Сергей Есенин «Я покинул родимый дом…».
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

Гайнетдинова Рамила Абдулхаковна

Урок-презентация  по лирике С.А.Есенина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esenin.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:    Сергей  Есенин  «Я  покинул  родимый  дом…».

Учебно-методический комплект (УМК) "Литература.  5класс», Коровина В.Я. и др.-М., «Просвещение», 2013

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока:

1. Путем анализа поэтического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэта в раскрытии темы Родины и природы       

2. Учить  чувствовать слово, видеть художественно-изобразительные средства

3. Развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся

4. Воспитать вдумчивого, восприимчивого читателя, внимательного к окружающему миру

Оборудование:   презентация, портрет  Сергея  Есенина,

стенд  под  названием «Родина Есенина. Заокские  дали.  Мой  край  задумчивый  и  нежный»,

(по  есенинским  местам),

выставка  книг  со  стихами  С. Есенина.

Структура урока:

I.   Подготовка к погружению в текст

1.Организационный этап.

2.Актуализация знаний.

3.Постановка учебной задачи.

II. Погружение в текст

1.Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

2.Физкультминутка.

3.Закрепление изученного материала.

                                                                                                                                                                                                                                     III.  Посткоммуникативный этап

1.Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

2.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Деятельность учащихся.  

Отвечают на вопросы, пересказывают, формулируют тему, записывают число, тему и эпиграф урока в тетрадь, формулируют цель урока, знакомятся с стихотворением Есенина, учатся выразительно читать. Задают вопросы классу, комментируют ответы, пишут в тетради, объясняют слова, записывают значение незнакомых слов, отвечают на вопросы, цитируя отрывки из  стихотворения.  

   Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха,  благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений.

Этап урока

Деятельность учителя

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

 

Приветственное слово учителя: Сегодня  на  уроке  мы  с  вами  познакомимся  с  замечательным  русским  поэтом  Сергеем  Александровичем  Есениным. Каждая  есенинская  строка  согрета  чувством  безграничной  любви  к  Отчизне.

2.Актуализация

знаний

 

3.Постановка учебной цели.

 Чтение  учащимися  вступительной  статьи  с  краткой  биографией  С. А. Есенина  по  учебнику «Литература» 5-го класса.

- С каким произведением мы с вами будем знакомиться на сегодняшнем уроке?

 -Как будет звучать тема нашего урока?

- Откройте тетради, запишите число.  

 Беседа  о  прочитанном. 

-Где  родился  Есенин?

-Что  вы   узнали  о  родителях  Есенина?

-Расскажите  о его детстве.

 - Каким вы представляете Есенина?    (Кинохроника «Живой Есенин»)  http://www.liveinternet.ru/community/1015813/post56619193/ 

Слово  учителя.

 Нам предстоит заочно побывать на Родине Есенина. С какими словами родственно это слово? (род, родитель, родной, родник, народ)  В краю голубой Оки 120 лет назад родился мальчик с поэтической фамилией Есенин. В этот день звонили колокола  в честь 800-летия Рязани. Мальчика назвали Сергеем в честь Сергия Радонежского.    Стихи  он  начал  писать  рано, лет  десяти, но  сознательное  творчество  он  относил  к  16—17 годам.  Отец  Серёжи  хотел,  чтобы  его  сын  стал  сельским  учителем.  Он  должен  был  поступить  в  Московский  учительский  институт, но  этого  не  произошло.

Когда  ему  исполнилось  18 лет,  он  поехал  в  Москву, прямо  на  квартиру А. А. Блока.

«Когда  я  смотрел  на  Блока, с  меня  капал  пот, потому  что  в  первый  раз  видел  живого  поэта».  

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

( Каково отношение поэта к Родине и природе?)

 

II. Погружение в текст

Усвоение новых знаний.

 

Физкультминутка (пауза релаксации)

Работа с текстом

(первичное закрепление)

Работа с эпиграфом  На  доске  написаны  годы  жизни  поэта  (1895—1925)

Эпиграф.

Моя  лирика  жива  одной  большой  любовью—любовью к  Родине. Чувство Родины-основное в моем творчестве.

Перед вами  эпиграф к уроку (на доске).  

Как вы понимаете эти слова?  

   Итак, сегодня мы знакомимся с ещё одним  стихотворением Есенина «Я покинул родимый дом»  

 Словарная работа.

    Родимый – свой, родной, милый, любезный

Покинул – оставил, ушел, бросил

Физкультминутка для глаз.

(С  места  встают  учащиеся  и  поочерёдно  читают  отрывки  из  стихов):

О Русь—малиновое  поле

И  синь,  упавшая  в  реку…

Люблю  до  радости  и  боли

Твою  озёрную  тоску.

Гой  ты,  Русь,  моя  родная,

Хаты—в  ризах  образа…

Не  видать  конца  и  края—

Только  синь  сосёт  глаза.

  Есенин  очень  любил  родную  природу  и  воспевал  её  в  своих  стихах. Через  любовь  к  природе  он  выражал  свою  любовь  к  Родине.

Прочитайте  своё  любимое  стихотворение.

-Каково  ваше  мнение  о  прочитанном?

Предполагаемые  ответы  учащихся.

-Я  считаю, что  ученик  прочитал  стихотворение  выразительно.

-Он  сумел  создать  рисунок, общую  картину  стиха.

-Он  хорошо  знает  текст.

-При  чтении  соблюдал  знаки  препинания.

-Он  правильно  ставил  логические  ударения.

-Мне  кажется, что  чтец  видел  то, о  чём  он  читал,  представлял  картины.

Слово  учителя.

Сегодня  на  уроке  мы  будем  учиться  выразительному  чтению

стихотворения  «Я  покинул  родимый  дом…»

 Чтение  стихотворения  учителем   

 Беседа  по  прочитанному.

 -Какие  картины  вы  представили, когда  я  читала  это  стихотворение?

- Каковы чувства лирического героя, покидающего дом?

Предполагаемые  ответы:

-Я  представил(а) горницу,  в  которой  сидит  мать  Есенина. Она  смотрит  на  березняк  и  грустит  о  сыне. Ночь.

 -Я вижу  отражение  луны  на  воде. Недалеко  от  дома  стоит  старый  клён.

-Какое  настроение  было  у  автора, когда  он  писал  это  стихотворение?

-Прочитайте  слова, которые  выражают  его  печальное  настроение?

-Какие  художественные  средства  употребляет  для  этого  Есенин?  А  какие  вы  знаете  художественные (выразительные) средства? Назовите  их.

-Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы и др.

-Что  такое  эпитет?

-Это  прилагательное  или  наречие, при  помощи которых  автор  выражает  своё  чувство.

-Что  такое  метафора?

-Это  переносное  значение  слова, основано  на  сходстве  или  противопоставлении  одного  предмета  или  явления  другому.

-Что  такое  сравнение?

-Сравнение—изображение  одного  явления  с  помощью  сопоставления  его  с  другим

  Работа  над  выразительным  чтением  стиха.

-Чтение  первой  строфы, соблюдая  знаки  препинания.

-Какое  чувство  выразил  Есенин  в  первой  строке?

-Он  выразил  чувство  тоски  по  дому.

-Какие  художественные  приёмы  он  использовал?

дом                          родимый

Русь                           голубая

березняк                   в три звезды

мать                         старая

луна                         золотой лягушкой

вода                          тихая

отец                          седой

пурга                        поет, звенит

клен                         старый

                                  похожий на меня

Повторное  чтение  строф,  определение  логических  ударений, пауз  внутри  строк  и  построчных  пауз.

-Какова  же  основная  мысль  стиха?

-В  этом  стихотворении  Есенин  выразил  любовь  к  родному  краю  и  своей  родной  стране.

-Как  он  называл  свою  Родину?  (Русь.)

Слово  «Русь» было для него любимой фразой. Это им сказано: «Нет поэта без Родины». Главные  символы художественного мира поэта –земля и небо. В центре - изба с постройками. Герой, родившийся и выросший в деревне, в городе не находит себе места, мечтает вернуться домой.

Слушание записи    http://muzofon.com/search/  голос Есенина «Я покинул родимый дом»

Выразительное  чтение  стиха  несколькими  учащимися.

Беседа 

 Ученики  задают  вопросы  чтецу.

-Какова  основная  мысль  стиха?

-Какие  картины  ты  видел(а) ?

-Прочитай  строчки, которые  тебе  особенно  понравились.

-Чем  они  понравились?

-Какие  художественные  приёмы  он  использовал?          

   

   

 

Закрепление изученного материала

 

 В завершение урока хочу предложить вам послушать  романс на стихи Есенина

 Опишите свои эмоции.  Показ слайдов «Родина Есенина. Заокские  дали. Мой  край  задумчивый  и  нежный" и прослушивание романса в исполнении КоваляИ.  http://2x2-tm.ru/melody/%FF+%EF%EE%EA%E8%ED%F3%EB+%F0%EE%E4%E8%EC%FB%E9+%E4%EE%EC   

Какие чувства передаёт музыка и голос исполнителя

 

III.  Посткоммуникативный этап.

Рефлексия деятельности.

 

  На доске прикреплены смайлики.  Кому понравился урок, подойдите к улыбающемуся смайлу, а если  нет – к другому.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Выставление оценок

 

Домашнее задание.

 

Задание  на  дом: выучить  наизусть  стихотворение  и  самостоятельно  поработать  над  выразительным  чтением  стихотворения «Низкий  дом  с  голубыми  ставнями…».

 

 .