Литературный проект "Библейские сюжеты в русской литературе"
проект по литературе на тему

Шанина Надежда Алексеевна

Представлен опыт включения элементов библейского содержания в материал уроков по русской литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bibleyskie_syuzhety_v_russkoy_literature.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИНЗЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3

ИМЕНИ Д.П. ОЗНОБИШИНА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Библейские сюжеты в русской литературе»

Выполнила

учитель русского языка

и литературы

Шанина Надежда Алексеевна

2017 г.

Библейские сюжеты в русской литературе

         В русской литературе, у великих русских писателей религиозные (христианские темы) были сильнее, чем в какой-либо другой литературе мира. Вся наша литература (особенно 19 в.) ранена христианской темой, вся она ищет спасения от зла, страдания, ужаса жизни. «Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает литературу христианской даже тогда, когда в сознании своем русские писатели отступали от христианской веры», - так сказал Бердяев. Это действительно так, многие русские писатели в своих произведениях обращались к слову Божьему и использовали библейские сюжеты в них. Золотой век нашей литературы был веком христианского духа, добра, жалости, сострадания, милосердия, совести и покаяния – это и животворило его.

         Жуковского показывают родоначальником новой русской поэзии. Его элегия «Сельское кладбище» может считаться началом истиной человеческой поэзии в России. Не случайно Жуковского называли «единственным кандидатом в святые от литературы нашей». Чисто религиозных стихов у Жуковского немного, но его перу принадлежат довольно многочисленные прозаические рассуждения на духовные темы: «О молитве», «О внутренней жизни».

         Знаменателен и тот факт, что стихотворение Жуковского «Молитва русского народа» в переработанном варианте превратилось в гимн Российской империи: «Боже, царя храни».

         Интересна в плане наблюдения за христианскими образами – символами и баллада «Светлана». Соотношение языческих, славянских образов и христианских символов (голубка, ворон) и д.р. в балладе способствует развитию основного конфликта произведения (борьба светлых и темных сил в душе героини и в ее жизни), поддерживается композицией и отражается в сюжете.

         Следовательно, жалобы Светланы в начале баллады – это то, что могло привести ее к гибели, если бы не спасение в христианской вере. «Судьбину», которую клянет Светлана в начале баллады, превращается в провидение.

         Становится традицией обращение поэтов 19 в. к образу библейского пророка.

         Все знают стихотворения Пушкина, Лермонтова, Некрасова с одинаковым названием «Пророк». У всех троих образ пророка отожествляется с человеком, который должен нести или несет людям слово правды, чего бы это ему не стало.

Пушкинское «Встань, пророк, и виждь и внемли, исполнись волею моей,

                        и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей», - это по библейски, это согласуется с Ветхим заветом. Это не пара фраз поэтических строк пророка, а то, что Пушкин сам пережил.

         Некрасовский «Пророк» завершается такими словами (посв. Чернышевскому)

«Его еще покамест не распяли,

Но час придет – он будет на кресте,

Его послал Бог гнева и печали

Рабам земли напомнить о Христе»

         Евангельский Христос в поэтическом мире Некрасова – «Бог угнетенных и скорбящих», а народный заступник – почитаемый и любимый русским народом праведник, святой человек.

         Некрасов выстраивает в своих произведениях целый мир, проникнутый действительно высокой художественной мыслью о героической жертве. В основе убеждений Некрасова – христианский дух. Николай Алексеевич сумел отразить в своем творчестве нравственные идеалы русского народа, которые формировались под воздействием Православной церкви.  

         Плодотворно и эффективно включение библейских мотивов в «Станционном смотрителе» у Пушкина. Прочитав данное произведение, учащиеся легко могут сказать, зачем Пушкин внес в описание скромного жилища станционного смотрителя картинки, изображающие историю блудного сына, а ведь это ключ к пониманию нравственной проблемы данной повести. Дальнейшее повествование тесно связано с данной художественной деятельностью. Судьба Дуни во многом схожа с судьбой библейского блудного сына, вернулась Дуня под отцовский кров, но слишком поздно. Теперь облегчить боль ее может только покаяние, через которое лежит путь к нравственному прозрению героини повести.

         Еще позднее к библейским мотивам обращались Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский в «Преступлении и наказании», где показана история того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки душа к постижению истины. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему.

         Его герой – Раскольников -  воскрешает в себе человека через любовь. Религиозность Сони влияет на него, и он просит ее прочитать легенду о воскрешении Лазаря, затем, отправляясь на каторгу, берет с собой Библию в старом кожаном переплете. «Обрести Христа – значит обрести собственную душу,» - так сказал Достоевский.

         Широко использовались христианские мотивы Лесковым в «Очарованном страннике». Уже в самом названии зашифрован определенный смысл. Считается, что странничество – важный элемент русского национального самосознания.

        Мечущаяся душа Ивана Северьяныча Флягина ищет царства Божия, и в конце повести он приходит в монастырь. Повиновение, покой и послушание теперь его жизнь, - и это ему нравится.

         Конечно, обращение к христианским мотивам, к библейским сюжетам не останавливается на 19 веке, а продолжается и в бурном 20 веке – изобилует этим Серебряный век русской поэзии (Ахматова, Маяковский, Пастернак) затем Есенин и, конечно, Блок.

         Прошли века – ничего не изменилось. Библейские темы и образы не стали менее актуальны в искусстве, а, наоборот, получили наивысшую степень остроты. Наверное, это вселяет надежду в то, что человек не деградирует, а, напротив, находится в поиске ответов на все те же вопросы и проблемы, которые волновали людей с древних времен: о добре и зле, о любви и ненависти, о прощении и выборе, о постижении самого себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарь - указатель сюжетов и мотивов в русской литературе

Включены две тематические группы: сюжеты западно-европейской литературы и календарные....

Литературная игра «Золотой век русской литературы»

Цели и задачи. Воспитание любви к русской литературе; развитие памяти, логического мышления.Оборудование: Интерактивный комплекс, система голосования  «Вердикт»; карточки с заданием, портреты рус...

Литературная викторина по произведениям русской литературы 5 класс

Литературная викторина по произведениям русской литературы для учащихся 5 класса ( к учебнику Коровина В.Я., Журавлёва В.П., Коровина В.И.)...

Проблема литературных традиций: повести древней русской литературы и роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Современное литературоведение проявляет интерес к проблеме диалога культур, к вопросам рецептивной эстетики и поэтики. В этом отношении творчество М.А.Булгакова репрезентативно, так как отличительная ...

Литературная викторина «В мире русской литературы»

Разработка адресована, прежде всего, учителям русского языка и литературы. Подобную игру можно проводить во втором семестре учебного года, когда некоторый материал по дисциплине пройден студентами....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Библейские сюжеты и образы в русской литературе»

Представлена разработка внеклассного мероприятия, целью которого является расширить  представления обучающихся  о влиянии Библии на творчество русских писателей и открыть новое  в уже и...

Тема: «Фольклорные сюжеты и образы в русской литературе: Баба Яга» Конспект урока родной (русской) литературы в 7-8 классе

Баба Яга  – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга в...