Литература 20-х годов
статья по литературе (11 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Краткий обзор литературы 20-х годов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_20.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Литература 20-х годов

Сегодня трудно представить, что в первые годы Советской власти молодые деятели пролетарского искусства отвергли почти всю дореволюционную литературу. А тех, кто остался в России назвали попутчиками. Среди них были М. Горький, В. Маяковский, А. Ахматова. Эти писатели постоянно чувствовали стену непонимания. Главное содержание художественного процесса 20-х годов составляет творческое противостояние талантливых писателей мертвящему воздействию догматиков и вульгаризаторов, обслуживавших складывающийся культ личности. Смысл духовного противостояния – глубоко созидательный, задача его – позитивная: создание новой демократической культуры после революции. А началось это противостояние с книги Бориса Пильняка «Голый год». И роман, и его герои, даже фамилия автора стали в последующие два десятилетия притчей во языцех нормативной критики. А роман враждебным революции. Многие из догматических обвинений сегодня не выдерживают критики. Роман воспринимается по-другому. Претензии были такого рода:

- «Не видит России современной», революционной.

- «Мужики – звери».

- Поэтизация стихийности крестьянского революционного движения, мужицкого бунта, а не сознательного обновления России.

За  этими обвинениями возникает одна проблема: как писатель осознает свое время? Насколько он точен и конкретен в изображении исторического цвета времени? Писатель обратил свои взоры к историческим корням происходящих революционных событий. Роман предлагал мощное культурно-историческое толкование развернувшихся в стране катаклизмов, связав их с предыдущими двумя столетиями после петровского развития и тысячелетней национальной психологией народа, его духовными традициями, социальными навыками, его мироощущением. Какой же предстала Россия в «Голом годе»? В хаотическом смешении утонченных духовных исканий 20 века с кондовым, деревенским бытом (до коллективизации было далеко), крестьяне участвовали в революции стихийно. Действие происходит с лета до зимы 1919 года, когда гражданская война терзала российские деревни. Обрекала село и города на голод. Разруху. Несмотря на это значительная часть интеллигенции благословила Октябрьскую революцию как силу очистительную. Позже Платонов в «Чевенгуре» развернет эту тему. А за ним Белов в «Канунах». Своих первых читателей роман Пильняка поразил, «как самородный кусок живой и страшной правды». Что ж, назвать нового героя – тоже немалая заслуга. Торжествующая мелодия жизни звучит в финале: она подхватывается и обогащается новой главой, где изображается деревенская свадьба. М. Горький увидел в романе Пильняка лишь формальное словотворчество. Самым тяжким было обвинение в том, что Пильняк не понял революции. Воспевал самые темные, стихийные побуждения восставшей народной массы. А. Луначарский не оценил романа. Воспринял как распространение азиатского начала до Москвы и далее на запад. Пильняк для него стал недостаточно зрелым литератором. В 1922 году Вронский много полемизировал по поводу романа Пильняка. Он увидел некоторые важные стороны революционного процесса в России и указал на них. О чем идет речь в романе? Ведь через многие его главы проходит мотив революционной метельной стихии. Стихия сметает все чуждое России. Последняя глава состоит всего из трех слов: «Россия. Революция. Метель». В главе «Две беседы» разговаривает художник Глеб Ордынин и архиепископ Сильвестр, тоже из рода Ордыниных. «В России не было радости, а теперь она есть. С Петра повисла над Россией Европа, а внизу, под конем на дыбах, жил наш народ, как тысячу лет». Революция, по мысли Глеба, «противопоставила Россию Европе». «После революции Россия пошла в 17 век». Когда такие идеи проникают в массовое крестьянское сознание, они принимают причудливый вид: с порога отвергаются принципы и слова, пришедшие с Запада, дары цивилизации и культуры связываются с дьявольским наваждением «бездуховного» Запада. И потому Егорка вещает: «Нет никакого интернационалу, а есть русская революция, бунт – и больше ничего. Столица – Москва». Насчет столицы очень важно. Петербург – носитель петровского чуждого России европейского начала. Москва – исконная столица допетровской Руси, первопрестольная, православная. В романе четко заявлено авторское отношение ко всему. Выражено в художественной логике романа, в словах и интонациях  повествователя, в высказываниях некоторых персонажей, близких автору. Это голос летописца-повествователя. В первой главе говорится, что России вовсе не было. А в последней звучит надежда на будущее России. Видел ли Пильняк такую Россию? Он почувствовал, как «томительно и жутко» было народу. Он первым увидел, что труднейшая проблема русской революции – овладеть стихийным движением многомиллионного народа на тысячекилометровых расстояниях с голодными городами и нищими селами, спасти культуру. Писатель принял на себя основной удар упростителей по поводу стихийного и сознательного в русской революции. Русская литература начала 20 века устами многих талантливых писателей сказал о главном феномене столетия слова, толком не осознанные в существенной мере до сих пор. Достаточно назвать три имени – Андрей Белый, Блок и М. Горький. Трагическая причастность интеллигента-поэта к судьбе народной стихии в истории, понимание этой стихии – в поэзии Блока. Образ безликой  и всесокрушающей «многоножки» у А. Белого. И Горький с романом «Жизнь Матвея Кожемякина». К началу 20 века искания русской мысли были оплодотворены идеями Владимира Соловьева, видевшего духовную миссию славянства, и прежде всего русского народа, в преодолении крайностей деспотического, фантастического Востока и цивилизованного, бездуховного Запада. Драматизм русского философствования в первые два десятилетия 20 века обострился тем, что история предложила на практике проверить все сформулированные к тому времени идеи – от самых умозрительных до самых практических. Сейчас Россия пытается подвести итоги этой проверки. Взрыв национальной стихийной энергии был настолько велик, что многие пророки революции, предвещавшие ее на протяжении полувека, ужаснулись, увидев в лицо поднявшийся народ. Как можно было упорядочить, если не укротить, организовать эту вулканическую энергию, и кто бы взялся за это? Кто мог бы спасти страну от государственного разложения и распада правящей системы в конце первой мировой? Н. Бердяев, Л. Карсавин и другие мыслители правы в том, что большевики, взявшие власть в октябре 1917 года, спасли Россию от стихийного распыления энергии, направив ее на организацию и строительство невиданного прежде казарменного режима. Здесь и начинается утопическое заблуждение первопроходцев, которые взвалили на свои плечи адски трудную задачу революционного обновления России, решая выполнить ее. Во–первых, без интеллигенции, духовенства, офицерства, служащих. Во-вторых, без самого народа, которому назначено было исполнять роль диктатуры. Два следствия из такого положения выявились вскоре: разрыв с культурой и полное отчуждение народа от власти, от государства. Этих двух обстоятельств было достаточно, чтобы обнаружить утопичность строительства счастливого нового общества. Писатели 20-х годов увидели реальный облик революционной России и поняли, куда идет страна. Об этом свидетельствуют: роман «Мы» Замятина. «Повесть непогашенной луны» и «Красное дерево» Пильняка.  «Котлован» и «Чевенгур» Платонова.  «Собачье сердце» Булгакова. Правда, большая литература, отвергнутая в ту пору, востребована нашим временем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор литературы 20 -30 годов 20 века

Можно использовать на уроках литературы в 11 классе....

Тест по литературе в начале года - 9 класс

Проверка знаний учащихся 9 класса по литературе в начале учебного года (материал составлен по учебнику под ред. В.Я.Коровиной)...

Литература 20-х годов

Обзор литературного течения 20-х годов XX века...

Анализ результатов ЕГЭ по русской литературе в 2013 году

Анализ результатов ЕГЭ по русской литературе  в 2013 году...

Урок литературы в 11 классе по теме "Обзор литературы 20-х годов 20 века"

Предлагаемый материал должен дать наиболее полное и всестороннее освещение литературного процесса 20-х годов 20 века, показать живой литературный процесс. Обсуждая конкретные сюжеты, судьбы, идеи, выв...

Методическая разработка по предмету "Музыкальная литература" для первого года обучения "Музыкальные жанры"

На музыкальных жанрах строится весь учебный материал по музыкальной литературе, начиная от строения произведения заканчивая музыкальными формами....

Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме "Судьба русской литературы 20-30 годов 20 века" (программа Т.Ф.Курдюмовой)

Данная презентация полностью раскрывает особенности литературного процесса в 20-30 - уе годы 20 века...