Д.И. Фонвизин. Недоросль: учебно-методическое пособие: рабочая тетрадь
учебно-методическое пособие по литературе (8 класс) на тему

Настоящее пособие содержит методические рекомендации, дидактический и контрольно-измерительный материалы к урокам по изучению пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» в 8 классе среднего общеобразовательного учреждения. Пособие состоит из трёх разделов. Первый раздел носит рекомендательный характер, он содержит литературоведческий материал, сопровождаемый рисунками и схемами. Второй раздел содержит контрольные вопросы и практические задания к ним. Задания следует выполнять по мере чтения текста в той последовательности, в какой они даются. В третьем разделе представлен трёхуровневый контрольно-измерительный материал: тесты с выбором ответа, открытые тестовые задания в формате ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonvizin_rt.docx128.2 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д.И. ФОНВИЗИН

НЕДОРОСЛЬ

Рабочая тетрадь

Первая обложка комедии `Недоросль` - Валентина Сергеевна Рябизова

Озёрск

2016


АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ:

Аверина М.А., кандидат филологических наук

РЕЦЕНЗЕНТ:

Свиридова А.В., доктор филологических наук,  профессор ГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Аверина, М.А.

Д.И. Фонвизин. Недоросль: учебно-методическое пособие: рабочая тетрадь / М.А. Аверина – Озёрск, 2016. -  28 с.

Настоящее пособие содержит методические рекомендации, дидактический и контрольно-измерительный материалы  к урокам по изучению пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» в 8 классе среднего общеобразовательного учреждения.

Пособие состоит из трёх разделов. Первый раздел носит рекомендательный характер, он содержит литературоведческий материал, сопровождаемый рисунками  и схемами. Второй раздел содержит контрольные вопросы и практические задания к ним. Задания следует выполнять по мере чтения текста в той последовательности, в какой они даются. В третьем разделе представлен трёхуровневый контрольно-измерительный материал: тесты с выбором ответа, открытые тестовые задания в формате ЕГЭ.


РАЗДЕЛ 1. Методические рекомендации

ГЕРОИ КОМЕДИИ

ГЕРОИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

Госпожа Простакова

История воспитания и образования

Выросла в семье, отличавшейся крайней невежественностью. Не получила никакого воспитания. Не усвоила с детства никаких нравственных правил. В ее душе не заложено ничего хорошего. Сильное влияние оказывают крепостнические порядки: ее положение полновластной владелицы крепостных крестьян.

Основные черты характера

Грубая, необузданная, невежественная. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой.

Отношение к другим людям

В отношении к людям ею руководит грубый расчет, личная выгода. Беспощадна к тем, кто находится в ее власти. Готова унижаться перед теми, от кого зависит, кто оказывается сильнее ее.

Отношение к просвещению

Образование излишне: «Без наук люди живут и жили».

Простакова как помещица

Убежденная крепостница, считает крепостных полной своей собственностью. Всегда недовольна своими крепостными. Ее возмущает даже болезнь крепостной девушки. Крестьян она обобрала: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»

Отношение к родным и близким людям

Деспотична и груба по отношению к своему мужу, она им помыкает, ни во что его не ставит.

Отношение к сыну, Митрофанушке

Любит его, нежна к нему. Забота о его счастье, благополучии составляет содержание ее жизни. Слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни самой Простаковой ничего хорошего.

Особенности речи

О Тришке: «Мошенник, вор, скот, воровская харя, болван»; обращаясь к мужу: «Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?», «Весь век, сударь, ходишь развеся уши»; обращаясь к Митрофанушке: «Митрофанушка, друг мой; друг мой сердечный; сынок».

Не имеет никаких нравственных понятий: у нее отсутствует чувство долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства.

Митрофан

(в переводе с греческого «являющий свою мать»)

О воспитаниии образовании

Привык к безделью, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне.

Основные чертыхарактера

Избалованный «маменькин сынок», выросший и сложившийся в невежественной среде крепостнического поместного дворянства. Не лишен от природы хитрости и сообразительности, но в то же время грубый и капризный.

Отношениек другим людям

Не уважает других людей. Еремеевну (няньку) называет «старой хрычовкой», угрожает ей суровой расправой; с учителями не разговаривает, а «лается» (по выражению Цыфиркина).

Отношениек просвещению

Умственное развитие крайне низко, испытывает непреодолимое отвращение к труду и учению.

Отношение к родными близким людям

Митрофан не знает любви ни к кому, даже к самым близким - к матери, отцу, нянюшке.

Особенности речи

Выражается односложно, в его языке много просторечий, слов и оборотов, заимствованных у дворовых. Тон его речи - капризный, пренебрежительный, порой грубый.

Имя Митрофанушки стало нарицательным. Так назывют молодых людей, ничего не знающих и ничего не желающих знать.

 

Скотинин - брат Простаковой

О воспитании и образовании

Вырос в семье, крайне враждебно относившейся к просвещению: «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет».

Основные черты характера

Невежественен, умственно не развит, жаден.

Отношение к другим людям

Это свирепый крепостник, который умеет «содрать» оброк со своих крепостных крестьян, и в этом занятии для него не существует препятствий.

Главный интерес в жизни

Скотный двор, разведение свиней. Только свиньи вызывают в нем расположение и теплые чувства, только к ним он проявляет теплоту и заботу.

Отношение к родным и близким людям

Ради возможности выгодно жениться (узнает о состоянии Софьи) готов уничтожить своего соперника - родного племянника Митрофана.

Особенности речи

Невыразительная речь необразованного человека, часто употребляет грубые выражения, в речи встречаются слова, заимствованные у дворовых.

Это типичный представитель мелких помещиков-крепостников со всеми их недостатками.

 

Учителя

Учитель математики. 

 Автор относится к нему с явным сочувствием. Наделяет его таким качеством, как трудолюбие: «праздно жить не люблю».

Учитель русского и церковнославянского языка. 

 Недоучившийся семинарист «убоялся бездны премудрости». По-своему хитер, жаден.

Учитель истории. 

 Немец, бывший кучер. Он становится учителем, так как не сумел найти себе место кучера. Невежественный человек, который ничему не может научить своего ученика.

Учителя не прикладывают усилий к тому, чтобы выучить Митрофана хоть чему-нибудь. Они чаще потакают лени своего ученика. В какой-то мере они, используя невежественность и необразованность госпожи Простаковой, обманывают ее, понимая, что она не сможет проверить результатов их труда.

 

Еремеевна - нянюшка Митрофана

Какое место занимает в доме Простаковой, ее отличительные черты

В доме Простаковых-Скотининых служит более 40 лет. Беззаветно предана своим хозяевам, рабски привязана к их дому.

Отношение к Митрофану

Не щадя себя оберегает Митрофана: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю».

Какой стала Еремеевна за долгие годы крепостной службы

У нее сильно развито чувство долга, но нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. Живет в постоянном страхе, трепещет перед своей госпожой.

За свою верность и преданность Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения, как «бестия», «собачья дочь», «старая ведьма», «старая хрычовка». Судьба Еремеевны трагична, потому что она никогда не будет оценена по достоинству своими хозяевами, никогда не получит благодарность за свою верность.

 

ГЕРОИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

Стародум

О значении имени

Человек, думающий по-старому, отдающий предпочтение приоритетам предыдущей (петровской) эпохи, сохраняющий традиции и мудрость, накопленный опыт.

Образование Стародума

Просвещенный и передовой человек. Воспитан в духе петровского времени, ему ближе и приемлемее мысли, нравы и деятельность людей того времени.

Гражданская позиция героя

Это патриот: для него честная и полезная служба Отечеству - первая и священная обязанность дворянина. Требует ограничения произвола помещиков-крепостников: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

Отношение к другим людям

Человека расценивает по его службе Отечеству, по той пользе, которую человек на этой службе приносит: «Степень знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества... без знатных дел знатное состояние ничто».

Какие качества почитает как человеческие достоинства

Горячий защитник человечности и просвещения.

Размышления героя о воспитании

Нравственному воспитанию придает больше цены, чем образованию: «Ум, коли он только ум, самая безделица... Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек - чудовище. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло».

Какие черты в людях вызывают справедливое негодование героя

Косность, дикость, злонравие, бесчеловечность.

«Имея сердце, имей душу - и будешь человеком во всякое время».

Правдин, Милон, Софья

Правдин

Честный, безупречный чиновник. Ревизор, наделенный правом отбирать у жестоких помещиков имения в опеку.

Милон

Верный своему долгу офицер, настроен патриотически.

Софья

Образованная, скромная, благоразумная девушка. Воспитана в духе уважения и почитания старших.

Назначение этих героев в комедии, с одной стороны, - доказать правоту взглядов Стародума, а с другой стороны, - оттенить злонравие и необразованность таких помещиков, как Простаковы-Скотинины.

3. Художественные особенности комедии

Особенности комедии классицизма

Герои комедии

• Люди низкого сословия.

• Низменные интересы, достойные осмеяния.

• Каждый - носитель одной черты, одного порока.

Правило трех единств

• Единство действия, т. е. в основе должен лежать один конфликт.

• Единство места (действие происходит в одном месте).

• Единство времени (действие происходит в течение одних суток).

Назначение комедии

• Смехом казнить пороки.

• Героическое и трагическое в комедии не допускается.

В художественном стиле комедии заметна борьба классицизма и реализма, т. е. автор стремится к возможно более правдивому изображению жизни. Поэтому в комедии можно увидеть особенности реалистического направления в литературе, которые проявляются в следующем:

• Сочетание картин бытовой жизни и раскрытие взглядов героев.

• Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных героев.

• Каждый образ - раскрывает определенную сторону действительности.

• Автор не скрывает своего расположения и антипатии к героям (одних он беспощадно казнит гневным негодованием и язвительным убивающим смехом, к другим относится с веселой насмешливостью, третьих рисует с большой симпатией).

• Умело раскрыта душевная жизнь героев, их отношение к жизни, к людям и действиям.

• Особенно значимы авторские ремарки.

• Каждый герой (особенно отрицательный) - типичный представитель своего класса.

• Каждый герой - это живой человек, а не схема, не олицетворение какого-либо одного качества, как это было раньше.

• Правила классицизма нарушаются автором и в самом построении комедии: кроме смешных (комических) сцен в комедии есть и трагические, которые раскрывают тяжелые стороны крепостнического быта.

• Кроме основного действия сюжет дополнен сценами, которые имеют лишь косвенное отношение.

• Яркость и выразительность языка.

РАЗДЕЛ 2. Дидактический материал

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

B1

Идеи какой эпохи нашли отражение в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

 

 


B2

Соблюдаются ли единства действия, времени и места в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

 

 


ВЗ

Какой традиционный сюжет положен в основу комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

 


B4

О каких художественных методах принято говорить в связи с комедией Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

 


B5

В чем Д. И. Фонвизин видит причину злонравия своих героев?

 


B6

Назовите положительных героев комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

 


ТЕМА ВОСПИТАНИЯ В ОДНОМ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII–XIX ВЕКОВ (ПО КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»)

Воспитание — великое дело: им решается участь человека…

В. Г. Белинский

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» создавалась с определенной целью — воспитательной, то есть автор ставил перед собой задачу наказать порок и возвеличить добродетель. Во времена Фонвизина просвещенные люди основной добродетелью считали способность человека посвятить себя служению государству. И, конечно, главная роль отводилась здесь дворянину. Именно он должен был быть честным и добрым, мыслящим и образованным, помнить прежде всего о благе государства, а не о своих личных интересах. Однако в реальной жизни все было иначе. Среди дворян было немало грубых и невежественных людей. В атмосфере вседозволенности они отличались жадностью, бесчеловечностью, а порой и жестоким отношением к крепостным слугам.

По мнению автора пьесы, пороки процветают на почве плохого воспитания и недостаточного просвещения, Именно поэтому одной из главных тем «Недоросля» становится тема правильного воспитания дворянина.

Само слово «недоросль» до появления одноименной комедии Фонвизина воспринималось в обществе в другом значении. Словом этим называли подростка в возрасте до пятнадцати лет, готовящегося к государевой службе. Но после выхода в свет пьесы, высмеявшей дворянских переростков-недоучек, само слово приобрело негативный оттенок и стало восприниматься с иронией.

В комедии Фонвизина зрителю и читателю как раз и представляется возможность увидеть такого невоспитанного и необразованного молодого дворянина — Митрофанушку Простакова. Над ним смеются все здравомыслящие люди. Однако не стоит считать его глупым в житейских делах. Он умеет выкрутиться из щекотливой ситуации, знает, как ладить с матерью, как ввести в заблуждение своих учителей «остроумными» ответами.

И кто же его учит? Конечно, наиболее колоритным среди педагогов является немец Вральман. Он самый дорогой из учителей Митрофанушки. Госпожа Простакова уважает его и даже немного побаивается. Вральман говорит на ломаном русском языке. Его речь, смешная и часто непонятная, как нельзя лучше отражает внутреннюю сущность этого учителя — недалекого, а порой и просто глупого человека, который считает, что главное с умными людьми не связываться. По ходу пьесы выясняется, что важный и чванливый немец, кичащийся своими «знаниями», — это всего лишь кучер, взявшийся за денежную работу в тогдашней России — учить грамоте дворянских детей. Он не только не приносит пользы, но и несет вред. Так, например, он уверенно заявляет госпоже Простаковой, что у ее сына голова слабее брюха, а, значит, учить его многому не стоит.

Другие учителя Митрофанушки чуть лучше неграмотного немца. Известно, что «историям» обучала его скотница Хавронья. Математик Цифиркин, бывший военный, откровенно подсмеиваясь над своим учеником, уверен, что ничего в его голову вдолбить не сможет, да и не ищет возможностей обучить Митрофанушку. Так же, как и Вральман, он пришел в дом к Простаковым в надежде на легкий заработок, Учитель Кутейкин, наверное, может показаться умным: он выражается премудро, по-церковному. Но и этот «педагог» ничему не научит своего ученика. Разве можно считать учением бессмысленное повторение религиозных текстов? Таким образом, мы видим, что учителя Митрофанушки и сами много не знают, да и научить такого недалекого, упрямого и наглого ученика они не в состоянии.

Огромную роль в «воспитании» Митрофана играет его мать — госпожа Простакова. На словах она признает важную роль образования и даже наняла сыну учителей. Догадываясь о том, что в России наступили новые времена, она часто повторяет: «Век живи, век учись».

Но этим и ограничивается ее родительский долг. Простакова заботится лишь о том, чтобы «робенок» плотно поел, а образование имеет для нее чисто формальное значение в процессе воспитания. Не важно, чему учить и как, важно, что учиться сейчас необходимо, чтобы не прослыть неучем и дураком. Сцена урока в присутствии госпожи Простаковой, сидящей с вязанием, раскрывает подлинное отношение к учению этой женщины. Она с важным видом поправляет учителей и ругает их в присутствии сына, опасаясь, как бы они не перегрузили любимое чадо знаниями.

Грубая и жестокая госпожа Простакова в действительности ненавидит науки, будучи достойной дочерью своего отца — воеводы Скотинина, который чуть что кричал: «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Она и Вральмана ценит за то, что он «робенка не неволит».

Не только Митрофанушка, но и его мать показаны как результат в корне неверной системы воспитания. Даже слуга Тришка понимает то, чего не разумеет его госпожа: знания необходимы в любом деле. Он безуспешно пытается убедить барыню, что без учения нельзя даже и простой кафтан сшить.

Стремясь на словах следовать новой системе воспитания, госпожа Простакова взбешена тем, что девушки нынче умеют читать. Ей ближе ее братец господин Скотинин, который с гордостью говорит, что сроду ничего не читал. «Век был другой, нас ничему не учили», — утверждает Простакова, А чему она учит? Прежде всего грубости и хамству в отношениях с теми, от кого не зависишь, и умению угождать тому, от кого можно получить выгоду.

Есть в пьесе и другой образец воспитания дворянских детей. Это Софья. Именно она воплощает те мысли о воспитании, которые высказывают ее просвещенный дядюшка Стародум и его единомышленники Милон и Правдин. Софья — вполне образованная и воспитанная девушка. Она умеет писать и читать, что в те времена для девушки было явлением нечастым, а кроме того, изучает умные книги этико-философского характера. Например, когда Стародум видит, что Софья читает трактат Фенелона о воспитании девиц, он не возражает против этого, полагая, что тот, кто написал «Телемака», плохому не научит. Стродум воспитывает Софью на своем примере. Он не раз заводит с ней разговор о добродетели, о совести и других нравственных категориях. Именно он выражает в пьесе мысль о том, что в воспитании главное — образование и развитие высоких моральных качеств, а счастье человека заключается в труде на благо других людей.

Стародум, Милон и Правдин — образованные люди. Они читают Дюкло и Лябрюйера и резко контрастируют с другими героями комедии. Но, читая пьесу, трудно избавиться от мысли, что видишь перед собой не живых людей, а характеры-схемы, выполняющие определенную функцию — донести до зрителя и читателя мнение автора. Эти люди — еще только первые «ростки» Просвещения, новой системы воспитания, предполагающей приобщение к трудам великих европейских просветителей. И в этом отношении пьеса также отражает правду жизни времен Фонвизина.

По сюжету и названию «Недоросль» — пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его настоящим «недорослем». На самом деле речь идет о воспитании в обычном для Фонвизина, тяготеющего к идеям Просвещения, широком значении этого слова, Хотя Митрофанушка — фигура второстепенная, пьеса не случайно получила название «Недоросль». История его воспитания объясняет, откуда берутся Скотинины и что следует изменить, чтобы преодолеть нравственным воспитанием «скотские» пороки человеческой натуры. Комедия заканчивается известными словами Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!» Трагедия Простаковой состоит в том, что ее, лишенную власти, поидают все, даже любимый сын, Вот уж действительно верна пословица: «Что посеешь, то и пожнешь».

Какие же чувства воспитывает в людях комедия Фонвизина? Отказ от стремления к личному благополучию, подчинение своих помыслов общему благу, общественной пользе, высокие нравственные ориентиры.


РАЗДЕЛ 3. Контрольно-измерительные материалы  

ТЕСТ

1.Каков жанр произведения Фонвизина «Недоросль»?

а)        драма

б)        трагедия        

В)  комедия        

г) сатира

2.        К какому литературному направлению можно отнести  комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль»? 

а)        сентиментализм        

б)        классицизм        

в)        романтизм        

г)        реализм        
3. Какие произведения принадлежат перу Д. И. Фонвизина?  

а)        «Бригадир»        

б)        «Придворная грамматика»

в)        «Невский проспект»

г)        «Недоросль»

д)        «Бедные люди»

е)        «Корион»

ж)        «Гробовщик»

 4.        В основе любого драматургического произведения лежит  

а)        эпилог

б)        символика

в)        завязка        

г)        конфликт

5.        Конфликт комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» основан на противоречиях

а)        Простаков — Простакова

б)        Скотинин, Правдин — Митрофан

в)        Стародум, Правдин — Простакова, Митрофан

г)        Стародум, Правдин, Милон — Простакова, Скотинин

6.        Какие типы дворянства представлены в пьесе?

а)        провинциальное

б)        столичное, вельможное

в)        дворянские интеллигенты

г)        помещики-крепостники

7.        Действие комедии происходит в

а)        имении Скотинина

б)        имении Стародума

в)        деревне Простаковой

г)        деревне Софьи

д)        Москве

8.        Время, в течение которого развивается действие комедии

а)        неделя

б)        месяц

в)        сутки

г)        год

9.        Говорящие фамилии — известный классицистический прием. Какую роль играют говорящие фамилии в тексте пьесы?

а)        создают комедийный эффект

б)        являются способом деления на положительные и
отрицательные персонажи

в)        определяют характер героя

10. Ремарка — это

а)        авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия, внешний или внутренний облик персонажа, различные  психологические состояния

б)        перерыв в звучании речи, отделяющий друг от друга слова, строки, предложения

в)        развернутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц

г)        ответная фраза собеседника в диалоге, возникшая как непосредственный отклик на слова партнера

11.        Как можно объяснить смысл названия комедии — «Недоросль»?

а)        ленивый, ограниченный, невежественный человек

б)        главный герой комедии

в)        дворянин, не получивший должного образования и поэтому не имеющий права вступать в службу и жениться

г)        подросток 15—17 лет

12.        Комедия это

а)        один из основных видов драмы, изображающий такие положения характера, которые вызывают смех

б)        произведение, наиболее беспощадно осмеивающее несовершенство мира, человеческие пороки

в)        род литературы, наряду с эпосом и лирикой; основу составляет действие

13.        Определите тему комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

а)        честь и достоинство человека

б)        воспитание молодого поколения

в)        любовная

г)        обличение невежества

д)        борьба с самодержавием

14.        Какие законы классицизма нарушает Д. И. Фонвизин в комедии?

 а)        строгое деление героев на положительных и отрицательных

б)        правило трех единств

 в)        односторонность характеристики героев        

 г)        использование возвышенной лексики      

15.        По какому принципу строится система образов в комедии?        

а)        положительные герои — идеологи, отрицательные — бытописатели  

б)        для положительных героев первично слово, для отрицательных—действие        

в)        пространство отрицательных героев ограничено провинцией, пространство положительных — расширено

г)        отрицательные герои однозначны, положительные — многоплановы

д)        положительные герои используют лексику, связанную с абстрактными понятиями, отрицательные — связанную с вещами

е)        отрицательные герои представляют собой «плоть без духа», положительные — «дух без плоти»

16.        Д. И. Фонвизин часто использует каламбур. Это

а)        фразеологизм      

б)        поговорка,        

в)        иносказание

г)        использование сходно звучащих слов  с разными значениями

Контрольно-измерительные материалы  в формате ЕГЭ

Вариант 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В4

Действие второе, явление VI

Г-жа Простакова. Ну, так теперь хотя по-русски прочти зады, Митрофанушка.

Митрофан. Да, зады, как не так.

Г-жа Простакова. Век живи, век учись, друг мой сердешный! Такое дело.

Митрофан. Как не такое! Пойдёт на ум ученье. Ты б ещё навезла сюда дядюшек!

Г-жа Простаков а. Что? Что такое?

Митрофан. Да! того и смотри, что от дядюшки тоска; а там с его кулаков да за часослов. Нет, так я, спасибо, уж один конец с собою!

Г-жа Простакова (испугавшись). Что, что ты хочешь делать? Опомнись, душенька!

Митрофан. Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали.

Г-жа Простакова (вне себя). Уморил! Уморил! Бог с тобой!

Еремеевна. Всё дядюшка напугал. Чуть было в волоски ему не вцепился. А ни за что... ни про что...

Г-жа Простакова (взлобе). Ну...

Еремеевна. Пристал к нему: хочешь ли жениться?..

Г-жа Простакова. Ну...

Еремеевна. Дитя не потаил, уж давно-де, дядюшка, охота берёт. Как он остервенится, моя матушка, как вскинется!..

Г-жа Простакова (дрожа). Ну... а ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздёрнула ему рыла по уши...

Еремеевна. Приняла было! Ох, приняла, да... Г-жа   Простакова.   Да... да что... не твоё дитя, бестия! По тебе робёнка хоть убей до смерти.

Еремеевна. Ах, создатель, спаси и помилуй! Да кабы братец в ту ж минуту отойти не изволил, то б я с ним поломалась. Вот что б бог не поставил. Притупились бы эти (указывая на ногти), я б и клыков беречь не стала.

Г-жа Простакова. Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не наделе...

Еремеевна (заплакав). Я не усердна вам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь... рада бы не токмо что... живота не жалеешь... а всё не угодно.

Кутейкин. Нам восвояси повелите?

Цыфиркин. Нам куда поход, ваше     (Вместе.)

благородие?                    

Г-жа Простакова. Ты ж ещё, старая ведьма, и разревелась. Поди, накорми их с собою, а после обеда тотчас опять сюда. (К Митрофану.) Пойдём со мною, Митрофанушка. Я тебя из глаз теперь не выпущу. Как скажу я тебе нещечко, так пожить на свете слюбится. Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря бога, столько уже смыслишь, что и сам взведёшь деточек. (К Еремеевне.) С братцем переведаюсь не по-твоему. Пусть же все добрые люди увидят, что мама и что мать родная. (Отходит с Митрофаном.)

Кутейкин. Житьё твоё, Еремеевна, яко тьма кромешная. Пойдём-ка за трапезу, да с горя выпей сперва чарку...

Цыфиркин. А там другую, вот те и умноженье

Еремеевна (в слезах). Нелёгкая меня не приберёт!

Сорок лет служу, а милость всё та же...

Кутейкин. А велика ль благостыня?

Еремеевна.   По пяти рублей на ГОД, Да по пяти пощёчин на день.

Кутейкин и Цыфиркин отводят её под руки

Цыфиркин. Смекнём же за столом, что тебе доходу в круглый год.

В1. Каков жанр пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль»?___________________

В2. К какому литературному направлению относится творчество Д. И. Фонвизина?______________________________________________________

В3. Назовите фамилию дядюшки Митрофана___________________________

В4. В какой должности состоят бывшей семинарист Кутейкин и отставной сержант Цыфиркин в доме Простаковых?________________________________

Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (5—10 предложений) CI, C2. Ответы дайте в виде связного текста в объеме 5—10 предложений.

С1.В чём, по мнению госпожи Простаковой, должны проявляться материнская любовь и материнский долг?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С2. В каких произведениях русской литературы XIX века тема образования и воспитания молодого дворянина выдвинута на первый план и в чем  сходство и различие их героев с Митрофаном Простаковым?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания

Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?

Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.

Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?

Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.

Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.

Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.

Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?

Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?

Митрофан (тихо матери). А я почём знаю.

Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.

Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чём спрашивают.

Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?

Правдин. География.

Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.

Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.

Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он её и расскажет.

Правдин. Описание земли.

Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?

Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда,

свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.

Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать всё то за вздор, чего не знаешь.

Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лёжа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это?

Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину.

Скотинин. Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмём дядю Вавилу Фалелеича. О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была голоушка!

Правдин. Что ж такое?

Скотинин. Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею,* и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете учёный лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?

Милон. Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неучёным человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче учёного.

Стародум (Милону). Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы.

(Д.И. Фонвизин, «Недоросль».)

* шеей к ремню у седла

 

1.Назовите жанр, к которому принадлежит фонвизинский «Недоросль».

 

2.В рассказах г-жи Простаковой и Скотинина фигурируют «покойник батюшка» и дядя Вавила Фалелеич. Как называются персонажи, упоминаемые в речи героев, но не появляющиеся на сцене?

 

3.Укажите название господствовавшего в ХVIII веке литературного направления, принципы которого нашли свое отражение в драматургии Д.И. Фонвизина.

 

4.

5.Основу действия пьесы составляет разговор действующих лиц, обмен репликами. Как называется данная форма общения персонажей?

 

6.Герои «Недоросля» носят фамилии, звучание которых является их своеобразной характеристикой. Как называются такие фамилии?

 

7.Каким термином обозначаются авторские замечания и пояснения по ходу действия пьесы (Г-жа Простакова (тихо Митрофану))?

 

8.В чем заключается комизм «экзамена», устроенного для Митрофана?

9. Каким термином обозначается значимая мелкая подробность, заключающая в себе важный смысл (например, батюшкин сундук из рассказа г-жи Простаковой)?

 

Вариант 3

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания

Г-жа Простакова. Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то  дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки.

Правдин. А за что вы хотите наказывать людей ваших?

Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?

Правдин. А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается?

Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?

Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.

Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?

Стародум. Мастерица толковать указы!

Г-жа Простакова. Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову…(Порывается идти.)

Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.

Простаков. А! До чего мы дожили!

Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что? За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа…

Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите.

Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка?

Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно!

Скотинин. Ба! ба! ба! Да эдак и до меня доберутся. Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову.

Г-жа Простакова. Все теряю! Совсем погибаю!

 (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

1.Назовите художественный прием, заключающийся в том, что подразумеваемый смысл слова или фразы противоположен буквально высказанному («Мастерица толковать указы»).

 

2.Каково авторское отношение к персонажам, участвующим в данной сцене «Недоросля»?

3.Какие злонравные поступки госпожи Простаковой привели к ее разоблачению и наказанию в данной сцене «Недоросля»?

4.Как называется в литературоведении выразительное оценочное определение («Госпожа бесчеловечная»)?

 

5.Какие действующие лица, участвующие в приведенной сцене, принадлежат к кругу просвещенных дворян?

 

6.Как называется момент наивысшего напряжения в развитии драматического сюжета, к которому относится приведенный фрагмент?

 

7.Как называются фамилии, отражающие особенности характеров и мировоззрение персонажей (Простакова, Скотинин и т.п.)?

 

8.К какому драматическому жанру принадлежит пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

 

9.Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе («отходит, всплеснув руками»; «вынув бумагу и важным голосом Простакову»)?

 

Ответы на задания 1—3. дайте в виде связного текста в объеме 5—10 предложений

  1. Как название комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» связано с ее проблематикой?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема «злонравия» и форм его проявления?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Какова роль второстепенных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выберите из двух вопросов один и дайте на него ответ  в виде связного текста в объеме 10—20 предложений

1.В каких произведениях русской классики отображено столкновение невежества и просвещённости и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой Д.И. Фонвизина?

2. В каких произведениях русской литературы действие строится на противопоставлении воззрений персонажей и в чем их взгляды перекликаются с позициями участников данной сцены «Недоросля»?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дайте полный, развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

Почему комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспитания»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие "Рабочая тетрадь по английскому языку"

Пособие содержит теоретический материал базовой грамматики английского языка, сопровождающийся  занимательными упражнениями и тестами с использованием лексики этнокультурного компонента для выпол...

Учебно-методическое электронное пособие "Язык программирования (сценариев) JavaScript"

Учебнометодическое пособие является базовым учебным пособием для использования на занятиях обучающего курса "Графические и анимационные эффекты в JavaScript". Пособие опубликовано по адресу:...

Учебное пособие "Рабочая тетрадь по литературе "Лирическое стихотворение Б.Окуджавы «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»"

Авторское Учебное пособие "Рабочая тетрадь" .План разбора лирического стихотворения «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…» Булата Окуджавы...

Методическое пособие. Рабочая тетрадь к программе «Цветоводство» (первый год обучения)

Рабочая программа для работы с обучающимися по программе "Цветоводство"...

Методическое пособие. Рабочая тетрадь к программе «Цветоводство» (второй год обучения)

Методический материал - рабочая тетрадь для работы по программе "Цветоводство"...

Методическое пособие. Рабочая тетрадь к программе «Цветоводство» (третий год обучения)

Методическая разработка - рабочая тетрадь для работы по программе "Цветоводство"...

Методическое пособие "Рабочая тетрадь по информатике"

Рабочая тетрадь по дисциплине «Информатика», предназначенная для студентов, обучающихся по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена, является составной частью учеб...