Нравственные уроки в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Алямкина Татьяна Борисовна

Урок литературы в 5 классе "Нравственные уроки в повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_5b.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

 «Нравственные уроки  в повести В. Г. Короленко «В дурном    обществе»

Цели урока:

1. Обучающие: учить учащихся внимательному и осмысленному чтению литературных произведений; формировать навыки анализа художественного произведения с точки зрения его жанра; умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведений и определить его проблематику.

2. Развивающие: развитие навыков анализа художественных текстов; развитие умений делать обобщающие выводы; развитие кругозора учащихся; посредством самостоятельной работы учащихся над текстом, способствовать обогащению словарного запаса учащихся, развитию их устной речи; развитие навыков учебного труда.

3. Воспитательные: воспитание положительного отношения к знаниям; воспитание бережного отношения к другим людям, доброты и чуткости через эмоциональное восприятие произведения. Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

Планируемые результаты:

  • познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
  • личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение, формирование умения анализировать ситуацию и делать моральный выбор;
  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник (Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, в двух частях. Ч. 2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин – М. Просвещение, 2014),  карточки с текстом.

Методы и приемы: словесные (эвристическая беседа), ИКТ, выборочного чтения, смыслового чтения, проблемного изложения, самоконтроля.

Тип урока: урок обобщения материала, урок – беседа, элементы дистанционного обучения (презентация, кроссворд).

                                                                                                        Эпиграф к уроку

               Лучше иметь в груди кусочек человеческого  сердца вместо холодного камня.

                                                                                                                          В.Г.Короленко.

                                                                  Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Слово учителя.                                                                                                                                                                       - Ребята, мы подробно прочитали повесть В.Г.Короленко «В дурном обществе», познакомились с героями, с их жизнью. Сегодня у нас заключительный этап урока по произведению.    (На экране проецируется портрет писателя - Слайд №1).

 

2. Определение темы   урока учащимися  ( Слайд№1).

Учитель:  Урок наш будет не просто уроком обобщения и заключения, а  уроком милосердия и добра.

Ребята в нашей жизни множество людей, которые поступают «как все», «как принято». Есть другие , которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком, «нравственным гением русской литературы» был В.Г.Короленко. Он до конца жизни остался  защитником справедливости, в своих произведениях всегда выступая на стороне тех, кто несчастен. Короленко в своих произведениях сумел показать, что самый великий дар человека - чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей. Таким даром - чутким сердцем - обладал и сам писатель.    

Ребята, давайте вместе попытаемся сформулировать тему нашего урока. Скажите, какими качествами обладает главный герой повести Вася? (Слайд №2)  (Милосердием, сочувствием, состраданием).  Каким  словом можно объединить  названные вами слова?  Даю подсказку: это слово определяет   характер  В.Г. Короленко.   Правильно,  «Нравственность».  Теперь попытайтесь, используя слайд, составить собственное определение лексического значения  слова «нравственность». (Нравственность – это проявление человеком таких духовных качеств как милосердие, сострадание, сочувствие.

Ребята, прочитав  произведение «В дурном обществе», мы получаем какие-то жизненные уроки? Какие?  (Мы учимся быть добрее, милосерднее, учимся состраданию).

Итак, какова тема нашего урока?  (Нравственные уроки в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

Ребята, а какая задача должна быть поставлена на сегодняшнем уроке?

     Правильно. Наша задача - извлечь нравственные уроки из произведения, понять, какие изменения происходят в сердце главного героя под влиянием общения с новыми друзьями. (Запись темы в тетради. (Слайд «3)

Ребята, я хочу предоставить вашему вниманию песню.

Звучит песня из к/ф  «Генералы песчаных карьеров».

Учитель:  Какое настроение навевает эта песня?

 (Ответ  учащихся).

-Что объединяет повесть Короленко и эту песню?

(В песне тоже поётся об отверженных, обездоленных.  И песню, и повесть объединяет одна тема. )                                              

- Как  вы понимаете значение слова «Трущоба»?  - (неблагоустроенная, бедная, грязная часть города; бедный, неудобный для жилья дом).

Учитель:  Как вы думаете, кто из героев повести мог бы петь эту песню?  (Валек и Маруся).  

Учитель:  Ребята, произведение начинается с описания города.   Найдите в тексте и прочитайте.   Один из учеников передаёт это описание.  (с. 13. Тюрьма - лучшее архитектурное украшение Княж – городка; сонные, заплесневевшие пруды, серые заборы, ушедшие в землю хатки, пустыри с кучами хлама, вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли и т.д.)

Учитель:  Почему автор рисует город в таких тонах?

Ответ уч-ся:  Такое описание настраивает  к восприятию, усиливает гнетущее чувство.

Учитель:  Мы сказали, что главный герой повести мальчик Вася. Он и главный повествователь произведения. О жизни Васи нам вкратце расскажет  Серажетдинова Сабина

(Это был мальчик из богатой семьи, его отец был судьёй города. Однако детство его было невесёлым. Вася чувствовал себя совершенно одиноким. Его мама умерла, а отец не обращал никакого внимания на сына. Господин судья очень тосковал по умершей жене, он сильно любил её. Судья с нежностью относился только к маленькой дочери Соне, потому что она напоминала ему жену. Вася был предоставлен себе, никто о нём не заботился. Он целые дни проводил на улице с друзьями).

О жизни семьи пана Тыбурция расскажет  Ионычев Дима.  (ученики заранее подготовлены).

(Тыбурций  Драб был необычным человеком в маленьком городке Княжь. Откуда он пришёл в город, никто не знал. Тыбурций рассказал Васе, что у него когда – то вышла крупная ссора с законом. И теперь он и его дети оказались вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию. У него нет возможности начать новую жизнь. Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, выгоняет их оттуда. Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище.  Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе).

Учитель:  Несмотря на то что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость.                                                                                                                                                          Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продаёт свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический момент приходит Васе на помощь. Он находит нужные  слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает его понимать.

Вопросы учителя:  Почему Вася начал бродяжничать?

Ответ учащихся:  Герой не встречал привета и ласки дома. Но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нём жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка. «Мне всё казалось, что где то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то: казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно».  (Эти слова один из учеников читает по учебнику. Стр. 17).

- Как встретились Вася и дети Тыбурция  в часовне? (Ответы учащихся).

Учитель:  Итак, Вася, Валек и Маруся встретились в часовне. Рассказ ведётся от имени Васи, поэтому прямого описания мальчика нет. Но мы поняли, что этот мальчик удивительно добр, чувствителен (воспоминания  мальчика о матери). Он сочувствует детям,  лишённых самого необходимого.

- Теперь давайте поговорим о Валеке и Марусе.

- Каким их увидел Вася? – работа по слайду №4. (Здесь даны подробные описания детей подземелья).

Валек и Маруся - дети, выброшенные злою судьбой на улицу, живущие среди «серых камней». Валек про сестру говорит, что «серый камень» высосал из неё жизнь.                                                                                                «Серый камень» - это символ нищеты, бедности.

Учитель:  Почему Вася, наблюдая за Марусей, невольно стал сравнивать её со своей сестрой?                                                                                                                                                                         Ученик:  Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. А Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал только брат Валек. Жизнь обеих девочек противопоставлена.                                                                                                                                                       Учитель:  Общение детей, принадлежащих к разным социальным слоям, становится возможным благодаря душевным качествам Васи.

Вопрос:  Почему Вася ищет дружбы и поддержки за пределами семьи?

- Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?

Ученики:  Дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям: превратила его в доброго и сострадательного человека, он смог проявить лучшие человеческие качества.

Учитель:  Уже в самом начале повести мы увидели в мальчике желание понять отца, любовь к младшей сестрёнке, сострадание к людям, которых выгнали из замка, внимание и любовь к природе («мне нравилось встречать пробуждение природы»), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову.

Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и  Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль, он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают преступления (плохие поступки).  Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности, человеческой любви.

Учитель продолжает:  Когда Валек прямо сказал Васе, что они нищие и воруют на базаре хлеб, как отреагировал на это мальчик?

Ученик:  Он понял, что их заставляет воровать голод. И он не отрёкся от них. Вася ушёл домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».

- Брать чужое - грех, преступление. Но что толкает на него бедняков?

 (Нужда, голод, невозможность заработать деньги честным трудом). Вася тоже знал, что «воровать нехорошо», но осудить своих новых друзей он не мог, он не может не сочувствовать их беде, их жизни.  

Физкультминутка-

 А сейчас мы немного отдохнём.

 Встанем, глубоко вздохнём.

 Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

И до пола дотянулись.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

Снова книгу открываем

И читать мы продолжаем

4. Работа над кульминационной главой повести. «Кукла - кульминационная глава произведения».

Беседа с учащимися по этой главе.

Учащиеся вкратце передают содержание этой главы повести.

Учитель:  Каким человеком предстаёт перед вами Вася в эпизоде с куклой?

Ученик:  Вася предстал перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлёк на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке - первый и последний раз в своей жизни.

А Тыбурций увидел эту доброту мальчика и сам пришел в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурцией, как человек проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим скрытным житьём на горе, хотя знал, что отец Васи - судья и что он может их наказать. Это и есть настоящее самопожертвование.

Тыбурций находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по - новому смотрит на своего сына и начинает его понимать. Судья увидел не образ бродяги - сына, к которому он привык, а истинную душу своего ребёнка.

Один из учеников читает отрывок из учебника: «Я вопросительно поднял глаза на отца…» (стр. 46).

Обращается внимание на эпиграф урока  «…Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня». Эти слова сказал пан Тыбурций.

Вопрос учителя:  Ребята, в повести  упоминается о сером камне. Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: «Серый камень высосал из неё (Маруси) жизнь»?

Ответ:  Вася жил в достатке, он не представлял, в каких ужасных условиях могут жить дети.

-  Когда раскрылась мальчику эта загадка?

- Когда он увидел подземелье.

 

- Ребята, вы, наверное, поняли, что символизирует серый камень.  Это, конечно,  человеческая  жестокость и несправедливость. Какие слова, символизирующие это определение, вы запишете в первой части таблицы?  (Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувствие, несправедливость)

Серому камню противостоит в повести человеческие сердце. Здесь речь идет о сочувствии, сострадании и милосердии. У Васи отзывчивое сердце. Он сам, лишённый любви и ласки, в состоянии оценить и понять одиночество бродяг.

Учитель:  Какие ассоциации вызывает у вас слово «сердце»? Какие  слова  вы запишете во вторую часть таблицы? 

Ученики:  доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, справедливость, искренность.

 «Серый камень»

Человеческое сердце

Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувствие, несправедливость.

Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность.

Символ жестоких, несправедливых законов общества

Закон совести

Вывод:

Если серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества, то сердце является нашей совестью.

- Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы по совести, то не было бы «серых камней», высасывающих жизнь из людей, обитающих в трущобах. Все люди жили бы дружно, без войны.  

Учитель:  Ребята, вы знаете, что на тяжёлую жизнь детей обращали внимание не только поэты и писатели 19 столетия, но и художники изображали на своих полотнах нищету и обездоленность детей. Картины В. Перова, И. Репина -  яркий пример этому.  

(Презентация картин В. Перова «Тройка», «Проводы покойника», «Спящие дети» для дополнения, расширения и углубления содержания работы на данном уроке литературы).

Учащиеся знакомятся с лучшими произведениями живописи по данной теме.

5. Подведение итогов урока.

Учитель:  Итак, Вася научился сострадать, стал отзывчивым, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своём горе. Эта встреча открыла ему путь к себе, своим близким. Отдав своё сердце маленьким нищим, разделив их беды и заботы, он повзрослел.                                                                                                                                                                          Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют душу, делают её чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим.

Закончить урок мне бы хотелось словами Л.Н. Толстого: «Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в неосуждении ближнего и  в уважении к его человеческому достоинству».

Как вы это понимаете?

— Ребята, а приходилось ли вам  проявлять участие в жизни других?

А теперь закончите предложение: «Самое главное, что я поняла сегодня на уроке – это…».

6. Домашнее задание:  Подготовить ответ на вопрос: приходилось ли вам   проявлять соучастие в жизни других?  Расскажите об этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"

Данный урок раскрывает нравственный потенциал всей повести,заставляет детей задуматься....

Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цель урока: показать «внутреннее движение» герояОборудование: компьютер, (репродукции картин Перова; музыка П. И. Чайковского «Печальная песня»)...

Нравственные уроки повести "В дурном обществе" В. Г. Короленко

Презентация предназначена для проведения заключительного урока по повести Короленко "В дурном обществе"...

Нравственные уроки повести А. Алексина «Безумная Евдокия» (урок внеклассного чтения).

Урок разработан для учащихся 9 класса общеобразовательной школы....

Открытый урок по теме «Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (участие в сценке эпизода, обобщение, умозаключение) Содержательная цель:  расширение понятийной...