Конспект урока по литературе М.М.Пришвин "Кладовая солнца"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Дандар Алдынай Дадар-ооловна

Тема: Михаил Михайлович Пришвин Сказка-быль  «Кладовая солнца»

Цели: - углубить знакомство с творчеством М.М. Пришвина и познакомить с его произведением «Кладовая солнца»; с историей создания произведения;

 - развивать умение работать с текстом; выразительную монологическую и диалогическую речь учащихся;

- выявить жанровые особенности сказки-были;

- формировать навыки исследовательской работы с текстом, материалом учебника, словарями и справочниками;

  - воспитать чувство ответственности, трудолюбию через образы героев и через образ писателя, через природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prishvin.docx180.17 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_m.m._prishvin_kladovaya_solntsa.pptx322.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Михаил Михайлович Пришвин Сказка-быль  «Кладовая солнца»

Цели: - углубить знакомство с творчеством М.М. Пришвина и познакомить с его произведением «Кладовая солнца»; с историей создания произведения;

 - развивать умение работать с текстом; выразительную монологическую и диалогическую речь учащихся;

- выявить жанровые особенности сказки-были;

- формировать навыки исследовательской работы с текстом, материалом учебника, словарями и справочниками;

  - воспитать чувство ответственности, трудолюбию через образы героев и через образ писателя, через природу.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

Метапредметные результаты: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.

Предметные результаты: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Владение литературоведческими терминами: сказка-быль, конфликт, сказочные и мифологические мотивы. Понимание авторской позиции и умение сформулировать свое отношение к ней. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Личностные результаты:  диалог с природой, уважение ее законов, бережное отношение, стремление к воссозданию ее ресурсов как непреходящие ценности народного жизненного опыта. 

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация к уроку.

Прозвенел звонок весёлый,

Давайте начнём урок.

  1. Актуализация знаний.

1)Вам знакомо имя М.М. Пришвин?

2)Какой он человек?

3)Какие произведения вы читали?

Если ребята затрудняются ответить на данные вопросы предлагаются отрывок из произведения «Старый гриб».

  1. Работа с текстом

         Мне открылась поляна в лесу, посередине ее две березы, под березами

пень и рядом пнём красная сыроежка, такая огромная…в точности как большая тарелка (обратить внимание на сравнение), притом наполненная водой.

         Вдруг вижу: слетает с березы птичка, садится на край сыроежки и носиком-тюк!-в воду…Одна напилась, другая спустилась и тоже села на край сыроежки.

           4)Из какого произведения взят отрывок?

 4.Объяснение нового материала.

Сегодня, ребята, на этом уроке мы углубленно познакомимся с творчеством и жизнью писателя и познакомиться с произведением «Кладовая солнца».

Слово учителя. М.М. Пришвин родился в 1873 году и скончался в 1954 году.

Он был агрономом, этнографом, охотником, путешественником и ,наконец, писателем.

Вывод. Все эти профессии помогли стать ему писателем

5.Беседа с детьми

1)Ребята, у вас есть среди родственников агрономы? Агрономы – люди, занимающиеся с сельским хозяйством.

В нашем районе главным направлением работы является сельское хозяйство.

2) Ребята, почему люди путешествуют? (чтобы укрепить свое здоровье и путешествуют со стремлением открывать неизведанное)

Обратите внимание на годы жизни писателя. Сколько лет прожил? Не зря он прожил столько лет. Путешествуя, люди укрепляют здоровье и еще путешествие связано со стремлением открывать неизведанное.

3)Знакомо ли вам слово этнограф?

6.Словарная работа

Этнограф - специалист по этнографии.

Этнография - наука, изучающая происхождение народов, материальную и духовную культуру, особенности быта, какого -нибудь народа. Он ещё охотник без оружия.

 Вот эти все перечисленные профессии  какую важную роль играли в становлении писателя?

Страсть Пришвина к путешествиям связана со стремлением открывать неизведанное. Уже одни названия ранних произведений писателя «В краю непуганых птиц» (1906г.), «За волшебным колобком» (1907г.), «Лисичкин хлеб», «Охота», «Родная земля» - показывают его желание осмыслить жизнь человека и природы, совместить мечту и действительность.

Он жил в очень многих местах. В Дунине, где он жил в деревне Усолье. В Усолье он встретил осиротевших детей, которые сами вели хозяйство и были очень любимы односельчанами.

Об этих ребятах он пишет в своём произведении «Кладовая солнца»

7. Работа с жанром произведения.

Обратите внимание на жанр и название произведения. Сказка-быль. Среди жанров УНТ сказки занимают особое место.

- Что вы знаете о жанрах сказки?

Словарная работа. 2 учащихся находят  из словаря значение слов быль, кладовая (словообразовательный разбор слова)

 Быль – (перен.) то, что было в действительности.

Ребята, какие у вас возникают ассоциации при слове солнце

C:\Users\1\Pictures\2017-02-20\002.jpg

8. Чтение сказки –быль «Кладовая солнце». Обратить внимание детей, что в учебнике данная сказка дана в сокращении.  После чтения начало сказки ребята друг другу задают вопросы. Примерные вопросы:

 - как начинается сказка?

  - с какими героями мы познакомились?

9.Работа в группах.

Задание 1 группы: Расскажите о них, опираясь на текст.

Задание 2 группы: Заполнить 1 столбец таблицы

Задание 3 группы: Заполнить 2 столбец таблицы

Настя

Митраша

Общее

Различие

10. Рефлексия

Я узнал(а)…

Мне было интересно…

11.Домашнее задание.

1.Нарисовать иллюстрацию к эпизоду о ели и сосне. Подобрать из текста цитаты для надписи под рисунком.

2.Групповое задание.

Подготовить чтение по ролям эпизода от слов «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт на болотах…» до слов «И терпеливо повторил ей уже на ходу всё, что слышал от отца о неизвестной никому палестинке, где растёт сладкая клюква».

3.Подготовить художественный пересказ спора Насти и Митраши от слов «В это время, отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца…» до слов «Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Михаил Михайлович Пришвин . Сказка-быль «Кладовая солнца»

Слайд 2

Цели урока: - узнать…

Слайд 3

Работа с текстом Мне открылась поляна в лесу, посередине ее две березы, под березами пень и рядом пнём красная сыроежка, такая огромная…в точности как большая тарелка (обратить внимание на сравнение), притом наполненная водой. Вдруг вижу: слетает с березы птичка, садится на край сыроежки и носиком-тюк!-в воду… Одна напилась, другая спустилась и тоже села на край сыроежки.

Слайд 4

Профессии М. М. Пришвина Он был агрономом, этнографом, охотником, путешественником и , наконец, писателем .

Слайд 5

Работа со словом «солнце»

Слайд 6

РАБОТА В ГРУППАХ Настя Митраша Общее Различие Задание 1 группы: Расскажите о них, опираясь на текст. Задание 2 группы: Заполнить 1 столбец таблицы Задание 3 группы: Заполнить 2 столбец таблицы

Слайд 7

Рефлексия Я узнал(а)… Мне было интересно…

Слайд 8

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку химии литературы "Любовь,что движет солнце и светила"

Презентация к уроку химии литературы "Любовь,что движет солнце и светила"...

Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....

Конспект урока для 5 класса «Соседи солнца»

Конспект урока для 5 класса по теме «Соседи Солнца» с применением системно-деятельностного подхода на уроке. По учебнику "География начальный курс. 5 класс " (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И....

Конспект урока литературы для 6 класса "Образ детей в сказке-были "Кладовая солнца"

Конспект урока содержит материал для проведения урока в 6 классе по теме "Образ детей в сказке-были "Кладовая солнца"...

Конспект урока 11 класс Тема: «Русское солнце».

Конспект урока 11 классТема: «Русское солнце»....

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...

Конспект урока литературы 6 класс Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М. Пришвина "Кладовая солнца"

Методическая  разработка  по  литературе  "Сравнительная  характеристика  Насти  и  Митраши  в  сказке  -  были  М.Пришвина ...