как прочитали вы «поединок» Чацкого и Молчалина? Каким видите каждого из них? В спектакле Ленинградского Большого драматического театра, поставленном Г.А. Товстоноговым, Чацкого играл Сергей Юрский, Молчалина – Кирилл Лавров: вы согласны с таким распределением ролей? Ясен ли вам замысел режиссера? Действительно, Молчалин-Лавров заставлял пасовать Чацкого, был горд и уверен в себе: он не в будущем, а уже сейчас «блаженствовал», торжествовал победу над Чацким. Вы согласны с таким прочтением комедии Грибоедова, и в частности сцены 3-го действия? – Как встретили вы финал 3-го действия? Его заключительная ремарка?
  3. Сатирическое искусство Грибоедова в изображении персонажа и в собирательном «портрете» общества; выразительность речи, поз, жестов, мастерство ремарок, их лаконизм и зримость, невольно выдающие отношение автора; мгновенная нарицательность грибоедовских типов (Тугоуховские, Хрюмины, Хлестова). Ничтожество светской толпы в сценах бала. Одиночество и страдания Чацкого как рушение недавних надежд и упований. Трагизм его монологов, отчаяние их исповедальности на виду у «света». Судьба Чацкого в ремарке, прерывающей монолог его, и сцены бала. Композиционное искусство Грибоедова. Овладение лексической точностью психологической характеристики («мильон терзаний» Чацкого): сомнения, разочарование, надежда, досада, отчаяние, горечь, одиночество, достоинство, оскорбленное чувство.
  4. Домашнее задание: перечитать комедию Грибоедова; поучительна ли она (развернутое высказывание); чтение наизусть монолога или сцены из 3-4–го действий.

Урок 3-4

Смысл заглавия и трагикомизм «Горя от ума».

  1. Новаторская пьеса. Интересно ли читать «Горе от ума»? А обсуждать комедию Грибоедова? Что в ней вас особенно тронуло? Удачно ли заглавие пьесы? Разве согласуется оно с ее жанром: «горе» и «комедия»? Сравните творение Грибоедова с комедийными пьесами других авторов.
  2. Две «комедии». А теперь послушайте еще одну «комедию», созданную за 5 столетий до Грибоедова гениальным итальянским поэтом Данте, - его «Божественную (как называли ее современники) комедию». Чтение фрагментов «Ада»: песен третьей, четвертой или иных страниц по выбору учителя. – Ваши впечатления от строк Данте? Они действительно «божественны»? Но почему «комедия»? Нет ли в этом слове коварного смысла? Заметьте: среди «грешников», попавших в ад, - «славнейшая из школ», чьи «песнопенья вознеслись над светом»,  - великие поэты Греции и Рима, и «семья мудролюбивая» философов древности во главе с Сократом, и ваш знакомый «геометр Эвклид», и целитель Гиппократ, и иные бессмертные, кого поэт «назвать не в силах поименно». Чем не горе от ума! Даже трагичней: кара, муки за ум и гений! Но Бог покарал и «того, кто от великой доли отрекся в малодушии своем». Хорошо хоть в этом не грешен Чацкий! В малодушии и отречении от судьбы своей его  не упрекнет даже самый пристрастный судия. Как объясните вы эти неожиданные переклички величественных терцин! Данте с комедией Грибоедова? Может быть, эта близость хоть как-то «оправдает» стихотворную форму «Горе от ума» (помнится кто-то из вас поначалу был недоволен тем, что «Грибоедов написал пьесу стихами», читать, мол, труднее, чем «Недоросля» и «Ревизора»).
  3. Смысл заглавия. Почему же «Горе от ума»? И что такое «ум»? Проясните этимологию слова («умение», «умение жить»!). «Умен» ли Чацкий? – вот далеко не праздный вопрос. Но разве только Чацкий «умен» в комедии Грибоедова? А Фамусов с его житейским опытом, знанием порядков и обычаев («на все свои законы есть»), успехами по службе? Скалозуб с его «философствованием» относительно «разных каналов» добывания чинов? И особенно – Молчалин. Как же быть с «умом» в комедии Грибоедова? Каждому – свое? Молчалину – «блаженство», успех, Чацкому – одиночество, отверженность, «горе»? Отчего же? – Совсем рядом с творением Грибоедова стихотворение Пушкина «Поэту» («Поэт, не дорожи любовию народной»). Приложимо ли оно к Чацкому? – Итак, «ум» и «ум». Как он оказался в языке, в «стихах» персонажей? Ваш выбор? Ваш «ум»?
  4. «Горе от ума» как трагическая и возвышенная тема мировой культуры, ее поэтическое воплощение в величавых терцинах и мифологических картинах «Божественной комедии», в стихотворных сценах и житейском сюжете грибоедовской пьесы. «Горе от ума» как трагикомедия. Тема «ума» как нравственно-житейский выбор. Развенчание низменного, ловкого ума и утверждение «свободной мысли», ума возвышенного и благородного как умения жить достойно. Житейская назидательность монологов и реплик Фамусова, Скалозуба, Молчалина и афористичность, поэтическая выразительность, ораторская отточенность строки в сценическом языке Чацкого. Трагедия ума и таланта в комедии Грибоедова.
  5. Овладение сопоставительной лексикой в высказываниях о ритмических и интонационных особенностях поэтических произведений (неторопливые, величавые строки «Божественной комедии» - живые, легкие стихи «Горе от ума»; страстный, трагический голос автора в поэме Данте – комичные интонации персонажей в грибоедовской пьесе, печальные раздумья Чацкого; взволнованный разговор Данте с «грешниками», обращения-воспоминания поэта, прерывистый ритм терцин – интонационное многообразие реплик и монологов «Горе от ума»; монологичность «Божественной комедии» - многоголосие «Горе от ума»).
  6. Домашнее задание: чтение наизусть новых фрагментов «Горе от ума»; подготовиться к семинару «Чацкий – победитель или побежденный»? Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний» в сопоставлении с комедией Грибоедова; прав ли критик в оценке Чацкого и постижении смысла «Горе от ума»? Задание на опережающее чтение: чтение «Божественной комедии» Данте («Ад»).

Урок 5

Смысл комедии А.С. Грибоедова и ее истолкование И.А. Гончаровым и читателем (семинар)

  1. «Горе от ума» в оценке и чтении учеников. Мы завершили чтение комедии Грибоедова. Ваше отношение к ней и нашим урокам. Кто предложит свои вопросы для заключительных раздумий над творением Грибоедова? Ваши суждения с непременными аргументами текстом. – Жива ли сегодня комедия? Или она всего-навсего тема школьной программы? Будете ли вы перечитывать «Горе от ума»? А цитировать? Доставляет ли вам наслаждение создание Грибоедова? Ваши любимые страницы «Горе от ума». Ваш герой.
  2. Театральное воплощение комедии. Чацкий на сцене. – А теперь, в порядке «эпилога» уроков по пьесе, - страницы ее «сценической истории». Рассказ учеников о наиболее заметных спектаклях по пьесе, по книгам о пьесе. – В чем различие актерского исполнения роли Чацкого? Какого Чацкого вы принимаете? Сопоставьте его с грибоедовским.  – Итак, ключевой вопрос: «Чацкий – победитель или побежденный?» Можете ли вы усилить аргументацию, обратившись к тексту комедии? Вспомните ее поворотные сцены. Чацкого и Фамусова в эти кульминационные моменты. Да и экспозицию, первые сцены: почему так раздражен, обеспокоен Фамусов и оправдано ли его состояние дальнейшим ходом пьесы? А как держится в поединках с ним Чацкий? Почему он «владеет собой», как очень точно вы заметили, полон достоинства, остроумно парирует выпады Фамусова? Кстати: согласны ли вы с тем, как поставил Товстоногов  Г.А.  сцену встречи Чацкого с Молчалиным? Сопоставьте наши наблюдения со статьей Гончарова.  – Мы мало говорили о полковнике Скалозубе. Его роль в пьесе?  Бал? К чему он? Влияют ли эти сцены на ход комедии и ее смысл? Как встретили вы молву о сумасшествии Чацкого? Верят ли ей Софья, Фамусов, все гости? Как выглядит под пером Грибоедова «общество№ в спорах о Чацком? Кто же одерживает верх в комедии? Почему в финале комедии рядом Молчалин и Чацкий? – Попытки «современного прочтения» комедии. Чацкий и мы. Товстоногов поставил странную трактовку пьесы: Чацкий побежден. Режиссер ставил пьесу как современную. Молчалины замордовал Чацкого. Согласны?
  3. Овладение лексикой и оборотами со значением художественных закономерностей (обусловленность приема, его смысл): Скалозуб неслучайно появляется. Он необходим в комедии: в его образе писатель воплотил. Без него пьеса. Сцены бала – кульминация комедии: в них Грибоедов. А разве напрасно Фамусов под пером Грибоедова. Если бы «общество» не пустилось в россказни о сумасшествии Чацкого, мы бы. И оно, конечно, верит собственной выдумке: драматургу это-то и надо, чтобы.
  4. Домашнее задание: подготовка к сочинению по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Урок 6

Сочинение

Ориентировочные темы:

  1. Мое отношение к Чацкому
  2. Читая комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума»
  3. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума»
  4. Анализ эпизодов (на выбор один): Я на балу у Фамусова, Мой любимый персонаж, Дом Фамусова, Москва на страницах комедии
  5. Самая волнующая страница пьесы «Горе от ума»
  6. Смешное и грустное в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
  7. Твоя тема по пьесе А.С. Грибоедова