"Вишневый сад" А. П. Чехов
статья по литературе (10 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

В помощь к урокам изучения пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад" (10 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vishnevyy_sad.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Вишневый сад» А.П. Чехова

Становление художественного таланта Чехова протекало в период глухого безвременья 80-х годов, когда совершался драматический болезненный перелом в миросозерцании русской интеллигенции. Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия. В них нет счастливых людей. В «Чайке» 5 и усиливается ощущением всеобщего одиночества. Глухота психологическая в драме. Люди поглощены собственными бедами и несчастьями, поэтому плохо слышат друг друга. При взаимной заинтересованности и доброжелательстве они никак не могут пробиться друг к другу, так как больше говорят про себя и для себя. Это порождает и особое чувство драматизма жизни. Зло измельчается, проникая в будни. Поэтому трудно найти виновного. Откровенный и прямой носитель общественного зла отсутствует. Приглушены конфликты. А значит, зло лежит в самих основах жизни общества, в самом сложении ее. Чехов разрушает сквозное действие (ключевое событие). Сюжетные линии отдельных героев децентрализуются. Драма не рассыпается. Судьбы героев перекликаются друг с другом. Вырастает «хоровая» судьба.  Формируется общее всем настроение. Устраняется и классическая одногеройность – сосредоточенность драматического сюжета вокруг главного героя. Чехов приходит в своих пьесах и к новому раскрытию драматургического характера. В классической драме герой выявлял себя в поступках и действиях, направленных к достижению поставленной цели. Чехов раскрывается не в борьбе за достижение цели, а в переживании противоречий бытия. Пафос действия сменяется пафосом раздумья. Это «подтекст» или «подводное течение». В чем его суть? У Островского герои полностью реализуются в слове, а у Чехова – смыслы слова размыты. Здесь важен подтекст. Его вкладывают в слова персонажи. Стушевана речевая индивидуализация языка героев. Чехова интересует не итог, а сам процесс медленного созревания драматических начал в повседневном потоке жизни. Есть и столкновения, и события. Но они не разрешают глубинных противоречий бытия и даже не всегда касаются их. Потому не подводят итогов. События лишь репетиция. Проверка или подготовка к решительному конфликту. Конфликт наверняка произойдет в будущем. А пока идет медленное накопление драматических сил, к решительным поединкам они еще не готовы. Движение первого акта быстрое, бодрое. Второй акт – замедленный. Здесь подготовка кульминации. Третий акт – кульминация. Последний акт – замедление. Первый акт как эпилог, а последний как пролог драмы. Чехов назвал «Вишневый сад» комедией. Но современники воспринимали ее как драму. Чехов подчеркивал, что грусть его героев часто легковесна. Все герои даются в двойном освещении: автор и сочувствует некоторым сторонам их характеров, и выставляет напоказ смешное и дурное – нет абсолютного носителя добра, как нет и абсолютного носителя зла. Добро и зло в растворенном в буднях жизни существования. В пьесе расстановка социальных сил в русском обществе и обозначение перспективы борьбы между ними: уходящее дворянство (Раневская и Гаев), поднимающаяся буржуазия  (Лопахин), новые революционные силы (Петя и Аня). Социальные мотивы встречаются и в характерах действующих лиц: барская беспечность Раневской и Гаева, буржуазная практичность Лопахина, революционная окрыленность Пети и Ани. Однако центральное событие – борьба за вишневый сад – лишено классического. Конфликт, основанный на социальной борьбе, в пьесе приглушен. Лопахин  лишен агрессивности по отношению к дворянам, а дворяне – всякого сопротивления ему. В чем же главный узел драматического конфликта? Не в экономическом банкротстве Раневской и Гаева. У них есть вариант: сдать сад в аренду под дачи (предложил Лопахин). Но они отказываются. Почему? Драма их существования более глубокая, чем разорение, деньгами ее не поправишь. Угасающую жизнь в героях не вернешь. С другой стороны, и покупка вишневого сада Лопахиным тоже не устраняет более глубокого конфликта этого человека с миром. Торжество Лопахина кратковременно, оно сменяется чувством уныния и грусти. Источник драматизма не в борьбе за вишневый сад, а в субъективном недовольстве жизнью. Жизнь героев идет нелепо, никому она не приносит ни радости, ни ощущения счастья. Не только для основных героев несчастлива эта жизнь, но и для Шарлотты, одинокой и никому не нужной, для Епиходова с его постоянными неудачами, для Симеонова-Пищикова с его вечной нуждою в деньгах. Драма жизни в разладе самых существенных, корневых ее основ. И потому у героев есть ощущение временности пребывания в мире. Чувство постепенного истощения и отмирания тех форм жизни, которые когда-то казались незыблемыми и вечными. В пьесе все живут ожиданием рокового конца. Распадаются старые основы жизни и вне и в душах людей, а новые еще не нарождаются. Грядущее представляет запрос, на который по своей человеческой слабости не могут дать ответ. С самого начала герои прислушиваются к чему-то неотвратимому, что грядет впереди. Это дыхание конца вносится в самое начало пьесы. Дата 22 августа – день продажи сада. И символический смысл в этой дате – абсолютный конец. В его свете призрачны все разговоры. Люди как бы выключены на добрую половину своего существования от набирающего темп потока жизни. Они живут вполсилы, они безнадежно опаздывают, отстают. Символична и кольцевая композиция. Мотив опоздания сначала к приходу, а потом и к уходу поезда. Герои глуховаты друг к другу, не потому, что они эгоисты, а потому, что в их ситуации полнокровное общение оказывается попросту невозможным. Герои погружены в переживание внутренней драмы. Грусть и оглядывание назад. Тревоги и надежды на будущее. Им не хватает сил услышать друг друга. Уходит время и Гаева, и Раневской – условное поражение. Условная победа и Лопахина. Уходит время для всех героев. Через всю пьесу тянется мотив ускользающего времени. Время идет. Но кто будет новый творец? Жизнь не дает пока ответа на этот вопрос. Готовность есть у Пети и Ани. Но в рассуждениях Пети нет личной силы. Много слов. Не такие люди овладевают жизнью и становятся творцами и хозяева ее. Итак, Россия виделась Чехову на рубеже двух веков. Она еще не выработала в себе действительный идеал человека. В ней зреют грядущие перемены, но люди к ним не готовы. Добро тайно светит всюду, но солнца нет – пасмурное, рассеянное освещение, источник света не сфокусирован. В финале пьесы есть ощущение, что жизнь закончилась для всех. Это не случайно. Люди «Вишневого сада» не поднялись на высоту, которой требует от них предстоящее испытание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.А.П.Чехов.Пьеса "Вишневый сад".История создания.

Презентация А.П. Чехов.Пьеса "Вишневый сад".История создания" включает материалы к урокам, документы, фотографии писателя....

Образ вишневого сада в комедии А.П.Чехова

Образ вишневого сада в комедии А.П.Чехова...

Образ вишневого сада и тема разорения "дворянских гнезд" в комедии А. П. Чехова "Вишневый сад". Презентация.

Презентация к теме 10 класса "Вишневый сад" А. П. Чехова. Информативный, иллюстративный, текстовой  материал. Проблемные вопросы....

А.П.Чехов. Пьеса "Вишневый сад"

Перед изучением пьесы для побуждения к чтению, предлагаю учащимся посмотреть буктрейлер А.П.Чехов "Вишневый сад"  Ссылка на ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=2QKHEzUSWiA...

А.П. Чехов "Вишневый сад". Молодое поколение?

Петя Трофимов и Аня в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад"...