Урок "Господин из Сан-Франциско"
план-конспект урока по литературе на тему

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gospodin_iz_san-frantsisko.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Истинные и мнимые ценности в рассказе.

Обучающая цель: проанализировать систему образов рассказа, подготовить школьников к написанию эссе.

Развивающая цель: развивать умение анализировать, делать выводы, аргументированно высказывать собственное мнение, создавать творческие работы.

Воспитательная цель: воспитывать уважение к чужому мнению.

Домашнее задание к уроку: прочитать рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Модель:

I. Предпосылки создания:                                                                                                                                                                                  - Ситуация в мире, обществе;                                                                                                                                                                                   -Путешествия Бунина.

II.Символ буржуазного общества – «Атлантида»,

модель общества.

                                                                                                                                             

III.               Мнимые ценности                                                                                Истинные ценности

Цели этапа

Деятельность учителя и ученика

Средства

Мировоззренческие выводы

Умения и навыки

1. Подготовить учащихся к восприятию темы.

1. Слово учителя.

2. Работа с распечатками.

3. Беседа. Ответьте на вопросы:

- Для чего нам необходимо знать историю создания произведения?

- Как вы думаете, почему героем своего произведения Бунин делает иностранца?

 - Ваши впечатления от прочтения рассказа? О чем, по вашему мнению, рассказ?

Распечатки с историей создания рассказа.

Рассказ Бунина  - о жизни и смерти, о призрачности земного величия, о вечности и бессмертии, о красоте и бездуховности, об истинных и ложных ценностях... Бунин поднимает вечные философские вопросы.

Отработка умения выявлять причинно-следственные связи, делать логические выводы, высказывать своё мнение.

2. Проанализировать систему образов.

1. Составление схемы. Для начала обратим внимание на систему образов рассказа.

Где происходит основная часть событий рассказа?

Кто присутствует на пароходе?

Схематически изобразите корабль и находящихся  на нем героев. Обратите внимание на расположение героев. Что напоминает полученная схема: расположение людей на пароходе, палубы и трюмы?

2.Аналитическая беседа.  Заполнение таблицы.

Охарактеризуйте людей, находящихся на пароходе, заполнив таблицу примерами из текста.

Герой

Портретная характеристика

Речь

Действия

Какую роль в описании господина играют эпитеты: серебряные усы, золотые пломбы, старая слоновая кость?

Какую жизнь ведут люди на корабле? Автор говорит подробно о распорядке дня на теплоходе. С какой целью?

Можно ли назвать это общество настоящим, живым?

Характеристика этого общества доказывает яркое проявление кризиса его духовности.

Буржуазная цивилизация демонстрирует бездуховность, а вследствие этого - неотвратимость гибель этого мира.  Какие образы-символы использует автор, чтобы показать гибель существующего образа жизни буржуазного общества?

Но есть ли в рассказе Бунина пример того, что рядом с паразитирующим обществом живут те, которые наделены истинными человеческими ценностями? Как автор описывает этих людей?  Внесите их характеристику в нашу таблицу. Какой приём использует Бунин, сопоставляя пассажиров «Атлантиды» и жителей Италии?

Как уже было сказано, итальянцы живут в гармонии с окружающим миром. А какими образами в рассказе представлен окружающий мир, природа? Найдите примеры в тексте. Океан, горы, солнце – совместим всё это -  что предстает перед нами? Какова роль пейзажа в рассказе Бунина?

Схема

Текст, таблица.

Мастерство Бунина в изображении парохода:

судно является моделью человеческого общества. Его трюмы и палубы – слои этого общества.

Бунин использует эпитеты, выражающие социальное положение главного героя и подчеркивающие его неестественность. Господин и окружающие его на пароходе «сливки общества» словно «мертвы при жизни». Свидетельством этого служит и отсутствие имён у героев.

 Людям, путешествующим на пароходе, можно противопоставить жителей Италии (приём антитезы). Итальянцы естественны, потому что близки природе (Лоренцо, абруццкие горцы). Лоренцо - высокий старик, лодочник, красавец, ему дано имя, не раз служил моделью многим живописцам, он останется жить вечно на полотнах художника. Он - олицетворяет естественность и радость бытия, живет в гармонии с окружающим миром. Это и есть истинные ценности, в отличие от мнимых.

Пейзаж служит фоном для изображаемых событий, раскрывает бунинскую мысль о вечном и преходящем.

Отработка навыка анализа художественного произведения.

Умение сравнивать, составлять таблицы, работать над анализом персонажей, аргументированно высказывать свое мнение.

3.Подвести итоги урока.

1. Дискуссия. Разделитесь на 2 группы, в зависимости от того, какой герой, вместе с его образом жизни, ценностями, вам ближе – господин из Сан-Франциско или Лоренцо. Докажите группе-оппоненту правоту мировоззрения своего героя.

2.Домашнее задание. Чтобы подытожить всё, о чём мы говорили на уроке, напишите эссе на тему: «Смысл жизни по рассказу И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Отработка навыка аргументированно высказывать своё мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы. И.А.Бунин. "Господин из Сан-Франциско"

Данный материал содержит историю создания,  определение темы, идеи, проблемы произведения, а также помогает в выявлении особенностей композиции, рассматривает образ героя, выделяет символику расс...

И.А.Бунин "Господин из Сан-Франциско"

Предложенный фрагмент урока литературы в 11 классе представляет собой анализ рассказа И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". Диалог учащихся с учителем и писателем поможет  пониманию произведени...

ВОПРОСЫ К РАССКАЗАМ И.А.БУНИНА "СОЛНЕЧНЫЙ УДАР", "ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО", "ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК", "ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ"

Вопросы к рассказам И.А.Бунина даются учащимся при подготовке к семинару, обобщающему творчество данного автора. Это помогает учащимся обобщить свои знания по теме и провести аналитическую работу...

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Урок совершенствует навыки работы обучающихся с художественным текстом; развивает умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать, отстаивая свою точку зрения свою точку зрения; позволяет ...

Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Урок совершенствует навыки работы обучающихся с художественным текстом; развивает умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать, отстаивая свою точку зрения свою точку зрения; позволяет ...