"Привлекательная иллюзия", или трагедия Эммы Бовари.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10-м классе
Банникова Е. А.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ гимназии №7
имени святителя Питирима,
епископа Тамбовского
Тема урока: "Привлекательная иллюзия", или трагедия Эммы Бовари.
Тип урока - урок применения знаний и формирования умений и навыков учащихся.
Вид урока - практикум с использованием технологии групповой работы с элементами критического мышления и выходом на творческую работу.
В течение урока учащиеся проходят трехфазовую модель технологии критического мышления:
Стадия вызова:
а) подготовка материала (определение целей, задач, направлений, актуализацию имеющихся знаний);
б) активизация учащихся на уроке (использование приемов, которые заставляют ученика работать на уроке).
Стадия осмысления:
получение новой информации и ее обработка (работа с текстом, постановка вопросов).
Стадия рефлексии:
глубокий анализ.
Цель: формирование ценностных ориентаций читателей романа Г. Флобера «Госпожа Бовари».
Задачи:
Образовательная.
- дать нравственный портрет героев романа;
- ответить на вопрос, в чем трагедия Эммы Бовари;
- углубить знания об особенностях создания литературного образа; о роли эпизода в создании образа;
- проследить философскую, нравственную и социальную проблематику романа;
- обобщить изученный материал;
- познакомить учащихся с произведениями духовной литературы.
Воспитательная.
- воспитывать нравственную, способную к сопереживанию личность;
- воспитание уважения к жизни, к чужому мнению.
Развивающая.
- развитие навыка самоопределения к проблеме пошлости провинциальных нравов и зависимость от воззрений и обычаев среды в процессе анализа различных точек зрения;
- продолжать формировать у учащихся навыки работы с источниками, дополнительной литературой;
- отработать технологию критического мышления при анализе источниковедческого материала;
- развитие навыков ведения дискуссии.
Урок проводится после прочтения романа Г. Флобера «Госпожа Бовари».
Оборудование
- комплект источников (тексты романа Г. Флобера "Мадам Бовари", Советы и духовные наставления преподобного Амвросия Оптинского);
- техническое обеспечение урока: интерактивная доска, компьютер, плеер, колонки.
Подготовительный этап к уроку
Оглашение опережающих заданий по теме урока:
- владеть текстом романа
- проанализировать статью учебника «Трагедия Эммы Бовари», стр.63-67.
- изучить содержание писем Г. Флобера и выявить точку зрения автора на героев и события романа (адрес сайта дан в учебнике на стр. 70)
Список используемой литературы
- Зенкин С. Французская литература XIX века.
- Луначарский А.В. “Флобер. Общая характеристика”.
- Ремизов А. Французский роман XIX в.
- Фадеев А.А. “О Флобере”.
- Фрид Я. Гюстав Флобер.
- Портрет Эммы Бовари.
- Флобер Г. «Госпожа Бовари», М: «Правда», 1981.
- Флобер Г. «Письма»// Собрание сочинений в 5 томах М.: «Правда», 1956.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.
Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Издание Введенской Оптиной пустыни. 2009.
Ход урока
- Орг. Момент
-Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята.
-Мы приглашаем вас на урок литературы, посвященный итоговому обсуждению романа Г. Флобера «Мадам Бовари».
-Для каждого из вас подготовлен лист самооценки, который необходимо уже заполненный сдать в конце урока.
- Постановка цели урока
Учитель Январь 1857 года. Париж. Судебное заседание по делу Гюстава Флобера.
Какие обвинения предъявлены писателю?
«Суд над Флобером» – инсценирование
- Встать, суд идёт.
- Прошу садиться. Слушается дело по обвинению господина Флобера, писателя и господина Леграна, редактора газеты “Revue de Paris” по обвинению их в угрозе общественной морали, устоев и религии в связи с опубликованием в вышеуказанной газете романа «Мадам Бовари» в 1856 году. Сторону обвинения представляет прокурор Лёвуа, защищает подсудимых адвокат Сенар. Господин прокурор, вам слово.
-Благодарю Вас, господин председатель. Уважаемый суд, в течение 1856 года в газете “Revue de Paris”был опубликован роман господина Флобера «Мадам Бовари». Редактор господин Легран позволил позволили появиться столь аморальному роману в прессе. Образ главной героини, которая не занимается воспитанием ребёнка, имеет любовников и в результате кончает жизнь самоубийством, т.е. подрывает традиционные устои семьи стал удивительно привлекателен для подрастающего поколения. Более того, в планы обвиняемых входит опубликование романа отдельной книгой. Я решительно просил бы суд запретить обвиняемым это делать, так как печатное слово является сильнейшим орудием влияния на человека.
-Что вы скажете на предъявленное обвинение, господин Флобер?
- Уважаемый суд, я никоим образом не хотел подрывать устои общества. Напротив, не выражая своей позиции, я хотел заставить общество задуматься о его проблемах. Я написал роман, опираясь на реальные факты, найденные мной в хронике одной из газет. В моём романе нет вымышленных героев. «Эммы Бовари» живут в каждой деревушке, уверяю Вас, как это не прискорбно.
- Спасибо. Продолжайте, господин прокурор.
- Я обвиняю также господина Флобера в том, что в его романе нет положительных героев. Так как действие романа происходит то в крупных городах, то в норманской провинции, создаётся впечатление, что по во Франции живут только глупые «Омэ», аморальные «Рудольфы и Леоны», посредственные «Шарли» и развратные «Эммы»….
Учитель. И все же оправдательный приговор от 7 февраля 1857 года сделал возможным последовавшее в том же году опубликование романа отдельной книгой. Какой самый убедительный аргумент мог привести адвокат Сенар в защиту произведения?
- На основании этого предположения сформулируйте цель нашей работы на уроке.
- Стадия вызова.
- Епископ Варнава (Беляев) указывает: «С первых дней своего существования люди пошли двумя путями – путем жизни и путем смерти; путями, такими непохожими один на другой и расходящимися все более и более в противоположные стороны с течением времени». Почему это происходит, почему мы все вместе не идем одной правильной дорогой. Как в литературоведении называется столкновение противоположных взглядов.
На доске
Конфли́кт— столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней присутствует сюжет.
- Какие конфликты привели Эмму Бовари к трагедии (внутренний, семейный, социальный).
- Чтобы рассмотреть каждый из них подробнее, мы предлагаем каждому из вас место в определенной группе.
Психологи
Социологи
Биографы
- Как строить жизнь человеку, чтобы избежать подобных конфликтов? Обратимся к советам и духовным наставлениям великих старцев Оптинских. Ознакомьтесь со статьей и дайте ответы.
4. Стадия осмысления.
Самостоятельная работа со статьями.
- Какие слагаемые помогают жить человеку в гармонии с собой и окружающими?
Строят модель человеческого счастья
- Присутствуют ли эти качества в характере, поступках героини романа? Чтобы ответить на этот вопрос, решите читательские задачи на странице 69. Выберите только те, которые согласуются с профилем вашей группы.
- Какие задачи вы будете решать в ходе обсуждения?
Групповая работа.
Обсуждение
- Что приводит Эмму Бовари к конфликту с собой, с семьей, с социумом? (отсутствие любви, уважения, терпения)
- И все же, чем живет Эмма? (пустой мечтой, которая рушится при столкновении с буржуазной будничностью). Как об этом пишет автор учебника. Ответ найдите в статье «Трагедия Эммы Бовари»(стр. 67, второй абзац).
- Какой литературоведческий термин получит жизнь, благодаря книге Гюстава Флобера? Прочитайте об этом на стр. 67 учебника.
5. Рефлексия
Синквейн
- Как вы понимаете смысл этого термина? Составьте синквейн.
Обобщающая беседа
- Флобер закончил роман в 1856 году, почти 200 лет назад. Какие уроки преподносит он современному читателю?
6.Выставление оценок.
7.Домашнее задание стр. 70 Творческое задание (проект), задание 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/31/picture-89171.jpg)
Болдинская осень.Цикл "Маленькие трагедии" Идейное звучание, тематика и художественное совершенство. Анализ трагедий "Скупой рыцарь". "Моцарт и Сальери".
Урок в 9 классе по теме "Болдинская осень 1830. Цикл "Маленькте трагедии" Анализ трагедий "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери" (2 часа)Урок разработан с целью ознакомления учащихся с Болдинским периодо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-197484-1360170751.jpg)
Трагедия личности и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием".
Конспект урока "Трагедия личности и трагедия народа" по поэме А. А. Ахматовой "Реквием", на котором предусматривается комплексный анализ произведения. Основной метод - работа по презентации. ...
Сценарий "Новый год на планете спорт. Космические приключения с Эммой и Орбитом"
Методическая разработка сценарий новогоднего татрализаванного представления "Новый год на планете спорт. Космические приключения с Эммой и Орбитом"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/31/picture-730879-1451513898.jpg)
Черты и приемы реалистического психологизма в романе Флобера "Мадам Бовари"
Особенности метода реалистического психологизма на примере романа Флобера "Мадам Бовари"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/20/picture-1262828-1647790060.jpg)
Конспект урока по литературе. Образ Катерины. "Луч света" или "Привлекательная иллюзия"? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
Деловая игра. Суд над Катериной. "Луч света" или привлекательная иллюзия"? (По пьесе А.Н.Островского "Гроза")....
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/23/picture-1417085-1661239788.jpg)
«Работа концертмейстера в классе хореографии. Творческий портрет Эммы Липпы»
Работа концертмейстера хореографии представляет собой весьма ответственную сферу деятельности музыкантов, призванных участвовать в повседневной творческой работе балетмейстеров-постановщиков, педагого...