Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Обобщение: реальные и ирреальные события в повестях и способы их изображения ( по повестям: «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Зако
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Плюснина Татьяна Николаевна

Урок внеклассного чтения в форме творческого зачёта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок: литература

Тема урока:   Н.В. Гоголь  «Вечера на хуторе близ Диканьки». Обобщение: реальные и ирреальные события в повестях  и способы их изображения ( по повестям: «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место»)

Дата проведения урока:  

Класс: 6

Количество уроков : 1

ОУ: ГБОУ СОШ №62 Санкт- Петербурга  Выборгского района

Учитель-предметник:  Плюснина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы.

     УМК: Литература: учебник для 6 класса образовательных учреждений/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.-12-е изд. переработанное -М: Просвещение, 2010 г.

Цели для ученика
Обучающие:

  •  закрепить  знания содержания повестей Н.В. Гоголя, входящих в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
  • продолжать обучение языку словесного искусства;
  • научиться отбирать материал по заданию;
  • научиться анализировать , обобщать, делая выводы;
  • совершенствовать умения активного слушания.

Развивающие:

  •  развивать навыка  правильного беглого чтения  , целым словом трудные по структуре слова в соответствии с нормами орфоэпического произведения;
  • учиться анализировать литературное произведение - повесть, определять черты  реального и ирреального миров, их роли в создании характеристика героя;
  • расширять культурный кругозор учащихся

Воспитывающие:

  •  развивать чутье к художественному слову;
  • воспитывать чувство патриотизма;
  • осваивать общечеловеческие нравственные ценности.

Цели для учителя
Образовательные: 

  •  углубить первоначальное представление от повестей Н.В.Гоголя;
  • помочь учащимся составить целостное представление о способах и целях изображения реального и ирреального миров.

Развивающие: 

  • создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речь учащихся, мышления, способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (сравнение, анализ, наблюдение, выделение, систематизация)., развивать навык  выразительного чтения и творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к чтению, способность работать в группах, осуществлять самоконтроль , делать самооценку;
  • воспитывать  бережное отношения к слову, толерантность;
  • воспитывать чувство гордости за свой народ,  нравственные качества : доброту, любовь к людям, уважение традиций и культуры других народов.

Тип урока
Урок внеклассного чтения.  Творческий отчёт.

Форма урока
Урок-игра.  

Опорные понятия, термины

  • повесть
  • легенда
  • сюжет
  • юмор
  • фантастика

Новые понятия, термины

  • реальность
  • ирреальность
  • грёзы

Формы контроля:

Выразительное чтение наизусть

Инсценирование

Заполнение таблицы

Ответы на вопросы

Домашнее задание :

С какой целью Н.В. Гоголь использует приём, когда герой оказывается в состоянии сна или видения (грёз)?

  

 

Оборудование: портрет писателя, сборники повестей ; декорации : звёздное небо, хаты ( рисунки);  карточки-свитки,  мистическая шкатулка ,  жетоны- рисунки

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Мотивация

2 минуты



Включение в деловой ритм.

Мотивация учебной деятельности.

 

Подготовка к работе.

Самоопределение.

Активация знаний .

Игровой прием «Аукцион»

Словесная форма,  

(Приложение 1)

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся на совместную работу.

II. Актуализация знаний

 6 минут

  Проверяет готовность обучающихся к уроку:  знание ранее изученного материала.

 Анализируют эпиграф, работают над лексическим значением слов.

Словесная форма, фронтальная беседа, выразительное чтение

(Приложение1)

Личностные:   оценивание своего ответа.

Познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков.

 Проверка и закрепление полученных знаний.. Вырабатывать уважительное отношение к отвечающему.

III. Обобщение изученного и актуализация знаний,

1) Формулирование темы урока, анализ темы, постановка цели

 2 минуты

 

2) Проведение «Блиц-турнира»- «История сборника

 3 минут

3)  Знание героев повести. «Парад персонажей»

6 минут

   3)Турнир толкователей слов.

 4  минуты

4)  «Мистическая шкатулка»

5 минут

5) « Я артист» Творческий  работа, работа с тестом одной из повестей:

а) выразительное чтение    пейзажной зарисовки в соответствии с темой;

б) инсценирование эпизода в соответствии с темой.

11 минут

8.  Обобщение наблюдений.

 3 минуты

 Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Создаёт проблемную ситуацию.

  ( Приложение 2)

Рассказ учителя.

 

Устанавливает осознанность восприятия.
Организует деятельность по применению новых знаний.

 

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Воспринимают новую информацию;  соотносят старые знания с новыми,

 выразительное читают

наизусть, инсценируют, работают над лексическим значением слов.

 Отбирают необходимый литературный материал, анализируют, обобщают, делают выводы,

заполняют таблицу

 Практический метод.
Приём познавательной активности через творческое задание.

 

Рассказ.

Комментирование.

( Приложение 3)

 Выразительное чтение.

 Инсценирование

(Приложение 4)

 

Групповая работа.

(Приложение 5)

Групповая работа ( Приложение 6)

Групповая работа, инсценирование, выразительное чтение

(Приложение 7)

 (Приложение 8)

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений,

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание, коммуникативные:

инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации.

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, распределяют виды деятельности между членами группы.  С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Выделять и формулировать познавательную цель.

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу .

Осуществлять поиск и выделение необходимой информации

Развивать  устную  речь, память,  умение слушать других,     наблюдать, отбирать литературный материал, анализировать и  обобщать его, развивать    артистические способности, способность работать в группе

VI.Рефлексивно-оценочный этап.

2 минуты.

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.

Беседа.

( Приложение 9)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные:
смыслообразование.

Умение оценивать себя.

VII. Домашнее задание.

1 минуты

Объясняет домашнее задание.

Слушают и записывают в дневник.

Пример карточки-жетона

Таблица, в которую записывают нужные сведения в процессе работы  ( количество строк на всю страницу листа формата А4_

Черты реального мира

Черты ирреального мира

Приложение 1.

Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами на необычный урок внеклассного чтения по повестям Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Мы ещё раз откроем некоторые страницы этих повестей и проведёт своеобразный творческий зачёт. В течение урока каждая команда будет получать задание, правильный ответ принесёт  группе бал- жетон, потом посмотрим, кто же лучше знает повести. Желаю всем успеха, творческой работы.

А пока проведём игру « Аукцион».

«Аукцион»  

  • Из какой повести: дед зашил грамоту в шапку.
  • Из какой повести: отец выгнал дочь из дома, она с горя утопилась.
  • Из какой повести: герой готовил своей невесте сундук с железной оковкой и росписью.
  • Из какой повести: герою цветок папоротника принёс богатство , но не дал счастья.
  • Из какой повести: горящая свеча манила за собой героя.

Анализ эпиграфа: « Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя». ( В.Г. Белинский)

  • Прочитайте эпиграф   ( Распечатан для каждой группы)
  • Как вы понимаете слова В. Г. Белинского  «в этих первых поэтических грезах г. Гоголя»?
  • Дома вы должны были найти словарные статьи из толковых словарей разных авторов, объясняющих лексическое значение значение  слова   «грёзы».
  • Найдите то определение слова «грёзы»,  которое перекликается с событиями повестей, в которых оказываются герои . ( Устар. зн. - сновидение, видение в состоянии бреда, полусна).
  • Докажите своё мнение примерами из текста.

Приложение 2.

Работа над формулировкой темы:

 Закрыты последние страницы повестей Н.В.Гоголя « Вечера на хуторе близ Диканьки», которые сделала имя 22-летнего писателя известным широкому кругу читателей.  Содержанием большинства повестей является народная жизнь. «В жизни народа, в его песнях, сказках видел писатель подлинную поэзию и воссоздал ее в своих повестях. Жизнь народа раскрывается здесь в ее различных проявлениях: есть здесь быт и картины современной жизни, и народные предания, и события далекого прошлого. В повестях сочетаются фантастика и реальность, которые тесно переплетаются друг с другом, рождая своеобразный поэтический колорит» . Они проникнуты  вольным, весёлым духом праздника, связанными с ним поверьями.  Но всё это выводит жизнь из обычной колеи, делает невозможное возможным  . Рядом с реальными персонажами действуют ирреальные ( мистические, фантастические) существа,  происходят сказочные происшествия. Эти миры переплелись между собой, и не сразу поймёшь: то ли во сне, то ли наяву происходят события. Переодевания, мистификация, неожиданные  события и невозможные встречи, фантастические перемещения, странные видения в полусне придают реальным событиям ирреальные черты.  

        Но сегодня  мы заново с вами заглянем в повести и окажемся в реальной жизни и погрузимся в ирреальный мир  гоголевских героев и определим , почему писатель погрузил героев  мир « поэтических грёз».

  • Как вы понимаете значение слова ирреальный?  Подберите синонимы, запишите на листочках, которые выданы каждой группе.   На нём  все  вместе будете  делать в течение урока необходимые  записи, раскрывающие способы изображения реального и ирреального миров в повестях Гоголя.
  •  Зачитать  синонимы, каждая группа добавляет  ( воображаемый, вымышленный, надуманный; иллюзорный, порожденный фантазией, порожденный воображением, химерический, мнимый, несуществующий, созданный воображением, обманчивый, фантастический, эфемерный, химеричный, нереальный, призрачный, созданный … Толковый словарь Ушакова)

 

 

Приложение 3

 Ну что ж, страницы повестей зашелестели вновь!

Но сначала проведём блиц-турнир. ( При правильном ответе группа получает жетон)

 Задани1 : История повестей

  1. Как называется тетрадь в 490 страниц, которую очень бережно хранил Н.В.Гоголь в ящике стола? ( «Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия»), 1826 г
  2. Когда вышел  полный  сборник  « Вечера на хуторе близ Диканьки»? ( В марте 1832 г)
  3. Сколько в  сборнике повестей ? Перечислите по порядку повести первой книги.  
  4. Перечислите повести второй книги .
  5. Как звучит полное название сборника?  («Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасечником Рудым Панько»).

Приложение 4

Задание 2: Парад персонажей.  Для каждой группы свой герой. Персонаж выразительно читает отрывок .

 Образ рассказчика _ Рудый Панько ( Предисловие 1 книга) — для всех

«...Но лучше всего, когда собьются все в тесную кучку и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню. Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут! И волосы, кажется, у меня теперь более седые, чем рыжие. Но у нас, не извольте гневаться, такой обычай: как дадут кому люди какое прозвище, то и во веки веков останется оно...»

Для первой группы:

Пидорка ( Вечер накануне Ивана Купала)

«...Тошно мне. Тяжело на сердце. И родной отец — враг мне: неволит идти за нелюбого ляха. Скажи ему, что и свадьбу готовят, только не будет музыки на нашей свадьбе: будут дьяки петь вместо кобз и сопилок. Не пойду я танцевать с женихом своим: понесут меня. Темная, темная моя будет хата: из кленового дерева, и вместо трубы крест будет стоять на крыше!»...

Для второй группы:

Галю ( Ганна) («Майская ночь, или Утопленница»)

«...Посмотри, вон-вон, далеко мелькнули звездочки: одна, другая, третья, четвертая, пятая... Не правда ли, ведь это ангелы Божии поотворяли окошечки своих светлых домиков на небе и глядят на нас? ….Ведь это они глядят на нашу землю? Что, если бы у людей были крылья, как у птиц, — туда бы полететь, высоко, высоко... Ух, страшно! Ни один дуб у нас не достанет до неба. А говорят, однако же, есть где-то, в какой-то далекой земле, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нем на землю ночью перед Светлым праздником»...

 Для третьей группы

Дед ( «Пропавшая грамота)

«Что вы, Иродово племя, задумали смеяться, что ли, надо мною? Если не отдадите сей же час моей козацкой шапки, то будь я католик, когда не переворочу свиных рыл ваших на затылок! «

Для четвёртой группы:

Чуб ( «Ночь перед Рождеством»)

«Э, нет, это не моя хата,   — в мою хату не забредет кузнец. Опять же, если присмотреться хорошенько, то и не Кузнецова. Чья бы была это хата? Вот на! не распознал! это хромого Левченка, который недавно женился на молодой жене. У него одного только хата похожа на мою. То-то мне показалось и сначала немного чудно, что так скоро пришел домой. Однако ж Левченко сидит теперь у дьяка, это я знаю; зачем же кузнец?.. Э-ге-ге! он ходит к его молодой жене. Вот как! хорошо!.. теперь я все понял».

Для пятой группы:

Кумова жена ( « Ночь перед Рождеством»)

«...Вот это хорошо! — сказала она с таким видом, в котором заметна была радость ястреба. — Это хорошо, что наколядовали столько! Вот так всегда делают добрые люди; только нет, я думаю, где-нибудь подцепили. Покажите мне сейчас, слышите, покажите сей же час мешок ваш! ...»

Приложение 5

  Задание 3: Турнир толкователей слов:

« На всякий случай, чтобы не помянули меня недобрым словом, выписываю сюда, по азбучному порядку, те слова, которые в книжке этой не всякому понятны»,- обращается к читатям Рудый Панько.

Проведём турнир толкователей слов. Из мистической шкатулки каждая группа возьмёт свиток., на котором даны слова,  рядом  вам необходимо написать значение этих слов. Произнести слова , правильно ставя ударение.

 

Карточка 1:

  • галушки - (клёцки)
  • пивкопы —( двадцать пять копеек)
  • паляница —( небольшой хлеб, несколько плоский)
  • люлька-  - (курительная трубка)
  • оселедец  - (длинный клок волос на голове, заматывающийся за ухо)
  • швец - (сапожник)

Карточка 2:

  • скрыня  - (большой сундук)
  • хустка — (носовой платок)
  • кухоль — (глиняная кружка)
  • стусан — (кулак)
  • кобза — (музыкальный инструмент)
  • рушник -  (утиральник, полотенце)

Карточка 3:

  • буханец — (небольшой хлеб)
  • батог — (кнут)
  • бандура —( музыкальный инструмент)
  • Лысый дидько — (домовой, демон)
  • пампушки —( кушанье из теста)
  • ятка — (род палатки, шатра)

Карточка 4:

  •  нечуй-ветер – (трава)
  • кораблик —( головной убор)
  • хутор — (небольшая деревушка)
  • кавун — (арбуз)
  • пищик — (дудка, небольшая свирель)
  • корж — (сухая лепёшка из пшеничной муки, часто с салом)

Карточка 5:

  • левада- (усадьба)
  • канупер — (трава)
  • дукат — (род медали, носимой на шее женщинами)
  • запаска- (шерстяной передник у женщин)
  • сопилка —( свирель)
  • черевики-  (башмаки)

 

  • Объяснить, почему Гоголь использовал украинские народные слова в повестях?
  • (Н.В.Гоголь рассматривал украинские слова как диалектизмы общерусского языка, используя их для придания черт народности языку своих произведений )
  • Что такое диалектизмы?

Приложение 6

Задание 4:  «Мистическая шкатулка)

 В шкатулке 5 свитков. На каждом свитке написано название повести и задание по работе с текстом повести. ( Во время выполнения этого задания учащиеся могут обратиться к повести).

Карточка -свиток 1.

  • Назвать фантастические, ирреальные истории в повести, сказочных героев .

  •  Вы определили название повестей и их героев по ирреальным историям. А теперь запишите в таблицу примеры реальных событий.
  •  С какой целью Гоголь сравнивает  эти два мира?

(Реальный мир несёт добро, а ирреальный — зло.

Воспевает любовь, преданность, мирный быт народа, его трудолюбие, весёлость, гостеприимство, мечту о богатстве, о справедливости , веру в Бога.

Но, с другой стороны , осуждает жадность, злодейства, показывает, что нельзя для достижения своей цели , даже ради любви, брать страшный грех на душу, заключать сделку с нечистой силой. Люди должны научиться жить в согласии не только с самим собой, но и друг с другом, жить дружно, весело, уметь приходить на помощь.

И др . варианты ответов

Приложение 7

Задание 5 : «Я артист» Творческий зачёт каждой группы.

Не забывайте во время выступления каждой группы вносить записи на листочке.

( Каждая группа  заранее получила задание по одной из повестей. Задание необходимо выполнить так, чтобы каждые ученик группы принял в нём участие. Выступление ограничено во времени, поэтому на этапе подготовки учитель осуществляет контроль, даёт рекомендации. Здесь кроме словесных форм уместно использование элементов пантомимы)..

Задания:

 Карточка 1:

«Вечер накануне Ивана Купала»

Задание: найти описания пейзажа, в которых переплетаются реальные и ирреальные черты. Прочитать выразительно.

Карточка2:

«Майская ночь, или Утопленница»

Задание: найти описание состояние героя , находящегося в полусне . Прочитать выразительно ( возможно инсценирование)

Карточка 3:

«Пропавшая грамота»

Задание: найти эпизод , в котором герой сталкивается с нечистой силой и побеждает её. Подготовить инсценирование.

Карточка 4:

«Ночь перед Рождеством»

Задание: найти эпизод , в котором герой сталкивается с нечистой силой и побеждает её. Подготовить инсценирование .

Карточка 5:

«Заколдованное место»

«Ночь перед Рождеством»

Задание: найти эпизод , в котором герой сталкивается с нечистой силой и побеждает её. Подготовить инсценирование .

 

Приложение 8

Зачитывают записанные наблюдения, добавляя ответ каждой группы. Подсчитывают количество жетонов-картинок.

Приложение 9

  • Какой цели мы сегодня достигли на уроке?
  • Подсчитывают количество жетонов-картинок.