"Ибо правда была откровенна и зла..."
творческая работа учащихся по литературе (9 класс)

Мутыгулина Оксана Валерьевна

Эссе посвящено воспоминаниям о родных людях, переживших годы репрессий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_37-oy_god_-_kopiya.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Ибо правда была откровенна и зла…[1]

                                                              Обеим бабкам я вышла -- внучка:

                                                                         Чернорабочий -- и белоручка!

                                                                                          М. Цветаева.

Я  думаю, что в две тысячи пятнадцатом 37-ой можно рассматривать только глазами неочевидцев… семьдесят семь лет прошло со времени сталинских репрессий – не одно поколение выросло вне этих событий, но 3 миллиона 777 тысяч 380  человек были осуждены Коллегией ОГПУ, "тройками" НКВД, Особым совещанием, Военной Коллегией, судами и военными трибуналами по политическим мотивам с 1921 по 1953 годы, в том числе к высшей мере наказания были приговорены - 642 980, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже - 2 369 220, в ссылку и высылку - 765 180 человек.[2] Представить страшно масштабы катастрофы, коснувшейся людей страны Советов, строивших светлое будущее, свидетелей и жертв чёрных страниц истории нашего государства.

         Среди этих 3миллионов 777 тысяч 380 человек были и мои родственники: две моих прабабушки со стороны мамы, такие разные: одна – из интеллигентной польской семьи, другая – дочь крестьянина из Воронежской области,  но объединённые общим горем. И имя ему- 37 год…Прабабушка Зося и прабабушка Маша…Всего 2 человека из 4-ёх миллионов!!! Всего 2!!! Из 4-ёх!!! Миллионов!!! Много ли я знаю о том времени? Практически ничего…И сейчас через редкие факты, касающиеся моей семьи, попробую выразить своё отношение к тем событиям.

        Моя прабабушка Кондратюк Софья Владиславовна, урождённая Кочмарек Зося, родилась 18 октября 1918 года в Петрограде. С 1919 по 1934 гг. проживала с отцом Кочмареком Владиславом Иосифовичем, впослед-ствии  и мачехой Станиславой Петровной ( мать умерла, когда она и её две младшие сестрёнки Цецилия и Хелена были совсем маленькими) в городе на Неве. Отец женился во второй раз, и в этом браке родились братья Збигнев и Казимир. Зося была старшим ребёнком  в семье. Высокая, голубоглазая и не по годам взрослая девочка.

        Отец  Владислав Иосифович был бывшим служащим советского посольства в Польше в городе Жирардове, позже принял советское гражданство и служил в Ленинграде.

        В 1934 году семья переехала в Москву. Прабабушке было шестнадцать лет, она закончила семилетку, и, как я предполагаю, школу закройщиков, так как в Москве работала портнихой в «Ателье мод». И как вспоминает моя мама, бабушка прекрасно шила, кроила достаточно сложные вещи, вышивала крестиком и гладью великолепные картины и обладала  хорошим вкусом. У неё всегда были уложены волосы, она следила за собой, любила красивые вещи. И в 19 лет, я думаю, она была интересной девушкой, мечтающей  о счастливом будущем, вообще юность – это время, когда кажется, что беда обойдёт стороной и в 19 лет жизнь только начинается… а у  Зоси она… кардинально изменилась.

        Четвёртого октября 1938 года она была арестована. Осуждена по статье 58-6 УК РСФСР Особым Совещанием  при НКВД СССР от 14 мая 1939 года и заключена в ИТЛ сроком на 3 года. Набираю в поисковике 58-6, читаю: « Шпионаж, т.е. передача, похищение или собирание с целью передачи сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной, иностранным государствам, контрреволюционным организациям или частным лицам, влечет за собой --

лишение свободы на срок не ниже трех лет, с конфискацией всего или части имущества, а в тех случаях, когда шпионаж вызвал или мог вызвать особо тяжелые последствия для интересов Союза ССР, -- высшую меру социальной защиты -- расстрел или объявление врагом трудящихся с лишением гражданства союзных республик и, тем самым, гражданства Союза ССР и изгнанием из пределов Союза ССР навсегда с конфискацией имущества»[3]- холодок пробегает по коже…вспоминается ахматовский «Реквием»:  И упало каменное слово

                     На мою ещё живую грудь.

                     Ничего, ведь я была готова,

                     Справлюсь с этим как-нибудь.

                     У меня сегодня много дела:

                     Надо память до конца убить,

                     Надо, чтоб душа окаменела,

                     Надо снова научиться жить…[4]

        Думаю, что невозможно убить человеческую память, нужно действительно «снова научиться жить»…И Зося научилась!

            Подробно я ничего не знаю о тех событиях, но, обратившись в Центральный архив ФСБ РФ, могу ознакомиться с материалами архивного уголовного дела, что я и сделаю летом этого года. Я обязана знать о том времени, отдавая дань памяти моей прабабушке. Понять, что пережила двадцатилетняя девушка и почему ничего не рассказывала даже по прошествии времени о своём прошлом.

        Никогда… Никому… Ничего…Информацию собираю по крупицам: отца расстреляли, связи с родными не было, одна из сестёр позже уехала в Польшу, другая – в Италию, о братьях ничего неизвестно. Зосю после отбывания в ИТЛ отправили на Урал, в маленький город Полевской, что в сорока километрах от  Екатеринбурга, который мало напоминал и Москву, и тем более Ленинград. Здесь она вышла замуж, в 1947 году родила сына Валерия, моего дедушку, и дочку Галину. Работала в магазине, сначала заведующей , а когда вышла на пенсию – старшим кассиром. Мама говорит, что у бабушки Зоси оставался акцент, свойственный для польского языка: сочетание «чк» она произносила очень твёрдо, называя маму «Аксаначка», раз в месяц ей приносили журнал на польском языке «Панорама», сейчас я понимаю, что для прабабушки это была связь с родиной,  дома стояла фотография Барбары Брыльска, и, конечно, звучали песни Анны Герман, Софья Владиславовна и сама прекрасно пела, а ещё прабабушка была заядлым библиофилом. По тем временам у неё была огромная уникальная библиотека, перешедшая к нам по наследству, она обожала Гроссмана, в семейном архиве  сохранилось фото, где бабушка читает  книгу « Степан Кольчугин» в ореоле папиросного дыма ( она отдавала предпочтение « Беломор каналу», наверное, и курить начала в ИТЛ). Прабабушка была образованной, культурной, уравновешенной и справедливой – её очень уважали и коллеги, и друзья, и соседи. Она любила людей!!! Несмотря на то, что некоторые из них искалечили её жизнь. В 1983 году бабушка умерла, а в 1989 году её реабилитировали. Признали невиновной спустя шесть лет после смерти.

        Другая моя прабабушка – Рудакова Мария Фёдоровна, в замужестве Крикунова, родилась в селе Средний Икорец , близ города Лиски Воронежской области. Бабушка Маша прожила долгую трудовую жизнь, умерла полтора года назад в возрасте 87 лет, я была рядом с ней 13 лет, но о её жизни тоже, к сожалению, знаю немного. Не потому, что я не желала, потому что бабушка рассказывала неохотно о прошлом.

        Родилась она 1 апреля 1926 года, у неё был младший брат Ваня, жили они достаточно зажиточно. Её отец Фёдор Рудаков был из крестьянской обеспеченной всем необходимым семьи, мать – сирота ( родители умерли в Гражданскую). 1935 год. Бабушке девять лет, брату- семь, младший братик - младенец, семью раскулачили, отца сослали на десять лет без права переписки. На этом бабушкино детство закончилось. Школу пришлось оставить, до сих пор читаю с умилением родные безграмотные письма со знакомым печатным почерком. Бабушка пошла работать нянькой, иногда всплакнув, она рассказывала историю, как полоскала бельё в проруби и начала тонуть, как её успели спасти, как долго её лечили от воспаления лёгких, как младший братик умер в девять месяцев от глотошной, как матери было трудно их поднимать одной, как началась война, как они пахали землю, впрягаясь вместо лошади, давая ей отдохнуть, как вернулись из эвакуации, а на месте их домишка – воронка, пришлось жить в землянке. А потом они узнали, что у отца давно другая семья…на поселении женился вторично… После войны бабушка восстанавливала Выборг, а  в 1950 её завербовали на Урал, и она оказалась в Полевском, где прожила 63 года. Она была очень трудолюбивой, мудрой и любящей… Мне очень не хватает моей любимой бабушки Маши!!! А с бабушкой Зосей я просто не знакома, думаю, любила бы её не меньше…

Совершенно случайно обе моих прабабушки оказались на Урале, их судьбы пересеклись, благодаря 1937 году…

В 1978 году Александр Кушнер написал строки, ставшими крылатыми:

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.


Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время - это испытанье.
Не завидуй никому.

Крепко тесное объятье.
Время - кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас - его черты и складки,
Приглядевшись, можно взять.[5]

        

И мои родные люди времена не выбирали, они жили, умели жить, несмотря ни на что, вопреки всему… были счастливы, умели любить и прощать, и прошли испытание кровавым временем железного сталинского века… прошли с честью, заставляя нас удивляться мужеству и стойкости человеческой, их всего было 2 человека, два из трёх миллионов семисот семидесяти семи тысяч трёхсот восьмидесяти человек!!!

« Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью был»- ахматовские строки определяют  и моё отношение к тем событиям, жить в стране и быть вне событий, в ней происходящих, невозможно… И мои родственники – граждане страны Советов, «винтики» Красной машины, попавшие под её колёса, но не раздавленные ею… хотя слово «винтики» вряд ли подходит к людям, перед стойкостью и мужеством которых можно только склонить голову… И я её склоняю перед моими любимыми прабабушками, и перед всем советским народом, пережившим страшные годы репрессий…

            Библиография и список используемой литературы

  1. Справка о реабилитации Кочмарек Софьи Владиславовны. Генеральная прокуратура Российской Федерации

  1. Две России... Памяти жертв репрессий (Андреевский Александр) /...

stihi.ru/2007/10/29/66

  1.  О масштабах политических репрессий в СССР . В.Н.Земсков Часть1
  2. Уголовный кодекс РСФСР. С изменениями на 1 июля 1938 г. М.: Юридическое издательство Наркомюст СССР, 1938. С.27-32.
  3. А.Ахматова «Реквием»
  4. А.Кушнер lit.peoples.ru/poetry/alexandr_..


[2] О масштабах политических репрессий в СССР . В.Н.Земсков Часть 1

[3] Уголовный кодекс РСФСР. С изменениями на 1 июля 1938 г. М.: Юридическое издательство Наркомюст СССР, 1938. С.27-32.

[4] А.Ахматова «Реквием»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра " откровенный разговор"

Игра «Откровенный разговор»- ( напряженные взаимоотношения с учащимися  среднего звена).Класс  построен в шеренгу , ответ «да» шаг вперед, «нет»- на месте.( учитель стоит в 7-10м от клас...

Презентация к уроку по теме "Откровенье вечной красоты", 8 класс.

Презентация к уроку искусства в 8 классе на тему "Откровенье вечной красоты" по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской....

Исследовательская работа "Правда жизни и правда вымысла в сказках Юрия Литвинова".

Данная работа основана на  творчестве Ю. Литвинова. Цель работы -  изучение восприятия единства правды жизни и правды вымысла героями произведений Ю. Литвинова как единственного способ...

Урок литературы "Быть счастливым-делать добро, искать и находить правду жизни" (по сказке-были М. Пришвина "Кладовая солнца")

В данной разработке показана творческая мастерская писателя, обсуждаются особенности жанра, учащиеся знакомятся с характеристикой персонажей, пополняют знания по изобразительно-выразительным средствам...

Открытый урок по литературе в 5-м классе. Тема: "Правда Антипыча" (по сказке-были М.М. Пришвина).

Открытый урок по литературе в 5-м классе. Тема: "Правда Антипыча" (по сказке-были М.М. Пришвина).Цель:·         (О) Через анализ и обобщение эп...

Учебный проект "Какова она, "третья правда?" Что значит жить по правде?" по повести Л. Бородина "Третья правда".

Учащиеся осмысляют, какой должна быть правда и что значит жить по правде. Одна группа пытается понять "правду" Селиванова, другая группа -  "правду" Рябинина, третья - официал...