М. Е. Салтыков-Щедрин "Господа Головлевы"
статья по литературе на тему

Шустова Наталья Владимировна

Художественный мир в романе Салтыкова -Щедрина "Господа Головлевы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saltykov.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Салтыков-Щедрин

Художественное слово в романе «Господа Головлевы»

У Салтыкова-Щедрина есть маленькая повесть «Пропала совесть». Сюжет прост: совесть, изгнанная из мира человеческих душ, в образе негодной ветошки мытарствует по всем социальным кругам тогдашнего российского общества, каждый из которых символизирует тот или иной порок. Без-совестный мир и бесприютная Совесть. Их трагическая разъединенность – фон художественного мира романа «Господа Головлевы». Основная внутренняя проблема романа, поставленная автором в романе, - определение границ выживаемости человека, покинутого Совестью, судьба «выморочного мира». Головлевы забыли о смысле человеческого существования, словно заражаются общей духовной болезнью, которая беспощадно, одного за другим уносит их в могилу. Головлево – фамильный склеп, символ той участи, которая неизбежно ждет человечество, если оно предаст забвению заветы Совести. «Головлевы» - это и убийцы (старославянское). Рассмотрим образ бессовестного мира в романе. Среди детей хозяйки усадьбы Арины Петровны есть разряд так называемых «постылых». Роман начинается с возвращения одного из них – Степана Владимировича. Он попадает в другой мир: «солнце стояло уже высоко и беспощадно палило», его знобит. Это озноб холода; это будто мир «вечной мерзлоты». Барская усадьба похожа на голову медузы. Дворовые понимают, что пришел «постылый», «ледяной взгляд» Арины Петровны. Заключительная фраза автора «Двери склепа растворились, пропустили его и захлопнулись». Окаменелость всему миру Головлевых. Арина Петровна и «оцепеневший в апатии властности» ее взгляд. Иудушка «словно окаменел». «Блудные сыны» возвращаются домой за помощью, прекрасно знаю, что отец не поможет. При встрече у иудушки в руках «камень вместо хлеба». Условие выживания в этом мире -  стать как все. В главе «Расчет» усилена мертвящая заматерелость. В истории каждого последующего персонажа романа повторяется в каких-то важных чертах нечто из жизни предыдущего персонажа. Если сравнить роман с музыкальным произведением, то речь пойдет о лейтмотиве, который повторяется, как некое существенное внутреннее единство. Иногда сами Головлевы вспоминают, что что-то подобное уже было. Именно в такой момент «нравственного отрезвления», задумавшись над своей судьбой, будущей жизнью, Степан Владимирович и припоминает судьбу своих предшественников. Сравнение Степана Владимировича с евангельским блудным сыном, которого отец встретил с радостью, выглядит в романе, как мрачная ирония. Не Совесть ждет Степана по возвращении домой, а бессознательная жестокость «семейного суда». Правда, тайная надежда на несбыточное чудо вдруг  ожила в душе Степана Владимировича. Но умирает эта надежда так быстро, как и появляется. Степан Владимирович не единственный «блудный сын» в романе. Их целая вереница. Петенька, он проиграл в карты казенные деньги и приехал в Головлево, как в «последнее свое место», куда он и мог приехать в минуту отчаяния. На что он надеется? Что ищет? Незнание, как рассказать, порождало чувство не страха, а беспокойства у Пети. Судьбу двух сыновей Иудушки и двух братьев разделяет и племянник Порфирия Владимировича – Аннинька. В финале романа мы узнаем, что он заканчивается так же, как и начинался. Исход Иудушки, старого головлевского барина и начало правления «новой» хозяйки усадьбы – «сестрицы Надежды Ивановны Галкиной». История завершила круг и вернулась на старое место. Жизнь в романе замкнута в какую-то безвыходную наезженную колею: здесь ничто не начинается, и ничто не заканчивается. Жуткое однообразие, кошмарный дубляж бытия. Важно, что произошла утрата в этом мире. Если взять щедринскую аналогию, то можно сказать, что вместо сердобольного отца притчи, воплощавшего Совесть, в романе у домашнего очага сидит Иудушка, идеал бессознательной жизни которого с топорной четкостью определен им самим в нравоучительной речи к брату Степану. Именно он занимает в романе место хозяина жизни – Совести. Для Совести в мире «Господ Головлевых» нет места. На месте совести стоит пустота. Образ Пустоты, как и образ блудного сына, централен в художественном мире роман. Идея Пустоты формируется благодаря целому гнезду взаимосвязанных образов. Один из них – образ непосильного бремени. В художественном мире «Господ Головлевых» человек живет в ужасных условиях: все явления действительного мира словно сговорились давить, стискивать, угнетать его, все становится необыкновенно весомым, грузным, материальным, бременящим человека. Так, Степана давит «серое небо осени». Арину Петровну «давит мысль» о детях. Иудушку душит «бремя пустоутробия». Для Анниньки «прошлое». Даже житейские мелочи, бытовые пустяки приобретают неслыханно грузную весомость, представляются обессиленному человеку непомерной тяготой. Внутренне никчемный, он не в силах противостоять агрессивности «остервенелого» мира. Эта действительность опустошает человека. Степан «вышучивается». Аннинька и Любинька истощаются в разврате. Образ падших женщин вписывается в образ «падшего мира», где человек сталкивается с опасным, затягивающим, убивающим за-бытием, в воронку которого попадают и сестры; она закручивает их и выбрасывает в пустоту. Человек погружается в вещный мир, опредмечивается, начинает жить с вещами, среди вещей. Сам становится одной из них. Вещью. Предметом внешнего мира. (Арина Петровна приравнивается к «лишнему рту». Нет интереса – есть лишь «предметы для разговора»). Именно вследствие внутренней пустоты все тяжелит. Пустота и бремя неразделимы. Бременем становится и сама пустота. Человек, внутренне опустошенный, ощущает все  действительно существующее как бремя, давление извне, как постороннюю помеху. Чем опустошеннее человек, внутренне никчемнее человек, тем страшнее для него угроза быть раздавленным «ярмом безумия». Существовать в таких условиях невыносимо. Весь состав человека трещит, разваливается. Параллельно развалу времени идет неостановимый процесс распадения сознания, все более теряющего свою форму, до мрака небытия, до той черты, где уничтожается барьер, стирается граница, отделяющая человека от мертвеца. Там, за этим порогом, окончательно разложившееся сознание исчезает, уничтожается (исходит в ничто).  Человек, покинутый сознанием, погружается в беспамятство, во мрак – это «вымороченный человек». Тьма ему нужна, появляется и страх. Мотив развала и слияния с пустотой усиливается в истории Степана впечатлениями от пейзажа. В жуткую воронку небытия, пустоты затянуты все персонажи романа. Распадается время, распадается жизнь. Дробится по пустякам и личное. Срываются покровы с души человека. Даже Иудушка, казалось бы, живущий в полном согласии с общественной средой, вытесняется из действительности в пустой мир воображения. Вначале стремление как-то облегчить жизненную ношу приводит ко лжи. Ложь все явления жизни делает легкими, возможными. Человек привыкает к легкости втянувшего его в свою орбиту ложного мира, который незаметно создает предпосылки для полного перехода в воображаемый мир. В реальной жизни у Иудушки нет сил справиться даже с житейским пустяком. Но есть возможность отомстить. Иудушка истощает себя в воображении, он исходит в пустоту воображаемого мира, которая словно высасывает и поглощает все силы человека. Это вампиризм пустоты. Он парализует деятельную активность человека в действительном мире иллюзией полноты и независимости его существования в мире воображения. В духе традиций всей русской литературы писатель стремился к утверждению целостной личности, целостного человека. Мир же воображения – это «мнимая действительность». В нем человек призван утверждать себя как целостная личность, как воплощение Совести. Образ Пустоты – центральный в художественной системе романа. Для вернувшегося Степана «потянулся ряд дней, зияющий бездне времени». Иудушке «мысли скатывались в какую-то загадочную бездну». Плоды всей жизни Арины Петровны «исчезают в зияющей бездне». В условиях этого мира Совесть лишена возможности существовать. Она изгоняется в душевные глубины, забивается там. В изгнании она утрачивает чуткость. Совесть «освещает» «ужасную правду» - а ее результат пробуждения – память. Там, в Памяти и место Совести. Момент прихода Совести – это миг некой временной целостности. Важна также и мысль о будущем. Ставка сделана на работу ума, разума. Совесть в этом плане как особая форма сознания. Она требует от человека усилий, активности. Итак, Совесть возвращается к человеку, но уже поздно. Совесть заполняет жизнь такого человека «сплошной агонией». Что же сознает человек, когда в нем просыпается Совесть? Потрясают последние слова Порфирия Владимировича: «Надо меня простить!». Трагедия Иудушку в том, что он предатель Совести. Он «бессознательный». Слова его воспринимаются как символ призыва Щедрина к людям, восчувствовать свое собственное существование как жизнь и восчувствовать чужую жизнь как собственную. Смысл жизни на земле в исполнении этих заветов Совести. Иудушка для автора не столько предмет сатирических нападок, сколько трагически-мучительная проблема. Финал жизненной истории Иудушки «бесплоден». Вновь появляется в финале образ Совести. День – символ непоколебимой действительности, символ незыблемости окружающей жизни. Это возможное будущее. Щедрин делал ставку на Совесть, видя в ней единственное спасение для «заблудшего» человечества. Художественный мир писателя ставит задачу испытания человека для будущей жизни на пути Совести. Совесть – это связующее в человеке, держащее и удерживаемое, без нее начинается процесс неудержимого распада. Зло для писателя всегда следствие обмана, заблуждения. Зло совершается бессознательно. Добро – это сознание, разум. Природа человека изначально добра. Щедрин – просветитель-рационалист. Все свои упования он связывает с идеей разума. Совесть приходит неожиданно. Она откровение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по роману "Господа Головлевы" М.Салтыкова-Щедрина

познакомить с понятием семья, ее ролью в жизни человека через роман М.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...