Литературная гостиная , посвящённая Н.А.Некрасову.
классный час по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Половинкина Людмила Николаевна

Литературная  гостиная  посвящена Н.А.Некрасову. Изучение жизни и  творчества великого поэта – яркая и незабываемая страница школьных лет. Литературная  гостиная  адресована учащимся 5 – 9 классам,  желающим расширить представления о личности поэта, его жизни и творчестве, развить свои творческие способности, овладеть навыками общения. Материал, подобранный к мероприятию, доступен для восприятия учащихся. При отборе материала учитывались возрастные и психологические особенности учащихся, уровень их способностей и познавательная активность. Я надеюсь, что это внеклассное мероприятие будет полезно учителям литературы, и каждый найдет в нём что-то интересное для себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasov.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

Тема: «Некрасов – народный поэт»

Филиал МБОУ Шахунской  СОШ № 1

имени Дм.Комарова
«Туманинская ООШ»

Учитель Половинкина Людмила Николаевна

Слайд №2

Учитель:  Сегодня мы собрались здесь, чтобы отдать дань памяти поэту, которого с полным правом можно назвать народным, который давно и пророчески предсказал не только своё, но и наше время. Некрасов был прежде всего поэтом-патриотом, он любил Россию до боли сердечной, страдал вместе с ней, верил в ее будущее.

Слайды № 3, 4

1 ведущий: Н. А. Некрасов родился 10 декабря 1821г. в  Винницком уезде Подольской губернии в городе Немиров, где в то время квартировал полк, в котором служил его отец — поручик и зажиточный помещик Алексей Сергеевич Некрасов. Алексея Сергеевича полюбила Елена Андреевна Закревская.  Родители Елены Закревской не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого и малообразованного армейского офицера, что вынудило Елену в 1817 году вступить в брак без согласия родителей.

2 ведущий:  «Родился я в большом дому, напоминающем тюрьму,

В котором грозный властелин свободно действовал один,

Держа под страхом всю семью и челядь жалкую свою», -

так вспоминал впоследствии о своём детстве сам поэт.

Слайд № 5

1 ведущий:  Детство Некрасова прошло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешнево Ярославской губернии, в уезде, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов, выйдя в отставку, переселился, когда Николаю было 3 года. Мальчик рос в огромной семье (у Некрасова было 13 братьев и сестёр).

2 ведущий:  Детские воспоминания Некрасова связаны с Волгой, которой он потом посвятил столько восторженных и нежных стихов. «Благословенная река, кормилица народа!» – говорил он о ней. Но здесь же, на этой «благословенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Однажды он бродил по берегу в жаркую погоду и вдруг увидел бурлаков, которые брели вдоль реки. 

Слайд № 6

1 ведущий:  Мальчик долго бежал вслед за бурлаками и, когда они расположились на отдых, приблизился к их костру. Он услышал, как один из бурлаков, больной, замученный трудом, сказал товарищам: «А кабы к утру умереть – так лучше было бы еще...»

2 ведущий:   Слова больного бурлака взволновали Некрасова до слез:

О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,

И в первый раз ее назвал

Рекою рабства и тоски!

1 ведущий:  У впечатлительного мальчика очень рано появилось то страстное отношение к людским страданиям, которое и сделало его великим поэтом. Вблизи усадьбы Некрасовых проходила дорога, по которой гнали в Сибирь закованных в кандалы арестантов. Будущий поэт на всю жизнь запомнил «печальный звон – кандальный звон», раздававшийся над проторенной цепями» дорогой.

2 ведущий:  Детство поэта было безрадостным: его отец, Алексей Сергеевич, был человеком грубым и жестоким. Он не церемонился ни с крепостными, ни с женой, ни с детьми. Таскание слуг за волосы, затрещины, побои на конюшне, просто мордобой – в грешневской усадьбе были вещи обыкновенные.

1 ведущий:   Единственная отрада – мать, Елена Андреевна. Красавица, прекрасно образованная, певица с удивительным голосом. От матери шло воспитание детей: она учила их музыке, старалась привить им благородный образ мыслей. Отец, Алексей Сергеевич, экономил  на гувернёрах, учителях, считал, что и без них можно выучиться писать и читать.

2 ведущий: Детство определило характер будущего поэта: добиваться своего, какой угодно ценой! Сестра поэта, Анна Алексеевна, вспоминала, как он учился ездить верхом: «Приучали его к верховой езде оригинально и не особенно нежно. Однажды он 18 раз подряд упал с лошади. Его пытались

оттащить, но он кричал, что не больно, хотя всё лицо и колени были содраны в кровь. В конце концов, он добился своего: сделался лучшим наездником».

Слайд № 7

1 ведущий: В 1832 году Некрасов вместе с братом Андреем поступил в Ярославскую гимназию. Товарищи любили Некрасова за живой и общительный характер, за начитанность и умение рассказывать. Читал Некрасов, действительно, много, хотя и довольно беспорядочно.

 2 ведущий: Интерес к творчеству у Некрасова пробудился очень рано. Так к 15-ти годам составилась целая тетрадь. Летом 1837 года Некрасов оставил гимназию. Отец хотел, чтобы сын поступил в Дворянский полк (так называлось военно-учебное заведение для детей дворян) и получил военное образование. Но будущего поэта военная карьера совсем не привлекала. Некрасов мечтал учиться в университете, а потом заняться литературным трудом.

Слайд № 8

1 ведущий: Шестнадцатилетним подростком Некрасов принимает решение: уехать в Петербург. Отец отпускает сына с одним условием – поступать в кадетский корпус. Николай Алексеевич, прибыв в столицу, обманул отца. Он пробует поступить не в кадетский корпус, а в университет.

2 ведущий: Но эта ложь стоила дорого. Узнав про обман, отец отказывает ему в деньгах. Некрасов остаётся без копейки. Богатый Петербург встретил  нищего гимназиста совсем не радостно. Первая книга «Мечты и звуки» не произвела на публику никакого впечатления: ни одного экземпляра не было продано. Это был первый крах. Следом за ним – провал при поступлении в университет. В университет поступить не удалось — слишком скудны оказались знания, полученные в гимназии. Надо было сдать 15 экзаменов, из которых 4 – иностранные языки.  Из него ничего не вышло, жить было не на что.

1 ведущий: Надо было думать о хлебе насущном. Нашлись знакомые, которые попытались помочь молодому поэту и пристроить в печать его стихотворения. Несколько произведений Некрасова было опубликовано в журналах. Но начинающим авторам платили мало, а то и вообще не платили, считая, что они должны быть довольны уже тем, что увидели свое имя в печати. Началась жизнь, полная лишений. Бывали такие дни, что Некрасов отправлялся на Сенную площадь и там за 5 копеек или за кусок хлеба писал крестьянам письма, прошения.

Слайд 9

2 ведущий: Особенно жалким казался Некрасов зимой. Очень бледный, плохо одетый: нет пальто, руки голые. Шею он обматывал красным изорванным шарфом, которым очень дорожил, потому что связала его мать. Дома своего, тёплого угла не было; нередко ночевал на чердаках и в подвалах вместе с бродягами.

1 ведущий: Какую сильную душу должен был иметь этот уличный скиталец, не пожелавший возвратиться в отцовские хоромы, как упорно он должен был верить в свои силы. Литературный бродяга, он писал за гроши, сочинял водевили для театра, голодал так, что нищие ему подавали.

2 ведущий: Много позже Некрасов говорил: «Это было самоё горькое время. Ровно 3 года я чувствовал себя каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан, где дозволялось читать газеты, даже если ничего не возьмёшь для себя. Возьмёшь, бывало, газету, а сам пододвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь».

Слайд 10

1 ведущий: Только крепкий от природы организм, настойчивость в достижении поставленной цели и воля помогли Некрасову преодолеть все невзгоды, не потерять веру в себя, в свой талант, в свое предназначение.

Свои произведения Некрасов печатал, как правило, под псевдонимами Феоклист Онуфрич Боб, Н. Перепельский, Иван Бородавкин, Пружанин и другие. Конечно, многое из написанного в это трудное для поэта время создавалось ради куска хлеба. Сам поэт очень сурово судил свое раннее творчество.

Слайд 11

2 ведущий: В 1842 году Некрасов познакомился с Белинским. Эта встреча была для Николая Алексеевича спасением. Белинский принял самое горячее участие в судьбе молодого поэта. Он угадал в Некрасове высокоодаренного человека и всячески способствовал развитию его таланта. Вместе с тем, Белинский не мог не видеть, что Некрасов при всей незаурядности и одаренности своей натуры, был человеком недостаточно образованным и горячо принялся за его умственное развитие.

1 ведущий: Судьба наконец-то улыбнулась Некрасову. Журналы начинают его печатать. К нему приходит известность. В середине 1840-х годов началась активная деятельность Некрасова как издателя. Поэт оказался прекрасным организатором.

2 ведущий: Некрасов задумал издавать свой собственный журнал, который должен был стать, по его мнению, оплотом передовой русской общественной и литературной мысли. По замыслу Некрасова, новый журнал должен был вести борьбу с крепостничеством, с основами самодержавного строя и с реакционной литературой.

Слайд 12

1 ведущий: Он перекупает журнал «Современник», выходят в свет ряд его произведений. Ведущими сотрудниками «Современника» стали В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и другие передовые писатели и поэты того времени. «Современник продержался при Некрасове 20 лет и был ведущим журналом России.

2 ведущий: Около середины 1850-х годов Некрасов серьёзно заболел горловой болезнью, но пребывание в Италии облегчило его состояние. Выздоровление Некрасова совпало с началом нового периода русской жизни. В его творчестве также наступила счастливая пора — его выдвигают в первые ряды русской литературы.

Слайд 13

1 ведущий: К 50-ти годам поэт – владелец очень приличного состояния, потому что продолжает по-прежнему много работать. Он умён, деятелен, с коммерческой хваткой, без которой журналистское дело не поставить. Некрасов стал богатым, известным, знаменитым. Но равнодушным поэт не стал. Он помогает многим бедным литераторам: даёт деньги, чаще всего безвозвратно, пристраивает на работу, пишет многочисленные рекомендации. Сотрудники журнала «Современник» рассказывали: в редакции стояло огромное зеркало с ящичками. Там поэт оставлял большую часть денег для любого, кому они срочно были нужны.

Слайд 14

2 ведущий: В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Врачи обнаружили у него рак кишечника — неизлечимую болезнь, которая на два последующих года приковала его к постели. На это время его жизнь превратилась в медленную агонию. Некрасова оперировал специально прибывший из Вены хирург, однако операция лишь ненамного продлила ему жизнь. Вести о смертельной болезни поэта значительно подняли его популярность. Со всех концов России к нему в больших количествах стали приходить письма и телеграммы. Поддержка сильно помогла поэту в его страшных мучениях и вдохновила его на дальнейшее творчество.

Слайд 15

1 ведущий: Некрасов умер 27 декабря 1877 года в 8 часов вечера. Проводить поэта в последний путь пришло огромное количество людей. Прощание с поэтом началось в 9 часов утра и сопровождалось литературно-политической демонстрацией. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на петербургском Новодевичьем кладбище.

Слайд 16

2 ведущий: Некрасов писал о народе и для народа. Поэт настолько слился с народом, что его авторским  «я»  стал сам человек из народа – городской бедняк, солдат-рекрут, крепостной мужик, женщина-крестьянка. Об этом говорят названия его стихотворений: «Несжатая полоса», «Крестьянские дети», «Забытая деревня» и другие.

Слайд 17

1 ведущий: В стихотворении «Размышление у парадного  подъезда»(1858г) Некрасов рисует тяжёлое положение  народа и высказывает мысли о его будущем.

Слайд 18

2 ведущий: Поэмы Некрасова «Коробейники»(1861г), «Мороз, Красный нос»(1863г), «Кому на Руси жить хорошо»(1863г) образуют цикл, посвящённый изображению народа, утверждению его духовной силы.

Слайд 19

1 ведущий:  Яркие, незабываемые картины русской многострадальной деревни,  полные слёз и горя, изображены в поэме «Мороз, Красный нос».

Слайд 20

2 ведущий: «Железная дорога»(1864г) – одно из самых социально насыщенных произведений Некрасова, в котором поэт прославляет народ – труженик.

Слайд 21

1 ведущий:  Венцом творчества Некрасова является народная эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Это картина жизни крестьянской России. 

Слайд 22

«Я лиру посвятил народу своему», - с полным правом сказал о себе поэт. Его лира поднимала в народе веру в лучшее будущее, призывала к борьбе за свободу.  Поэзия Н.А. Некрасова явилась новым этапом в развитии русской литературы.

Слайд 23

2 ведущий: Именем Николая Алексеевича  Некрасова в России названы многие библиотеки и другие культурные учреждения, учебные заведения, улицы во многих городах России и в других странах. Музеи Некрасова открыты в Санкт-Петербурге, в городе Чудово Новгородской области, в усадьбе Карабиха, в которой Некрасов жил в летнее время в 1871—1876 годах.

Учитель: Наш рассказ о замечательном человеке земли русской Н. А. Некрасове подошёл к концу. Когда-то Н. А. Некрасов писал Л. Толстому: «Человек брошен в жизнь загадкой для самого себя…». Брошен – так распорядилась судьба, которая оставила юношу Некрасова без копейки денег умирать в холодном Петербурге. Но сегодня мы с вами попытались понять загадку: как из безвестного, недоучившего гимназиста вдруг родился поэт, названный народом Великим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

.Сценарий литературной гостиной, посвящённой жизни и творчествуМарины Цветаевой

Жизнь и творчество великого поэта М.И.Цветаевой всегда интересны старшеклассникам  глубиной проникновения, мелодикой и трагизмом. Литературная гостиная помогает учащимся понять и осознать суть её...

Сценарий литературной гостиной, посвящённой Дню Матери

Субъектом учебно-воспитательного процесса, кроме учителя и ученика, является родитель. Поэтому в своей деятельности классного руководителя средствами творческого компонента урока литературы я приглаша...

Литературная гостиная, посвящённая творчеству Александра Валентиновича Вампилова «Вспоминайте меня весело, Словом, так, каким я был…»

Литературная гостиная«Вспоминайте меня весело,Словом, так, каким я был…», позволяет познакомить  и заинтересовать обучающихся  жизнью и  творчеством А.В. Вампилова...

Литературная гостиная, посвящённая творчеству А.А. Блока

Литературная гостиная, посвящённая творчеству А.А. Блока«Сотри случайные черты -И ты увидишь: мир прекрасен.»...

Литературная гостиная, посвящённая А.А. Олениной

Литературная гостиная, посвящённая 200-летию Анны Алексеевны Олениной, раскрывает историю взаимоотношений Александра Сергеевича Пушкина и его возлюбленной, которой поэт посвятил истинные шедевры любов...

Литературная гостиная, посвящённая 100-летию со дня рождения С. В. Михалкова Сергей Михалков - детям

Данное мероприятие подготовлено для  проведения в рамках  творческого проекта и приурочено к 100-летию со дня рождения С. В. Михалкова.Цели и задачи:Познакомить...

Презентация к литературной гостиной, посвящённой Н.А.Некрасову

Презентация к литературной гостиной, посвящённой Н.А.Некрасову...