Конспект урока 5 класс по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Сушкова Лариса Сергеевна

Урок по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы" предназначен для учащихся 5 класса.В форме беседы о прочитанном тексте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока 5класс23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе. 5 класс. рассказ К.Г. Пауствского "Заячьи лапы"

Цель  урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Взаимоотношения человека и природы в рассказе К.Г. Паустовского "Заячьи лапы"  », организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:

Личностные: 

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

Метапредметные:

владение всеми видами речевой деятельности: чтение,
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

говорение и письмо:  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Предметные:

понимание ключевых проблем изученного  произведения XIX—XX веков,;

 выявление заложенных в произведении  вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая

Необходимое техническое оборудование: ПК; мультимедийный проектор;

Структура и ход  урока:

1.Тема, цель, актуализация, планирование работы

  • Здравствуйте, садитесь! Вспомните, какое д. з. было задано к сегодняшнему уроку и назовите произведение, которое будет объектом изучения на сегодняшнем уроке (прочитать рассказ, найти статьи о помощи человека животному и наоборот)
  • Итак, правильно, объект изучения - рассказ К.Г. Паустовского "Заячьи лапы",  (слайд №1)но это ещё не тема. Попробуем самостоятельно сформулировать   тему  урока (дети пишут карандашом, говорят, темы разные). 
  • Задание было одно? (да) Темы сформулировали разные. Почему? (много интересного: сюжет, герои, худ своеобразие и т.д.)
  • Чтобы правильно сформулировать тему урока, обратимся к д.з. Вспомните статьи (1-2 пересказываю). Какой темой они объединены, в том  числе - и с рассказом "З.Л."?
  • Записываем дату, тему "Взаимоотношения человека и природы в рассказе К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".(слайд №2)
  • Сформулируем цель "Проследить, как развиваются взаимоотношения человека и природы в рассказе Паустовского"
  • Вспомните, какие моменты при чтении рассказа вам показались интересными с точки зрения изучения литературного произведения (поступки героев, описание природы и т.д.) Опираясь на ваши интересы и тему урока, составим  поэтапный план урока:

а). чтобы вспомнить произведение, что мы можем сделать (пересказ, вопр – отв. перестрелку и т.д.). Предлагаю наименее затратный по времени  вариант - составить план рассказа и вопросно –ответную перестрелку.

б). чтобы обозначить ещё 2 этапа урока, обратите внимание ещё раз на  тему: на что мы должны обратить внимание? (человек, герои). Итак, составить характеристику героев . Через что? (речь, поступки)

г).  И последнее  ? проследить изображение природы в рассказе.

д).Сделать  выводы, сформулировать  идею рассказа. (слайд №3)

  • Какие приёмы будем использовать?:  (чтение, поиск, анализ...)

2.      Практическая   деятельность.

  • Составляем план рассказа. Чтобы быстрее, как лучше работать? ( в парах) 3-5 мин. Дополнительно (подумать, что означают слова "сюжет" и "ретроспектив"а и какое отношение имеют к  данному заданию).  Учащиеся зачитывают  план. Он высвечивается на слайде (слайд №4)  –Кто выполнил дополнительное задание? (сюжет- события в произведении в определённой последовательности; ретро – прошлое; ретроспектива -  взгляд в прошлое).(слайд №5)
  • Вывод:  в сюжете автор использует такой приём, как ретроспектива
  • Поработаем над 2 пунктом плана урока.  Предлагаю объединиться в группы. Сколько групп будет? (сколько героев) , 6 групп. Задание: я раздаю карточки с именами героев и их характеристиками. Что вы должны сделать?( выбрать характеристику героев, дописать свои характеристики). Дополнительно -проанализировать речь героев, найти цитаты. Ветеринар, бабка Анисья, Ваня, аптекарь, доктор, дед (слайд №6)
  • Вывод: Несмотря на злобу аптекаря и ветеринара, добро побеждает, так как доброту проявляют другие персонажи (большая часть).
  • 3 пункт  - вопросно-ответная перестрелка: (2 вопроса каждая группа). Зачитываем.

Физкульминутка "Съедобное -несъедобное": хлопок - прыжок (стул, лук, ноутбук, хлеб, мяч, клавиатура, клубника, морс, ваза, масло, туфли, торт, …)

  • Мы подошли к 4 пункту плана урока, Как вы думаете, какое задание предстоит вам выполнить на этом этапе урока? (поиск описаний природы, зачитывем, средства выразительности)
  • Вывод: 1)Описание природы сопровождает действия и речь героев

                   2) Автор использует различные средства выразительности при описании природы.

3. Вывод по теме:   Мы подошли к главному моменту в изучении произведения. Зачем мы анализировали взаимоотношения человека и природы? (понять идею) Какая она? ( творить добро, помогать людям и животным. бережно относиться к природе). Чтобы у каждого из вас появилась возможность сделать вывод по теме, идее произведения, предлагаю составить синквейн  (слайд №7)по теме урока. 3 сущ. 2 прил. 1 глаг. 1 афоризм. 1 междом или смайл. (сложнее всего с афоризмами, поэтому можете  придумать свой). (слушаю и добавляю афоризм от себя афоризм «Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим»…) слайд №8

4. Д.З. слайд №9. 1) выразительное чтение (всем) 2)  Дополн. - придумать рассказ, основанный на реальн. событии или инсценировку  или  иллюстрацию к эпизоду рассказа.

5. Рефлексия. Слайд №10  Предлагаю взять  зайчиков (всё –таки это центр. персонаж сегод. рассказа) и написать на нём одно из 3 слов, характеризующих ваше эмоц. состояние и степень усвоения темы. (бабочка - легко, жираф -  с небольшими трудностями, черепеха - "медленно, но верно".

6. Дополнительные задания:

  • Просмотрите иллюстрации к рассказу и предложите, какой эпизод изобразили бы вы? или  Устно опишите, что вы видите на иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"

Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....

Конспект урока по литературе. Рассказ А.П.Платонова «Юшка»

Данный урок литературы затрагиваетактуальные для нынешнего времени проблемы духовности и нравственности: о любви к ближнему, об умении сострадать, об ответственности за свои поступки....

конспект урока на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».

Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе при изучении раздела "Писатели о животных"...

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....

Конспект урока "Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Обучающихся  знакомятся с некоторыми чертами личности писателя, главными темами его творчества, историей создания рассказа,  раскрываются духовные ценности, которые делают человека богаче и ...

Урок литературы по рассказу К. Паустовского "Заячьи лапы"

Материал включает в себя подробный конспект урока с презентацией. Включает в себя список личностных, предметных и метапредметных результатов, а также проектныен, групповые и исследовательские формы ра...