Л. Петрушевская "Два окошка"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Материал для уроков в 5 классе по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesa.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Пьеса-сказка Л. Петрушевской «Два окошка» (5 класс)

Наше время подарило нам драматургический талант: имя Л. С. Петрушевской заняло достойное место в мире литературы. Творчество ее вызывает интерес и взрослых, и детей. В пьесе-сказке Л. Петрушевской «Два окошка» перед нами предстают герои из реальной жизни: Монтеры, Бригадир электромонтеров, Смотритель маяка, Помощник капитана, Мама, Ребенок. Именно они создают фон, на котором появляются образы Мальчика, Девочки, Человека. Мальчик и Девочка живут на горе в маленьком домике. Их отец, капитан, «на днях», как говорят матросы, затонул вместе с кораблем.

Смотритель. Матросы пришли на одной шлюпке. Их корабль затонул. А их капитан – они рассказывали – на капитанском мостике остался, и честь отдавал, а потом ушел ко дну.

Первый монтер. Охота была.

Смотритель. Так полагается. Одна фуражка от него осталась плавать. Капитан последним покидает корабль.

Дети не верят в гибель отца и настойчиво ждут его.

Смотритель. Вот теперь дети капитана и не гасят свет.

Второй монтер. Боятся.

Третий монтер. Трясутся.

Смотритель. Да нет же! Они ждут отца своего. Они не гасят свет специально, чтобы показать, что ждут, как бы маяк для него. Мол, плыви сюда.

Смотритель. Маяк для всех, а окошки для него одного.

Как поведут себя взрослые по отношению к светящимся ночью двум огонькам? Пьеса-сказка «Два окошка» - это произведение о нравственной ответственности человека за свои поступки. В последнее время все чаще мы слышим, что общество утрачивает нравственность и духовность. Но винить в этом мы должны лишь себя. Какие бы политические невзгоды и бури ни проносились над родной землей, мы не должны мириться с тем, что равнодушие и черствость побеждают. И важно, чтобы педагог в доступной форме донес до сознания детей основную мысль пьесы. Сказка поэтична, умна, наполнена юмором. Удивительное человеческое тепло исходит с ее страниц. Для домашнего задания вопрос: кого из действующих лиц и почему дети хотели бы сыграть на сцене? Особенно сильное, эмоциональное воздействие драматическое произведение оказывает в том случае, если оно воплощено в театре, где актеры своим искусством придают драматическим персонажам облик живых людей. Перед изучением пьесы можно провести анкетирование. Вопросы. Что вы знаете о театре? Каким вы представляете себе театр? Какие спектакли вы смотрели в театре? Назовите лучшие театры страны. Кого из театральных актеров (актрис) вы знаете? Кто из них вам больше всего  нравится? Что дает театр зрителям? Для чего, по-вашему, он существует? Хотите ли вы, чтобы вся ваша жизнь была связана с театром? Почему?  

Цели первого урока по изучению сказки: 1. Познакомить учащихся с драматургическими произведениями, их особенностями. 2. Показать, что «театр не закрывает глаза на пороки людей, …на социальные беды, и все-таки он при первой возможности устремляется навстречу радости бытия» (В. Блок, театральный критик). 3. Вырабатывать практическое умение вживаться в роль.

Урок 1.

Знакомство с театральной лексикой: действующие лица (герои), афиша, сцена, декорации, реплика, диалог, монолог, ремарка. Подвести итоги анкетирования. Мнения учеников сошлись в том, что театр нужен  людям.  Чтение первой сцены по ролям. Анализ прочитанного текста по вопросам. – Где происходит действие сказки? Кто из действующих лиц привлек ваше внимание? Чем? Такими ли вы представляете себе героев пьесы, какими их создали наши «актеры»? Дайте рекомендации одному из актеров. Помогите ему вжиться в роль. Домашнее задание ко 2 уроку: перечитать 2 и 3 картины. Нарисовать к ним декорации. Ответить на вопрос: почему случился пожар в домике на горе?

Урок 2.

Тема гуманизма и добра в пьесе «Два окошка».

Беседа с классом. В народной сказке герои делятся на добрых и злых. Можете ли вы в этой сказке разделить героев на два лагеря? (Дается понятие о более сложных характерах). Есть ли в сказке фантастические образы? Почему это произведение автор называет сказкой? Что сближает пьесу со сказками, изученными ранее? В чем их различие?

Характеры героев раскрываются не только в поступках, но и во взаимоотношениях с другими действующими лицами. Почему Бригадир и Монтеры погасили свет над городом? Подумали ли они о судьбе детей в одиноком домике на горе? О судьбах судов? (Ведь маяк погас) Что явилось причиной пожара?

Ленивые и бессердечные Монтеры не задумываются над своими поступками. Исполняя приказ Бригадира, они хотят выключить свет во всем городе. Им мешает Смотритель. Но Монтеры не стали ждать, пока Смотритель доберется до домика на горе. При появлении Бригадира они сразу же выключают рубильник. Гаснет маяк, который указывал дорогу кораблям. Гаснет свет в окошках домов, где дети ждут отца – капитана с потонувшего корабля. Чувство ответственности за свое дело, за судьбы кораблей и жизни людей не покидает Смотрителя. Но черствость, безответственность и равнодушие оказываются сильнее. Вспыхивает пожар в доме на горе. Корабль уже на грани гибели. И в минуту, когда капитан принимает решение «сражаться до последнего», вдруг загораются два спасительных окошка. Корабль сохранен, но домик спасти не удается. После чтения по ролям 4 картины вопросы. – Можно ли сказать, что в домике на горе жили добрые дети? Почему человек, которого спасли, снова оказывается за бортом? Как сцена пожара помогает понять, кто является настоящим другом детям? Почему существует зло? Какими становятся дети, потерявшие доброту? Домашнее задание: перечитать 5, 6 картины пьесы. Подбор определений для характеристики действующих лиц. Задание по группам. 1 группа – характеристика Монтеров, Бригадира. 2 группа – Смотрителя маяка, Капитана. 3 группа – детей, Человека.

Урок 3.

«Два окошка! Мы ждем вас!»

Работа над идеей произведения. Чтение по ролям 5 картины. Выполнение домашнего задания. Характеристики персонажей. Монтеры – веселые, озорные, ленивые, безответственные, легкомысленные. Бригадир – грубый, безответственный, мрачный, равнодушный к чужому горю. Смотритель – добрый, сердечный, великодушный, благородный, трудолюбивый. Дети – сердечные, добрые, приветливые. Человек – добрый, гуманный, великодушный, благородный, честный. Работа с пословицами. «Неприятность вначале лучше, чем в конце», «Лодырь не человек, болтун не работник». «Чтоб в почете быть, надо руд любить». «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится». «Труд человека кормит, а лень портит». «Злой плачет от зависти, а добрый – от радости». «В ком добра нет, в том и правды мало». «Человек сердцем могуч, дерево – корнями». «Друг познается в несчастье».

- Какие из пословиц можно использовать по отношению к героям сказки? Какие раскрывают смысл всей сказки?

Картина шестая – это гимн добру, гуманности, благородству и верности. Капитан на корабле собирает гостей: «Я собираюсь пригласить гостей. Капитана и его деточек». – Объясните название пьесы? Кто и что побеждает в сказке? Какие чувства вызывает у вас конец сказки? Читаем радиограмму, которую передает Капитан детям в лодку: «Два окошка! Мы ждем вас!» Как вы понимаете ее смысл?  (Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой и радостной. Бескорыстное добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и равнодушию).  «Как это прекрасно – спасти человека!» - восклицает Капитан. Эта мысль, вложенная Л. Петрушевской в пьесу-сказку, придает произведению особое звучание и окраску. Пьесу-сказку легко инсценировать. Образы действующих лиц близки и понятны детям. Реплики героев просты и не осложнены «взрослой» лексикой. Декорации не трудно изготовить самим ученикам. Вера в человеческую душевную доброту поможет им жить и преодолевать жизненные невзгоды.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль знаний по теме "Основы динамики". Задания "Окошки".

Как часто приходится слышать от учеников вопросы типа "В чем измеряется сила?", а ведь уже пару уроков решаем задачи и пользуемся этим понятием. На первый взгляд не сложное задание для учеников 7 клас...

пересказ рассказа "Шар в окошке" по А.Митта конспект

Конспект занятия по пересказу рассказа с использованием фланелеграфа для детей с ОНР, в двух вариантах (в том числе для детей 2-го уровня развития речи)....

"Горит в окошке свет".

По – моему, учитель – это не профессия, а состояние души.Когда я впервые увидела эту женщину, мне подумалось, что  королеву выдают манеры… Спокойная, рассудительная, увер...

Свет в окошке

Призентация учителя Беляевой Т.С. к городскому семинару...

Презентация к песне "За окошком снова непогодится" в исполнении шоу-группы "Улыбка"

Презентация к песне "За окошком снова непогодится" в исполнении шоу-группы "Улыбка"...

Экологический проект «Огород на окошке» для детей дошкольного возраста 3-4 лет

Вид проекта: исследовательский.Участники проекта: дети  дошкольного возраста 3-4 лет, воспитатель группы, родители.Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе с...

Мастер -класс " Витаминный огород на окошке"

Выращивание зелени на окне зимой....