Подготовка к Итоговому Сочинению
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему

Саенко Ксения Андреевна

Здесь представлены материалы для подготовки выпускников к сдаче Итогового Сочинения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОТОВИМСЯ К СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - 2015 Чеснокова А. В., доцент кафедры филологического образования ГБОУ ДПО ККИДППО

Слайд 2

Определены пять основных направлений тем итогового сочинения в 2014/15 учебном году : 1. Недаром помнит вся Россия (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова). 2. Вопросы, заданные человечеству войной. 3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе. 4. Спор поколений: вместе и врозь. 5. Чем люди живы? Итоговое сочинение проводится 3 декабря 2014 года , 4 февраля 2015 года , 6 мая 2015 года

Слайд 3

1. Недаром помнит вся Россия (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.

Слайд 4

Темы для размышлений: Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно...` Тема одиночества «А что такое счастие »? Согласны ли вы с утверждением Печорина: «Один из друзей всегда раб другого…» ? В наш век все чувства лишь на срок`. Можно ли оценивать афоризмом М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века? «Что в имени тебе моём?» Мотивы протеста и отрицания. Образы маски и демона. Разочарование. Тема смерти. Природа в лирике Лермонтова. Раздумья о судьбе незаурядной личности. «Люблю отчизну я…» «Зло порождает зло». «И плоды любви нужно выращивать». «Язык и золото — вот наш кинжал и яд». «… Счастье только там, где любят нас, где верят нам» «Совесть вернее памяти». «На мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова». «Любовь моё всё сердце заняла…» «Так жизнь скучна, когда боренья нет».

Слайд 5

Интернет-ресурсы о творчестве М.Ю. Лермонтова: Произведения: http :// ilibrary . ru / author / lermontov / l .% C 3/ index . html http :// tvorilife . com / lermontov - mihail - yurevich - biografiya . html ; http :// www . mlermontov . ru / zizn _ tvorchestvo (краткая биография поэта); http :// literature . do . am / publ /12-1-0-76 , http :// www . pandia . ru / text /77/28/97450. php (Лермонтов и Кавказ) http :// feb - web . ru / feb / lermont / critics / plm / plm -001-. htm (Имя Лермонтова на карте России)

Слайд 6

2. Вопросы, заданные человечеству войной. Темы данного направления ориентируют на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Слайд 7

Произведения о войне: Б. Васильев. А зори здесь тихие. Л.Н.Толстой. Кавказский пленник. А.Фадеев. Молодая гвардия. М. Шолохов. Судьба человека. Тихий Дон. М.Лермонтов. Бородино. К. Воробьёв. Убиты под Москвой. М. Булгаков. Белая гвардия. А. Твардовский. Василий Тёркин. 1А. Пушкин. Капитанская дочка. (В контексте темы о Гражданской войне). Слово о полку Игореве. В. Быков. Сотников. В. Кондратьев. Сашка. В. Астафьев. Пастух и пастушка.

Слайд 8

Темы для размышлений: Между жизнью и смертью. Тема любви в произведениях о Великой Отечественной войне. 891 день мужества ленинградцев. Мемориал - памятник с особым значением. «По ком звонит колокол». Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу? Значение войн для государства и для человека. Тема плена в произведениях о Великой Отечественной войне. Человек и время в произведениях о войне. Тема чести и бесчестия в произведениях о войне. Никто не забыт, ничто не забыто. У войны не женское лицо. «Войну - к позорному столбу». «Война – самое грязное дело в жизни» (Л.Толстой). «Ах, война, что ты сделала…?» (Б. Окуджава). Человек в огне гражданской войны. «А музы не молчали!» (по произведениям русской литературы периода Великой Отечественной войны). Тема Гражданской войны в лирике «Серебряного века». Война и человек. Примирение или противоборство? -- Подвиг человека на войне. - Человек и фашизм.

Слайд 9

3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе. Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

Слайд 10

Произведения о природе: Фольклор. Слово о полку Игореве. Ч.Айтматов. Плаха. И. Бунин. Косцы, Антоновские яблоки. Человек из Сан-Франциско. М. Пришвин. Кладовая солнца. 4. Распутин. Пожар. Прощание с Матёрой. В. Астафьев . Васюткино озеро. Царь-рыба. И. С.Тургенев. Бежин луг . Отцы и дети. Ф. Тютчев. Лирика. А. Фет. Лирика. С. Есенин. Лирика. Н. Рубцов. Лирика. Н. Заболоцкий. Лирика. Н. Некрасов. Лирика. Л. Толстой. Война и мир. М. Лермонтов. Мцыри. Лирика («Как часто пёстрою толпою окружён…», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Выхожу один я на дорогу…», «Три пальмы»). Б. Пастернак. Доктор Живаго.

Слайд 11

Темы для размышлений : - Проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу и в чем заключаются возможные последствия этого влияния?); - Проблема восприятия человеком природы как живой матери (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?) - Природа – храм или мастерская? - «Нет никакой отдельной от нас природы»( А. Платонов) - Всё живое священно? «Не то, что мните вы, природа…» - Единство человека и природы в произведениях русской литературы. - Роль пейзажа в произведениях русской литературы. - Певцы русской природы. - Природа в русской классической литературе.

Слайд 12

4. Спор поколений: вместе и врозь. Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Слайд 13

Произведения: Н. Гоголь. Тарас Бульба . А. Пушкин. Дубровский, Станционный смотритель. Л. Н.Толстой. Война и мир. И. С.Тургенев. Отцы и дети. А. Островский. Гроза. А. Грибоедов. Горе от ума. А. Чехов. Вишнёвый сад. Невеста. М. Горький. Старуха Изергиль . В. Распутин. Прощание с Матёрой.

Слайд 14

Темы для рассуждений: Здравствуй, племя молодое , незнакомое! (А.С. Пушкин) Материнство - дар, отцовство - труд? «Мне время тлеть, тебе цвести». Потомство – грозный судия… ( Г. Р. Державин ) «Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел». «Если бы молодость знала, если бы старость могла». О чём спорили представители разных поколений в произведениях русской литературы? «Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого» (И. Гончаров). Конфликт двух эпох в комедии «Горе от ума». Как воспринимают искусство, природу представители двух поколений в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

Слайд 15

5. Чем люди живы? Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

Слайд 16

Произведения: Фольклор. И. А. Бунин Лапти. Чистый понедельник. А.Платонов Юшка. А.Пушкин. Капитанская дочка. Лирика («Золото и булат», «Если жизнь тебя обманет…» др.). А. Солженицын .Матрёнин двор. Один день Ивана Денисовича. Л. Н.Толстой. После бала. Война и мир. М. Шолохов. Тихий Дон. Судьба человека. М.Шукшин. Калина красная. Н.С. Лесков. Левша. Очарованный странник. М.Горький. На дне. Старуха Изергиль . Песня о Соколе. В. Распутин. Прощание с Матёрой. Уроки французского. Последний срок. Ф. Достоевский. Преступление и наказание. А. Чехов. Рассказы. В. Железников . Чучело. В. Г. Короленко . В дурном обществе. В. Тендряков. Хлеб для собаки. В. Шукшин. Рассказы.

Слайд 17

Темы для рассуждений: - «Добро должно быть с кулаками»? - Береги честь смолоду. - Совесть – это внутренний голос добра. - Человек рождён для счастья? - Постижение истины героями отечественной литературы. - Нравственная сила добра. - «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»… - «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» - Нравственные идеалы русских писателей. - В поисках истины. - Евангельские мотивы в русской литературе ХХ века. - Любимые мысли и любимые герои Л. Толстого. - Проблемы поисков правды и смысла жизни в русской литературе (образы Андрея Болконского, Наташи Ростовой, Пьера Безухова, Родиона Раскольникова, Григория Мелехова). - «Как просто умереть красиво, как нелегко красиво жить!» - «Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь» (А. Шопенгауэр). Размышления о благородстве и милосердии. Размышления о дружбе и любви в русской литературе ХХ века. - Нравственная сила добра. Возлюби ближнего своего. Тема милосердия в современной прозе (В. Распутин, В. Железников ). Тема нравственности и научно-технического прогресса в литературе. Будущее человечества. Тема памяти в современной литературе. Каким быть человеку… (По произведениям русской литературы).

Слайд 18

Литература: Максимович Т.И., Пугачев И.А. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Русский язык: выполнение части 3 (часть С).-М.: Астрель , 2008. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие.-Ростов н / Дону:Легион – М, 2010. Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: работа над комментарием к сформулированной проблеме текста и аргументацией собственного мнения. – М.: Экзамен, 2012. Сокольницкая Т.Н. Русский язык : сочинение – рассуждение ( часть С). – М.: Эксмо , 2007.

Слайд 19

Интернет-ресурсы: http://капканы-егэ.рф/index.php/dopusknoe-sochinenie-po-literature/1257-kak-za-mesyats-podgotovit-uchenika-k-vypusknomu-sochineniyu http://www.festival.mggu-sh.ru/modules/get-file.php?id=2252&source=work http://examino.ru/news/esse/2012-02-26-98 http://sochinenie11.ru/ http://epigrafy.ru/ - цитаты и эпиграфы для сочинений


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Критерии оценивания итогового сочинения по литературе (2014-2015 учебный год) Использованы материалы презентации В.А.Щепы, доцента кафедры преподавания языков и литературы СИПКРО

Слайд 3

Принципы формулировок тем итогового сочинения

Слайд 4

Оценивание итоговых сочинений Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5). При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350 . Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов . Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Слайд 6

Критерии оценивания Критерий №1 « Соответствие теме » Рассуждение в форме: Критерий №2. « Аргументация. Привлечение литературного материала »

Слайд 7

Критерий №1 «Соответствие теме» - Р ассуждаем на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (ответ на вопрос, поставленный в теме, размышление над предложенной проблемой, построение высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). - «Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). я

Слайд 8

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» - умение использовать литературный материал для построения рассуждения и аргументации своей позиции (анализ тематики, проблематики, сюжета, характеров и т.п.). навык комплексного анализа художественного текста и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачёт»: сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

Слайд 9

К3. Композиция. Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Слайд 10

К3. Композиция

Слайд 11

К4. Качество речи. Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

Слайд 12

К4. Качество речи

Слайд 13

К5. Грамотность

Слайд 14

К5. Оригинальность сочинения (вузовские критерии оценивания)



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочник для подготовки к итоговому сочинению 10 - 11 класс

В справочнике учащиеся последовательно знакомятся со структурой и планом экзаменационной работы, который содержит проверяемые элементы содержания и виды деятельности, а также примерное время, за...

Список литературы для подготовки к Итоговому сочинению

1. «Недаром помнит вся Россия…»Произведения М.Ю. Лермонтова: «Мцыри», «Герой нашего времени», «Демон», «Песня про купца Калашникова..», «Кавказский пленник». И лирика: «Нет, я не Байрон, я другой...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению-2014/2015 для учащихся

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению-2014/2015 для учащихся...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...