Урок литературы в 11 классе "Поэтический мир Сергея Есенина"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

В статье дано описание урока литературы в 11 классе.

Цели урока:

-  показать на примере стихотворений разнообразный поэтический мир поэта,

- продолжать формирование умения выявлять проблематику, идейно – художественную роль системы образов в лирических произведениях,

- воспитывать интерес к творчеству Есенина, к поэзии, эстетический вкус.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы

 в 11  классе

 «Поэтический мир Сергея Есенина»

Учитель русского языка и литературы Емельянова Н.Н., МОБУ СОШ №16

Цели урока:

-  показать на примере стихотворений разнообразный поэтический мир поэта,

- продолжать формирование умения выявлять проблематику, идейно – художественную роль системы образов в лирических произведениях,

- воспитывать интерес к творчеству Есенина, к поэзии, эстетический вкус.

               

Ход урока

  1. Слово учителя о предстоящем изучении личности и творчества С.Есенина.

Сергей Есенин родился 3 октября 1895г в с. Константиново Рязанской области в крестьянской семье.

-  чтение строк из поэмы «Черный человек» («Не знаю, не помню…»)

- чтение отрывка из статьи «О себе»: «что касается остальных автобиографических сведений, - они в моих стихах…»

 - чтение отрывка из поэмы «Черный человек»  « ...и вот  стал он взрослым..»

2.    Рассказ ученицы о любви Есенина к Айседоре Дункан.

- Выразительное чтение стихотворений о любви

    « Не бродить, не мять в кустах багряных»

 Чисто есенинские мотивы, передающие высокую одухотворенность  чувства    и  его целомуденность.

 Положение круто изменилось в пресловутом кабацком цикле.

     «Пой же, пой…» ( «не гляди на ее запястья…)

   В нем сразу ощущается смена интонаций, словаря, самого стиля обращения   к женщине. Как будто перед нами строки другого поэта. Дергающийся ритм,    вульгарная лексика, озлобленный цинизм – все это ничем не напоминает той    нежности, поэтичности.                    Это мысль поэта о том, что в кабацком мире нет места человеческой   радости, нет и надежды на счастье. Любовь  (дурная страсть, похмельный  бред) здесь приносит человеку гибель.

   В цикле стихов «Любовь хулигана»(1923 г.) исходным мотивом будет                   сожаление о растраченных днях, очищение через любовь.  

   «Заметался пожар голубой»

Вывод учащихся о теме любви в лирике поэта.              

3. Противоречие в личности и творчестве поэта  

                 «Дар поэта – ласкать и карябать,

                   роковая на нем печать,

                   розу белую с черной жабой

                   я хотел на земле повенчать» - слова самого поэта.

 - Слушание песни А.Малинина на стихи Есенина «Забава»

     

4. Каждый истинный поэт выбирает в «час ученичества» своего Мастера.

   Есенин выбрал А.Блока. Родство их душ в теме, их породнившей – в теме Родины.

   «Гой, ты, Русь моя родная» - выразительное чтение стихотворения.  «Дайте родину родину мою» – искреннее признание в любви к родине                                        

5. Стихи о матери.

   «Письмо к матери» - выразительное чтение

 Есенинская нежность, любовь к миру переходит в жалость ко  всему живому.

  «Песнь о собаке» - выразительной чтение          

 Обостренное чувство жалости, боль о незащищённости «братьев наших                        меньших» оборачивается способностью словом передавать состояние их                       души, говорить от их имени. Это не просто стихи о животных, а стихи о                         жестокости человека, о вине его перед ними.

- Экспресс- анализ поэтики этого стихотворения:

    - у многих сущ. отсутствует определения – рогожи, вечер, язык, куры, шесток,          мешок, сугробы, пот, бока – это преднамеренная оголенность слов;

   - подчеркнуто простые рифмы: языком – животом, шесток – мешок;

   - но зато усиленная работа глаголов: златятся.,ласкала, струился и в то же время           поклал ( грубое просторечие) – это передает угрюмость, непреклонность,          жестокость в действиях хозяина;

   - деепричастия сопровождают глаголы, передающие силу материнского чувства, а  у хозяина его нет;

       - 2 метафоры – звонко глядела (беззвучно кричит материнская душа ) и          покатились глаза собачьи ( нет надежды ) и эпитет-сравнение – тонкий месяц.  

6. О «стиле словесной походки» Есенина в стихотворении

 «О красном вечере задумалась дорога» - о метафорах, из которых соткано стихотворение.

7. Отражение противоречий личности и всего его творчества в стихотворении     «Исповедь хулигана»

  То, что хранится в душе поэта долгое время подвергается     беспощадному самоанализу и суду собственной совести, требует   исповеди, чистосердечного признания.

   В этом стихотворении есть:

 - и искреннее раскаяние, самоочищение, и ощущение избранности,                          необходимости людям;

- здесь Есенин – поэт, Есенин – человек, эти понятия тесно переплетены,    в глубине души которого бережно хранятся воспоминания детства,  живет беспредельная и страстная любовь к родине;

 - поражает искренность и чистота есенинской ностальгии;

 - отражение противоречий личности поэта и всего его творчества. В нем  2 полюса: на одном бравада и дерзость души, которую не в силах   обуздать, на другом – застенчивость и нежность, творческая      одухотворенность и бескорыстие.

   Это стихотворение – своеобразный литературный памятник.

  «Я сердцем никогда не лгу» - говорил Есенин, и это стихотворение – доказательство справедливости этих слов, его душевной смелости и беспощадной искренности, ощущения своей избранности.

8. Философское содержание стихотворения  «Отговорила роща золотая» - об утрате, о невозвратном. Человек – странник в мире,     он неизбежно оставляет дом, уход- это закон жизни, чувство пронзительной грусти по недостижимой                                                 гармонии, острой тоски по уходящей жизни.

  Исполнение песни на стихи Есенина.

9.  «До свиданья, друг мой, до свиданья» - прощальное стихотворение

      поэта, написанное кровью на стекле

10. Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Сергею Есенину»

 

Общий вывод по прочитанным и услышанным стихотворениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество С. Есенина".

АннотацияДанную презентацию можно использовать на уроках литературы для изучения жизни и творчества С. Есенина в разных классах, также материалами можно воспользоваться при создании литературно-...

Урок литературы в 5 классе "С.Есенин.Анализ стихотворения "Береза"

Изучение творчества великого русского поэта С. Есенина начинается в начальной школе и продолжается в среднем звене. С каждым погружением  в биографию и творчество поэта происходит расширени...

Урок литературы "В гостях у Сергея Есенина. Анализ стихотворения Черёмуха"

Открытый урок в 6-ом классе в конкурсе "Учитель года 2013" среди учителей родного языка и литературы...

Урок в 11 классе Лирика Сергея Есенина

Урок в 11 классе по произведениям Сергея Есенина...